«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию с использованием  нетрадиционных приёмов и материалов».
консультация по аппликации, лепке

Шапортова Ольга Леонидовна

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnaya_applikatsiya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие творческих способностей у детей через аппликацию с использованием  нетрадиционных приёмов и материалов».

Составила: Воспитатель

Шапортова О.Л.

  Актуальность.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы. 

                                                  Новизна

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития дошкольников посредством:

  • Использование наряду с традиционными приёмами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;
  • Взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;
  • Взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.

Проблема:

  • некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности;
  • большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца;
  • некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе.

Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей  по аппликации.

Цель:

Развитие творческих  способностей детей посредством  нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.

Задачи:

  1. Обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения;
  2. Инициировать ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжение всей работы;
  3. Создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами;
  4. Развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие; формировать навыки контроля и самоконтроля;
  5. Развивать изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость;
  6. Осуществлять эстетическое, трудовое и нравственное воспитание.

Гипотеза:  Если использовать нетрадиционные техники аппликации в изобразительной деятельности, то у детей появится интерес к данному виду деятельности и повысится динамика высокого уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности.

Планируемый результат.

Дети овладеют различными нетрадиционными техниками аппликации, обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. У детей повысится уровень развития по художественному творчеству, сформируется учебно-познавательная компетентность (в соответствии с особенностями возраста). Дети приобретут навыки совместного творчества - способны объединиться для общего дела, договариваться, действовать согласованно.

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                                                                   В.А.Сухомлинский.

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью вариативностью, гибкостью, подвижностью. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

 Развитие способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, а также творческих способностей детей должно протекать в условиях побуждения к созидательно - поисковой деятельности, которая в полной мере может быть обеспечена изобразительным творчеством. Показателями творческой свободы являются оригинальность, индивидуальная неповторимость художественных образов, созданных детьми. Чем больше своеобразного, нового внесено в работу, тем она ценнее для автора - создателя. Проявлением детского творчества является не только достаточный уровень развития активности и самостоятельности в организации и осуществления деятельности. Высокий уровень самостоятельности характеризуется тем, что ранее усвоенные изобразительные приемы трансформируются в средства выражения субъективно-оценочного отношения ребенка к содержанию занятия. Выполнение работы протекает на фоне яркого эмоционального переживания, активности умственных и практических умений.

 В формировании творчества особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

Аппликация (от латинского слова – прикладывание) – один из видов художественной деятельности, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и в активном его познании, преобразовании. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, произведений народного декоративно-прикладного искусства. Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребёнка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребёнок хорошо владеет приёмами вырезания, наклеивания внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно когда умело, регулируется и применяется наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.

Во время работы  знакомлю детей со свойствами разных материалов, учу различать геометрические фигуры,  цвет предметов, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. В процессе  аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между собой и  взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное  эмоциональное состояние. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своей  аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения .

 Ребёнок усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии, совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путём анализа допущенной ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений. Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называют величинные понятия. Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности. 

  В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

1.  Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.

2.  Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.

3.  Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.

 4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

  Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии,  пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами  доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился.

       Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

а) Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

б) Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

в) Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.

г) Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

д) Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

  • наблюдения с детьми;
  • обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
  • объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
  • показ способов действия;
  • упражнения;
  • игровые приемы;
  • совместный анализ выполненной работы.

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционной аппликации.

 Аппликация вне занятий

Разнообразные виды изобразительной деятельности, в том числе и по аппликации находят широкое применение не только на занятиях, но и в свободное время, в процессе самостоятельного художественного творчества детей.

В ходе организации такой работы я стараюсь  стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности – рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию и т. д., испробовать разные приёмы и способы изображения предметного мира.

Интерес к творческой деятельности, который зарождается у детей на занятиях по аппликации, в самостоятельной деятельности получает своё дальнейшее разностороннее развитие и углубление. При такой организации свободного времени ребёнок может наиболее полно и всесторонне усвоить программу, приобщиться к миру прекрасного, овладеть новыми видами техники и обработки материалов для осуществления творческих задач. Кроме того, для педагога – это эффективный путь развития художественных способностей дошкольников, изучения их индивидуальных склонностей и интересов. Самостоятельная изобразительная деятельность направлена на развитие умения свободно и творчески применять и совершенствовать приобретённые знания, умения, навыки, художественный опыт, приспосабливать их к разным условиям, в которых ребёнок может действовать, а следовательно, способствует формированию социально активной личности.

Руководство воспитателя в данном случае заключается в предварительном планировании и организации условий (в частности предметной среды), стимулирующих самостоятельную деятельность, помогающих реализовать интерес и фантазию детей. При этом надо помнить, что отношение и воспитателей, и родителей к творчеству ребят должно быть весьма благожелательным.

Свободная  изобразительная деятельность требует соответствующего   оборудования,  разнообразия материалов, удобного и привлекательного их размещения с тем, чтобы каждый ребёнок  соответственно  своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его  и получить  наиболее удовлетворительный  результат.

С этой целью  в группе организован уголок изобразительной  деятельности, в котором расположены необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.

 В совместной деятельности с детьми по аппликации мною были использованы следующие нетрадиционные техники работы:

Основной принцип данных техник – перевести рисунок на основу (в старшем дошкольном возрасте можно использовать собственный рисунок ребёнка), определить участки одинакового цвета и заполнить каждый участок по отдельности подготовленным материалом.

  1. Мозаика из яичной скорлупы. 

