Консультация для педагогов. «Использование образовательных решений лего в практике работы с детьми младшей группы».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)

Хилько Ирина Николаевна

Познакомить с опытом работы по легоконструированию с детьми младшего дошкольного возраста. Использование лего конструктора во всех образовательных областях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_lego.docx595.25 КБ
Файл lego_02.2018.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Ягодка» Тутаевского муниципального района.

Консультация для педагогов.

«Использование образовательных решений лего в практике работы с детьми младшей группы».

Подготовила:  Хилько И. Н.

Тутаев 2018.

Для презентации. Слайд 1, 2.

Современному обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию.  Каждый ребёнок любит играть.  Лего – конструктор является наиболее предпочтительным материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Лего позволяет учиться,  играя и обучаться в игре.  Конструктор Лего  - давно уже легендарный бренд и по – прежднему, обыкновенное чудо. Интерес детей к нему не затухает с момента его появления в Дании в 1934году.

Слайд 3.

У слова Лего два значения: «я учусь» и «я складываю».

Слайд 4.

Образовательные области в ДОУ не существуют в « чистом виде». Всегда происходит их интеграция. Я познакомлю вас с видами лего – конструкторов, которые есть в нашей группе и некоторыми вариантами применения лего - конструирования в различных образовательных областях.   Детям 3 -4 лет предложен набор лего дупло для творческих занятий, набор лего дупло «Ферма» прекрасная иллюстрация жизни в деревне и набор лего «Эмоции», позволяющий окунуться в увлекательный мир эмоций.  

Слайд 5 (виды конструкторов).

В начале совместной деятельности  познакомила детей с основными деталями конструктора (кирпичик, пластина, основа машины, клювик, платформа и другие вспомогательные детали). Научила способами скрепления деталей (стопкой, кирпичная кладка, ступенчатая кладка), пространственному расположению, чтобы у детей сложился первоначальный опыт конструирования. Показ правильных способов обращения с деталями и доведение конструктивной задачи до детей через игровое содержание находит у них отклик и быстро продвигает в овладении техникой стройки, умении соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта. В этом возрасте у детей появляется способ самовыражения – это «оживление» своих построек, придумывание сюжета и развертывание действия. Поэтому с детьми проводились серии свободных, спонтанных игр с использованием лего – конструктора, чтобы удовлетворить желание ребёнка потрогать, пощупать и просто поиграть с ним. Результатом продуктивной деятельности была несложная лего - постройка (герой или неодушевлённый предмет). Конечно, любая постройка должна обыгрываться. Чаще всего она может служить началом сюжетно – ролевой игры.

Социально - коммуникативное развитие.

Слайд 6.

 Развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;        

Становление самостоятельности, целенаправленности действий;

 Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;  

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Дети 3 – 4 лет любят общество сверстников. Они часто играют вместе, учатся взаимодействовать с несколькими партнёрами одновременно. Возможность комбинировать наборы  позволяет научить детей играть в ролевые игры, придумывать различные сюжеты: «Труд людей на ферме», «Напоим животных», «Построим загоны», «Посадим цветы». Можно поиграть с детьми в сюжетно – ролевую игру «В деревне» с обыгрыванием ситуации взаимодействия человека с домашними животными. В сюжетно – ролевой игре «Семья» закрепить представление детей о  семье, обязанностях членов семьи, творчески воспроизводить быт семьи посредством лего – конструирования.  Поощрять игры с использованием предметов заместителей (кубик – котлета, разные по высоте детали – мама и малыш , деньги в игре « Магазин», пирожные на кукольном чаепитии, из кубиков лего можно сварить в кастрюле « суп»: желтые кубики – это картошка, оранжевые – морковь, красные – свекла). Кубики можно сложить в кузов грузовика  и перевезти их как строительный материал. Поддерживать самостоятельность в подборе игрушек.  Играя конструктором лего дупло «Эмоции» дети узнают много нового о различных человеческих эмоциях и физических характеристиках человека, научаться узнавать различные чувства и определять их сходства и различия.  Младшие дошкольники способны отличать игровое поведение от реального поведения, принимать воображаемую ситуацию и действовать с ней. Например, можно обыграть сказку «Три медведя» (построить дом, у дома посадить цветы, приготовить торт, пригласить Машу на день рождения Мишутки). Дети с удовольствием играют.  Спайд7.

Познавательное развитие.

Слайд 8.

В процессе НОД по ФЭМП используются игровые упражнения на развитие логического мышления («составь цепочку», «простые логические цепочки»), внимания «Что лишнее», «Чего не стало», ориентировки в пространстве. Играя, в лего на математике с детьми мы получаем математические знания о форме, симметрии. Развиваются сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. Используются лего – элементы в дидактических играх и упражнениях.(например, «Найди все кубики», «Разложи по цвету», «Построй заборчик» и т. д.)

Дети любят строить дорожки, башни, дома. Закрепляются понятия  «высокий – низкий, «широкий – узкий». В НОД познавательного характера лего используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано», «Найди такой же»).  Для развития у детей интереса к конструированию используем разные формы организации детей: конструирование по образцу, по замыслу, по схеме. У нас есть образцы и схемы, которые мы сделали самостоятельно, чтобы предоставить больше возможностей для развития детей, для использования лего на занятиях.  (соотношение цифры и количества). Слайд8, 9, 10, 11.

Речевое развитие. Слайд 12.

Формирование грамматически правильного строя речи;

Расширение словарного запаса, словообразования.

Развитие коммуникативных навыков, связной, диалогической речи;

Формирование звуковой культуры речи;

Совершенствовать умение общаться и делать выводы;

Рассказывание и сочинение сказок и историй, использование в играх театрализованного характера.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга,   следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из лего дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развивается диалогическая и монологическая речь. Используя, набор лего дупло «Ферма»,  дети учатся запоминать новые слова (фермер, кормушка, вилы, трактор, названия животных, их детёнышей), учатся различать понятия: ферма, зоопарк. С детьми проигрываются ситуации  «Кто, где живёт», «Кто, что ест», «Чей малыш», «Кто, что делает». Дети рассматривают фигуру животного из набора и называют его действия. (кошка мяукает, царапается, пьёт молоко. Собака лает, виляет хвостом, бежит, охраняет дом ит.д.). Дети  учатся описывать животных.  В упражнении  «Кто как кричит» решается задача развития звукового восприятия. Ребята выбирают из конструктора  понравившееся животное, обыгрывают,  имитируя звукоподражание.

        К словесным играм для обогащения лексического запаса с использованием лего конструктора можно отнести:  « Большой – маленький», «Один – много», «Кто лишний», «Имя детали». Можно построить башню и с её помощью отработать предлоги ЗА , НА. Спросить , например, какой кирпичик на красном кирпичике? Попросить ребенка дать развернутый ответ. «На красном кирпичике желтый кирпичик». Тоже самое с предлогом ЗА.  Формирование речи у дошкольников происходит на фоне речи воспитателя. Слушая рассказы, опираясь на метод вопросов и ответов, беседы, приобретённый опыт затем используют в самостоятельной речи.  Рассказывая и обыгрывая сказку по объёмным декорациям из конструктора ребёнку легче осознать сюжет. Придумываю и сказки и загадки о животных обыгрываю их вместе с детьми, затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки и стихи. В процессе игры дети учатся выражать просьбу словами, благодарить за оказанную услугу.   Слайд 13. 14.

Художественно – эстетическое развитие.

 Слайд 15.

Творческое конструирование – создание замысла из деталей лего – конструктора;

Реализация самостоятельной конструктивно – модельной творческой деятельности детей.

При помощи деталей Lego можно познакомить не только с формой, величиной, но и с цветом. Усвоив такое понятие, как «чередование» применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры различных цветов. Так же можно использовать для изучения цвета. Например, ребёнку предлагают собрать у зелёного дома только зеленые предметы, а у красного дома посадить только красные цветы. Дети 3 -4 лет обычно очень гордятся тем, что они умеют.  Дети любят составлять «Волшебные узоры», упражняясь в составлении симметричных узоров. (Например, «Бабочка», «Укрась платочек», «Красивый коврик»).  С помощью цветных карандашей раскрашивают  лего – фигуры,  используют детали как штампы для отпечатка рисунка на пластилине. («Укрась шарфик»).  Применяют в театрализованной деятельности для обыгрывания сказок, стихов. К новому году конструировали елку и украшали её.  

Художественно – эстетическое  направление образовательной деятельности в Лего – конструировании осуществляется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, в которых можно использовать не только конструктор, но и бумагу, карандаши. Успешность художественно – эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в процессе деятельности.  Дети начинают придумывать дополнительные детали в своих работах, которые не были озвучены воспитателем, таким образом,  развивая своё творческое мышление.

Слайд 16.

         Физическое развитие.           Слайд 18. 19.

Координация движений, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук;

Использовать как инвентарь.

Помимо развития мелкой моторики обеих рук лего – конструктор способствует развитию крупной моторики.  Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физкультуре для выполнения общеразвивающих упражнений, основных видов движений, подвижных игр.  

Приложение.

Социально – коммуникативное.

Игра «Светофор».  

Цель: продолжать знакомить детей с правилами безопасного перехода чере проезжую часть; развивать пространственную ориентировку, закреплять знание сигналов светофора.

Ход игры: Педагог -  светофор,  дети – «автомобили». Педагог показывае кирпичик красного цвета, автомобили останавливаются, желтый – приготавливаются, зелёный – идут.

Ярко – красный – первый глаз

Смотрит строго он на нас,

Говорит, что нет пути,

Вам нельзя сейчас идти.

Дальше желтый глаз горит –

- Подождите – говорит –

Ну, ещё совсем чуть – чуть,

И отправитесь вы в путь.

Вот – горит зелёный глаз,

Говорит: - Иди сейчас,

Ждут машины и трамвай,

Быстро топай, не зевай.        

Сюжетно – ролевая игра «Семья».

Цель: Развивать у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, помочь создать игровую обстановку посредством лего – конструктора.

Задачи: Закреплять представление детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Учить использовать предметы  - заместители, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Оборудование: Набор «дочки – матери», лего – конструктор.        

Познавательное развитие.

Игра «Что лишнее».

Цель: развивать зрительное внимание, формировать представление о форме и цвете предметов.

Ход игры: Педагог показывает ряд деталей и просит определить лишний элемент по размеру.

Схема.

Игра «Найди постройку».

Материал: карточки, постройки.

Цель: развивать умение соотносить изображение на карточке с постройками.

Фото.

Игра «Простые логические цепочки».

Материал: Легоконструктор, карточки – схемы.

Воспитатель раздает детям карточки, в которых детали чередуются по размеру или по цвету.

Фото схем.

Игра «Собери модель по памяти»

Воспитатель показывает в течении нескольких секунд модель, собранную из трех – четырех деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

Художественно – эстетическое развитие.

Игра «Украсим платочек».

Цель: продолжать воспитывать интерес к легоконструированию. Вызвать желание выполнить красивое изображение по замыслу.

Оборудование: конструктор лего.

Ход игры: педагог  предлагает ребёнку выложить  узор по замыслу на платформе  с помощью различных деталей лего.

Игра: «Выложи вторую половину узора».

Цель: Учить соблюдать симметричность в постройках, выкладывая узор.

Оборудование: конструктор лего.

Ход игры: педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны соблюдая симметрию выложить вторую половину узора.

Игра «Украсим  шарфик узором» .

Цель: Учить наносить отпечатки на готовой основе из пластилина, применяя различные детали конструктора, развивать творческое воображение.

Оборудование: лего –конструктор, пластилин.  

Ход игры: Педагог предлагает ребенку нанести отпечатки по замыслу на готовую основу (шарф), с помощью деталей лего- конструктора.

Игра «Украсим ёлочку».

Цель: учить выкладывать ёлочку по образцу, украшать её деталями лего конструктора.

Оборудование: лего-конструктор.

Ход игры: Педагог показывает, как на большой пластине выложить ёлочку. Варианты украшения из деталей лего-конструктора дети дополняют самостоятельно.

Физическое развитие.

Игра «Мой дом».

Цель: закрепить знание цветов, развивать внимательность, быстроту движений.

Оборудование: Обручи разных цветов, лего конструктор.

Ход игры: На полу лежат обручи разных цветов, в них кирпичики соответствующего цвета. Детям в руку даём кирпичик любого цвета. Под музыку дети бегают вокруг обручей, как только музыка перестаёт звучать ребёнок должен занять свой обруч (того же цвета, что и кирпичик у него в руке).

Игра «Парочки».

Цель: учить детей находить детали одинакового цвета и формы.

Оборудование: по две детали лего одинаковой формы и цвета.

Ход игры: педагог раздает детям детали лего так, чтобы у двоих детей они оказались одинаковые. Объясняет правила игры: после слов «раз, два, три беги!» дети разбегаются по группе, после слов «раз, два, три парочки собери!» дети ищут одинаковые детали лего и встают парами.

Игра «Передай кирпичик лего».

Цель: развивать координацию движений.

Ход игры: Дети стоят в кругу. По команде « передай» они быстро передают кирпичик друг другу. Когда педагог скажет «Спот», ребёнок у которого оказался кирпичик, становится ведущим.

Игра «Кольцеброс».

Цель» развивать меткость, глазомер.

Оборудование: лего кирпичики, пластина, кольца.

Ход игры:  Дети строят  кольцеброс из легоконструктора. Бросают на него кольца. Кто больше набросил тот и выиграл.

Игра: «Собери кирпичики».

Цель: закреплять знание цветов, развивать внимательность, быстроту движений.

Материал: коробки разных цветов или обручи, лего кирпичики.

Ход игры: Дети делятся на четыре группы по четыре человека. Раскладываем кубики, ставим коробки, распределяем, кто какой цвет будет собирать. По команде «Начали» дети собирают кирпичики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Ягодка» Тутаевского муниципального района. Использование образовательных решений LEGO в практике работы с детьми младшей группы. Подготовила: воспитатель Хилько И.Н. Февраль 2018

Слайд 2

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок » В.А. Сухомлинский «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже

Слайд 5

Виды конструктора LEGO Duplo для творческих занятий LEGO Duplo «Большая ферма» LEGO Duplo «Эмоции»

Слайд 6

Образовательная область Область применения Лего -конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. Социально-коммуникативное развитие Создание совместных построек. Развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками; Становление самостоятельности, целенаправленности действий; Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада; Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Слайд 8

Образовательная область Область применения Лего -конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. Познавательное развитие Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего -конструктора; Формирование первичных представлений о себе и других людях, об объектах окружающего мира; о их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях; Развитие математических способностей детей; Способствует закреплению правил безопасности на дорогах и т.д.

Слайд 12

Речевое развитие. Формирование грамматически правильного строя речи; Расширение словарного запаса, словообразования. Развитие коммуникативных навыков, связной, диалогической речи; Формирование звуковой культуры речи; Совершенствовать умение общаться и делать выводы; Рассказывание и сочинение сказок и историй, использование в играх театрализованного характера. Образовательная область Область применения Лего -конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Слайд 15

Художественно-эстетическое развитие Творческое конструирование – создание замысла из деталей лего – конструктора; Реализация самостоятельной конструктивно – модельной творческой деятельности детей. Образовательная область Область применения Лего -конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Слайд 16

Елочка Сказка «Три медведя»

Слайд 17

Бабочка Укрась платочек

Слайд 18

Физическое развитие Координация движений, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук; Использовать как инвентарь Образовательная область Область применения Лего -конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Слайд 20

LEGO игра – важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться, играя, обучаясь в игре. Каждая постройка LEGO – это фантастическое новое приключение, каждый раз не обычное, всегда веселое, познавательное и желанное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из пяти образо...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

Консультация для педагогов«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»...

Статья на тему : "Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми младшей группы".

В этой статье я указала какие есть традиции и новейшие технологии для проектных задач....

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...