"Город мастеров"
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Куратова Елена Петровна

       

 

 

 

                                                                                                                                                                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевания «Город мастеров»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Разработала:

Куратова  Елена Петровна, воспитатель                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

                                                       Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….3

1.1.Актуальность…………………………………………………………………3

1.2.Новизна………………………………………………………………………..3

1.3 Ведущая педагогическая идея……………………………………………….4

1.4.Цель, задачи, принципы……………………………………………………...4

1.5. Ожидаемые результаты……………………………………………………..4

2. Содержательный раздел…………………………………………………...5-10

3. Методическое обеспечение ……………………………………………….5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Торцевание - это один из видов продуктивной деятельности - техника изготовления объемных поделок из бумаги. В основе этой техники - создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовка»,  как один мазок кисти в создании картины.

Торцевание на бумаге подразделяется на:

- контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство);

- плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);

- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение

-многослойное (торцовки вклеивают друг в друга слоями, одну внутрь другой).

Данная программа предназначена для проведения кружковой работы с детьми подготовительной группы с использованием техники «торцевание». Это метод работы с бумагой, который позволяет создавать удивительные композиции, отличающиеся необычным видом и объемностью рисунка. Она представляет собой синтез аппликации и бумаговерчения – квиллинга.

Этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. На бумаге рождаются пушистые разноцветные картины, а у детей развивается не только художественный вкус и мелкая моторика, но и обязательность, аккуратность, командный дух.

Актуальность: Работа в технике торцевания интересна и доступна детям. Она развивает мелкую моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

 

 

Ведущая педагогическая идея: Научить детей подготовительного дошкольного возраста технике торцевания.

Цель: Развитие творческих способностей детей через обучение технике «торцевание»

 

Задачи:

  1. Дать представления о методе торцевания.
  2. Показать алгоритм выполнения работы.
  3. Формировать умение работать с инструментами, при выполнении поделок в технике «торцевание».
  4. Вызвать желание детей создавать объемные работы из бумаги методом торцевания.
  5. Воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Принцип наглядности - играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер.

Принцип доступности - обучение только тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям.

Принцип систематичности и последовательности - предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные.

Ожидаемые результаты освоения Программы

-  Дети имеют представления о технике торцевание.

- У детей сформированы умения работать с инструментами, при выполнении поделок в технике «торцевания»;

- Дети умеют создавать объемные работы из бумаги методом торцевания

Отличительные особенности программы

Программа рассчитана на два  года обучения, проводится работа два раза в неделю, во вторник и четверг  с 16.00-16.30.  Длительность занятия 30 минут, 60 мин в неделю, начинается с 1 октября. Дети принимают участие в кружковой деятельности по желанию.

 

 

Форма итогов реализации

Участие в конкурсах художественно-эстетической направленности, организация выставок для родителей, изготовление подарков родителям.

Методическое обеспечение

Для реализации данной программы используется: ноутбук, видеопроектор, магнитофон, магнитная доска, демонстрационный материал, образцы, салфетки, разного цвета, палочки для изготовления торцовок.

                                                     Содержание изучаемого курса

Подготовительная группа

 

Месяц

Тема занятия

Краткое описание темы

Характеристика форм

Октябрь

1-2 неделя

«Рябина в вазе»

 

 

Загадка:

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют (рябинка)

Игра «Угадай чей листик»

Рассматривание веточки рябины.

Подбор салфеток по цвету.

Физкультминутка.

Нанесение силуэта на картон.

Изготовление торцовок и нанесение на силуэт.

 

Загадывание загадки.  Игры.

Вопросы.

Обсуждение.

Рассматривание натуры.

 

 

3-4 неделя

«Тигренок»

(объемная)

Игра «Назови животное»

Игра «Найди по описанию»

Рассматривание образца.

Лепка заготовки из пластилина.

Подбор салфеток по цвету.

Физкультминутка.

Изготовление торцовок и наклеивание их на силуэт.

Итог.

Игры.

Рассматривание.

Описание.

Лепка.

Вопросы.

 

Ноябрь

1-2 неделя

«Петушок» (объемная)

 

 

 

 

Загадка.

Игра «Чей хвост?»

Обследование игрушки петушка.

Физкультминутка. Лепка петушка из пластилина.

Подбор салфеток по цвету. (использование гофрированной бумаги). Изготовление  торцовок и нанесение их на поделку из пластилина.

Пальчиковая гимнастика.

Итог.

 

Загадка.

Игра.

Беседа.

Обсуждение.

Вопросы.

Лепка петушка.

 

3-4 неделя

«Семья кактусов» (коллективная)

 

Загадывание загадки.

Рассматривание образца.

Изготовление заготовки из пластилина.

Пальчиковая гимнастика.

