Проект "Разноцветный мир"
проект по аппликации, лепке

Долженко Ирина Вячеславовна

Проект «Разноцветный мир» учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нём неповторимое и удивительное.

         Главной задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_iv_2019_1.docx63.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема:Разноцветный мир.

Вид проекта: творческий.

Тип проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: 1 год.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели.

Образовательная область: художественно-эстетическая.

Актуальность проекта

                             «Истоки способностей и дарования детей -

                               на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,

                              идут тончайшие нити – ручейки, которые питают

                                  источник творческой мысли. Другими словами, чем

                                       больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А.Сухомлинский

            Детская аппликация, процесс работы с бумагой, нитью, природными материалами  – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

           Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальность каждого ребёнка. Вдохновение охватывает ребёнка в процессе работы с бумагой. Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребёнку чувствовать красоту окружающего мира, воспитатель незаметно прикасается к этим уголкам.

           Проект «Разноцветный мир» учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нём неповторимое и удивительное.

            Главной задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.

           Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребёнку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии.

Цель проекта:

Учить детей отражать свои впечатления от окружающего мира в поделках, рисунках, развивать художественное восприятие, создать условия для формирования у детей эстетического отношения к художественно-творческой деятельности.

        Задачи:

           Обучающие

  • Создать творческую,  доброжелательную обстановку в свободной художественной и ручной деятельности.
  • Знакомить детей с разными видами художественного творчества (лепка, рисование, аппликация, конструирование) и нетрадиционными техниками их исполнения.
  • Расширение представлений об окружающем мире.

Развивающие

  • Развивать у детей интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на картоне, бумаге, ткани и др.
  • Развивать творческие способности детей, воображение, фантазию.
  • Развивать познавательно - творческую активность и творческое мышление.

Воспитывающие

  • Воспитывать у ребёнка желание рассказать в своей работе о том, что его волнует, радует, стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими.
  • Формировать художественный вкус, способность видеть и чувствовать красоту.

Планируемый результат:

  • Освоение детьми нетрадиционных техник по  аппликации.
  • Овладение навыками работы с различными инструментами и изобразительными материалами.
  • Повышение активности и самостоятельности каждого ребенка.
  • Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
  • Развитие творческих способностей и положительно-эмоционального восприятия окружающего мира.

             Новизна проекта заключается в обучении детей  использовать  плоды своего творчества в различных видах деятельности, нестандартно мыслить, обобщать факты, осмысливать их и выдвигать новые решения и идеи.

В ходе работы  дети должны овладеть  обширными изобразительно-выразительными навыками, что приобщит их к элементарной творческой деятельности.

Во время творческой деятельности   развивается  мелкая  моторика  рук, что  подготавливает руку ребенка к письму.

             Методы и приёмы: наблюдение, беседа, дидактические игры, пальчиковые игры, игры-фантазии, творческие задания, показ, индивидуальная помощь, поощрение, художественное слово.

Этапы проекта

№п/п

Этапы работы

Мероприятия

Сроки реализации

1.

Организационный

- выявление проблемы;

- возникновение идеи проекта;

- определение целей и задач;

- выбор методов и средств их решения;

- разработка перспективно-тематического плана с учётом возрастных особенностей детей;

- пополнение развивающей среды;

- подбор материала для художественной деятельности;

- первичная диагностика.

сентябрь 2018г.

2.

Диагностический

- разработка диагностик с критериями оценки изобразительных навыков воспитанников;

- выявление уровня знаний детей по теме: «Что я знаю о нетрадиционных методах

рисования, аппликации,  лепки?»

октябрь  2018 г.

3.

Практический

- разработка серий игр, занятий для детей дошкольного возраста по аппликации с использованием нетрадиционных техник;

- организация выставок детских работ;

- беседы, праздники, занятия, конкурсы

октябрь 2018 г. - май 2019г.

4.

Обобщающий

- итоговая диагностика;

- ознакомление с результатами проекта педагогов центра.

май 2019 г.

              На диагностическом этапе проводилась первичная диагностика умений и навыков детей. Для этого были разработаны критерии оценки уровня сформированности умений и навыков по изодеятельности:

  • техника владения кистью, клеем;
  • средства выразительности: цвета и оттенки, форма, композиция;
  • самостоятельность и оригинальность замысла;
  • умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей;
  • уровень развития воображения.

      Оценка уровня творческого развития осуществляется по 3 бальной системе:

            1 балл – низкий уровень развития;

            2 балла – средний уровень развития;

            3 балла – высокий уровень развития.

             Анализ первичной диагностики показал, что 100% воспитанников группы имеют низкий уровень развития художественно-творческих способностей.

             С целью получения данных о результативности проведенной работы проводилась  повторная диагностика (четвертый этап работы). Оценка уровня развития воспитанников осуществлялась по ранее указанным критериям. Диагностические данные итоговой диагностики показали, что у всех детей уровень развития творческих способностей и технических умений стал значительно  выше, чем при поступлении. Дети овладели сенсорными эталонами, кистью и карандашом, правильно называют  цвета и оттенки, геометрические формы, умеют правильно  располагать части предмета, пользуются традиционными и нетрадиционными приемами аппликации. Виден эмоциональный подъем у детей, они стали менее скованны в общении и творческой деятельности, проявляют самостоятельность в выборе материала и техники.

             Полученные умения и навыки ребята демонстрируют в своих персональных творческих выставках.

             Для большей эффективности работы по развитию творческих способностей у воспитанников мной были разработаны конспекты занятий  и игры.

Конспекты занятий  и игр

«Осенняя березка»

Цель: учить детей делать берёзку из салфеток, скрученных в жгутики и скатанных в шарики.

         Задачи: 

  • Знакомить детей с нетрадиционной  техникой выполнения аппликации.
  • Продолжать учить сочетать различные приёмы выполнения аппликации, применять полученные ранее  знания.
  • Учить скручивать салфетки в жгутики, катать шарики.
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, чувство формы.
  • Воспитывать  терпение и усидчивость.

Материалы для занятия:  иллюстрации с изображением берёзы, дуба, каштана, клёна, листья различных деревьев; образец аппликации из скрученных жгутиков и скатанных шариков салфеток,  бумажные салфетки – белые, разрезанные на полоски, жёлтые и зелёные, разрезанные на небольшие квадратики;  цветной картон (по выбору детей); клей ПВА (лучше, если он будет в тюбиках с узким носиком), кисти для клея или клей – карандаш, салфетки для рук.            

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Детки,  давайте сделаем красивый кружок и немножко поиграем (дети встают в круг и в это время раздается стук в дверь).                        

                                      (Воспитатель открывает дверь)

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите,  к нам в гости пришел  Мишка (переодетый взрослый). Здравствуй,  Мишка!

Медведь: Здравствуйте, ребята.  Я к вам пришел за помощью.  Растет в нашем лесу белокурая красавица, все лето она была веселая, шутила, с ветром песенки напевала, а сейчас с каждым днем становится все грустнее и грустнее, очень мне ее жалко, помогите мне ее развеселить.

Воспитатель: Милый Мишка, мы постараемся помочь твоей белокурой красавице.

Медведь: Тогда я побежал, а то меня медведица уже заждалась.                      

                    (Медведь убегает  и по дороге теряет конверт)

2.Основная часть.

Воспитатель: Детки, смотрите,  какой то конверт, а что же в нем?

              (достает из конверта части кленового листа с текстом)

Дидактическая игра «Собери пазл»

На кленовом листе дети находят текст сказки про берёзку.

Сказка про осеннюю берёзку

                                                                        Автор сказки: Ирис Ревю

У дороги стояла одинокая берёзка. Она была маленькая, аккуратная, и листики у неё тоже были небольшие, красивой формы. А главное, что они были зелёные! Зелёный цвет берёзка любила больше всего. Зелёного цвета были трава и листва других деревьев, мох и иголки на сосне. Но наступила осень, и с листьями берёзы стали происходить чудеса. Из зелёных они превращались в жёлтые, и берёзка ничего не смогла с этим поделать. Но дальше было только хуже. Листья начали опадать, на берёзе их становилось всё меньше и меньше. Совсем загрустила белоствольная красавица. Как же я буду жить без листьев? А они всё падали и падали на землю.

(беседа по содержанию сказки)

Дидактическая  игра «С какого дерева лист?»

 Ребята, я думаю, мы сможем помочь нашей березке.  В  лесу она одна, а давайте мы для нее смастерим подружек, белокурых красавиц,  им вместе будет веселее пережить зиму.

Физкультминутка «Берёзка»

Мы берёзку посадили,                       (Выпрямиться, стоя за столом)

Мы водой её полили,                         (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед) 

И берёзка подросла,                           (Потянуть руки вверх)

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила                         (Руки вниз, спина прямая)

И ребят благодарила.                          (Поклоны головой, сесть)

(дети садятся за подготовленные столы)

Воспитатель:  А сейчас я предлагаю вам выполнить объёмную аппликацию “Берёзка” с помощью салфеток, скрученных в жгутики  и скатанных в шарики.

Давайте вспомним, из каких частей состоит дерево? (ствол, ветки, листья, корни). Мы  с вами рассмотрим образец работы.

                                   (демонстрация готовой работы)

Как выполнены стволы и ветки березы? (полоска салфетки скручена жгутом). Обратите внимание на то, что скручивать надо плотно, чтобы потом салфетка не раскрутилась (показ техники скручивания).                                 

         Маленькие веточки, идущие от основной ветки, также скручены жгутом, а листики мы сделаем из шариков двух цветов: зелёного и жёлтого.

 Воспитатель: сначала мы скрутим в жгутики все полосочки, которые лежат в ваших тарелочках и скатаем в шарики все квадратики, а потом по трафарету будем намазывать клеем и выкладывать жгутики и шарики на бумагу. Приклеиваем жгутики на ствол. А шарики на крону рядом друг с другом. А сейчас возьмите полосочки салфеток и попробуем скрутить их в жгутики.  Чтобы ручки хорошо скручивали жгутики, нам с вами нужно их размять.

                                    Пальчиковая гимнастика  "Берёзка"
Падали листочки осенью с берёзки
(загибаем пальчики). 
Зимушка снежинки вешала на ветки (смыкаем поочерёдно пальчики большой и указательный, большой и средний и т.д.). 
А весною почки лопались на ветках (хлопают в ладоши). 
Угощала соком белая берёзка
(ручки в горсть - "пьём"). 
Летом зеленели листья на берёзе, 
Укрывая деток от летнего зноя
(закрывают ладонями голову).

Практическая часть

Самостоятельное выполнение работы.

Анализ детских работ.

 3.Итоговая часть.

- Чем мы сегодня занимались?

- С какой новой техникой познакомились?

4.Рефлексия.

 Ваши работы мы передадим  Мишке,   в лесу вырастет «берёзовая роща»,  и березка перестанет грустить. Все молодцы!

Аппликация «Весенний одуванчик»

Цель: учить детей делать объёмную аппликацию из цветной бумаги и салфетки.

Задачи: 

  •  учить детей наклеивать детали аппликации в соответствии с замыслом;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность при выполнении работы.

 Материалы и оборудование: листы картона, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, салфетки на стол, бумажные салфетки ( жёлтые 2-х слойные, разрезанные квадраты 3 x 3см.), влажные салфетки для рук - на каждого ребенка, иллюстрации с одуванчиками, аудиозапись звуков природы.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться гулять на весеннюю полянку.

                                   (звучит музыка природы)

На полянке растёт зелёная трава, по которой ползают различные насекомые (предложить детям вспомнить названия насекомых). На небе светит яркое солнышко. А над полянкой весело летают птицы.

На полянке много цветов. Какие цветы можно увидеть весной? (одуванчики, тюльпаны, нарциссы, мимозы).

Правильно, молодцы!

Отгадайте загадку – какой цветок я загадала?

То он солнышко лучистое,
То он облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел!
(Одуванчик)

Верно, одуванчик. Ребята, посмотрите, какой красивый одуванчик (показать картинку) и послушайте стихотворение:

Ярко-жёлтый одуванчик
Весь под дождиком продрог,
А когда просох на солнце –
Сам себя узнать не смог:
Побелел он и распух,

И рассыпался, как пух.

Ребята, а почему одуванчик сравнивают с солнцем? (такой же круглый и жёлтый). Что мы можем увидеть у одуванчика? (стебель, листья, корень, цветок)

Одуванчик - удивительный цветок. Встаёт вместе с солнышком. В пасмурную, дождливую погоду одуванчик не раскрывает свои лепестки, держит ихзакрытыми.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Одуванчик вырос на поляне, (руки соединить, медленно поднимать их вверх)

Утром весенним он раскрыл свои лепестки, (раскрыть руки, разжать пальцы)

Весь день цветочек грелся на солнышке, (руки с разжатыми пальцами крутить влево-вправо)

А ночью спрятал свои лепестки, (пальцы сомкнуть, руки опустить)

А через несколько дней вместо жёлтого цветочка потянулся к солнышку белый пушистый шарик (поднять руки, пальцы разжаты, «держат мячик»)

Дунул ветерок, и по полянке разлетелись маленькие парашютики (пальцы разжать, руки поднять вверх)

Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Когда-то люди назвали одуванчик «эликсиром жизни». Все части этого растения – и корни, и листья, и цветки имеют лечебные свойства. Из листьев и корней одуванчика делают отвар и этим отваром лечат кашель. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное душистое варенье.

К одуванчикам любят прилетать пчёлы, шмели и бабочки. Они пьют одуванчиковый сладкий нектар и делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Физкультминутка

Давайте сделаем с вами пчелиную разминку:

Пчёлка трудится весь день (руками вращение вперёд)
И работать ей не лень,
(руками вращение назад)
От цветка летит к цветку,
(руки на пояс, наклоны в стороны)

Клеит на брюшко пыльцу. (круговые движения ладонью по животу)

2.Основная часть.

А сейчас, ребята, мы с вами будем делать аппликацию «Одуванчик».

У вас на тарелочках сложенные по форме квадрата и закреплённые в серединке кусочки жёлтой салфетки – это будущие цветы одуванчика. Их три. Вам нужно вырезать кружки, а затем по краям этих кружков сделать надрезы (показ как вырезать и делать надрезы)

После цветочков сделаем стебельки и листья из зелёной бумаги. Когда все детали будут готовы – приклейте сначала стебельки, потом цветочки, а после - листья одуванчиков.

                                          (работа с бумагой)

3.Заключительная часть.

Какие замечательные получились цветы!

Стали салфетки вдруг – цветами,

Озарили всё вокруг!

В новом жёлтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Спасибо вам, ребята, за работу!

4.Рефлексия.

Предложить детям организовать выставку.

 «Чудесные дары»

Цель: знакомить детей с различными природными материалами и создавать картину по своему желанию на чистом листе бумаги.  

         Задачи:

  • знакомить детей с разнообразными сюжетными композициями из природного материала;
  • развивать у детей интерес к занятиям с природным материалом;
  • воспитыватьбережное  отношение к родной природе.

Материал: камушки,  семечки тыквы и дыни, косточки вишни и мандарина, картинки с изображением поделок и картин из этого материала,

чистые белые листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

В групповую комнату входит старичок-лесовичок  и вносит посылку.

Посылка с природным материалом и картинками от матушки – природы.

Дети рассматривают природный материал-что это? Где есть это?

Затем дети рассматривают картинки.

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

1.Для чего нам это прислали?

2.Что это за материал? (Камушки, семечки)

3. Семечки каких фруктов или ягод? (Тыквы, мандарина)

4.Что мы будем делать с этим материалом? ( Поделки)

5. Как называется этот материал? (Если дети не называют, то педагог знакомит их с названием)

6. Для чего нам картинки?

Воспитатель предлагает выбрать материал для своих картин, занять место за столом и начать работу – на чистом листе бумаги выложить какой-нибудь предмет, рисунок из природного материала, используя, если необходимо карандаши и фломастеры.

2.Основная часть.

Перед работой воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и размяться.

Физкультминутка

Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. 
Вот мы остановились. 
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки,
Плавно помашем,
Это птицы на юг летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.

После разминки дети проходят за столы,  выбирают понравившийся им материал и начинают работать над созданием картин.

Во время работы детей воспитатель поясняет, что они выполняют работу аппликативным способом, накладывая природный материал на листок.

(Воспитатель помогает детям, подсказывает, как лучше расположить картину на листе, поощряет работу)

3.Заключительная часть.

Ребята  показывают и  рассказывают, что они изобразили.

Воспитатель оценивает все работы положительно, делая ее успешной.

4.Рефлексия.

Закрепление того, что узнали – природный материал, аппликация, семечки тыквы, дыни, косточки мандарина и вишни.

Дидактические игры

«Собери урожай»

Цель: формировать умение  подбирать цвет и форму заготовки в соответствии с выбранным фруктом.

Ход игры: дети вырезают из цветной бумаги овощи и фрукты, а затем в прикрепленные к доске корзины собирают урожай: в первую корзину кладут овощи, во вторую – фрукты.

Украсим рукавички

Цель: развивать воображение, умение составлять композицию по замыслу.

Ход игры: педагог предлагает детям украсить рукавички, вырезанные из цветного картона. Дети придумывают узор, вырезают элементы узора из цветных полосок (круги, полоски, различные фигуры), располагают узор в середине силуэта, по краю, наклеивают все детали.

 

Библиографический список:

  1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2011 - 60 с.
  2.  Алещенко М.В. О чем рассказал детский рисунок // Начальная школа.-1992.-№4.- с.75-76
  3. Белобрыкина О.А Маленькие волшебники или на пути к творчеству Новосибирск, 1993 -  66 с.
  4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – Москва: Издательский центр "Академия", 2002 – 32с.
  5.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2.-М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2007 - 80с.
  6.  Мелик-Пашаев А.А. Ступени творчества. – М.: 1987
  7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Детский сад: день за днем. Учебное пособие, 2010 - 361с.
  8.  Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию - Москва: Просвещение, 1991.- 256с.
  9. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта - М.: Педагогика, 1981 - 274с.
  10.  Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург, 2008
  11. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества, Москва, Издательский центр Академия, 2011
  12.  Гаврина С.Г.  Развиваем руки, чтоб учиться  писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2008 - 381с.
  13.  Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование, 2008 - 264с.