Рабочая программа для воспитанников первой младшей группы 2018-2019 гг.
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Кириллова Любовь Леонидовна

Рабочая программа  разработана в соответствии с основной образовательной программой НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко» и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в первой младшей группе (2-3 года). Рабочая программа составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т. И. Бабаева, А .Г. Гогоридзе и др.- СПб.: Детство-пресс, 2014.) и направлена на развитие способностей у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе коммуникации с взрослыми и детьми, образовательная работа воспитателя с детьми происходит в процессе различных образовательных ситуаций. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по реализации основной образовательной программы

НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»

для детей первой младшей  группы

на 2018-2019 учебный год

Воспитатели:  

                                                                                                      Кириллова Л.Л.          

                                                                                                       Голубенко Н.Ю.

Воспитатель первой

квалификационной категории

п. Сентябрьский, 2018

CОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

2

Возрастные особенности детей (2-3 года )

3-4

Режим дня на холодный период года

5

Режим дня на тёплый период года

6

Организация физкультурно-оздоровительной работы

7-8

Модель использования здоровьесберегающих технологий

9

Пояснительная записка

10-11

Годовой учебный план

11-12

Сетка непосредственно –  образовательной деятельности

на 2017-2018 учебный год

14

Расписание непосредственно –  образовательной деятельности

на 2017-2018 учебный год

15

Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах

16

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

18

Образовательная область «Познавательное развитие»

20

Образовательная область «Речевое развитие»

22

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

24

Образовательная область «Физическое развитие»

25

Перспективно – тематическое планирование

27-28

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов

30

Планируемые результаты освоения программы

31-32

Взаимодействие педагога с родителями

33-34

Методическая литература

35-36

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с действующими федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки   Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155), и на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.

Содержание программы «Детство» выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой.

Ведущая цель программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

  • охрана и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми сверстниками),
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
  •  восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие
  • и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Возрастные особенности детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребёнок становится самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связанно с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка. Речь. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые совместные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу 3-го года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра. Игра носит процессуальный характер, главное в ней действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине 3-го года жизни появляются действия с предметами-заместителями.  Изобразительная деятельность. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить как-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.  Зрительное и слуховое ориентирование. К 3-му году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трёх предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.   Слуховое восприятие. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3-м годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.  Мышление. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации решаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребёнок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т.п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляется чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет, ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого, у него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, нарушением общения со взрослым, упрямством и др. кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:

 1. Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что – то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

2. Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовудомой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

3. В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. «Да ну!» - самая распространенная реакция в таких случаях

4. Яркое проявление тенденции к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты с взрослыми.

Режим дня холодный период года

Режимный   момент

Время

Прием, осмотр, игры, совместная самостоятельная деятельность

7.00 – 8.00

Утренняя гимнастика

8.00 – 8.05

Подготовка к завтраку, завтрак

8.10 – 8.30

Самостоятельные игры

8.30 – 9.00

Непосредственно образовательная деятельность (образовательные ситуации на игровой основе)

9.00 – 9.10

Непосредственно образовательная деятельность

(образовательные ситуации на игровой основе)

9.25 – 9.35

Подготовка к  прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

9.40 – 11.40

Подготовка к обеду.

11.40 – 12.00

Обед

12.00 – 12.30

Подготовка ко сну, сон

12.30 – 15.00

Постепенный подъем,

закаливающие процедуры.

15.00 – 15.30

Полдник

15.30 – 15.45

Совместная деятельность со взрослыми, самостоятельная деятельность детей, игры, труд

15.45 – 17.00

Подготовка  к ужину, ужин

17.00 – 17.20

Подготовка к прогулке, прогулка

17.20 – 18.30

Уход домой

с  18.30   до 19.00

 (сентябрь-май), ясли –первой младшей группы

Режим дня на теплый период года

Ясли - первая младшая группа

Содержание

Время

Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика на участке детского сада

7.00-8.00

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00-8.30

Игры, подготовка к образовательной деятельности

8.30-9.00

НОД - физкультура, музыка

9.00-9.10

Подготовка к прогулке и выход на прогулку, игры, наблюдения, воздушные, солнечные процедуры, образовательная деятельность (на участке)

9.10-11.10

Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры

11.10-11.30

Подготовка к обеду, обед

11.30-12.00

Подготовка ко сну, дневной сон

12.00-15.00

Бодрящая гимнастика, воздушные и водные процедуры, игры

15.00-15.10

Подготовка к полднику, полдник

15.20-15.40

Подготовка к прогулке, выход на прогулку.

15.40-15.50

Игры, досуги, чтение художественной литературы, рисование, самостоятельная деятельность (на участке)

15.50-16.45

Возвращение с прогулки, водные процедуры

16.45-17.00

Подготовка к ужину, ужин

17.00-17.30

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

17.30-19.00

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Формы оздоровительных мероприятий в детском саду

Формы работы

Содержание занятий

    Минуты

1. Утренняя гимнастика

  1. 1.) Традиционная гимнастика (включает простые гимнастические упражнения с обязательным введением дыхательных упражнений):
  • с предметами и без предметов;
  • на формирование правильной осанки;
  • на формирование свода стопы;
  • имитационного характера;

2.) Коррекционная гимнастика (включение в комплекс   3 - 4 специальных упражнений в соответствии с характером  нарушений в развитии детей)

5

2. Занятие по физической культуре

 Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, возраста, физического развития и состояния здоровья детей.

Виды занятий: традиционное, сюжетное (игровое), контрольное, коррекционно-развивающее (включение специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушении в развитии детей).

Используются организованные формы занятий с включением подвижных игр, спортивных упражнений  пешеходные прогулки, экскурсии, праздники, развлечения.

10

3. Подвижные игры

Виды игр:

  • сюжетные;

народные;

10

4. Двигательные

разминки

Варианты:

  • упражнения на развитие мелкой моторики;
  • упражнения на внимание и координацию движений;
  • упражнения в равновесии;
  • упражнения для активизации работы глазных мышц;
  • гимнастика расслабления;
  • корригирующие упражнения (в соответствии с характером  нарушений в развитии детей);
  • упражнения на формирование правильной осанки;
  • упражнения на формирование свода стопы

  6

7. Гимнастика после

дневного сна

Разминка после сна с использованием различных упражнений:

•  с предметами и без предметов;

•  на формирование правильной осанки;

•  на формирование свода стопы;

•  имитационного характера;

•  сюжетные или игровые;

•  на развитие мелкой моторики;

•  на координацию движений, на равновесие

5-10

8. Закаливающие мероприятия

на 2018 – 2019 учебный год

 (2 полугодие)

  1. Воздушные ванны
  2. Умывание детей водой комнатной температуры
  3. Прогулки на свежем воздухе
  4. Сон с доступом свежего воздуха
  5. Солнечные ванны
  6. Обливание стоп

Обеззараживания воздуха бактерицидным аппаратом закрытого типа «Дезар»

холодный период года

теплый период года

1,2,3,4

1,2,3,4,5,6

9. Индивидуальная работа в режиме дня

Проводится с отдельными детьми или по подгруппам с целью стимулирования к двигательной активности, самостоятельным играм и упражнениям. Предусматривает оказание помощи детям, не усвоившим программный материал на занятиях, имеющим  нарушения в развитии. Содействует  улучшению физического развития ослабленных детей, исправлению дефектов осанки.

Индивид-но

10. Праздники, досуг, развлечения

Способствуют закреплению полученных навыков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигательной активности .

Не более 15

6. Гимнастика пробуждения

Гимнастика сюжетно-игрового характера

3 – 5

Модель использования здоровьесберегающих  технологий

Виды

Время проведения

в режиме дня

Особенности методики проведения

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.

     Используется для всех детей в качестве профилактики утомления. Включает в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и другие.

Релаксация

Для всех возрастных групп.   Проводится в любом подходящем помещении в  зависимости от состояния детей и целей,  интенсивность определяет педагог.

    Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы (шум моря, дождя, пение птиц и другое).

Гимнастика пальчиковая

Ежедневно с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой.

     Проводится в любой удобный отрезок времени. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз

 С младшего возраста, ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

     Используется различный  наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная

Ежедневно в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

     Проводится в хорошо проветренном помещении. Педагог напоминает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед  дыхательной гимнастикой.

Взбадривающая гимнастика после сна

Ежедневно после дневного сна,            5-10 мин.

    Применяют: упражнения  в кроватках, обширное умывание; ходьбу по  дорожкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях.

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

    Проводится с детьми, страдающими  плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Самомассаж

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

    Детям дают элементарные знания о пользе процедуры и о том, как не нанести вред своему организму.

Пояснительная записка

Годовой календарный учебный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко». Годовой календарный учебный график разработан в соответствии с нормативными документами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;

- Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

- Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Уставом НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко».

Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Содержание годового календарного учебного графика включает в себя:

  • режим работы ДОУ;
  • продолжительность учебного года;
  • количество учебных недель в учебном году;
  • адаптационный период;
  • сроки проведения каникул;
  • сроки проведения мониторинга достижения детьми освоения Основнойобразовательной программы дошкольного образования;
  • праздничные дни.

Достижения детьми планируемых результатов освоения Основной образовательной программы дошкольного образования предусматривает организацию первичного (в период с 01.09.2017 по15.09.2017) и итогового мониторинга (с21.05.2018 – 31.05.2018)

Годовой календарный учебный график обсуждается и принимается педагогическим советом и утверждается приказом заведующего ДОУ. Все изменения, вносимые ДОУ в годовой календарный учебный график, утверждаются приказом заведующего и доводятся до сведения всех участников образовательного процесса.

НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко», в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с годовым календарным учебным графиком.

Учебный график

Этапы

Образовательногопроцесса

Содержание

(все группы)

Функционирование ДОУ в течение учебного года

ДОУ функционирует 5 дней в неделю: понедельник, вторник, среда четверг, пятница; выходные: суббота, воскресенье, календарные праздничные дни

Режим работы образовательного

учреждения

Пятидневная рабочая неделя. Ежедневная продолжительность работы – 12 часов, с 7.00 – 19.00

Количество возрастных групп

3 разновозрастных группы

с 1,5 до 3 лет – 1 группа

с 3 до 5 лет – 1 группа

с 5до 7 лет – 1 группа

Продолжительность учебного года

01.09.2017  по 31.05.2018

Адаптационный

Период 1 мл.гр

  • 2 мл.гр.- подго.гр

01.09.2018 -30.09.2018

01.09.2018 – 11.09.2018

Учебный период

с 18.09.2018 по 18.05.2019

Продолжительность учебной недели

5 дней

Количество недель для

непосредственно образовательной деятельности (НОД)

32  недели 3 дня

Мониторинг

(первичный)

01.09.2018- 15.09.2018

( Процедура наблюдений)

Мониторинг

(итоговый)

21.05.2018 – 31.05.2018

(Процедура наблюдений)

Каникулы зимние

с 30.12.2018- 07.01.2019

Каникулы летние

с 01.06.2019 по 31.08.2019

Выходные: суббота, воскресенье и праздничные дни в соответствии с законодательством РФ:

4 ноября – День народного единства;

Праздничные выходные дни в январе 2019:

1 января (Новый Год 2019),

7 января (Рождество Христово).

Многодневные выходные:

с 31 по 8 января 2019 года - новогодние каникулы.

Праздничные выходные дни в феврале 2019:

23 февраля (День защитника Отечества).

Праздничные выходные дни в марте 2019:

8 марта (Международный женский день)

Многодневные выходные:

с 8 по 10 марта 2019года - Международный женский день.

Перенос праздничных дней в марте 2019:

с субботы 6 января на пятницу 9 марта

Праздничные выходные дни в апреле 2019 - нет.

Многодневные выходные в апреле 2019 - нет.

Перенос праздничных дней в апреле 2019

с субботы 27 апреля на понедельник29 апреля;

Праздничные выходные дни в мае 2019:

1 мая - Праздник весны и труда

9 мая - День Победы

Многодневные выходные в мае 2019:

с 30 апреля по 2 мая 2019года - День весны и труда.

Перенос праздничных дней в мае 2019:

с понедельника 7 января на четверг 2 мая

Выходные: суббота, воскресенье и праздничные дни в соответствии с законодательством РФ:

4 ноября – День народного единства;

Праздничные выходные дни в январе 2019:

1 января (Новый Год 2019),

7 января (Рождество Христово).

Многодневные выходные:

с 31 по 8 января 2018 года - новогодние каникулы.

Праздничные выходные дни в феврале 2019:

23 февраля (День защитника Отечества).

Праздничные выходные дни в марте 2019:

8 марта (Международный женский день)

Многодневные выходные:

с 8 по 10марта 2019 года - Международный женский день.

Перенос праздничных дней в марте 2019:

с воскресенье 6 января на пятницу 9 марта

Праздничные выходные дни в апреле 2019 - нет.

Многодневные выходные в апреле 2019 - нет.

Перенос праздничных дней в апреле 2019

с субботы 27 апреля на понедельник 29 апреля;

Праздничные выходные дни в мае 2019:

1 мая - Праздник весны и труда

9 мая - День Победы

Многодневные выходные в мае 2019:

с 1мая по 5 мая 2019 года - День весны и труда.

Перенос праздничных дней в мае 2019:

с понеделник7 января на четверг 2 мая

Праздничные мероприятия для воспитанников

Месяц

Дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

сентябрь

«День Знайки»

октябрь

«Осень, осень в гости просим»

ноябрь

«День матери»

декабрь

Новогодние утренники

январь

Рождество (колядки)

Зимние Олимпийские игры

февраль

Спортивные праздники, посвящённые 23 февраля

март

Утренники, посвящённые 8 Марта

«Масляничные гуляния»

апрель

День здоровья

День космонавтики

май

Солнечные зайчики

День Победы

Выпускной бал

июнь

День защиты детей

июль

Малыши - крепыши

Летние олимпийские игры

август

Праздник Нептуна

Учебный период

месяц

количество  учебных недель

количество учебных дней

1полугодие

с 18.09.18 по 22.12.18

сентябрь

2 недели,

10

октябрь

4 недели,3 дня

23

ноябрь

4 недели,2 день

21

декабрь

4 недели,1 дня

21

2полугодие

с 09.01.19 по 18.05.19

январь

3 недели, 2 дня

17

февраль

3 недели, 4 дня

19

март

4 недели.1день

20

апрель

4 недели,2 день

22

май

2 недели.

11

Всего учебных недель/ рабочих дней

1 полугодие- 15нед.

2 полугодие – 17 нед. 3 дня

в год:  32  недели3 дня

1 полугодие- 75

2 полугодие – 88

всего: 163 дней


Сетка непосредственной образовательной деятельности

на 2018-2019 учебный год

1 младшая группа

2-3 года

Понедельник

1. Художественно-эстетическое развитие (1,3неделя – лепка. 2,4 неделя – рисование)

2. Физическое развитие

Вторник

1. Речевое развитие (развитие речи)

2. Музыкальное развитие

Среда

1. Познавательное развитие(сенсорное развитие)

2. Физическое развитие

Четверг

1. Познавательное развитие(1,3неделя – социальный мир /

2,4 неделя – природный мир)

2. Физическое развитие

Пятница

1. Художественно-эстетическое развитие(1,3неделя – конструирование / 2,4 неделя – воспр. худ.Литературы и фольклора)

2. Музыкальное развитие

10 НОД

по 8-10 мин.

Расписание непосредственно образовательной деятельности

на 2018-2019 учебный год

Ясли- первая младшая группа

Дни недели

Непосредственная образовательная деятельность

Время проведения

Понедельник

I

половина дня

1. Художественно-эстетическое развитие 1,3 неделя - лепка

2,4 неделя - рисование

2. Физическое развитие

9.00 – 9.10

9.25 – 9.35

Вторник

I

половина дня

1.  Речевое развитие (развитие речи)

2. Музыкальное развитие

9.00 – 9.10

9.25 – 9.35

Среда

I

половина дня

1. Познавательно-исследовательская

(сенсорное развитие)

2. Физическое развитие

9.00 – 9.10

9.25 – 9.35

Четверг

I

половина дня

1. Познавательное развитие

1,3 неделя - социальный мир

2,4 неделя - природный мир

2. Физическое развитие

9.00 – 9.10

9.25 – 9.35

Пятница

I

половина дня

1. Художественно-эстетическое развитие 1,3 неделя - конструирование

2,4 неделя – воспр. худ.лит. и фольклора

2. Музыкальное развитие

9.00 – 9.10

9.25 – 9.35

Итого в нед.

10 НОД

Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах

Формы образовательной деятельности в режимных моментах

Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю

Общение

Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта

ежедневно

Беседы и разговоры с детьми по их интересам

ежедневно

Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр

Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры

ежедневно

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры

ежедневно

Детская студия (театрализованные игры)

1 раз в 2 недели

Досуг здоровья и подвижных игр

1 раз в 2 недели

Подвижные игры

ежедневно

Познавательная и исследовательская деятельность

Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе, экологической направленности

еженедельно

Наблюдения за природой (на прогулке)

ежедневно

Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей

Музыкально-театральная гостиная

1 раз в 2 недели

Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам)

1 раз в неделю

Чтение литературных произведений

ежедневно

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Самообслуживание

ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

ежедневно


Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности

Достижения ребенка

 Создавать условия для благоприятной адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации: помогать переживать расставание с родителями, привыкать к новым условиям жизни.

 Поощрять вступление в непродолжительный контакт со сверстниками, интерес к сверстнику, стремление показать свою игрушку.

Формировать элементарные представления: о себе, своем имени, внешнем виде; своей половой принадлежности (мальчик, девочка) по внешним признакам (одежда, прическа); о близких людях; о ближайшем предметном окружении (игрушках, предметах быта, личных вещах).

 Формировать первичный опыт социальной жизни (о том, что можно делать, а чего делать нельзя; учить здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить; поддерживать проявления первых самостоятельных желаний («Хочу», «Не хочу»); развивать желание выполнять просьбу воспитателя, поощряя детские инициативы). Развивать интерес к правилам безопасного поведения.

Обогащать представления о правилах безопасного пользования предметами.

Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям

Для благоприятной адаптации к дошкольному учреждению воспитатель обеспечивает эмоциональный комфорт детей в группе. Побуждая ребенка к действиям с предметами и игрушками, поддерживает потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительной оценке взрослых. Использует разнообразные телесные контакты (прикосновения), жесты, мимику. Проявление ребенком разнообразных эмоциональных состояний.Называние своего имени, имен членов своей семьи, а также проявление эмоциональной реакции на состояние близких (пожалеть, посочувствовать). Участие ребенка в совместной с воспитателем и другими детьми деятельности.

Проявление инициативы ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.

Очень важно в ходе взаимодействия выделять положительные черты. Говорить о чувствах, возникающих в подобных ситуациях. Маленький ребенок очень чувствителен к оценке взрослого. Хорошо различает положительную и отрицательную оценки своих действий. Похвала вызывает радость,стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой – усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.

Проявление у ребенка интереса к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении. С этой целью дети включаются в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения и др.

Содержательное общение с детьми обеспечивает доверительные отношения с воспитателем, и у детей возникает желание подражать ему.первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми (на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструментами). Освоение представлений об элементарных правилах безопасного обращения с игрушками и предметами в игре, за столом, во время одевания, в общении с детьми.

 В природе: не подходить к бездомным животным, не пугать их, не мять цветы, без разрешения старших не есть ягоды, листья Без разрешения воспитателя и родителей не покидать участок детского сада.

Ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в общении;

 умеет действовать с предметами в соответствии с их социальным назначением;

 активно подражает сверстникам и взрослым;

 стремится к самостоятельности, проявляя активность и инициативность;

пока не принимает на себя роль, но может копировать известные действия, движения, слова взрослых;

 демонстрирует элементарный навык самообслуживания;

 обращается к взрослому с просьбой о помощи;

 активно включается в парные игры со взрослымиРебенок с интересом наблюдает за трудовыми действиями взрослых по созданию или преобразованию предметов, связывает цель и результат труда; называет трудовые действия, инструменты, некоторые материалы из которых сделаны предметы и вещи.

По примеру воспитателя бережно относится к результатам труда взрослых, подражает трудовымдействиям.

Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при помощи взрослого

Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; с интересом слушает стихи и потешки о правилах поведения в окружающей среде и пр.

Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами

Образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности

Достижения ребенка

Развитие сенсорной культуры

Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.

Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в

Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.

Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов - названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).

Дети 2-3 лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства - различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу (по цвету, форме, размеру).

Дети осваивают простейшие умения в различении предэталонов (это, как мячик; как платочек). Начинают пользоваться эталонами форм (шар, куб, круг).

Различают среди двух-трех большие и маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий.

Проявление интереса к количественной стороне множеств предметов. Различение и показ, где один предмет, где много, находят и называют один,

Ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами;

 успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;

 активно использует «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы;

 начинает пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто еще в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет);

 проявляет активность и интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы;

 по показу воспитателя обследует объекты природы, использует разнообразные обследования.

Ребенок открывает мир природы

Способствовать накоплению ребёнком ярких впечатлений о природе; представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении; учить обращать внимание, рассматривать, обследовать

Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы любопытство при встрече с объектами, сочувствие, удивление.

Вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

Привлечь малышей к посильной деятельности по уходу за растениями уголка природы.

Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т.д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые.                          

Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия. Умение выделять части растения (лист, цветок).

Знание об элементарных потребностях растенийи животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).

Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т.д.).

Освоение простейших способов экспериментирования с водой, песком.

Интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы, эмоционально реагирует.

Любопытен, многократно задаёт вопросы «Что такое?», «Кто такой?»,

«Что делает?».

Эмоционально реагирует на красивое и некрасивое.

 Различает и называет некоторых животных разных групп, деревья, кустарники, травы.

Определяет основное строение, некоторые особенности органов тела, замечает признаки живого, сезонного изменения.  Включается в деятельность взрослого по уходу за растениями и животными.

Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что – то выполнить сам.

Эмоционально сопереживает, если кому – то больно, проявляет нежность и заботу по отношению к животным

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности

Достижения ребенка

 Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;

 Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения;

 Развивать желание детей активно включаться вречевого взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

 Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

Связная речь.

Понимание обращенной речи, сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. Реагирование на обращение, используя доступные речевые средства, ответы на вопросы воспитателя используя фразовую речь или форму простого предложения. Отнесение к себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимать ее содержания.

Инициативная связная разговорная речь как средство общения и познания окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой речи к использованию в речи предложений разных типов, отражающих связи и зависимости объектов.

В словарь входят:

названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов;

названия некоторых трудовых действий и собственных действий;

 имена близких людей, имена детей группы;

обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников.

Грамматическая правильность речи.

Освоение большинства основных грамматических категорий: окончаний слов; уменьшительно-ласкательных суффиксов; явление словотворчества. Проявление способности выражать свои мысли посредством трех-четырехсловных предложений. Самостоятельная речь детей.

Звуковая культура речи. Развитие звуковой культуры речи включает в себя три основных раздела:

В звукопроизношении для детей характерна общая смягченность речи. В двухлетнем возрасте такое несовершенство произношения еще не требует специальной коррекции. Для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек.

Ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. В использовании разных по сложности слов наблюдается устойчивое воспроизведение ритма слова. Преодолениеявления пропуска слогов в словах по образцу взрослого.

Выразительность речи через сопровождение жестами, мимикой, пантомимикой (движениями). Выражение своего отношения к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных средств. Проявление эмоциональной непроизвольной выразительности речи ребенка.

Ребенок активен и инициативен в речевых контактах с воспитателем и детьми;

 проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками. Легко понимает речь взрослого на наглядной основе и без наглядности, использует в разговоре форму простого предложения из 4-х и более слов, правильно оформляет его;

самостоятельно использует форму приветствия, прощания, просьбы и благодарности.

 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности

Достижения ребенка

Вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.

‒ Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов (в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства).

‒ Формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепки, аппликации, конструировании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира, принимать замысел, предложенный взрослым, создавать изображение по принятому замыслу.

‒ Активизировать освоение изобразительных материалов, инструментов (их возможностей и правил использования), поддерживать экспериментирование с ними, развивать технические умения, зрительно-моторную координацию, моторные характеристики и формообразующие умения.

‒ Развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные особенности звучания; побуждать к подпеванию и пению; развивать умение связывать движение с музыкой.

Рассматривание детьми и обыгрывание народных игрушек и предметов промыслов, разнообразных по материалу изготовления и образам. Дети узнают их названия, функциональную направленность (что с ними можно делать: игрушки – играть, посуда – используется в процессе еды и приготовления пищи и т.п.).

Восприятие, рассматривание разных образов: животных (лошадки, медведя, собаки, птицы и т.п.), человека (барышни, няньки). Соотнесение изображения с предметами окружающего мира. Узнавание некоторых простыхэлементов росписи предметов народных промыслов.

Рассматривание знакомых детских книг. Освоение элементарных правил использования книги. Познание того, что рисунки в книгах - иллюстрации созданы художниками. Учатся внимательно рассматривать изображение, слушать описание взрослого, соотносить изображенное с собственным опытом.

Освоение детьми некоторых изобразительных материалов: различение, называние, выбор по инструкции взрослого.

В практических ситуациях освоение некоторых инструментов и действий с ними, правил использования.

В совместной с педагогом деятельности познание об элементах строительных конструкторов: название деталей, некоторые свойства, способыкрепления.

Освоение способов создания простых изображения: на основе готовых основ – нарисованных взрослым образов, линий, точек и отпечатков.

Музыкальное развитие на третьем году жизни включает слушание инструментальной музыки (небольшие пьесы для детей) в живом исполнении взрослым. Музыкально-ритмические движения дети воспроизводят по показу воспитателя- элементы плясок. Музыкальная игра включает сюжетно-ролевую игру, где дети могут уже исполнять свои первые роли под музыку. Освоение движений, умения слушать музыку, действовать согласно с ней.

Ребенок с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности: рисовать, лепить или «поиграть» с игрушками (народных промыслов);

‒ любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым;

‒ эмоционально воспринимает красоту окружающего мира: яркие контрастные цвета, интересные узоры, нарядные игрушки;

‒ узнает в иллюстрациях и в предметах народных промыслов изображения (люди, животные), различает некоторые предметы народных промыслов;

‒ знает названия некоторых изобразительных материалов и инструментов, понимает, что карандашами и красками можно рисовать, из глины лепить; самостоятельно оставляет след карандаша (краски) на бумаге, создает поросые изображения (головоноги, формы, линии, штрихи), научается ассоциировать (соотносить) созданные линии, фигуры с образами, «подсказанными» взрослым; называет то что изобразил;

‒ Осваивает простые действия с инструментами, в совместной со взрослым деятельности создает простые изображения

Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности

Достижения ребенка

Обогащать детский двигательный опыт, способствовать освоению основных движений, развитию интереса к подвижным играм и согласованным двигательным действиям.

Обеспечивать смену деятельности детей с учетом степени ее эмоциональной насыщенности, особенностей двигательной и интеллектуальной активности детей.

Создать все условия для успешной адаптации каждого ребенка к условиям детского сада.

Укреплять здоровье детей, реализовывать систему закаливания.

 Продолжать формирование умения ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры.

Узнавание детьми разных способов ходьбы, прыжков, ползания и лазанья, катания, бросания и ловли, построений, исходные положения в общеразвивающих упражнениях. Освоение простейших общих для всех правил в подвижных играх. Узнавание о возможности передачи в движениях действий знакомых им зверей, домашних животных, птиц, рыб, насекомых, сказочных персонажей.

На 3 году жизни происходит освоение разнообразных физических упражнений, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр и их правил.

По мере накопления двигательного опыта у малышей идет формирование новых двигательных умений: строиться парами, друг за другом; сохранять заданное направление при выполнении упражнений; активно включаться в выполнение упражнений; ходить, не сталкиваясь и не мешая друг другу; сохранять равновесие на ограниченной площади опоры; бегать, не мешая друг другу, не наталкиваясь друг на друга;подпрыгивать на месте, продвигаясь вперед; перепрыгивать через предметы, лежащие на полу, мягко приземляться; бросать мяч воспитателю и ловить брошенный им мяч; подтягиваться на скамейке, лежа на груди; ползать на четвереньках, перелезать через предметы; действовать по указанию воспитателя, активно включаться в подвижные игры.

  • Участие в многообразных играх и игровых упражнениях которые направлены на развитие наиболее значимых в этом возрасте скоростно-силовых качества и быстроты (особенно быстроты реакции), а также – на развитие силы, координации движений. Упражнения в беге содействуют развитию общей выносливости

ребенок интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями (погремушками, ленточками, кубиками, мячами и др.);

 при выполнении упражнений демонстрирует достаточную координацию движений, быстро реагирует на сигналы;

 с большим желанием вступает в общение с воспитателем и другими детьми при выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх, проявляет инициативность, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям;

 переносит освоенные простые новые движения в самостоятельную двигательную деятельность.


Тематическое планирование

Сроки проведения

1 младшая группа

2 младшая-средняя

группа

Старшая-подготовительная группа

Сентябрь

1-2 неделя

Адаптация до 29.09.2018

Адаптация. Диагностический период.

День знаний.

03.09.18 – 14.09.2018

3 неделя

«Я и моё имя»

«Наш детский сад»

«Моё село»

4 неделя

«Листопад, листопад, листья жёлтые летят…»

«Осень»

«Осенняя пора, очей очарованье…»

Октябрь

1 неделя

«Машины» (транспорт)

«Транспорт.

Дорожное движение»

«Транспорт.

Дорожное движение»

2 неделя

«Кладовая витаминов-фрукты и овощи»

«Фрукты, овощи»

«Кладовая природы. Труд людей осенью»

3 неделя

«Деревья нашего участка: рябина»

«Весёлое подворье»

«Мир предметов, техники, механизмов, изобретений»

4 неделя

«В гостях к доктору Айболиту» (знакомство с детским садом)

«Животные Севера, средней полосы и жарких стран»

«Родная страна»

Ноябрь

1 неделя

«Где купаются полотенца»

(знакомство с детским садом)

« Мои друзья»

«Единство и дружба народов планеты земля»

2 неделя

«В гости к кукле Дашеньке»)

«Мы всё делаем вместе»

«Поздняя осень»

3 неделя

« Папа, мама, я- очень дружная семья!»

«Моя семья»

«Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета»

4 неделя

«Мамочка моя »

«О маме любимой»

«Семья и семейные традиции»

Декабрь

1 неделя

«Серенький воробышек-прыг да прыг!»

«Зима»

«Зимушка-зима»

2 неделя

Зайка маленький, зайка беленький»

«Я живу в Югре»

«Я живу в Югре»

3 неделя

«В лесу родилась ёлочка…»

(зимующие птицы)

«Будь осторожен. Неделя безопасности»

«Будь осторожен. Неделя безопасности»

4 неделя

Каникулы.

Готовимся к новогоднему празднику. Зимние забавы

Январь

2 неделя

«У меня есть кошка Мурка»

«неделя творчества»

«Неделя творчество»

3 неделя

«Собака по кличке Дружок»

«Кемь быть»

«Неделя познания. Зимушка хрустальная»

4 неделя

«Мой весёлый звонкий мяч..»

«Наша Родина. Наш посёлок»

«Юный гражданин»

Сроки проведения

1 младшая группа

2 младшая-средняя

группа

Старшая-подготовительная группа

Февраль

1 неделя

«Вот поезд наш мчится»

«Транспорт, машины специального назначения»

«Искусство и культура»

2 неделя

«В гости к бабушке на блины на оладушки»

«Народная культура и традиции»

«Народная культура и традиции»

3 неделя

«Самолёт построим сами»

«Защитники Отечества»

«Защитники Отечества»

4 неделя

«Мы с зимой прощаемся»

«Зима не даром злится..»

«Зима не даром злится..»»

Март

1 неделя

«Милую мамочку очень люблю я…»

«Международный женский день»

«Международный женский день»

2 неделя

«Играй музыка, играй!»

«Растения садов и огородов»

«Уроки вежливости и этикета»

3 неделя

«Комнатные растения»

«Растения садов и лугов»

«Весна пришла»

4 неделя

«Автобус»

«Перелётные птицы»

«Неделя книги»

Апрель

1 неделя

«Тает снежок»

«Здоровье»

«Неделя здоровья»

2 неделя

«Берёзонька- красавица»

«День космонавтики»

«Космические просторы»

3 неделя

«Аквариумная рыбка»

«Подводный мир»

«Путешествие в прошлое на машине времени»

4 неделя

«Насекомые»

«Насекомые» (летающие, ползающие, прыгающие)

«Опыты и эксперименты»

Май

1 неделя

«На нашей полянке расцвёл одуванчик»

«День Великой Победы»

«День Великой Победы»

Всего во 2 полугодии 17 недель и 3 дня

3-4 неделя

Диагностический период.

Реализация совместных проектов по пройденным темам.

Диагностический период.

Выпускной бал.


Мониторинг достижения детьми планируемых результатов

 1 младшая группа

          Мониторинг детского развития проводится два раза в год (сентябрь, май).  Используется методическое пособие «Мониторинг в детском саду» под редакцией Т.И.Бабаевой, издательство « Детство-Пресс». В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Мониторинг включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.

Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица.

Мониторинг детского развития

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологами дошкольного учреждения и медицинскими работниками. Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.

Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.

Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности — эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.

Планируемые результаты освоения программы

Социально – коммуникативное развитие:

  • ребенок положительно настроен, охотно посещает детский сад, относится с доверием к воспитателям, общается, участвует в совместных действиях с воспитателем, переносит показанные игровые действия в самостоятельные игры;
  • эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;
  • ребенок дружелюбен, доброжелателен к сверстникам, с интересом участвует в общих играх и делах совместно с воспитателем и детьми;
  • ребенок строит сюжет из нескольких связанных по смыслу действий, принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью;
  • охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие;
  • малыш активен в выполнении действий
  • самообслуживания, стремится к оказанию помощи другим детям.

 Познавательное развитие:

  • ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами;
  • успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
  • группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
  •  активно использует «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы;
  • начинает пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто еще в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет);
  • проявляет активность и интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы;
  •  по показу воспитателя обследует объекты природы, использует разнообразные обследования.

Речевое развитие:

  • ребенок активен и инициативен в речевых контактах с воспитателем и детьми;
  • проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками. Легко понимает речь взрослого на наглядной основе и без наглядности, использует в разговоре форму простого предложения из 4-х и более слов, правильно оформляет его;
  • самостоятельно использует форму приветствия, прощания и благодарности

Художественно – эстетическое:

  • Ребенок с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности: рисовать, лепить или «поиграть» с игрушками (народных промыслов);
  •  любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым;
  • эмоционально воспринимает красоту окружающего мира: яркие контрастные цвета, интересные узоры, нарядные игрушки;
  •  узнает в иллюстрациях и в предметах народных промыслов изображения (люди, животные), различает некоторые предметы народных промыслов;
  •  знает названия некоторых изобразительных материалов и инструментов, понимает, что карандашами и красками можно рисовать, из глины лепить.
  • самостоятельно оставляет след карандаша (краски) на бумаге, создает поросые изображения (головоноги, формы, линии, штрихи), научается ассоциировать (соотносить) созданные линии, фигуры с образами, «подсказанными» взрослым; называет то что изобразил;
  • Осваивает простые действия с инструментами, в совместной со взрослым деятельности.

Физическое развитие:

  • ребенок интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями (погремушками, ленточками, кубиками, мячами и др.);
  •  при выполнении упражнений демонстрирует достаточную координацию движений, быстро реагирует на сигналы;
  • с большим желанием вступает в общение с воспитателем и другими детьми при выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх, проявляет инициативность;
  • стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям;
  •  переносит освоенные простые новые движения в самостоятельную двигательную деятельность


Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников

Одним из важных принципов технологии реализации программы

«Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие     дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания детей.

        В младшей группе большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога - заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.  

Вместе с тем, в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.  

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:  

 Познакомить родителей с особенностями физического, социально -личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.

 Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.

 Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.

 Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.

 Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.

 Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.

Направления взаимодействия педагога с родителями

Педагогический мониторинг

В ходе организации педагогического мониторинга воспитателю младшей группы важно изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях.                Для этого воспитатель использует методы первичной диагностики: анкетирование родителей на тему «Мой ребенок», беседа с родителями «Наша семья и ребенок», наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезок времени.

        Для того, чтобы более глубоко познакомиться с особенностями воспитания и характером взаимоотношений с ребенком в разных семьях, может быть использована методика «Родительское сочинение», в которой воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка» Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», что позволит в дальнейшем наладить более тесный контакт с семьей воспитанника.

Педагогическая поддержка.

Одна из важнейших задач совместной деятельности воспитателя и родителей в младшем дошкольном возрасте- организовать условия для благополучной адаптации малыша в детском саду.

Для более успешной адаптации воспитатель предлагает такие совместные формы с родителями: «Первое знакомство»,«Вместе с мамой бегаем, рисуем, играем», «Делаем рисунок (поделку) в подарок группе».

          Проводится совместный праздник для родителей с детьми «Здравствуй детский сад!».

В беседах с воспитателями, психологом родители знакомятся с возможными средствами повышения своей психолого-педагогической компетентности.

В дальнейшем с помощью ежемесячных информационных бюллетеней «Для вас, родители» они узнают о планируемых в дошкольных учреждениях мероприятиях и выбирают наиболее значимые и интересные для себя. Постепенно воспитатель включает родителей в активное сотрудничество с педагогами группы, нацеливает их на совместное развитие ребенка.

Педагогическое образование родителей.

Педагогическое образование родителей ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителя Выбирая направления педагогического образования, воспитатель ориентируется на потребности родителей группы.

Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей группы.

Педагог стремится поддержать активность, заинтересованность родителей, предлагает такие формы встреч как дискуссии, круглые столы, вечера вопросов и ответов, творческие мастерские, тренинги и ролевые игры.

Педагог знакомит родителей с факторами укрепления здоровья детей, обращая особое внимание на их значимость в период адаптации ребенка к детскому саду.

        Воспитатель подводит родителей к пониманию того, что основным фактором сохранения здоровья ребенка становится здоровый образ жизни его семьи.

Совместная деятельность педагогов и родителей

Педагог стремится активно включать родителей в совместную деятельность с их детьми. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком.

Развитию совместного общения взрослых и детей поможет цикл игровых встреч с мамами: «Вот она какая, мамочка родная», «Сильные, ловкие, смелые» , «Мы рисуем Новый год».

Сплочению родителей и педагогов будет способствовать совместное с родителями оформление групповых газет, фотоальбомов.

Участие родителей и детей в различных смотрах-конкурсах поможет педагогу лучше узнать возможности родителей, их таланты.

 МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко Т.М Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель», 2004 – 270 с.

2. Жукова, О.Г Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для раннего возраста / О.Г. Жукова. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 96 с. + вкл. 8 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Богатеева З.А Занятия аппликацией в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. -. М.:  Просвещение, 1988. – 224 с.: ил.

4. Стефанко А.В. Организация воспитательно – образовательного процесса в группе для детей раннего возраста. ООО «Издательство «Детство- Пресса». 2014. ( Из опыта работы по программе «Детством).

5. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием не стандартного оборудования.- Автор-сост. О.А Зажигина, СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда»). 2012-96 с.

6. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001-2002 года. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.- 392 с.

7. Галанов. А.С Развитие ребенка от 2 до 3 лет: практ. Пособие / А.С Галанов.- М.: Айрис-пресс, 2077.-96 с.: ил.-(Дошкольное воспитание и развитие)

8. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации / Сост. М.А Аралова.-2-е изд., испр.-М., ТЦ Сфера, 2011-128 с.(От рождения до трех).

9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие М.: «Цветной мир», 2012.- 144 с.,переизд. дораб. и доп.

10. Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста : метод. пособие для воспитателей и родителей / Н.ПКочетова.-М.: Просвещение, 2005. – 112 с.

11. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварелии: метод. пособие для воспитателей и родителей / Г.Г Григорьева. –М.: Просвещение. 2006. – 111 с.

12. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». Первая 17 младшая группа / автор-составитель Т.Г Кобзева (и др.).

13. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой (и др).Первая младшая группа. Авт.сост. В.И. Мустафаева

14. Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста по программе «Детство» авт-сост. З.И.Самойлова

15. Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 304 с.

16. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В Гончарова и др.; под ред. З.А Михайловой. -2-е изд.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 255 с.- (Библиотека программы «Детство»).

17. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство». Первая младшая группа/ авторы- составители . И.А, Рындина (и др)

18. Г.И. Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие, окружающий мир.

19.Колдина Д.Н. игровые занятия с детьми 2-3 лет – М: ТЦ Сфера, 2010 – 144с. – (ранний возраст)

20.Гербова В.В. развитие речи в детском саду: Первая младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

21. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов/ Под ред. Теплюк С. Н.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. -256 с.

22. Якушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2005.-80 с.

23. Якушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2005.-64 с.

24. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Комплексные занятия с детьми раннего возраста (2-3 года). Методическое пособие- СПБ.: Паритет, 2005.-112 с.

25. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2005.-120 с.

26.Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. Образовательное. Учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.

27. Голицына Н. С. Перспективное планирование в детском саду 1-я младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 32.

28. Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Гербова В. В.

29. Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Губанова Н. Ф.

29.Рудик О. С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010-160 с.

30. Колесников О. В. Развитие ребенка от двух до трех лет. Тематическое планирование, конспекты занятий, игры и сценарии. – М.: Школьная пресса, 2007. – 80 с.

31.Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет). ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015 (Из опыта работы по программе «Детство).

32. Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1999. – 72 с.

33. Полозова Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. – ЧП Лакоценин С. С., Воронеж. -2007

34.Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми.– М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2008. -64 с.

35. Авдеева И. С., Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Помоги мне сделать самому (Развитие навыков самообслуживания). – СПБ.: «Паритет», 2005, - 112с.

36.Литвинова О. Э. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2-3 лет. Учеб-метод. Пособие Издательство «Детство- Пресс» 2016. -160с.

37.Стефанко А.В. Организация воспитательно – образовательного процесса в группе  для детей раннего возраста.(с 2-х до 3-х лет) ООО «Издательство «Детство- Пресса». 2017.- 160с.

38. Образовательная деятельность на прогулках «картотека прогулок на каждый день» по программе «Детство» автор Т.И. Бабаевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога ДОУ. 1 младшая группа. 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа педагога составленная с учетом требований ФГОС....

Рабочая программа педагога ДОУ. 1 младшая группа. 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа воспитателя 1 младшей группы с учетом ФГОС....

Рабочие программы для воспитанников первой младшей группы за 2017-2018 гг. и за 2018-2019 гг.

Рабочая программа  разработана в соответствии с основной образовательной программой НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко» и отражает особенности содержания и организации образовательн...

Рабочая программа для воспитанников первой младшей группы 2018-2019 гг.

Рабочая программа  разработана в соответствии с основной образовательной программой НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко» и отражает особенности содержания и организации образовательн...

Рабочая программа для воспитанников первой младшей группы 2018-2019 гг.

Рабочая программа  разработана в соответствии с основной образовательной программой НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко» и отражает особенности содержания и организации образовательн...

Рабочая программа для воспитанников первой младшей группы 2018-2019 гг.

Рабочая программа  разработана в соответствии с основной образовательной программой НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко» и отражает особенности содержания и организации образовательн...

Рабочая программа воспитателя ДОУ. Вторая младшая группа , 2018‐2019 учебный год

Представленная рабочая программа для детей второй младшей группы обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами дошкольного образования.Данная рабочая программа являе...