Итог.

2-е занятие

Подбор салфеток по цвету. Нанесение торцовок на заготовку тигренка.

Загадка.

Рассматривание.

Поэтапное выполнение работы.

Декабрь

1-2 неделя

«Снежинка»

 

 

 

Загадка.

Чтение стихотворения  Бальмонт «Снежинка..»

Игра «Составь из частей»

Рассматривание образца.

Физкультминутка.

Изготовление и нанесение торцовок на готовый силуэт.

Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Загадка.

Чтение.

Рассматривание.

Игра.

 

3-4 неделя

«Дед Мороз»

(коллективная)

 

 

Включить в записи голос Деда Мороза с просьбой изготовить малышам в подарок его портрет.

Обсуждение о том, как мы можем сделать портрет.

Физкультминутка.

Изображение  силуэта портрета Деда Мороза.

Подготовка торцовок.

Пальчиковая гимнастика.

2-е занятие:

Заполнение готовой формы торцовками.

Сюрпризный момент.

Обсуждение.

 

 

Январь

1-2 неделя

«Синички на ветке»

Загадка.

Игра  «Чей силуэт?»

Нанесение изображения на картон. Подбор салфеток по цвету и изготовление торцовок.

Физкультминутка.

Заполнение образца торцовками. Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Загадка.

 Дидактическая игра.

Объяснение.

 

3-4 неделя

Оформление выставки детских работ.

Изготовление рамок.

 

Февраль

1-2 неделя

«Коза с козлятами»

(коллективная)

 

 

Рассматривание образца.

Физкультминутка.

Нанесение изображения на картон. Подбор и подготовка торцовок по цвету.

2-е занятие

Заполнение силуэта торцовками.

 

Сюрпризный момент.

Загадка.

Рассматривание.

Поэтапное выполнение работы.

 

 

 

3-4 неделя

«Открытка для папы»

Загадки о разных видах войск. Беседа об армии. Рассматривание различных образцов. Дети выбирают открытку, которую хотят сделать.    Физкультминутка. Нанесение силуэта картинки на картон. Подбор цветных салфеток для торцовок. Изготовление торцовок и нанесение на силуэт. Пальчиковая гимнастика. Итог.

 

Загадки. Беседа.

Чтение.

Рассматривание. Вопросы.

Обсуждение.

Март

1-2неделя

«Нарциссы» (букет для мамы)

 

Дидактическая игра «Сердце  матери»

Чтение стихотворений о маме. Беседа о празднике. Рассматривание букета нарциссов в вазе.

Нанесение изображения цветов на картон.

Подбор и подготовка торцовок по цвету.

Заполнение силуэта торцовками. Итог.

Дидактическая игра. Чтение.

Рассматривание.

Поэтапное выполнение.

 

3-4 неделя

«Маки»

(коллективная)

 

Загадка.

Игра «Придумай букет»

Нанесение изображения на картон. Подбор салфеток по цвету.

Изготовление торцовок и заполнение рисунка-силуэта.

Зрительная гимнастика.

Итог.

Загадка.

Дидактическая игра

Рассматривание.

Апрель

1-2 неделя

«Курица с цыплятами» (объемная)

 

Сюрпризный момент: приходит курочка и говорит, что потерялись цыплята, просит найти цыплят.

Рассматривание образца.

Лепка курицы и цыплят из пластилина.

Физкультминутка.

Изготовление торцовок, заполнение силуэта.

Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Сюрпризный момент.

Вопросы.

Рассматривание.

Лепка.

 

3-4 неделя

«Пчелка»

(объемная)

 

Загадка о пчелке. Лепка заготовки из пластилина.

Пальчиковая гимнастика.

Подбор по цвету и изготовление торцовок и наклеивание на заготовки.

Итог.

Загадка.

Вопросы.

Лепка. Поэтапное выполнение работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Горяева Н.А.. «Первые шаги в мире искусства» - издательство Просвещение Москва 1991г.

2.Левина М..  «365 веселых уроков труда» - издательство Рольф Москва2000 г.

3.Левин  В.И. «Воспитание Творчества»  -  Томск: Пеленг, 1993г.

4.Макаров А.Ю. Цветы в технике бумажной пластики //Школа и производство.-2009.- №7 – с.28, 37-39

5. Макаров А.Ю. Методика  обучения технике торцевания из бумаги //Школа и производство. -2011.- №3 – С. 20.

6. Лыткова О. В. Мастер-класс для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники «тычкования (торцевания)» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014.

7. М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1988. – 224 с. 2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий /Под ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

8. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

9. Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 15.05.2013г. №26

10.    ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

                                  города Абакана «Детский сад «Иванушка»      

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА         

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевания «Город мастеров»

                                             

                                                                             Разработала:

Куратова  Елена Петровна, воспитатель                  

                                                         Абакан, 2018г.

