Проект "Ладушки-ладошки"
проект по аппликации, лепке (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Проект «Ладушки-ладошки»
Пояснительная записка
Своевременное и правильное речевое развитие- необходимое условие для формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, обладает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте - необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений рук. Чем выше развита двигательная и координаторная активность руки, тем лучше развивается речь, тем меньше трудностей ребенок будет испытывать, когда будет учиться писать. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта.
Некоторые родители считают: ребенок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребенок может испытывать затруднения при письме - именно потому, что это совершенно другой навык.
Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.
В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым способом для развития мелкой моторики рук, является применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук. Так же хороший результат даёт применение нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Поэтому проект «Ладушки-ладошки» направлен на речевое, художественно- эстетическое развитие, и на развитие и укрепление мелкой моторики детей младшего возраста. Для развития моторики рук на занятиях данного проект используются следующие приемы, игры и упражнения:
•массаж и самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины);
• рисование (пальчиками, пластилином.)
-игры со шнуровками, мозаикой, бумагой.
Проект проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.
К концу учебного года дети должны научиться правильно, держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, исчезает скованность движений.
Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры, упражнения.
Задачи: Образовательные:
Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз;
Формировать практические умения и навыки;
Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, крупами, пуговицами.
Развивающие:
Развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
Развивать мелкую моторику, совершенствовать движения рук;
Развить познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
Способствовать развитию речи детей.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
Воспитывать и развивать художественный вкус;
Воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Программное содержание:
Месяц | Тема | Задачи | Упражнение |
Сентябрь 21.09.16 | «Овощи с огорода» | 1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. 3. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно). |
Сентябрь 28.09.16. | «Осень» | 1. Разучить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь. 2. « Обрывная аппликация». Учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать их на картон. Развивать пространственные представления, воображение. | «Кап-кап дождик» Аппликация «Дождик» |
Октябрь 5.10.16. | «Одежда и обувь осенью» | 1. Закрепить понятия о цвете, величине, форме. 2.Продолжать учить рисовать пальчиками, лепить и наклеивать. 3.Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику. | Упражнение « Штриховка» -рисование карандашами полосок для одежды.
|
Октябрь 12.09.16. | «Дикие птицы» | 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. 2. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать в комочки. 3. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них. | Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки. |
Октябрь 19.10.16 | «Домашние птицы» | 1. Познакомить с пальчиковым театром. Разучить песенку «Вышла курочка гулять ». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. 2. «Мятые картинки». Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами; учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону на контурное изображение. | Аппликация «Угощение для курочки и цыплят». |
Октябрь 26.10.16. | « Зайчишка» | 1. Разучить пальчиковую игру « Зайчишка» 2.Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. 3.Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.
| Пальчиковая игра Обрывная аппликация « Зайчишка» |
Ноябрь 2.11.16. | « Дом» | 1. Развивать мелкую моторику, учить воспроизводить движения пальцами в соответствии с текстом. 2. Стимулировать тактильные ощущения. 3. Развивать чувство формы.
| Пальчиковая игра « Домик» «Домик для Мишутки» - рисуем на манке. |
Ноябрь 9.11.16. | «Мебель» | 1.Учить собирать кровать по графическому изображению (рисунку) 2. Развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев. | Упражнение «Составим из палочек кровать» |
Ноябрь 16.11.16 | «Посуда» «Волшебная ложечка» | 1.Разучить пальчиковую игру « Посуда» 2. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 3 .Учить детей аккуратно переливать воду из одной емкости в другую при помощи ложечки. | Пальчиковая игра « Посуда» Упражнение « Не разлей воду» |
Ноябрь 23.11.16 | «Продукты питания» | 1. Развивать мелкую моторику. Учить детей находить середину предмета, учить резать бумагу ножницами. 2.Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений. 3. Развивать умение нанизывать на веревочку сушки, «баранки», завязывать узелок на верёвочке. | Упражнение « Раздели пополам»- разрезание ножницами картинок колбасы, хлеба, батона. Дидактическая игра « Связка сушек» |
Декабрь 2.12.16. | «Зима. Признаки зимы»
| 1. Развивать мелкую моторику. 2. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии. 3. Стимулировать тактильные ощущения.
| «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками. |
Декабрь 6.12.16. | «Снег идет» | 1.Пальчиковая игра «Как на горке снег».Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь. 2.Развивать мелкую моторику. 3.Учить разрывать лист бумаги на мелкие кусочки, подбрасывать их вверх . | Упражнение «Снегопад» |
Декабрь !4.12.16. | «Дикие животные Лиса»
| 1 Развивать общую координацию движений. Выполнять движения согласно тексту. 2.Развивать внимание, память, мелкую моторику, творческие способности. | Динамическая игра « Утром лисонька проснулась» Упражнение « Укрась изображение лисы горохом» |
Декабрь 21.12.16. | Зимние забавы. | 1. Побуждать слушать стихотворный текст «Снеговик». Обыгрывать с помощью плоскостных фигурок с дырочками для пальцев. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать внимание, умение согласовывать движения и речь. 2. «Аппликация». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Закрепить геометрические формы. | Пальчиковая игра « Снеговик» Аппликация «Снеговик» |
Декабрь 28.12.16. | «Новый год» Ёлка | 1. Развивать мелкую моторику. 2. Закреплять умение рисовать пальчиками. 3.Развивать творчество. фантазию. | Обыгрывание стих-я «Были - бы у елочки ножки! «Украшаем елочку» -рисование пальчиками. |
Январь 11. 01.17. | «Домашние животные»
| 1. Развивать мелкую моторику . 2. Учить детей раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней. 3. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них, фантазию.
