Проект по Художественно-эстетическому развитию "Портрет осени"
проект по рисованию (старшая группа)

Архипова Тамара Николаевна

В ясный осенний денёк мы с детьми любовались красотой .Ребята восхищались неподвижностью и загадочностью веточек берёзок, осинок, рябины. Дети сравнили деревья с загадочными героями из волшебной сказки. Им казалось, как будто они заколдованы кем-то, и сейчас появится прекрасный принц, который их расколдует.

И вдруг Семён сказал: «А всё-таки интересно устроены деревья! А почему  осенью желтеют и опадают? Почему так происходит?». Сонечка  поддержала: «А, правда, интересно, откуда появляются листочки? Мои почемучки стали высказывать разные предположения, в итоге они решили выяснить, как живут листья. Так родился этот проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_hudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie_.docx243.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад  с. Нижнетроицкий муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Проект

Область  «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел:Рисование.

тема: ««Портрет золотой осени»

возрастная группа: старшая группа

Выполнил : воспитатель

Архипова Тамара  Николаевна

Педагогический стаж:26 лет

Имеющаяся категория :первая

         

2019

Проект: «Портрет золотой осени»

Автор проекта: Архипова Тамара  Николаевна.

Руководитель проекта:

Вид проекта:  групповой, творческий-исследовательский.

Продолжительность- краткосрочный.

Сроки реализации: сентябрь-октябрь.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Место проведения: МАДОУ детский сад с. Нижнетроицкий, старшая группа.

Актуальность проекта:

        Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Цель проекта: Создание условий для совершенствования детско-взрослых отношений через формирование представлений о жизнедеятельности листьев. Формировать у  детей  представления об осени, ее характерных особенностях.

Задачи:

Образовательные задачи:

- закрепить знания о деревьях и его плодах, листьях;

- обогащать речевую деятельность;

Развивающие задачи:

- развивать способность к планированию будущей деятельности;

-активизировать творческий потенциал детей по применению ресурсов природной среды осенью;

-стимулировать применение естественного природного материала в творческой продуктивной деятельности;

Воспитывающие задачи:

- способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса;

- поощрять стремление к самостоятельному творческому поиску.

Методы и приемы:

Информационный: знакомство с изменением деревьев осенью, почему на одних деревьях листья желтеют, на других-краснеют, рассматривание строения листьев, знакомство способам и видам составления гербария.

Трудовой: сбор листьев, выполнение творческой работы.

Исследовательский: проведение опытов о цвете листьев, рассматривание строения, почему по разному летят разные листья с деревьев.

Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов оформления поделок листьями и ягодами деревьев, кустарников.

Проблемный:постановка проблемы и поиск решения, творческое использование природного материала и его использование.

Оборудование:костюм Лесовичка, костюм Осени,корзины для листьев, старые книги, лупы, ткань белая 10*10, картон рифленый формат А4, листья сухие, ягоды, яблоки сушенные, клей-карандаш, портреты принцесс, музыка П.И.Чайковского «Осень», красивая веточка от дерева.

Постановка проблемы

В ясный осенний денёк мы с детьми любовались красотой .Ребята восхищались неподвижностью и загадочностью веточек берёзок, осинок, рябины. Дети сравнили деревья с загадочными героями из волшебной сказки. Им казалось, как будто они заколдованы кем-то, и сейчас появится прекрасный принц, который их расколдует.

И вдруг Семён сказал: «А всё-таки интересно устроены деревья! А почему  осенью желтеют и опадают? Почему так происходит?». Сонечка  поддержала: «А, правда, интересно, откуда появляются листочки? Мои почемучки стали высказывать разные предположения, в итоге они решили выяснить, как живут листья. Так родился этот проект.

Проект включает три этапа: 

подготовительный

 основной

 заключительный.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап

Определение темы и  задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.

 Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений.

Разработка циклов ООД.

Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.

 Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте.

2 этап –Основной.

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия. Знакомство с деревьями, листьями, плодами. Знакомство «Почему листья меняют цвет осенью» (на желтые, оранжевые, красные). Сбор листьев.

ООД «Прогулки» (Приложение № 1).

Задача: Создание условий для расширение у детей  представления  о многообразии и пользе осенних даров природы.

Рассматривание и обследование:  муляжей и трафаретов овощей,

фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

 Беседы:

«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья?».

Цикл наблюдений:

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);

-за красотой и богатством осенних красок;

-за цветником;

-за перелетными птицами;

-за насекомыми;

-за деревьями, растущими на территории детского сада.

Целевые прогулки:

 «Деревья и кустарники нашего детского сада»;

«Ищем приметы осени».

Цель: Создание условий для развитие у детей  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий.

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»;

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»;

«Почему я люблю (не люблю) осень?».

Цель: Создание условий для систематизации представления у детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.

 Опыты.

Лаборатория почемучек.

3. Заключительный  этап

 -  анализ результатов проекта;

Приложение

        Конспект-прогулки

СТРАНА ЛИСТОПАДИЯ

Задачи .Дать представление о деревьях, о листе, как о части растения.

Почему листья меняют цвет осенью» (на желтые, оранжевые, красные). 1)На прогулке воспитатель проводит с детьми игру «Осенняя веточка»

(передаем веточку и рассказываем по вопросам воспитателя про осень)

- Когда осенью идет дождь, какая погода? (дождливая)

- Когда осенью дует ветер, какая погода? (ветреная)

- Когда осенью холодно, какая погода? (холодная)

- Когда осенью пасмурно, какая погода? (пасмурная)

- Когда осенью сыро, какая погода? (сырая)

- Когда осенью хмуро, какая погода? (хмурая)

- Когда осенью ясно,  какая погода? (ясная)

- Когда осенью солнце светит,  какая погода? (солнечная)

2) Имитация звонка на телефон воспитателя.

Воспитатель: Сейчас звонил мне Лесовичок . Он нас приглашает в Страну Листопадию полюбоваться осенними листьями. Хотите идти в гости к Лесовичку?

Лесовичок: Я очень хочу рассказать вам о своем доме. Мой дом – это лес. В моем лесу растет много деревьев, но больше берез и кленов.

Рассказ о березе.

Послушайте пословицу-загадку: « Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре пользы. Первая польза – больным здоровье. Вторая польза – от тьмы свет. Третья – дряхлых исцеление. А четвертая – людям колодец». О каком дереве идет речь?

Береза – это красивое русское дерево – символ России. Береза очищает наш воздух. Из ее веточек делают веники и парятся в баньке, чтоб не болеть. Еще из березы получают полезный сок, а еще говорили, что в слезах березы большая богатырская сила. Если много слез проливает береза, то будет дождливое лето.Из коры березы, из бересты, делают красивые туески, шкатулочки. Из древесины  делают бумагу, лыжи, мебель. Дрова нас греют. Из плодов делаю лекарство.

Ствол у березы белый с черными пятнышками. Особенно много пятнышек у корня дерева. Листья у березы симметричные, покрытые клейкими чешуями. Плоды у березы это сережки.

- Может кто-то знает стихотворение о березе и хочет рассказать  им, пусть березки послушают?

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Рассказ о клене.

Клен – доброе дерево. Его сажали рядом с домом на счастье. Он так же очищает воздух, которым мы дышим. Они  очень важны пчелкам, является отличным медоносцем. В нем много витаминов: железо, натрий, кальций, фосфор и витамины С, В, Е. он очищает организм и убивает микробы.

Дети очень любят собирать семена клена и играть ими. В народе их называют «самолетики», т.к. они очень красиво летят вниз. Так же делают разные  поделки из «самолетиков»(дети рассказывают стихотворение)

Клен ты мой опавший,

Клен заледенелый!

Что стоишь склонившись

Над метелью белой?

- Вы знаете почему, когда наступает осень, листья меняют цвет: одни - желтые, другие – красные, третье – оранжевые, четвертые – коричневые?

        Дети рассказывают ответ на вопрос, что они узнали дома (вопрос задавался домашним заданием для ребят и родителей).

Наступает осень, погода стает холоднее. Вода испаряется меньше. Она по стволу не может добраться до кончиков веточек, до листьев. Зеленое вещество (хлорофилл) в листьях сохнет и перестает работать. От холодной осенней погоды защищает листья красное вещество (антоциан). Поэтому и листья меняют цвет.красное вещество помогает листьям держаться на веточке, т.к. питает дерево витаминами. Еще красное вещество защищает листья от паразитов. Так же цвет листьев зависит от почвы: у дерева, растущего в плодородной, богатой витаминами почве листья желтые, в бедной почве – листья красные. И деревья сами выбирают, где лучше им расти. В дождливую осень листья становятся коричневыми. Когда совсем вода не поднимается по стволу дерева, то листья с деревьев начинают падать.

        - Почему же с некоторых деревьев листья опадают раньше, с некоторых позже?

        Листья большого размера требуют много солнечного света и быстрее опадают (например, кленовые листья). Листья маленького размера привыкли получать меньше света, поэтому осенью они держатся дольше.

Воспитатель:Игра «Соберем листья»

(дети собирают березовые листья в одну корзину, кленовые - в другую)

Лесовичок: Я дарю вам эти листья. Вы же придумаете, что можно из них сделать. А теперь мне пора спать, зима не за горами. До свидания!

Знакомство с гербарием, что это такое

Знакомство с гербарием, что это такое. Какие виды сушки листьев растений существуют.

Здравствуй, Осень! Добрый день ребята!

-Что в подарок осень  нам принесла? (листья, плоды, семена)

Мы с вами собрали опавшие разноцветные листья

Чтобы сохранить воспоминания о Золотой осени

Надо нам их сохранить.

-Как можно сохранить листья? (высушить)

-Что такое гербарий? (гербарий - это коллекция засушенных листьев)

-Какие листья мы с вами собирали? (березовые и кленовые, большие и маленькие, яркие и темные, гладкие и блестящие, ребристые и шероховатые и т.д.)

- Какие листья лучше собирать? (чистые, сухие, цельные, красивые, без черных пятнышек)

-Какие виды сушки листьев вам знакомы?

  • Гербарий сушат в  старой книге между страницами. Аккуратно складывают, чтобы листья не выходили за края страницы. Книга с гербарием должна находиться в теплом, сухом помещении.
  • Если же листья нужны срочно, то тогда на помощь придет утюг. Этот метод позволяет сохранить сочный, природный цвет. Надо гладить под бумагой на средней температуре. Такой способ быстрый, но недолговечный.  
  • Вречном или в морском песке сушат объемные растения (цветы)

-Нам какой безопасный вид больше подходит? (в книге)

Дети самостоятельно складывают собранные листья в старые книги через несколько страниц. И кладут под пресс, чтобы листья высыхали ровно.

Игры.

Словесная игра «Кто кем был или что чем было».

Цель: расширение словаря существительных и знаний об окружающем.

Педагог задает детям вопросы. Кем или чем раньше были:  цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью). А чем раньше были листочки?

Проблема: как появляются листочки?

Решение проблемной ситуации

1). Исследовательская деятельность «Как появляются листочки?».

Детям предлагаются карточки с символами сбора информации, они делятся на группы по интересам: одни делают зарисовки, другие – ищут информацию в Интернете, третья группа – собирают материал из книг, журналов.

Систематизация собранных материалов.        

2). Д/и «С какого дерева листок?».

Игра-лото. В игре карточки с рисунками листочков и карточки с рисунками деревьев. Задание: Найти каждому листочку своё дерево.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика «Листопад».

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень. Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Я предлагаю вам  сделать ветер и  подуть на листья! Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись. Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

ЛАБОРАТОРИЯ ПОЧЕМУЧЕК

Изучение строения листа, проведение опыта «Почему лист зеленый», проведение исследования «Как падают разные листья»

Исследование строения листа при помощи лупы.

Рассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность лиса. Видите жилки – тонкие трубочки? Которые идут от черешка и по всему листу. Он вбирает в себя солнечный цвет и поэтому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка бывает острая и округлая.

Опыт «Почему лист зеленый»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появляются зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. Называется он – хлорофилл. Вырабатывается он только на солнце. И это вещество постепенно уменьшается и пропадает совсем, листья тогда меняют цвет. Почему?А теперь то же самое сделайте с желтым листочком. Что заметили? Значит у желтого листочка нетхлорофилла и нет влаги. А чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света.

Эксперимент «Как листья падают»

На прогулках вы замечали, что лисья с деревьев падают по-разному. Давайте проведем эксперимент для того,чтобы выяснить,какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружится. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх  выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запомните: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные лисья падают медленно и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

ПОРТРЕТ ОСЕНИ

Звучит музыка П.И.Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»

Чтение стихотворения «Красавица-Осень спешила на бал» Г.Исаева

Красавица Осень спешила на бал

Меняла наряды, цвета, украшения.

И что же, последний листочек опал.

Рассыпалась осень, ей нет утешенья.

И хлынули слезы дождем проливным,

И холодно ей, и пропали надежды.

Ты, Осень, не плачь, не грусти, подожди,

И новые мы создадим наряды.

Многие поэты сравнивают осень с художником, который украшает деревья разными цветами – красный, бардовый, золотой. Словно  в лесу проходит конкурс красоты.

- С кем можно сравнить Золотую Осень?

Я бы сравнила ее с Царицей Осени.

Предлагаю вам создать портрет Царицы Осени из листьев, которые мы с вами собрали, просушили. Сделаем к готовому портрету девушки шикарную царскую прическу с украшениями из ягод, «самолетиков».

G:\конкурсы 2015- 2016-2017\портрет осени\223871027.jpgG:\конкурсы 2015- 2016-2017\портрет осени\raskraski-dlja-devochek--barbie--125.jpg

Для начала поиграем с листочками.

Игра «Ветер и листочек»

Перед вами желтый листок березы.

Возьмите его и поднимите вверх.

Листок медленно опустите в самый центр листа.

Подул ветерок и листок перелетел влево.

Снова подул ветер и перенес его в право.

Ветер закружил листочек по кругу.

Ветер перенес листочек в правый верхний угол.

А теперь листочек полетел в нижний левый угол.

Листочек снова перенесся в центр.

Сдуйте листочек сильным выдохом надувая щеки.

Самостоятельная деятельность детей.

G:\конкурсы 2015- 2016-2017\портрет осени\DSCN0027.JPG

Итог: мы много узнали о деревьях, о его частях, о пользе, делали эксперименты. И на память создали чудесный портрет Царицы Осени из осенних листочков. Я хочу вас поблагодарить за помощь и сказать спасибо, что смогли создать украшение для нашего детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Хотим подружиться с осенью"

Я считаю, что через умение видеть красоту родной природы в любом ее проявлении,формируется чувство любви к своей родине.Мы помогаем ребенку уточнить представления об осени и осенних явлениях....

Проект "Как мы следы осени искали?".

Сценарий организации проектной деятельности для детей старшего дошкольного  возраста.Тип проекта: коллективный, творческо-исследовательский. Срок реализации проекта: 1 месяц.Направление: художест...

Познавательно-творческий проект в старшей группе "Осенний лес"

Проект,  который объединил детей, педагогов, родителей и познакомил с особенностями жизни осеннего леса....

Проект в старшей группе «Осень, осень в гости просим»

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень, осень, в гости просим!».Совместные работы детей и родителей....

Конспект НОД похудожественно-эстетическому воспитанию с детьми второй младшей группы. Тема: "Машенька и Медведь в гостях у ребят"

laquo;Машенька и медведь в гостях у ребят»Музыкальный руководитель – Мошкина Е.В.ЦЕЛЬ : Развивать воображение у детей . Задачи:  Воспитывать у детей эмоциональную отзывчив...

Педагогический проект воспитательно-образовательной деятельности "Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью"

Систематизировать представления детей об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Учить детей зам...

Проект по теме: «Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла!»

Проект по теме: «Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла!»...