Рабочая программа кружка «Умные пальчики» для работы с детьми 2-3 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

  1. Целевой раздел

I .1.Пояснительная записка.

Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.

Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Дети 2-3 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.

 

1.2.Цель и задачи программы :

Цель : Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Задачи:

- развитие тонкой моторики пальцев;

- развитие движений кистей рук;

- развитие понимание речи;

 

Формы работы:

- пальчиковые игры;

- игры с предметами и материалами;

- массаж рук.

- рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т. д.

- использование пластилин и соленого теста

 

1.3 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

  • Массаж кистей рук.
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
  • Массаж кистей рук (еловыми  и сосновыми шишками, массажными мячами).  
  • Рисование,  лепка.
  • Раскрашивание рисунка.
  • Игры и действия с мелкими предметами.
  • Узнавать предметы на ощупь.
  • Работа с крупой, фасолью, горохом.
  • Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
  • Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

 

  1.  
    1. Планируемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений, способов самоконтроля. Направлено на установление уровня управления своими руками и пальцами.

 

Формы проведения итогов реализации программы:

  • выставки детских работ в детском саду;
  • дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). ,

 

Описание планируемых результатов

К концу курса дети должны овладеть:

  • приемы самомассажа рук;
  • владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
  • выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).
  • работать с трафаретами;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
  • применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
  • выполнять шнуровку.
  • способность синхронно выполнять движения обеими руками.
  •  

Критерии оценки

 

  1. Умение разминать пальцами и ладошками пластилин .
  2. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками, шнуровка.
  3. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками, раскладывание и складывание разборных игрушек.
  4. Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
  5. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание и поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь –ребро.

Оценка в баллах:

0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;

1 балл: испытывает трудности ,

2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;

3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.

Оценочный ключ для фиксации уровня развития мелкой моторики рук

Уровень Количество баллов

ВЫСОКИЙ (В) 6 баллов

СРЕДНИЙ (С) 4-5 баллов

НИЗКИЙ (Н) до 3 баллов

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка

«Умные пальчики»

для работы с детьми 2-3 лет

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад «Булжамуур»

на 2018-2019 уч г.г.






Содержание

I. Целевой раздел ………………………………………………………………….……….2

1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………………2

1.2. Цели и задачи…………………………………………………………………………….2

1.3 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений……………………………………………………………………………………..3

1.4. Планируемые результаты освоения программы ……………………………………4

II Содержательный раздел…………………………………………………………………5

2.1. Перспективное планирование на 2017-2018…………………………………………..5

III.Организационный раздел………………………………………………………………10

3.1.Организация кружковой деятельности………………………………………………….10

3.2.Используемый материал при работе ……………………………………………………10

3.3.Список литературы………………………………………………………………………10

  1. Целевой раздел

I .1.Пояснительная записка.

Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.

Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Дети 2-3 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.

1.2.Цель и задачи программы :

Цель : Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Задачи:

- развитие тонкой моторики пальцев;

- развитие движений кистей рук;

- развитие понимание речи;

Формы работы:

- пальчиковые игры;

- игры с предметами и материалами;

- массаж рук.

- рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т. д.

- использование пластилин и соленого теста

1.3 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

  • Массаж кистей рук.
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
  • Массаж кистей рук (еловыми  и сосновыми шишками, массажными мячами).  
  • Рисование,  лепка.
  • Раскрашивание рисунка.
  • Игры и действия с мелкими предметами.
  • Узнавать предметы на ощупь.
  • Работа с крупой, фасолью, горохом.
  • Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
  • Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

  1. Планируемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений, способов самоконтроля. Направлено на установление уровня управления своими руками и пальцами.

Формы проведения итогов реализации программы:

  • выставки детских работ в детском саду;
  • дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). ,

Описание планируемых результатов

К концу курса дети должны овладеть:

  • приемы самомассажа рук;
  • владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
  • выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).
  • работать с трафаретами;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
  • применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
  • выполнять шнуровку.
  • способность синхронно выполнять движения обеими руками.

Критерии оценки

  1. Умение разминать пальцами и ладошками пластилин .
  2. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками, шнуровка.
  3. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками, раскладывание и складывание разборных игрушек.
  4. Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
  5. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание и поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь –ребро.

Оценка в баллах:

0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;

1 балл: испытывает трудности ,

2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;

3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.

Оценочный ключ для фиксации уровня развития мелкой моторики рук

Уровень Количество баллов

ВЫСОКИЙ (В) 6 баллов

СРЕДНИЙ (С) 4-5 баллов

НИЗКИЙ (Н) до 3 баллов

II. Содержательный раздел

2.1.Перспективное планирование кружковой работы «Умные пальчики»

Сентябрь

4.неделя

1 Этот пальчик.