                                                     

                                                             Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….3

1.1.Актуальность…………………………………………………………………3

1.2.Новизна………………………………………………………………………..3

1.3 Ведущая педагогическая идея……………………………………………….4

1.4.Цель, задачи, принципы……………………………………………………...4

1.5. Ожидаемые результаты……………………………………………………..4

2. Содержательный раздел…………………………………………………...5-10

3. Методическое обеспечение ……………………………………………….5

                                            

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Торцевание - это один из видов продуктивной деятельности - техника изготовления объемных поделок из бумаги. В основе этой техники - создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовка»,  как один мазок кисти в создании картины.

Торцевание на бумаге подразделяется на:

- контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство);

- плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);

- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение

-многослойное (торцовки вклеивают друг в друга слоями, одну внутрь другой).

Данная программа предназначена для проведения кружковой работы с детьми подготовительной группы с использованием техники «торцевание». Это метод работы с бумагой, который позволяет создавать удивительные композиции, отличающиеся необычным видом и объемностью рисунка. Она представляет собой синтез аппликации и бумаговерчения – квиллинга.

Этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. На бумаге рождаются пушистые разноцветные картины, а у детей развивается не только художественный вкус и мелкая моторика, но и обязательность, аккуратность, командный дух.

Актуальность: Работа в технике торцевания интересна и доступна детям. Она развивает мелкую моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Ведущая педагогическая идея: Научить детей подготовительного дошкольного возраста технике торцевания.

Цель: Развитие творческих способностей детей через обучение технике «торцевание»

Задачи:

  1. Дать представления о методе торцевания.
  2. Показать алгоритм выполнения работы.
  3. Формировать умение работать с инструментами, при выполнении поделок в технике «торцевание».
  4. Вызвать желание детей создавать объемные работы из бумаги методом торцевания.
  5. Воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Принцип наглядности - играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер.

Принцип доступности - обучение только тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям.

Принцип систематичности и последовательности - предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные.

Ожидаемые результаты освоения Программы

-  Дети имеют представления о технике торцевание.

- У детей сформированы умения работать с инструментами, при выполнении поделок в технике «торцевания»;

- Дети умеют создавать объемные работы из бумаги методом торцевания

Отличительные особенности программы

Программа рассчитана на два  года обучения, проводится работа два раза в неделю, во вторник и четверг  с 16.00-16.30.  Длительность занятия 30 минут, 60 мин в неделю, начинается с 1 октября. Дети принимают участие в кружковой деятельности по желанию.

Форма итогов реализации

Участие в конкурсах художественно-эстетической направленности, организация выставок для родителей, изготовление подарков родителям.

Методическое обеспечение

Для реализации данной программы используется: ноутбук, видеопроектор, магнитофон, магнитная доска, демонстрационный материал, образцы, салфетки, разного цвета, палочки для изготовления торцовок.

                                                     Содержание изучаемого курса

Подготовительная группа

Месяц

Тема занятия

Краткое описание темы

Характеристика форм

Октябрь

1-2 неделя

«Рябина в вазе»

Загадка: 

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют (рябинка)

Игра «Угадай чей листик»

Рассматривание веточки рябины.

Подбор салфеток по цвету.

Физкультминутка.

Нанесение силуэта на картон.

Изготовление торцовок и нанесение на силуэт.

Загадывание загадки.  Игры.

Вопросы.

Обсуждение.

Рассматривание натуры.

3-4 неделя

«Тигренок»

(объемная)

Игра «Назови животное»

Игра «Найди по описанию»

Рассматривание образца.

Лепка заготовки из пластилина.

Подбор салфеток по цвету.

Физкультминутка.

Изготовление торцовок и наклеивание их на силуэт.

Итог.

Игры.

Рассматривание.

Описание.

Лепка.

Вопросы.

Ноябрь

1-2 неделя

«Петушок» (объемная)

Загадка.

Игра «Чей хвост?»

Обследование игрушки петушка.

Физкультминутка. Лепка петушка из пластилина.

Подбор салфеток по цвету. (использование гофрированной бумаги). Изготовление  торцовок и нанесение их на поделку из пластилина.

Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Загадка.

Игра.

Беседа.

Обсуждение.

Вопросы.

Лепка петушка.

3-4 неделя

«Семья кактусов» (коллективная)

Загадывание загадки.

Рассматривание образца.

Изготовление заготовки из пластилина.

Пальчиковая гимнастика.

Итог.

2-е занятие

Подбор салфеток по цвету. Нанесение торцовок на заготовку тигренка.

Загадка.

Рассматривание.

Поэтапное выполнение работы.

Декабрь

1-2 неделя

«Снежинка»

Загадка.

Чтение стихотворения  Бальмонт «Снежинка..»

Игра «Составь из частей»

Рассматривание образца.

Физкультминутка.

Изготовление и нанесение торцовок на готовый силуэт.

Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Загадка.

Чтение.

Рассматривание.

Игра.

3-4 неделя

«Дед Мороз»

(коллективная)

Включить в записи голос Деда Мороза с просьбой изготовить малышам в подарок его портрет.

Обсуждение о том, как мы можем сделать портрет.

Физкультминутка.

Изображение  силуэта портрета Деда Мороза.

Подготовка торцовок.

Пальчиковая гимнастика.

2-е занятие:

Заполнение готовой формы торцовками.

Сюрпризный момент.

Обсуждение.

Январь

1-2 неделя

«Синички на ветке»

Загадка.

Игра  «Чей силуэт?»

Нанесение изображения на картон. Подбор салфеток по цвету и изготовление торцовок.

Физкультминутка.

Заполнение образца торцовками. Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Загадка.

 Дидактическая игра.

Объяснение.

3-4 неделя

Оформление выставки детских работ.

Изготовление рамок.

Февраль

1-2 неделя

«Коза с козлятами»

(коллективная)

Рассматривание образца.

Физкультминутка.

Нанесение изображения на картон. Подбор и подготовка торцовок по цвету.

2-е занятие

Заполнение силуэта торцовками.

Сюрпризный момент.

Загадка.

Рассматривание.

Поэтапное выполнение работы.

3-4 неделя

«Открытка для папы»

Загадки о разных видах войск. Беседа об армии. Рассматривание различных образцов. Дети выбирают открытку, которую хотят сделать.    Физкультминутка. Нанесение силуэта картинки на картон. Подбор цветных салфеток для торцовок. Изготовление торцовок и нанесение на силуэт. Пальчиковая гимнастика. Итог.

Загадки. Беседа.

Чтение.

Рассматривание. Вопросы.

Обсуждение.

Март

1-2неделя

«Нарциссы» (букет для мамы)

Дидактическая игра «Сердце  матери»

Чтение стихотворений о маме. Беседа о празднике. Рассматривание букета нарциссов в вазе.

Нанесение изображения цветов на картон.

Подбор и подготовка торцовок по цвету.

Заполнение силуэта торцовками. Итог.

Дидактическая игра. Чтение.

Рассматривание.

Поэтапное выполнение.

3-4 неделя

«Маки»

(коллективная)

Загадка.

Игра «Придумай букет»

Нанесение изображения на картон. Подбор салфеток по цвету.

Изготовление торцовок и заполнение рисунка-силуэта.

Зрительная гимнастика.

Итог.

Загадка.

Дидактическая игра

Рассматривание.

Апрель

1-2 неделя

«Курица с цыплятами» (объемная)

Сюрпризный момент: приходит курочка и говорит, что потерялись цыплята, просит найти цыплят.

Рассматривание образца.

Лепка курицы и цыплят из пластилина.

Физкультминутка.

Изготовление торцовок, заполнение силуэта.

Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Сюрпризный момент.

Вопросы.

Рассматривание.

Лепка.

3-4 неделя

«Пчелка»

(объемная)

Загадка о пчелке. Лепка заготовки из пластилина.

Пальчиковая гимнастика.

Подбор по цвету и изготовление торцовок и наклеивание на заготовки.

Итог.

Загадка.

Вопросы.

Лепка. Поэтапное выполнение работы.

Список литературы

1.Горяева Н.А.. «Первые шаги в мире искусства» - издательство Просвещение Москва 1991г.

2.Левина М..  «365 веселых уроков труда» - издательство Рольф Москва2000 г.

3.Левин  В.И. «Воспитание Творчества»  -  Томск: Пеленг, 1993г.

4.Макаров А.Ю. Цветы в технике бумажной пластики //Школа и производство.-2009.- №7 – с.28, 37-39

5. Макаров А.Ю. Методика  обучения технике торцевания из бумаги //Школа и производство. -2011.- №3 – С. 20.

6. Лыткова О. В. Мастер-класс для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники «тычкования (торцевания)» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014.

7. М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1988. – 224 с. 2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий /Под ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

8. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

9. Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 15.05.2013г. №26

10.         ФГОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Мастер – класс «Путешествие в город мастеров».

Нетрадиционная форма работы с родителями....

Конспект мастер-класса по теме «Город мастеров».

Программные задачи:1. Образовательные• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома;2. Развивающие• развивать мышление, м...

Муниципальный проект «Город мастеров» Тема: «Люби дело – мастером будешь»

Знакомство детей  подготовительной группы с народными  промыслами, с историей их возникновенияАктуальность:1.Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном ...

Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»

Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»...