Проект пластилинография "Космос нашими руками".
проект по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Беликова Валентина Евгеньевна

Цель проекта: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе овладения нетрадиционной художественной техникой изобразительного искусства – пластилинографией. Формирование представлений о космосе, космонавтах. Развитие воображения, поиск способов создания фантастических образов;  развитие мелкой моторики пальцев рук во время лепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королев Московской области детский сад №16 «Забава»

        

Проект по пластилинографии

«Космос нашими руками»

                                                                             Воспитатель: Беликова В.Е.

         

1.Пояснительная записка

Разработка проекта по пластилинографии «Космос нашими руками» обусловлена необходимостью решения проблемы художественно - эстетического развития младших дошкольников. Проект краткосрочный, реализуется в несколько этапов, в настоящее время он ориентирован на детей от 3 до 4 лет.

Проект также учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей 3-4лет:

-изобразительная деятельность детей зависит от их представлений о предмете, в этом возрасте они только начинают формироваться;

-графические образы бедны;

-дети могут уже использовать цвет;

-большое значение для развития мелкой моторики рук имеет лепка;

-лепка оказывает положительное влияние на развитие восприятия;

-к концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве.

Для реализации данного проекта в ДОУ созданы условия:

- наличие рабочих мест

-подобраны необходимые наглядные, рабочие материалы для пластилинографии; -подобрана картотека пальчиковых игр, игровых упражнений.

2.Актуальность выбранной темы проекта

В настоящее  время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства,  был организован проект художественной направленности “Космос нашими руками” — основной идеей которой является рисование картин пластилином —  пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании — карандаш и кисть, в аппликации — ножницы и кисть, в лепке — стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты ).

Пластилинография — это один из сравнительно нового жанра (вида)  изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной  материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми).

Занятия пластилинографией  представляют  большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми  дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Такое построение занятий проекта ”Космос нашими руками” способствует более успешному освоению образовательной программы.

Создание программы проекта обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей  дошкольного возраста. Данная образовательная программа — обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Вид проекта: краткосрочный (2месяца).

Участники проекта: дети с 3 до 4 лет, родители, воспитатели.

Сроки реализации: март – апрель 2016 года.

Цель проекта: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе овладения нетрадиционной художественной техникой изобразительного искусства – пластилинографией. Формирование представлений о космосе, космонавтах. Развитие воображения, поиск способов создания фантастических образов;  развитие мелкой моторики пальцев рук во время лепки.

Задачи проекта:

  1. Развивать:

-интерес к созданию рисунков с помощью пластилина;

-творческие способности, воображение, эмоции детей при создании сюжетных картин;

-познавательно - исследовательскую деятельность (исследование свойств пластилина, картона);

-художественный вкус, пространственное воображение;

-мелкую моторику рук, глазомер.

  1. Воспитывать желание самостоятельно изображать картины с помощью пластилина.
  2. Воспитывать у детей усидчивость, аккуратность, терпение.
  3. Формировать умения и навыки, связанные с пластилинографией.

5.Содействовать вовлечению детей и родителей в совместную творческую деятельность.

         

   Принципы реализации проекта:

          1.Принцип развивающего обучения. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития».

Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

          При работе в технике «Пластилинография» воспитываются  у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.

 При обучении технике пластилинографии, закрепляются  у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.

3. Принцип свободы выбора. Предоставляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4.Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

5.Принцип интеграции.

Художественная деятельность взаимосвязана:

- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);

- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).

6. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

Этапы реализации проекта:

1.Потготовительный:

- подбор методической, научно – популярной, художественной литературы по данной теме;

- составление плана работ над проектом;

- подбор наглядного и дидактического материала;

- беседа с детьми .

 - освоить прием надавливания;

- освоить прием вдавливания;

- освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца;

- освоить правильную постановку пальца;

- освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками;

- научиться работать на ограниченном пространстве.

2.Практический:

- реализация плана работы с детьми и родителями;

- создание предметно развивающей среды, обеспечивающей достижения цели проекта и соответствующей возрастным особенностям детей;

- разработка конспектов по развитию художественных способностей  на основе нетрадиционных техник пластилинографии;

 - научиться не выходить за контур рисунка;

- научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;

- использовать несколько цветов пластилина;

- научиться пользоваться специальной стекой;

- научиться доводить дело до конца;

- научиться аккуратно, выполнять свои работы;

- научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;

- научиться восстановлению последовательности выполняемых действий;

- научиться действовать по образцу воспитателя;

- научиться действовать по словесному указанию воспитателя.

3.Итоговый: 

- самостоятельно решать творческие задачи;

- выставка работ, выполненных детьми совместно с родителями и индивидуально на базе ДОУ;

- формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

     При разработке данного проекта отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться.

К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально нужно использовать все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

   Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографии помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому , развивает творческое воображение, образное мышление.

Приёмы рисования пластилином:

- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

- рисование мазками;

- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

- процарапывание по пластилину;

- вырезание отдельных  картин,  заполнение их  дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

Ожидаемые результаты: Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомство с художественными произведениями , стихами,  потешками ,  пальчиковыми играми.

Появление  первых элементарных математических представлений о счете, размере, величине.

Развивитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

 Воспитывание тактильных и термических  чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук.

          Список использованной литературы:

  1. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». — СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
  2. Венгер Л.А. «Педагогика способностей». — М., 1973 г.
  3. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». — М., 2000 г.
  4. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». — М., 1995 г.
  5. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
  6. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». — М., 1998 г.
  7. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». — М., Просвещение, 2006 г.
  8. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
  9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

                             

                                    Этапы реализации проекта

Этапы работы

мероприятия

сроки

задачи

Подготовительный

- разработка проекта,

-ознакомление родителей с проектом,

- подбор материалов художественной деятельности,

-беседа с детьми,

-разработка тематического плана мероприятий.  

Март

(1-2 неделя)

Повысить собственную профессиональную  

компетентность ;

определить цель,

задачи, основные

направления реализации проекта

и ожидаемые результаты; познако-

мить детей с

пластилинографией.    

Практический

1.Космическая ракета

Март

(3неделя)

Познакомить детей с основными приемами пластилинографии – размазыванию пластилина по поверхности, отщипыванию мелких кусочков от целого куска, поддержание интереса к новому способу творческого самовыражения с помощью рисования пластилином.

2.Галактика

Март

(4неделя)

Закрепление полученных знаний и навыков. Знакомство детей с миром космоса, а также приемом смешивания пластилина.

3.Скафандр

       Апрель

(1 неделя)

Продолжать знакомить детей с новыми терминами и понятиями (космонавт, скафандр). Освоение нового приема – создание изображения из колбасок.

4.Ракета на старте

Апрель

(2 неделя)

Развитие цветовосприятия, навыка смешивания пластилина на поверхности, а также размазывания заранее заготовленных шариков из пластилина.

5.Мастер-класс

«Парад планет»

Апрель

(3 неделя)

Знакомство детей с новым приемом размазывания пластилина по объемной поверхности. Изучение названий планет солнечной системы. Создание радостного настроения от совместного творчества с родителями.

Итоговый

Выставка работ в

ДОУ

Апрель

(4неделя)

Способствовать повышению уровня педагогической образованности родителей. Обмен опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Наше здоровье в наших руках"

В материале представлен проект для воспитателей, родителей и детей среднего дошкольного возраста, направленный на укрепление здоровья воспитанников с использованием современных здоровьесберегающих тех...

проект "Наше здоровье в наших руках".

проект по здоровьесбережению...

Проект "Наше здоровье в наших руках".

Проект "Наше здоровье в наших руках" проводился в средней группе детскогосада в течение недели. Целью проекта было ознакомление дошкольников со здоровым образом жизни, пользой витаминов и пользой зака...

Проект "Наше здоровье в наших руках"

Проект "Наше здоровье в наших руках"Целью проекта является выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало ре...

ПРОЕКТ «Наше здоровье в наших руках» в рамках проведения «Недели Здоровья» средняя группа №2 (4-5 лет)

Презентация  мероприятий  проекта  «Наше здоровье в наших руках» в рамках проведения "Недели Здоровья" в средней группе (4-5 лет)....

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни на основе реализации проекта «наше здоровье в наших руках.

Здоровый образ жизни – это результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья. Здоровый образ жизни является предп...