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик — дедушка,

этот пальчик — бабушка,

этот пальчик — мама,

этот пальчик — папа,

Ну а этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.,

2. «Коврик для котёнка».

Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка оперирования ножницами, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз.

Октябрь

1.неделя

1.Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка горох и подсолнуха)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2.неделя

1. Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)

Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

2.Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.

Цель: развивать мелкую моторику.

3.неделя

1. Пальчиковая гимнастика «Зайчики»

Цель: Развивать общую координацию движения.

2. Пальчиковая игра «Кошки – мышки»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.неделя

1. , «Подарок жеребёнку».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца.

2. Игра «Овощ в мешке»

Цель: Развить мышление и тактильные ощущения ребенка.

Оборудование:  Мешок и различные овощи.

Описание игры: Дайте ребенку мешочек с овощами, а малыш на ощупь должен определить, какой овощ он держит в руках.

Ноябрь

1.неделя

1. Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)

Цель: развивать мелкую моторику рук.

2. «Прогулка»- рисуем следы … пальчиками.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

2.неделя

1. «Снегопад в лесу» (трафарете зеленой елке разложить «игрушки») из мятой бумаги.

Цель: учить детей рвать бумагу и скатывать мелкие шарики.

2. Массаж «Бусами»

Цель: развитие мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом.

3.неделя

1. Пальчиковая игра «Пирог»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

3. «Новогодняя елка»

Цель: учить детей лепить круговые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики.

4.неделя

1. ПАЛЬЧИКИ ЛОЖАТСЯ СПАТЬ

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик — прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Ну а этот долго спал,

А потом будить всех стал.

Встали пальчики! Ура!

(Выпрямить все пальцы.)

Нам гулять идти пора!

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

2. Игра «Лодочка»Исходное положение: Обе ладошки поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

Декабрь

1.неделя

1. «Чтоб Мишке было теплее»

Цель: развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге»

2. Игра: «Лыжники»

Цель: развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

2.неделя

1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мой веселый мяч – прыгун»

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка)

3.неделя

1. Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»

Цель: Развивать координацию общих движений.

2. «Забавный барашек»

Цель: развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка работы ножницами, упражнять детей в изготовлении аппликации.

4.неделя

1.Солнышко

— Утро красное пришло,

— Солнце ясное взошло.

— Стали лучики светить

— Малых деток веселить.

Пальчики разгибаются по одному

— Прилетели тучки

— Спрятались лучики.

Пальчики прячутся в кулачок,

2. Игра «Учимся пересыпать»

Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук, внимание и координацию движений ребенка.

Оборудование: Для проведения игры вам потребуются 2 тарелки, крупа и ложка.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним 2 чашки. В одну из них насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Продемонстрируйте ребенку, как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одной тарелки в другую. Дайте ему в руки ложку и посмотрите, как он будет справляться с заданием. Помогите малышу набрать крупу. Когда ее останется мало, подскажите, что чашку нужно наклонить. Можно предложить ребенку перемешать крупу ложкой.

Январь

2.неделя

1. Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.

2. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3.неделя

1. «Идет снег»

Цель: Учить детей делать аппликацию манной крупой. Развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек) .

Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

4.неделя

1. Игра «Все по порядку»

Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук и цветовое восприятие ребенка.

Оборудование: 3 тарелки и бусинки двух разных цветов.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним 3 тарелки. В одну из них поместите бусинки. Предложите ребенку рассортировать бусинки по цветам в разные тарелки. Покажите малышу, как надо перекладывать бусинки — по одной, беря тремя пальцами.

2. Игра «Монетки»

Цель: Развить мышление ребенка, мелкую моторику рук.

Оборудование: Банка с монетами.

Описание игры: Каждому участнику игры дайте банку с монетами. В ней обязательно должна быть небольшая прорезь. Детям нужно извлечь из банки все монеты. Выигрывает тот участник, который сделает это быстрее всех.

Февраль

1.неделя

1. «Волшебный теремок для шести братьев».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш.

2. Массаж пальчиков мячиком ежиком.

Цель: Развивать мелкую моторику рук, формировать навыки выразительности. Пластичности движений.

2.неделя

1. «Бусы для мамы»

Цель: развивать мелкую моторику рук; развивать соотношений движений рук.

2. Пальчиковая игра «Солнце светит ярко. Ярко»

Цель: Развивать зрительное внимание.

3.неделя

1. Пальчиковая игра: «Какая игрушка спряталась» и определить на ощупь.

Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.

2. Игра «Лыжники»

Цель: Развивать мелкую моторики пальцев.

4.неделя

1. Зайчик и барабан.

Исходное положение. Указательный и средний пальцы подняты вверх. Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу.

Дали зайцу барабан.

Он ударил: там-там-там!,

Март.

1.неделя

1. «Нарядные дымковские лошадки».

Цель: закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш.

