Знакомство с Дымковской игрушкой
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Назаренко Ирина владимировна

Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой 

Задачи: формировать умение  самостоятельно составлять узор на бумаге из элементов дымковской росписи(кружочки,точки, полоски) с помощью кисточки ,ватной палочки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Пушкинского района  Санкт-Петербурга

«Знакомство с дымковской игрушкой»

Автор:

воспитатель Назаренко И.В.

Санкт – Петербург

март, 2014год

«Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой. 

Задачи:Образовательные: формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (кружочки, точки) с помощьюкисточки и ватной палочки;

Воспитательные:  воспитывать у детей интерес к народным традициям, уважение к труду народных мастеров.

Развивающие:развивать эстетическое восприятие у детей, расширять знания о декоративно-прикладном искусстве.

Технологии, используемые педагогом в мероприятии.

1.        Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

1.1        Педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций.

1.2        Самовыражение ребёнком, присущих ему качеств и способностей.

1.3        Осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребёнку свою активность.

2.        Игровая технология.

2.1        Игры (развивающие, дидактические, словесные, интеллектуальные)

3.        Здоровьесберегающие технологии.

3.1        Технология сохранения и стимулирования здоровья

(Подвижные игры)

3.2        Технология музыкального воздействия

(музыкальное сопровождение)

4. Использование ИКТ

  Оборудование:   мультимедийная презентация «Дымка», иллюстрации «дымковские  игрушки, выполненные мастерами промысла»;  образцы элементов дымковской росписи; контуры фартуков, дымковской барышни; гуашь: красная, желтая, синяя; ватные палочки. 

.   Ход:

Воспитатель:  Ребята, сегодня я познакомлю вас с  очень красивыми  игрушками. Давайте рассмотрим иллюстрации с их изображением.Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрации с изображением  дымковской игрушки (барыня, няня, водоноска, Ванюшка, лошадка, козлик, индюк).         Посмотрите, какие красивые игрушки. Эти игрушки называются дымковские.

Ели спят у большака
В инее седом.
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
https://pp.vk.me/c605722/v605722813/3cbf/Cu3paa2MT_w.jpg
Голубые дали,
И село большое 
«Дымково» назвали.
https://pp.vk.me/c617517/v617517813/3c24/qw0dOCHgU0k.jpg

Воспитатель показывает презентацию «Дымка» и рассказывает про дымковскую игрушку.https://pp.vk.me/c617517/v617517813/3c1b/4lkiRVsMCUM.jpg

        Дымковская игрушка—это    один из русских народных глиняных  промыслов. Возник в селе Дымково близь  г. Вятка (ныне  г. Киров). Мастера лепили из глины веселые игрушки. Обжигали, сушили  в печи. Чаще всего использовали  такие сюжеты: няни с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни. Высушенные игрушки белили в белый цвет. И только после этого расписывали  узорами. Такой игрушки, как дымковская больше нет, она одна такая. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

Все игрушки не простые,А волшебно-расписныеБелоснежны, как берёзкиКружочки, клеточки, полоски –Простой. Казалось бы, узор,Но отвести не в силах взор.

 Дымковские игрушки расписывали такими элементами – кружки, точки, кольца, прямые и волнистые линии. Использовали яркие, сочные цвета – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый.

Каждый элемент узора что – то обозначает. Круг – солнце, волнистая линия – вода, клетка – поле.

https://pp.vk.me/c605722/v605722813/3c2f/qWA0deUfRjY.jpghttps://pp.vk.me/c605722/v605722813/3c77/RlVh66ER-6A.jpghttps://pp.vk.me/c605722/v605722813/3cad/lA5U9ZD4a4w.jpghttps://pp.vk.me/c605722/v605722813/3ce3/fBdd1ceC2Hw.jpg

У дымковской игрушки есть свои цвета,  есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки. Сейчас мы попробуем составить элементы узора, распишем фартук барыне.На доске перед детьми висят элементы дымковской росписи: кружок, кольцо, точки, прямая и волнистая линии, клеточка. Дети пробуют составить  дымковские узоры на отдельном листке, вырезанном в форме фартука.

Д/игра «Составь узор».https://pp.vk.me/c605722/v605722813/3d34/uIJTrOvvxxU.jpghttps://pp.vk.me/c605722/v605722813/3d73/Ynw7a_qJK_o.jpghttps://pp.vk.me/c605722/v605722813/3d85/IbeOfYEHjoU.jpg

        

Воспитатель: Молодцы, хорошие узоры получились, а теперь немного отдохнем.https://pp.vk.me/c617517/v617517813/3ba6/5RhuTFX_MOM.jpg

Физкультминутка. Видеть мир привыкли люди

                        (ладонь ко лбу – смотрим из-под ладони)

     Белым, желтым, синим, красным.

     (руки на поясе, повороты туловища влево - вправо)

     Пусть же все вокруг нас будет

     (развести руки перед собой в стороны)

     Удивительным и разным!

     (поднять руки вверх, развести в стороны).

Воспитатель: Немного отдохнули. Пора нам браться за работу.

Садитесь за столы.  Сначала я покажу вам, как мы будем украшать нашу барышню. Вначале возьмем кисточку и нарисуем большие кружки красной краской. Потом возьмем ватные палочки и нарисуем желтые серединки у красных кружков. https://pp.vk.me/c617517/v617517813/3b55/_Fpi-6NE8bc.jpghttps://pp.vk.me/c617517/v617517813/3b5e/SOTlNSTieyo.jpg

Другой ватной палочкой нарисуем синие точки вокруг красных кружков. Вот какая барышня получилась.

 А теперь вы принимайтесь за работу и украшайте своих барышень.https://pp.vk.me/c617517/v617517813/3b9d/yL4TWBV5xUE.jpg


Дети начинают работу. Педагог при необходимости проводит индивидуальную работу.https://pp.vk.me/c617517/v617517813/3b67/QedrKvsJfV4.jpghttps://pp.vk.me/c617517/v617517813/3b8b/pDHgg98nrb4.jpg

Воспитатель:  Посмотри, как хороша эта девица-душа.https://pp.vk.me/c617517/v617517813/3bf7/iJaq0XhXtno.jpg

    Щечки алые горят, удивительный наряд,

    Сидит кокошник горделиво,

    Барышня так красива.

    Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

Воспитатель: Давайте сделаем хоровод из наших барышень.

Дети приносят рисунки и выставляют в хоровод на магнитной доске.

Воспитатель:   Мы игрушки расписные,

     Хохотушки вятские –

     Щеголихи слободские,https://pp.vk.me/c617517/v617517813/3c09/g-LqGv7git0.jpghttps://pp.vk.me/c617517/v617517813/3c12/fLCUkk3GPvg.jpg

     Кумушки посадские.

     Мы игрушки знатные

     Складные да ладные.

     Мы повсюду славимся,

     Мы и вам понравимся!        

Воспитатель: Вот какие красивые барышни у нас получились. Яркие, нарядные. Молодцы, ребята.

Литература, использованная в ходе подготовки к занятию        

«Народные художественные промыслы» (Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская).

«Изделия народных художественных промыслов и сувениры» (Р.А. Бардина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по декоративному рисованию "Знакомство с дымковскими игрушками"

В материале представлены  виды дымковских игрушек. Материал с музыкальным сопровожением, прост и доступен для восприятия детьми среднего возраста....

Родительское собрание на тему "Знакомство с дымковской игрушкой"

В современной культуре декоративно-прикладное искусство живет в своих  традиционных формах. Именно благодаря этому, изделия народных мастеров   сохраняют свои традиционные ос...

Рисование тема: "Знакомство с дымковской игрушкой"

Обучение методике рисования дымковской росписи...

Презинтация "Знакомство с дымковской игрушкой"

В презинтации представлена краткая история дымковской игрушки, изображения известных игрушек, их описание, основные приемы  росписи игрушек....

конспект занятия "Знакомство с дымковской игрушкой"

конспект занятия в старшей группе "Знакомство с дымковской игрушкой"  (на основе занятия Лыковой И.А)...

Конспект занятия по рисованию на тему «Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование дымковских узоров»

Развивать эстетическое восприятие народного декоративно-прикладного искусства; творческое мышление, моторику рук, внимание, память; развивать умение отвечать на вопросы; развивать и обогащать сл...