Главные вкладки

    Программа дополнительного образования "Пластилиновая фантазия"
    методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя группа)

    Запрудина Марина Владимировна

    Основой программы «Пластилиновая фантазия» является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dop._programma_plastilinografiya_2-4_let.docx62.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

    (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

    629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

    E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, 532666

    ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

    ПРОГРАММА

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

    МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    «ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ»

    Разработчик: воспитатель

    Запрудина М.В.

    Надым, 2018г

    Пояснительная записка

    Направленность программы «Пластилиновая фантазия» по содержанию является художественно - эстетической; по функциональному предназначению - художественно – прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации – 1 год обучения.

    Актуальность. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

    Основой программы «Пластилиновая фантазия» является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

    Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

    Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография -  новый вид декоративно-прикладного искусства. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.

    Образовательное и воспитательное значение лепки  огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.

    Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

    Программа «Пластилиновая фантазия» направлена на развитие индивидуальных творческих способностей младших дошкольников, что обуславливает ее актуальность в условиях современного образования и опирается на пособие по пластилинографии            Г.Н. Давыдовой  для кружков дополнительного образования по пластилинографии.

    Содержание рабочей программы дополнительного образования «Пластилиновая фантазия» включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

    Дополнительная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

    1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.
    2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
    3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.

    Данная программа является одним из направлений решения образовательной области – «Художественно – эстетическое развитие».

    Программа рассчитана на: 37 компонентов (из них 1 диагностический), в неделю 1 компонент. Длительность одного компонента – от 10 - 15 минут.

    Предполагаемый результат (возраст 2-4 года)

    По итогам освоения программы «Пластилиновая фантазия» дети младшего дошкольного возраста освоят основные приемы пластилинографии (вытягивание, надавливание, размазывание, отщипывание, сплющивание), создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук

    Цель программы: развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста с использованием комплекса художественно – творческой деятельности с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.

    Задачи:

    Образовательные:

    - Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

    - Учить основным приёмам пластилинографии (вытягивание, надавливание, размазывание, отщипывание, сплющивание).

    - Учить работать на заданном пространстве.

    - Учить принимать задачу, слушать и слышать речь педагога действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

    - Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

    Развивающие:

    - Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

    - Развивать художественно-эстетический вкус детей.

    - Развивать сюжетно-игровой замысел.

    - Развивать интерес к процессу и результатам работы.

    - Развивать интерес к коллективной работе.

    Воспитывающие:

     - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

    - Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

    - Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

    Принципы, лежащие в основе программы

    • Принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
    • Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»  (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
    • Принцип развивающего характера художественного образования, целью которого является развитие ребенка;
    • Принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
    • Принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и младшего дошкольника в социуме, уважение  к личности ребенка, реализация собственных творческих потребностей);
    • Принцип обратной связи (совместное обсуждение с младшими дошкольниками того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы);
    • Принцип стимулирования (поощрение и вознаграждение);
    • Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
    • Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.

    Программа дополнительного образования составлена с учетом интеграции образовательных областей:

    «Познавательное развитие»  - осуществляется  развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие. Осуществляется знакомство  с  природой.

    «Речевое развитие» - осуществляется обогащение словаря,  звуковой культуры речи, развитие речи, общение. Используются художественные произведения познавательной направленности.

    «Физическое развитие» - осуществляется выполнение упражнений пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Формируется интерес  и ценностное отношение к занятиям физической культурой, формируются  основы здорового образа жизни.

    «Художественно-эстетическое развитие»  - происходит становление эстетического отношения к окружающему миру; формируются элементарные представления о пластилинографии; осуществляется стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализуется  самостоятельная  творческая  деятельность детей (изобразительная, конструктивно-модельная).

             «Социально – коммуникативное развитие» - осуществляется развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками; формируется готовность к совместной деятельности; формируется  уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в Организации;  формируются  позитивные установки к различным видам труда и творчества; формируются  основы безопасного поведения на занятиях пластилинографией.

    Отличительная особенность программы

    Программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. Программой предусмотрено применение информационно-коммуникативных технологий. Для дошкольников первична не информация, а отношение к ней, поэтому программа предполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики.

    Формы организации дополнительного образовательного процесса

    Особенностью данной программы является комплексный подход к организации образовательной деятельности, направленной на развитие мелкой моторики рук ребёнка, посредством работы с пластилином; развитием речи детей.

    При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

    Для решения поставленных задач, на занятиях максимально используются все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

    Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

    Организация образовательной деятельности

    Программа «Пластилиновая фантазия» составлена с учетом психофизиологических особенностей детей 2-4 лет. Курс пластилинографии рассчитан на 8 месяцев с сентября по май месяц.

    Периодичность проведения занятий:

    Занятия проводятся: 1 раз в неделю, 4 раза в месяц

    Всего: 37 занятий

    Продолжительность занятий соответствует своей возрастной категории: для детей 2-3 лет – 10 минут; для детей 3-4 лет – 15 мин.

    На одну тему отводится 1 занятие.

    Форма проведения занятий:

    Проводится совместная деятельность, индивидуальная работа.

    Основные методы работы и приемы обучения  детей

    Методы:

    Словесные:

    1. Рассказ
    2. Беседа

    Практический:

    1. Практическая работа

    Наглядные:

    1. Демонстрация
    2. Иллюстрации

    Методы обучения:

    1. Создание проблемных ситуаций

    Приёмы обучения:

    1. Показ  или  демонстрация  способа  действия  с  объяснением.
    2. Использование  дидактических  средств.
    3. Использование  инструкций  для  выполнения  задания.
    4. Пояснение,  разъяснение.
    5. Вопросы  к  детям.

    Типы занятий:

    1. Первичного ознакомления с материалом;
    2. Комбинированный;
    3. Усвоение новых знаний;
    4. Закрепление, повторение.

    Сопутствующие формы обучения:

    - выставки детских творческих работ для родителей.

    - участие в конкурсах детского творчества различного уровня.

    Содержание рабочей программы

    Раздел программы

    Содержание педагогической работы

    Пластилинография

    Формировать интерес к пластилинографии. Закреплять представления о свойствах пластилина, пластической массы и нетрадиционной технике изобразительного искусства.

    Учить приёмам работы с пластилином:

    - раскладывать и надавливать на готовые пластилиновые шарики;

    - учить самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики;

    - учить приёму - размазывания сверху - вниз; снизу - вверх и в разных направлениях;

    - учить приёмом размазывания, рисовать линии;

    - учить размещать «снежок» с изменением частоты размещения (снежок на небе - более редко, на ёлке – близко друг к друг);

    - учить раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы;

    - учить способом размазывания, видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю;

    - учить приёму – вдавливание;

    - учить самостоятельно приёмом размазывания, завершать рисунок;

    - учить дополнять образ различными дополнительными деталями (семечки, крупа, пёрышки);

    - учить детей самостоятельно сочетать разные приёмы (размазывания, надавливания, вдавливания и др.) для усиления выразительности образа;

    - учить создавать коллективную композицию по мотивам знакомой потешки;

    - учить в одном изображении, самостоятельно использовать несколько цветов пластилина.

    Структура проведения занятия

    Встречи по рисованию пластилином ничем не отличаются от традиционных занятий, только как сменой изобразительного материала. Структура может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя следующие этапы:

    I этап Введение в ситуацию

    На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать, так называемую «детскую» цель.

    Для этого, педагог включает детей в беседу, обязательно связанную с их жизненным опытом и личностно значимую для них.

    Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы в последовательности: «Хотите?», «Сможете?», тем самым педагог целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы («Я все сумею, все преодолею, все смогу!»).

    II этап Актуализация знаний и умений

    На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, педагог направляет деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия».

    У детей формируется опыт понимания цели деятельности, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».

    III этап Затруднение в ситуации

    Данный этап является ключевым.  Здесь моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением и  для достижения своей «детской» цели. Ребенку требуется выполнить некое действие, которое опирается на то новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть» и  которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Педагог с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

    IV этап Осмысление (итог)

    На данном этапе происходит фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

    С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» – педагог помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?» – подводит детей к выводу, что свою («детскую») цель они достигли благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось …, потому что узнали (научились)…»).

    Для рисования пластилином нет ограничений. Всё зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии.

    Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать её в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.

    Тематический план

    Тема организованной детской деятельности

    Количество компонентов образовательной деятельности

    В том числе:

    практической образовательной деятельности

    1

    «Тяп - ляп и готово» (знакомство с пластическими материалами)

    1

    1

    2

    «Картинки на пластилине»

    1

    1

    3

    «Созрели яблочки в саду»

    1

    1

    4

    «Падают, падают листья…»

    1

    1

    5

    «Вот поезд наш едет, колёса стучат…» (коллективно)

    1

    1

    6

    «Мячики для Тани»

    1

    1

    7

    «Пушистые тучки»

    1

    1

    8

    «Бусы для куклы Люси»

    1

    1

    9

    «Звёздное небо»

    1

    1

    10

    «Угощайся мишка!»

    1

    1

    11

    «Воздушные шары»

    1

    1

    12

    «Мы делили апельсин»

    1

    1

    13

    «Шубка для зайчика»

    1

    1

    14

    «Снег идёт»

    1

    1

    15

    «Вот какая ёлочка!»

    1

    1

    16

    «Вкусные конфетки»

    1

    1

    17

    «Весёлый снеговик»

    1

    1

    18

    «Клубочки для котёнка»

    1

    1

    19

    «Узоры на окнах»

    1

    1

    20

    «Пластилиновая мозаика»

    1

    1

    21

    «Украсим тарелочку»

    1

    1

    22

    «Самолёты летят» (коллективно)

    1

    1

    23

    «Петушок и его друзья»

    1

    1

    24

    «Волшебная картина»

    1

    1

    25

    «Весёлая неваляшка»

    1

    1

    26

    «Украсим кукле платье»

    1

    1

    27

    «Ромашки для мамы»

    1

    1

    28

    «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»

    1

    1

    29

    «Птенчик в гнёздышке»

    1

    1

    30

    «Кудряшки для овечки».

    1

    1

    31

    «Вышла курочка гулять, а за ней циплятки»

    1

    1

    32

    «Черепаха»

    1

    1

    33

    «Уточка плывёт с утятами»

    1

    1

    34

    «Вот какой у нас салют» (коллективно)

    1

    1

    35

    «Улитка на листочке»

    1

    1

    36

    «Радуга-дуга»

    1

    1

    37

    Мониторинг

    1

    1

    Итого:

    37

    37

    Планируемые результаты освоения дополнительной программы детьми младшего дошкольного возраста

    Интегративные качества

    Планируемый уровень развития интегративных качеств (целевые ориентиры)

    Эмоционально - отзывчивый

    Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).

    Любознательный, активный

    Принимает активное участие в продуктивной деятельности (пластилинография).

              Научится  использовать в рисовании нетрадиционную технику «пластилинографии», разные способы создания изображения.

              Знакомиться с миром разных предметов в процессе частичного использования, так называемого бросового материала.

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

    Создает  элементарные предметы по образцу, проявляет желание создавать выразительные образы посредством объёма и цвета  из пластилина с помощью взрослого или самостоятельно.

    Проявляет аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

    Овладевший необходимыми

    умениями и навыками

              Умеет раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка пластилина маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

              Умеет пальчиком размазывать пластилин по всему рисунку, пользуется стекой.    

              Развивает мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.                                                              

    А также к  концу года у детей предполагается формирование и развитие:

    • навыков совместной работы;
    • навыков пользования инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином;
    • умения владеть различными техническими приемами и способами лепки;
    • умения изготавливать из пластилина  простейшие картины;
    • умения украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами;
    • познавательных, творческих и художественных способностей, творческой активности, самостоятельности.
    • усидчивости, терпения, трудолюбия.

    Содержание программы

    Тема занятия

    Программное содержание

    1

    «Тяп- ляп и готово» (знакомство с

    пластическими материалами)

    Ознакомление с пластилином как с художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как свойство разных материалов (пластилина, теста)

    2

    «Картинки на пластилине»

    Показать разные способы получения образов: отпечатки разных предметов (бусин, семечек, пуговиц, гороха)

    3

    «Созрели яблочки в саду»

    Познакомить с новым способом изображения – пластилинографей, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объема и цвета. Формировать умение аккуратного использования пластилина в своей работе.

    4

    «Падают, падают листья…»

    Учить приёму размазывания в технике пластинографии (в разных направлениях); самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина; использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

    5

    «Вот поезд наш едет, колёса стучат…» (коллективно)

    Учить детей создавать колёса в технике пластилинографии, прикреплять готовую форму на плоскости в нужном месте. Продолжать учить раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями.

    6

    «Мячики для Тани»

    Учить детей способом размазывания закрашивать мячик. Продолжать использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

    7

    «Пушистые тучки»

    Учить создавать образ тучки пластическими средствами. Отрывание или отщипывание кусочков пластилина разного размера и прикрепление к фону.

    8

    «Бусы для куклы Люси»

    Упражнять умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки, лепить шарики маленького размера, скатывая их кругообразными движениями пальцев рук.

    Формировать умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей.

    9

    «Звёздное небо»

    Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии. Формировать навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. Развивать композиционное и пространственное восприятие.

    10

    «Угощайся мишка!»

    Учить лепить угощения для игрушек: раскатывание шара и лёгкое сплющивание в диск для получения печенья и пряников.

    Развитие чувства формы, мелкой моторики.

    11

    «Воздушные шары»

    Упражнять детей в раскатывании комочков пластилина кругообразными движениями.

    Помочь преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней.

    Показать детям, как прикреплять готовую форму на горизонтальную плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

    Развивать эстетическое и образное восприятие.

    12

    «Мы делили апельсин»

    Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных им фруктов. Формировать умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями.

    Учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином

    13

    «Шубка для зайчика»

    Учить детей закрашивать зайчика в технике пластилинографии. Учить способом размазывания видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю. Использовать стеку для создания пушистости шубки зайца.

    14

    «Снег идёт»

    Продолжать учить детей формировать шарики из пластилина, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга. Формировать интерес к работе с пластилином.

    15

    «Вот какая ёлочка!»

    Способствовать расширению знаний детей о многообразии растительного мира.

    Учить создавать образ ёлочки: раскатывание жгутиков из пластилина зелёного цвета и прикреплять к стволу (колбаска) на картон. Продолжать знакомство с пластилином, как с особым художественным материалом, освоение его свойств, сравнение с глиной и тестом.

    16

    «Вкусные конфетки»

    Продолжать учить лепить угощение для игрушек. Учить раскатывать комочки теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (конфеты) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы и мелкой моторики.

    17

    «Весёлый снеговик»

    Учить детей создавать образ снеговика в технике пластилинографии. Учить создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии. Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур. Закреплять знания о величине, формировать интерес к работе с пластилином.

    18

    «Клубочки для котёнка»

    Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.

    Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

    Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику рук.

    19

    «Узоры на окнах»

    Учить детей рисовать узоры на окнах в технике пластилинографии. Учить детей создавать узоры на окнах, используя различные приспособления: стеки, печатки. Закреплять приём размазывания.

    Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

    20

    «Пластилиновая мозаика»

    Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прикреплять к плоскостной поверхности. Формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.

    21

    «Украсим тарелочку»

    Заинтересовать детей украшением тарелочки (одноразовой) красивым узором.

    Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на тарелочке.

    22

    «Самолёты летят» (коллективно)

    Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками, иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.

    Продолжать формировать интерес детей к работе с пластилином на горизонтальной плоскости - пластилинографии. Заинтересовать коллективной работой, дополняя картинку деталями для законченной композиции (облака).

    23

    «Петушок и его друзья»

    Учить детей передавать образ петушка в технике пластилинография. Учить самостоятельно выбирать цвет пластилина для раскрашивания Петушка. Закрепление приёма - надавливания и размазывания. Учить передавать характерные черты петушка, используя различные материалы (разноцветные пёрышки, крупа).

    24

    «Волшебная картина»

    Учить детей намазывать пластилин на картон, вдавливать детали (бусины, макароны и т.д.) в пластилин, создавая изображение. Способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

    25

    «Весёлая неваляшка»

    Учить детей закрашивать неваляшку в технике пластилинография. Продолжать учить детей самостоятельно рисовать неваляшку на картонной основе. Для глаз неваляшки можно использовать бусины.

    26

    «Украсим кукле платье»

    Учить детей украшать платье в технике пластилинографии. Учить самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, диаметром 5-7мм.

    Продолжать обучать использовать в своей работе несколько цветов пластилина; прикреплять «горошины» на расстоянии друг от друга. Поддерживать в детях желание доводить дело до конца,

    27

    «Ромашки для мамы»

    Побуждать детей передавать форму знакомого растения. Учить детей создавать букет ромашек в технике пластилинографии. Учить создавать композицию на основе готовых элементов (лепестки ромашек), вдавливая их вокруг серёдки цветка. Закрепить приём вдавливания.

    Развивать мелкую моторику.

    28

    «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»

    Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Формировать приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.

    Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

    Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

    29

    «Птенчик в гнёздышке»

    Моделирование гнёздышка: раскатывание шара, лёгкое сплющивание в диск, вдавливание. Обыгрывание композиции (клювики из семечек, червячки в клювиках). Развивать чувство формы и композиции.

    30

    «Кудряшки для овечки».

    Продолжать заинтересовывать детей изображением пластилином на горизонтальной поверхности домашних животных. Учить детей создавать кудряшки для овечек в технике пластилинографии. Упражнять детей в применении спиралевидных деталей для создания выразительного рисунка.

    31

    «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки»

    Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине.

    Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела (цыпленок гуляет, цыпленок клюет).

    Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе.

    32

    «Черепаха»

    Вызвать интерес к представителям животного мира черепаха.

    Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

    Учить детей изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.

    33

    «Уточка плывёт с утятами»

    Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.

    Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.

    Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму (хвост утенка). Развивать чувство формы и композиции.

    34

    «Вот какой у нас салют» (коллективно)

    Создание коллективной композиции в сотворчестве с педагогом. Сочетание приёмов лепки: раскатывание жгутика и шарика, их соединение и включение в общую композицию.

    Развитие чувства формы, ритма, композиции. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни.

    35

    «Улитка на листочке»

    Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.

    Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

    Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали.

    Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы.

    36

    «Радуга-дуга»

    Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.

    Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

    Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).

    37

    Мониторинг

    Способы проверки усвоения рабочей программы

    Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится два раза в год (октябрь, май) в форме педагогической диагностики с использованием диагностического материала (Приложение 1).

    Материально-техническое обеспечение  программы дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновая фантазия»

    Художественные средства:

    • методические пособия и книги по пластилинографии;
    • литературные произведения (тематические).

    Наглядные средства:

    • стенды (правила техники безопасности и др.);
    • иллюстрационный тематический материал;
    • демонстрационные работы и образцы в технике «пластилинография».

    Технические средства:

    • видео-аудио материалы
    • компьютер
    • магнитофон
    • цифровой фотоаппарат
    • материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для пластилинографии:  клеенки (или доски для работы с пластилином), набор стеков, тканевые салфетки для рук; спички или зубочистки, бусины, бисер, картон, цветная и бархатная бумага, природные материалы, художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты и т.д.

    Методическая литература:

    1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.
    2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
    3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
    4. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года: [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей]. – М.:  Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.  

    Приложение 1

    Методика проведения обследования уровня освоения детьми 2 - 4

    лет программного материала по дополнительному образовательному компоненту «Пластинография»

    Задание 1 «Заборчик для петушка»

    Цель: Проверить умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями

    Оборудование: домик, сломанный заборчик, пластилин, салфетки для рук, игрушка петушок

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель показывает детям домик, в котором живет Петушок, но он очень огорчен, потому что у него сломан забор, и предлагает детям помочь Петушку починить забор.

    - Надо из пластилина скатать палочки.

    Дети садятся за столы, выполняют работу, педагог наблюдает, затем Петушок благодарит детей и поет с ними и танцует.

    Задание 2 « Сидит белка на тележке»

    Цель: Проверить умение раскатывать пластилин круговыми движениями ладоней

    Оборудование: тарелочка из бумаги, пластилин, салфетки для рук, игрушка белка

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель предлагает сделать угощение для белочки – орешки из пластилина: отщипнуть маленький кусочек, положить на ладонь и катать между ладошками. Чтобы орешек не укатился, положить его на тарелку и прижать. Дети выполняют работу, педагог наблюдает за ними.

    Задание 3 «Баранки»

    Цель: Проверить умение соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу

    Оборудование: Доски для лепки, пластилин, губки для смачивания рук, тарелочки для пластилина.

    Содержание диагностического задания:

    Воспитатель предлагает испечь для наших игрушек много баранок из пластилина: отщипнуть кусочек и раскатать между ладонями прямыми движениями палочку, затем замкнуть его в кольцо фиксированным движением.

    Оценка уровня освоения программного материала

    Высокий уровень:

    • Знает свойства пластических материалов.
    • Умеет аккуратно пользоваться пластилином.
    • Ребенок умеет раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями.
    • Ребенок умеет сплющивать комочек между ладонями.
    • Ребенок умеет отламывать маленькие комочки от большого куска пластилина.

    Средний уровень:

    • Знает свойства пластических материалов.
    • Умеет аккуратно пользоваться пластилином.
    • Ребенок умеет раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, но не контролирует силу нажима.
    • Ребенок умеет сплющивать комочек между ладонями, но требуется помощь педагога.
    • Ребенок умеет отламывать маленькие комочки от большого куска пластилина, но кусочки разного размера.

    Низкий уровень:

    • Знает свойства пластических материалов.
    • Процесс лепки проходит совместно с педагогом, ребенок не умеет сплющивать комочек между ладонями.
    • Ребенок не умеет раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями.
    • Ребенок не умеет отламывать маленькие комочки от большого куска пластилина.

    Приложение 2

    Основные приемы лепки

    Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина.

    Отщипывание - отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки.

    Сплющивание - сжимание куска пластилина с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющивать при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями к плоской поверхности.

    Скатывание - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным пальцами руки.

    Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.

    Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.

    Вдавливание - расположение предметов на основе из пластичного материала и прикрепление их путем нажатия.

    Раскатывание - формирование из куска пластилина жгута  путем раскатывания его движениями вперед - назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

    Разрезание - деление куска пластилина при помощи стека на кусочки меньшего размера.

    Оттягивание - оттягивание пальцами края изделия.

    Защипывание - придание рельефа и фактуры, изображение отдельных деталей при помощи щипковых движений пальцев.

    Загибание - придание формы краям тарелок, ваз при помощи круговых движений пальцев рук.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»

    В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...

    Программа дополнительного образования " Пластилиновая фантазия"

    Пояснительная записка     В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духо...

    Программа дополнительного образования " Бумажная фантазия"

    Пояснительная записка Введение В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кист...

    Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"

    Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Бумажная фантазия»

    Программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности "Бумажная фантазия" расчитана на два года обучения детей с 5 до 7 лет навыкам практической работы на основе использов...

    Программа дополнительной образовательной услуги «Театральная фантазия» для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет)

    Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Занятия сценическим искусством не только вводят де...

    Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

    Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...