2. «Лодка для Пятачка».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы ножницами, с бумагой – оригами, совершенствование зрительно-ручной координации.

2.неделя

1. Пальчиковая игра «помощники»

Цель: Развивать моторику пальцев.

2. Рисование «верёвочкой»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и воображение.

3.неделя

1. Игра «Солнце светит ярко, ярко» выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию;

2. Пальчиковая игра: «Моя семья»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

4.неделя

1. ФЛАЖКИ

Исходное положение. Расположить ладони перед собой.

Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

2. Игра «Гусеница на листочке»

Цель: Развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения ребенка, его фантазию, воображение и мышление.

Оборудование:  1/2 листа картона зеленого цвета, пластилин или соленое тесто, доска для работы с пластилином, ножницы.Описание игры: Посадите ребенка за стол. Перед ним положите лист, вырезанный из дерева или картона. Затем вместе с ребенком из теста или пластилина сделайте шарики и положите их на листочек. Несколько шариков на листе — это гусеница. Шарики из теста (пластилина) можно раскатывать ладошкой по столу или между двумя руками. На первом шарике нарисуйте глаза гусеницы.

Апрель.

1.неделя

1. «На окне расцвёл цветок».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, сыпучим и мелким материалом, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.

2. «Весёлый кактус».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.

2.неделя

1. Массаж с прищепками.

Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

3.неделя

1. Пальчиковая игра «игрушки»

Цель: Развивать соотношения движения рук.

2. Пальчиковая игра «Кто приехал»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

4.неделя

1. Игра «Крышка»

Цель: Развить мышление, мелкую моторику рук, зрительное восприятие и глазомер ребенка.

Оборудование: Баночки с крышками разного размера.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним баночки и отдельно положите крышки. Попросите ребенка подобрать крышки к каждой баночке. Затем предложите ему открутить крышки. Если у малыша что-то не получается, обязательно помогайте ему.

2. Игра «Пластилин»

Цель: Развить мелкую моторику рук, воображение и мышление ребенка.

Оборудование: Пластилин.

Описание игры: Посадите ребенка за стол. Разложите перед ним пластилин. Покажите, как из пластилина можно вылепить различные фигуры. Начните с изготовления колобков и блинчиков, а после этого — животных и человечков.

Май

1.неделя

1. «Рыбки для Карлсона».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пористым пластилином и гофрированной бумагой, развитие прослеживающей функции глаза, закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие бинокулярного зрения.

2. «Солнышки - малышки».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с ножницами, с сыпучим и мелким материалом (бисером, Закрепление приёма завязывания нити на узел, совершенствование зрительно-ручной координации, развитие бинокулярного зрения.

2.неделя

1. «Весёлые божьи коровки».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, закрепление навыка работы с пластилином, проволокой, развитие бинокулярного зрения

2 Пальчиковая игра «Топ-топ»

Цель: развивать мелкую моторику рук

3.неделя

1. Пальчиковая игра «кто больше соберет шишек»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.«Забавная гусеница».

Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование тактильной чувствительности пальцев рук и ориентировки в малом пространстве, формирование графических навыков при раскрашивании, развитие бинокулярного зрения, упражнять в работе с мелким сыпучим материалом.

4.неделя

1. выставки детских работ в детском саду;

2. дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). 

III.Организационный раздел

3.1. Организация кружка

Кружок организуется с детьми 2-3 лет.

Занятия проводятся один раз в неделю в игровой форме в режиме дня по подгруппам продолжительностью10 минут

3.2.Необходимые материалы и оборудование

- резиновые игрушки;

- бусы, шнуровки;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка)

- бумага, карандаши, пальчиковые краски;

- настольный театр;

- наборов счетных палочек;

- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;

- массажных мячей;

- прищепок бельевых разных цветов;

- трафаретов по лексическим темам;

- различные виды мозаики, конструкторов;

- пазлы;

- игрушки-шнуровки;

- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, липучки.

3.3 Список литературы

1. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособия   по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 48 с.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.

3. Шанина С.А.,  Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления  ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век.2010. – 249 с.

4.. Узорова О.В. Пальчикововая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. –


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка Умные пальчики

В основу программы заложены педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения. Практический раздел включает развивающие занятия для детей в кот...

ПРОГРАММА КРУЖКА «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки...

Рабочая программа кружка «Умные пальчики»

Рабочая программа кружка«Умные пальчики»...

Программа кружка "Умные пальчики" для детей раннего возраста (2-3 года)

Данная программа кружка позволяет интересно и полезно провести занятия с детьми. Занятия  на нескольких техниках: пластилинография, аппликация, рисование ладошками, рисование песком на экране. На...

Программа кружка "Умные пальчики"

Цель программы:развитие комплекса умений и навыков мелкой моторики рук для овладения письмом детей дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка "Умные пальчики" в подготовительной группе

План работы по зкспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы...