Презентация доклада на педсовете "Значение лепки, творчества в интеллектуальном развитии ребенка дошкольника"
презентация к уроку по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Ершова Ольга Владимировна

Положительное влияние лепки на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольников и их успешное обучение в школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и успешного обучения в школе. Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие – умственное, физическое, нравственное, эстетическое.

Слайд 4

Лепка наряду, с другими видами изобразительной деятельности, благотворно влияет на развитие мелкой моторики. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.А. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать , у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь, развиты механизмы, необходимые для овладения письмом. Занятия лепкой способствуют развитию коммуникативных способностей ребенка , помогают преодолеть трудности в общении с взрослыми и сверстниками, особенно при создании коллективных композиций.

Слайд 5

Изобразительная деятельность, и лепка, в частности, тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов, познание связей действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. Ребенок с увлечением и интересом лепит фигурки из пластилина, а потом может разыгрывать на столе или в большой картонной коробке представления. А если вместо пластилина взять слоеное тесто, то из него можно вылепить «вечные» пирожные для игр или игрушки для новогодней елки. Летом всегда можно отыскать глину или влажный песок и сооружать сказочные замки или создавать скульптуры. Если на улице зима, то постройки с большим удовольствием можно создавать из снега. Способности к творчеству в лепке реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка глины можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет, поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ведь в ней ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Каждая фигурка как будто дышит и говорит.

Слайд 7

Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т. е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет. Ребенок должен уметь обобщать, оперировать понятиями. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста связано, прежде всего, с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений. С этой целью детей учим при обследовании предметов перед началом изображения сравнивать их между собою по свойствам, а также сопоставлять части одного и того же предмета.

Слайд 8

У детей шестого года жизни развивается способность анализировать и обобщать воспринимаемые предметы, выделять и сопоставлять их свойства (форму, высоту, длину, ширину, цвет). На этой основе становится возможным учить детей передаче отношений предметов между собой по величине, по высоте, толщине, а также отношений частей предметов, как по высоте, так и по форме и по расположению друг к другу. Для того, чтобы передавать эти свойства предметов при изображении, детям необходимо приобрести новые знания: о пространственном положении (вверху, внизу, по сторонам, в середине, справа, слева), о градациях по высоте (выше, еще выше, самый высокий), по длине (длиннее, самый длинный), толщине (толще – тоньше, самый тонкий) и т. д.

Слайд 9

В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления – наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать. Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладения приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий , а затем ищут способы реализации этой задачи. Ребенок старшего дошкольного возраста способен уже создавать такие реальные и фантастические образы, которые он чувственным путем не воспринимал. Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой стороны – сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Пока еще не вполне изучено, как влияет на ребенка то, что он творит «по своей руке», по своим умениям и способностям. Но можно предположить, что каждый шаг в развитии (будь то мелкая моторика или пространственное мышление ) сразу отразится в лепке.

Слайд 10

Вывод: Подытоживая все выше сказанное, можно сделать вывод: занятия лепкой комплексно воздействуют на интеллектуальное развитие детей: развивают пространственное, логическое и конструктивное мышление; повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; развивают творчество, фантазию и воображение способствуют развитию речевой и познавательной активности; развивают ребенка эстетически, учат ребенка видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии интеллектуального развития ребенка дошкольника

В связи с введением ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Единственно возможный путь — инновационная деятельность детского сада в целом и каждого пед...

Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 3 ЛЕТ 2019

КОНСУЛЬТАЦИЯ Воспитатель Конова Т.В.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 3 ЛЕТ ТЕСТЫ...

Презентация родительского собрания во второй младшей группе на тему: «Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка»

Презентация родительского собрания во второй младшей группе " Теремок" на тему " Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка"...

Презентация. Игра - средство интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста.

Игра - средство интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста....

Статья и презентация на тему "Развитие мелкой моторики рук как средство интеллектуального развития ребенка"

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности...