«Художественно-эстетическая работа в ДОУ»
статья по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Протуренко Елена Викторовна

 «Художественно-эстетическая работа в ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: Художественно-эстетическая работа в ДОУ

Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисование, лепка и аппликация с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к изобразительной деятельности и к игре.

Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие, от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включая в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление образовательной области; удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное размещение, доброжелательное отношение педагогу к каждому ребенку; эмоционально – положительная атмосфера занятий; уважительное отношение взрослого к детским рисункам, лепке, аппликациям.

5 слайд - Содержание образовательной области «Художественное творчество направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности через решение следующих задач:

  • Развитие продуктивной деятельности ребенка (рисование, лепка, аппликация);
  • Развитие детского творчества;
  • Приобщение к изобразительному искусству.

6 слайд - Принципы художественного творчества

  • Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи);
  • Принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей;
  • Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса;
  • Принцип решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми

7 слайд - Формы организации образовательной области

 «Художественное творчество»

  • Занятие по художественному творчеству (по подгруппам, фронтально, индивидуально);
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Коллективные работы;
  • Совместные работы 2 – 3 детей;
  • Тематические занятия;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дидактические игры;
  • Физминутки;
  • Интегрированная деятельность;
  • Сюрпризные моменты.

8 слайд - Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста

  1. Уголок художественного творчества в группе;
  2. Художественно – творческая папка «Наше творчество» для родительской общественности группы;
  3. Выставка рисунков в холле дошкольного учреждения.

       Использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:

  • На целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • На восприятие формы;
  • На восприятие качеств величины;
  • На количество предметов;
  • На развитие речи, мышления;
  • На развитие первоначальных представлений о природе.

Наглядно – образный материал

  1. Иллюстрации и репродукции;
  2. Наглядно - дидактический материал;
  3. Игровые атрибуты;
  4. «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
  5. Стихи, загадки;
  6. Открытки для рассматривания

9 слайд - Организационные условия жизнедеятельности детей

Организация жизнедеятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  • совместной деятельности взрослого и детей 
  • самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

  • игровой,
  • двигательной,
  • познавательно-исследовательской,
  • коммуникативной,
  • продуктивной,
  • музыкально-художественной,
  • трудовой,
  • чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

10 слайд – Таблица.

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Примерный объем

(в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании)

Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. Создание макетов, коллекций и их оформление.

Украшение предметов для личного пользования

Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства. Игры.

Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.)

Фронтальная

 (групповая)

Подгрупповая

Индивидуальная

25 мин.

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке

25 мин.

 через неделю

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации

25 мин.

через неделю

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании)

Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.

Создание макетов, коллекций и их оформление.

Украшение предметов для личного пользования

Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства. Игры.

Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.)

Фронтальная (групповая)

Подгрупповая

Индивидуальная.

40 мин.

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании

Самостоятельная деятельность детей

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании), лепке, аппликации, художественное конструирование

Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование. Рассматривание

Индивидуальная

Подгрупповая

11 слайд - Виды занятий (нод) по рисованию

12 слайд  - Структура нод (ЗАНЯТИЯ)

  • 1 часть:  Мотивация(сюрпризный момент, художественное слово, гость, загадка) Изложение учебного материала. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов, показ способа действия.
  • 2 часть:  Самостоятельная практическая работа детей, которая является основной в учебном процессе. Ее цель — творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
  •  3 часть: Анализ работ, обсуждение творческих работ с детьми помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей. Итог занятия.

13 слайд  -  Методы и  приёмы

1) Словесный метод.

 Приемы: 1. Беседа. 2. Пояснение. 3. Напоминание. 4. Поощрение. 5. Художественное слово. Рассматривание произведения искусств сопровождается словом, обогащается словарь детей, они учатся рассуждать, знакомятся с различными видами искусств.

2) Наглядный метод.

Приемы: 1. Использование натуры. 2. Рассматривание предметов. 3. Использование образца. 4. Рассматривание картин. 5. Показ воспитателем приемов работы. 6. Наблюдения. 7. Анализ детских работ.

3) Игровой метод. Внесение игры в сюжетное рисование, аппликацию и лепку развивает воображение, активизирует поиски выразительных средств изображения.

4) Практический метод.

Приемы: 1. Упражнения (на бумаге, в воздухе). 2. Показ способов изображения.

5) Эвристический метод.

Приемы: 1. Игра. 2. Ситуация. 3. Поиск. 

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественно-эстетическое направление работы ДОУ Протуренко Е. В. в оспитатель высшей квалификационной категории Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46

Слайд 2

Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно-речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность

Слайд 3

Художественно-эстетическое направление ОО «Музыка» ОО «Художествен ное творчество»

Слайд 4

Образовательная область «Художественное творчество» РИСОВАНИЕ ЛЕПКА АППЛИКАЦИЯ НОД Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность НОД Изо искусство ДПИ

Слайд 5

Образовательная область «Художественное творчество» детей дошкольного возраста Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности через решение следующих задач: Развитие продуктивной деятельности ребенка (рисование, лепка, аппликация); Развитие детского творчества; Приобщение к изобразительному искусству.