| Лепка « Угощение для кошечки, собачки» |
Январь 18.01.17 | «Дикие животные»
| 1. Развивать мелкую моторику. 2. Стимулирование тактильных ощущений. 3. Учить подбирать прищепку к ежику по цвету. | « Веселые ёжики» - использование разноцветных прищепок.
|
Январь 25.01.17. | «Рыбки в аквариуме»
| 1.Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию. 2. Формировать навык изображения волнистых линий по пунктиру, развивать зрительное внимание, чувствительность пальцев рук, активизировать словарь детей по данной теме. 3.Развивать умение на готовом шаблоне (аквариуме) распределять камешки, ракушки по дну. | Пальчиковая гимнастика « Рыбки» Упр. « Камешки в аквариуме» |
Февраль 1.02.17. | «Человек части тела»
| 1.Расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей; | Пальчиковая игра « Здравствуйте ладошки» Рисование частей лица на силуэте головы. |
Февраль 8.02.17. | «Здоровый образ жизни»
| 1. Закреплять знания детей о пальчиковых упражнениях, элементах самомассажа рук, ног, лица. 2. Развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, творческие способности, мелкую моторику. 3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к родным и близким. | Пальчиковая игра « Как живёшь» Упр. « Пальчики играют» |
Февраль 15.02.17 | «Семья»
| 1. Развитие мелкой моторики и координации движений. 2. Закрепить понятие семья, родственники. 3. Закрепить навыки раскатывания мягкого материала, развивать внимание, наблюдательность. | Пальчиковая игра « Моя семья» Упр. «Раскрась домик»-пластилин. |
Февраль 22.02.17. | «Защитники Отечества» | 1Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Учить детей завязывать узелки и бантики. 3. Стимулировать тактильные ощущения | Упр. « Завязывание узлов на толстой верёвке, шнуре» |
Март 1.03.17 | «Мамин праздник»
| 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту. 3. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать. | Пальчиковая игра «Мамочка». Упражнение «Бусы для мамы» - нанизывание макарон на ленту. |
Март 15.03.17 | «Весна»
| 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Продолжать учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.
| «Цветы на полянке» - цветы из пластилиновых дисков. |
Март 22.03.17 | «Звонкая капель»
| 1. Развивать мелкую моторику . 2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.
| Упражнение «Капель»- с помощью прищепок имитируем капель на картоне в виде крыши. |
Март 29.03.17. | "Весеннее солнышко"
| 1.Развивать мелкую моторику . 2.Стимулирование тактильных ощущений.
| Упражнение «Веселое солнышко» - рисование на манке. |
Апрель 5.04.17 | «Транспорт» | 1. Совершенствовать мелкую моторику . 2. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. | «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины. |
Апрель 12.04.17 | «Домашние животные и их детеныши»
| 1 Развивать мелкую моторику . 2. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, учить детей рисовать волнистые линии. 3. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.
| Упражнение «Нарисуй хвост коню». |
Апрель 19.04.17. | « Обувь» | 1.Развивать мелкую моторику рук 2.Стимулировать тактильные ощущения. 3.Развивать умение аккуратно шнуровать. | Пальчиковая игра « Обувь» Упр. « Зашнуруй ботинки» |
Апрель 26.04.17 | «Профессии»
| 1. Совершенствовать мелкую моторику рук 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Учить детей строить из строительного материала. Подбирать нужный строительный материал. 4. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность. | Пальчиковая игра « Много есть профессий знатных» Упр. « Строим дом» |
Май 3.05.17 | «Виды транспорта» | 1. Совершенствовать мелкую моторику . 2. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии. 3. Развивать глазомер и точность. | Упр. «Дорисуй железную дорогу» - дорисовать шпалы к железной дороге. |
Май 10.05.17 | « Времена года» | 1.Развивать мелкую моторику. 2.Стимулирование тактильных ощущений. | Упражнение «Веселое солнышко» - рисование на манке. |
Май 17.05.17 | « Цветы» | 1. Развивать мелкую моторику . 2. Продолжать учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев. 3. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.
| «Красивые одуванчики» - рисование ладошкой. |
Май 24.05.17 | « Насекомые» | 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику . 2. Стимулирование тактильных ощущений. | Упражнение «Гусеница» - выкладывание гусеницы из пуговиц. |
Май 31.05.17 | « Лето» | 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику . 2. Развивать координацию движений. | Упражнение «Арбуз» -накладывание на шаблон семян от арбуза. |
Примечание: перед каждым занятием проводится массаж пальчиков или пальчиковая игра.