Роль игрушки в жизни ребенка
материал

Кейсинова Анджелла Хачимована

Памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igrushki_v_zhizni_rebenka.docx18.04 КБ
Файл uvazhaemye_roditeli_marbls.docx294.37 КБ

Предварительный просмотр:

                  «РОЛЬ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»

Лев Кассиль

   У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

  Для ребёнка игрушка – неотъемлимая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!

  Что такое игрушка?

  Игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.

Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:

  1. привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него манипулировать им;
  2. доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;
  3. не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.
  4. Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;
  5. Способен стать символическим объектом для личностных проекций - когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне.

Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.

Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не пони мают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.

  Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока.

  В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.

  Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью - визитная карточка игрушечных фирм из Юго - Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) - продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.

   Главные качества детской игры: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - при этом совершенно не требуются и не развиваются.

  Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.

Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

   Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.

Игрушка вредна, если она:

  • Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;
  • Вызывает страх или тревогу;
  • Имеет грубый натурализм;
  • Унижает человеческое достоинство;
  • Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;
  • Искажает восприятие окружающей действительности.

Игрушка полезна, если она:

  • Безопасна;
  • Привлекательна;
  • Эстетична;
  • Соответствует возрастным возможностям ребёнка;
  • Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);
  • Выполнена из экологически чистых материалов;
  • Упакована.

Правила выбора игрушки

  • Игрушка радует Вас и Вашего малыша, вызывает положительные эмоции;
  • Игрушка не утомляет и не перегружает ребёнка;
  • Игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и его потребности в игре.
  • Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует к активному действию с ней;
  • Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности;
  • Игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.

   На основе психолого - педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.

   Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

   Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Игр с марблс можно придумать множество, вот наиболее очевидные идеи применения:

  1. Сортировка: сортировать можно по цвету, размеру, форме, прозрачности. Перемешайте марблс, задайте правила сортировки, поставьте несколько чашек для игры.
  2. Счет: марблс - шикарнейший материал для простейших арифметических действий. “А теперь отсчитай 5 синих и 3 зеленых” - смешанное задание готово! Камешки отлично подходят для сравнения больших, меньших или равных по количеству кучек.
  3. Мозаика: прекрасная возможность делать центрические мозаики, когда элементы узора расходятся от центра в разные стороны.
  4. Творчество. Это так гениально и так просто, ведь с марблс очень легко фантазировать и составлять на полу или столе невероятные по красоте и яркости картины.
  5. Чувство цвета и цветотерапия. Марблс можно ставить друг на друга и наблюдать изменение цвета, можно искать красивые сочетания цветов. Можно немного влиять на настроение ребенка, давая ему задания для игры с определенным цветом.
  6. На марблс можно рисовать гуашью или акриловыми красками. У прозрачных стекляшек лучше получается делать это “на дне” - с плоской, прилегающей к поверхности стороны.
  7. А с круглыми камешками можно рисовать (поляну, падающий снег на голубом фоне, речкуи т.д.)

hello_html_m301a276c.jpg

Советы по покупке и началу игры с марблс:

  • марблс можно купить в магазинах для дома, декора, творчества, товаров для праздника
  • существуют готовые наборы разноцветных камешков, но можно купить отдельно разных цветов, они относительно недороги
  • покупайте как матовые, так и прозрачные фактуры
  • покупайте марблс плоские с одной стороны - круглые шарики не стоят на месте и раскатываются; но их можно использовать как дополнение
  • возьмите также набор марблс, отличных по размеру и форме
  • купленные стекляшки промойте в тазике с шампунем, высушите в полотенце - камешки готовы
  • поиграйте первые разы вместе, покажите, что с ними можно делать, предложите ребенку придумать свои развлечения
  • заведите красивую емкость для хранения марблс, куда убирайте сокровище после игры, если, конечно, ребенок не захочет показать картину папе или бабушке.
  • в дальнейшем можно расширять свою коллекцию, добавлять другие цвета, формы. Для детей постарше можно купить в художественном магазине стеклышки для мозаики, они тоже интересны.

hello_html_7276129d.jpg





Правила безопасности:

  • Вы знаете своего ребенка, но даже если доверяете ему в этом вопросе, объясните несколько раз, что камешки и шарики марблс не съедобны, не вкусны, и нельзя тянуть их в рот.
  • Поиграйте вместе хотя бы первые разы, чтобы убедиться, что он все понимает правильно.
  • Не оставляйте наборы в доступном месте, если у вас есть еще более маленькие дети.

Автор: Кейсинова А.Х.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль игрушки в жизни ребенка 5-6 лет"

Консультация родителей с элементами игрового тенинга...

"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей

В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка....

«РОЛЬ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых ...

доклад на педсовете"Роль игрушки в жизни ребенка"

Доклад на педсовете на тему :" Роль игрушки в жизни ребенка"...

Роль игрушки в жизни ребенка

В данной статье описывается особая важность игрушки в жизни ребенка....

"Роль игрушки в жизни ребенка"

Консультация для родителей...

Роль игрушки в жизни ребенка

Роль игрушки в жизни ребенка...