Цель: развивать творчество, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность, трудолюбие.

        Скорлупки от отварных яиц дети разламывают на мелкие части и откладывают в ёмкость. Затем, на какой-либо участок подготовленного рисунка наносят клей и посыпают скорлупками. После того, как скорлупки приклеились их можно раскрасить.

  1. Мозаика из крупы (рис, пшено, греча, макароны и др.) – можно использовать сразу несколько видов круп.

Цель: развивать творчество, мелкую моторику пальцев рук, фантазию, умение приклеивать крупу и макароны на клей; воспитывать интерес,  аккуратность в работе, самостоятельность, трудолюбие.

     На участки рисунка наносится клей, затем посыпается крупой или макаронами,  так чтобы не оставалось пустот между крупинками. После того, как крупа приклеилась, её  раскрашивают (если это необходимо)

  1. Аппликация из салфеток.

Цель: развивать творчество, мелкую моторику пальцев рук, фантазию, умение приклеивать крупу и макароны на клей; воспитывать интерес,  аккуратность в работе, самостоятельность, трудолюбие.

          Из салфеток разного цвета делаются цветы. Затем, на участки рисунка наносится клей и приклеиваются подготовленные цветы.

  1. Аппликация из резанных шерстяных нитей.

Цель: формировать умение составлять композицию, развивать чувство цвета, мелкую моторику пальцев рук, фантазию, умение приклеивать шерстяные нитки  на клей; воспитывать интерес,  аккуратность в работе, самостоятельность, трудолюбие, усидчивость.

        Для данной работы понадобятся старые шерстяные нитки, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. Затем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть.

  1. Аппликация из конфетти 

Цель: развивать творчество, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать интерес,  аккуратность в работе, самостоятельность, трудолюбие, усидчивость.

        Для аппликации понадобится конфетти, сделанное из цветной бумаги. На изображение наносится клей и приклеивается конфетти.

  1. Айрис – фолдинг 

Цель: учить последовательно вести работу, закреплять умение складывать полоску бумаги пополам; развивать творчество, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать интерес,  аккуратность в работе, самостоятельность, трудолюбие, усидчивость.

      Из бумаги нарезать полоски шириной 3 см., согнуть их вдоль пополам. На картоне по шаблону вырезать силуэт рисунка. Необходимый фрагмент . С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответствии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной вами схемой. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги. Рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.

  1. Аппликация из цветной соли или песка

Цель: развивать чувство цвета, творчество, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, фантазию, умение приклеивать соль  на клей; воспитывать интерес,  аккуратность в работе, самостоятельность, трудолюбие.

    На рисунок нанести клей и посыпать солью или песком. Остатки стряхнуть. Следить за тем, чтобы весь рисунок был заполнен солью или песком.

  1. Аппликация из карандашной стружки                                                Цель: развивать творчество, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, фантазию, умение приклеивать карандашную стружку  на клей; воспитывать интерес,  аккуратность в работе, самостоятельность, трудолюбие.

      На картон наносится рисунок. Рисунок намазать клеем и приклеивать стружку. Следующий ряд стружки накладывать немного на предыдущий. Таким образом заклеить весь рисунок.

         Значение совместной деятельности педагога с детьми аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, для образования дошкольников  исторически и научно доказано. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

  Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт.

Большую роль в аппликации уделяю её цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на детей, увлекая их красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства. Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передавать явления природы, составить композиции типа букета, украшения ковров. Дети учатся видеть красоту и передавать её в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.

                            Нетрадиционные техники аппликации:                                                  Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.


Модульная аппликация (мозаика).
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки. 


Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.


Ленточная аппликация.
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.


Силуэтная аппликация.
Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру. 


Квиллинг
Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. 


Торцевание
Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.


Коллаж
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.


Аппликация из салфеток
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.


Гофрированная бумага
Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.


Аппликация из ткани.
Аппликация из ткани - разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых,  края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.


Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения , конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.


Аппликация из соломы.
Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.


Аппликация из засушенных растений.

В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Айрис фолдинг – радужное складывание

Айрис фолдинг появился в Голландии. Эту технику называют также "радужным складыванием". Её принцип заключается в следующем:

  • Необходимый фрагмент рисунка вырезается по контуру.
  • С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответствии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной вами схемой.
  • Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.
  • Рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.

Аппликация из песка или соли
Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными.

 Аппликацию песком или солью можно начинать делать с детьми от 2-2,5 лет. Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей.

Аппликация из конфетти
Описание работы:
1. Нарисуйте, например, контур бабочки.
2. Предложите ребенку кисточкой, а если у него нет навыка работы с ней, то губкой, нанести клей по всей поверхности рисунка.
3. Дайте густо посыпать весь лист бумаги конфетти.
4. Стряхните  лишнее с листа бумаги (можно просто перевернуть лист "вниз головой").
5. Вместе удивитесь возникшей перед вами бабочкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей у детей через рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

Цель: развитие у детей творческих способностей; закрепление умения рисовать разными нетрадиционными способами...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ старшего возраста ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ

Одним из видов творческой деятельности детей дошкольного возраста является художественно-изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Аппликация весьма актуальна в работе с детьми. Вед...

План по самообразованию воспитателя по теме: «Развитие творческих способностей у детей через рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствование методов обучения и воспитания;углубление знаний по разным методикам;овладение достижениями педагогич...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВДошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие ч...

Консультация для родителей январь 2024 «Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»

laquo;Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»  Обрывная аппликация.Этот способ хорош для передачи фактуры образа ...