Слайд 6

Принципы художественного творчества Принцип развивающего обучения , целью которого является развитие ребенка; Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); Принцип полноты , необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи); Принцип единство воспитательных , развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника; Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей; Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса; Принцип решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Слайд 7

Формы организации образовательной области «Художественное творчество» Занятие по художественному творчеству (по подгруппам, фронтально, индивидуально); Индивидуальная работа с ребенком; Коллективные работы; Совместные работы 2 – 3 детей; Тематические занятия; Пальчиковая гимнастика; Дидактические игры; Физминутки; Интегрированная деятельность; Сюрпризные моменты.

Слайд 8

Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей о дошкольного возраста Уголок художественного творчества в группе Художественно – творческая гостиная для родительской общественности группы; Выставки рисунков детей в холлах дошкольного учреждения. И спользование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно : На целенаправленное развитие восприятия цвета; На восприятие формы; На восприятие качеств величины; На количество предметов; На развитие речи, мышления; На развитие первоначальных представлений о природе. Наглядно – образный материал Иллюстрации и репродукции; Наглядно - дидактический материал; Игровые атрибуты; «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы); Стихи, загадки; Открытки для рассматривания

Слайд 9

Организационные условия жизнедеятельности детей Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса: совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности , так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). самостоятельной деятельности детей .

Слайд 10

Задачи и содержание работы Формы работы Формы организации детей Примерный объем (в неделю) Непосредственно образовательная деятельность Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании) Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. Создание макетов, коллекций и их оформление. Украшение предметов для личного пользования Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства. Игры. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.) Фронтальная (групповая) Подгрупповая Индивидуальная 25 мин. Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке 25 мин. через неделю Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации 25 мин. через неделю Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании) Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. Создание макетов, коллекций и их оформление. Украшение предметов для личного пользования Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства. Игры. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.) Фронтальная (групповая) Подгрупповая Индивидуальная. 40 мин. Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании Самостоятельная деятельность детей Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании), лепке, аппликации, художественное конструирование Создание соответствующей предметно-развивающей среды Рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование. Рассматривание Индивидуальная Подгрупповая

Слайд 11

Виды занятий ( нод ) по рисованию Предметное рисование Сюжетное рисование по памяти С натуры По предварительному наблюдению По собственному замыслу На заданную тему Иллюстрирование Декоративное рисование

Слайд 12

1 часть: Мотивация (сюрпризный момент, художественное слово, гость, загадка) Изложение учебного материала . Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструмен­тов, показ способа действия . 2 часть: Самостоятельная практическая работа детей , которая является основной в учебном процессе. Ее цель — творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности. 3 часть: Анализ работ , обсуждение творческих работ с детьми помогает ребенку видеть мир не только со своей соб­ственной точки зрения, но и с точки зрения других людей. Итог занятия . Структура нод (ЗАНЯТИЯ)

Слайд 13

Методы и приёмы 1 ) Словесный метод . Приемы: 1. Беседа. 2. Пояснение. 3. Напоминание. 4. Поощрение. 5. Художественное слово. Рассматривание произведения искусств сопровождается словом, обогащается словарь детей, они учатся рассуждать, знакомятся с различными видами искусств. 2) Наглядный метод. Приемы : 1. Использование натуры. 2. Рассматривание предметов. 3. Использование образца. 4. Рассматривание картин. 5. Показ воспитателем приемов работы. 6. Наблюдения. 7 . Анализ детских работ. 3 ) Игровой метод . Внесение игры в сюжетное рисование, аппликацию и лепку развивает воображение, активизирует поиски выразительных средств изображения. 4) Практический метод. Приемы : 1. Упражнения (на бумаге, в воздухе). 2. Показ способов изображения. 5 ) Эвристический метод. Приемы : 1. Игра. 2. Ситуация. 3. Поиск .

Слайд 14

Используемые методы: – позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Художественный труд с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Куклы народов Поволжья» Работа с бумагой и бросовым материалом

Конспект по образовательной деятельности. Использование детьми бумаги и пустых бутылочек из-под йогурта в своей творческой работе "Куклы народов Поволжья"...

Система работы по художественно-эстетическому направлению ОО «Художественно-эстетическое развитие»

В данном материале решаются проблемы теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного во...

Выступление из опыта работы. Фестиваль "Музыкальная шкатулка" в рамках внедрения художественно - эстетического направления работы ФГОС ДО

Вступительное слово из опыта работы на окружном практическом семинаре по музыкально- эстетическому воспитанию дошкольников. Пути внедрения ФГОС ДО. Проект "Классическая музыка в детском саду"...