Методические рекомендации для педагогов по развитию творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов
методическая разработка (старшая группа)

Жалнина Анна Борисовна

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста.                                                                                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста.                                                                                                                                            

В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности.  В возрасте 5-6 лет у ребенка продолжают совершенствоваться координация, пространственное и образное мышление, мелкая моторика руки. Его движения становятся более точными, ловкими, ребенок в состоянии вырезать из бумаги различные формы.

 Эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в аппликации.

Поэтому особую актуальность приобретает развитие творческой личности ребенка посредством аппликации. 

Цель работы: развитие творческих способностей детей через разные виды аппликации.

Задачи:

- развивать творческие способности детей посредством освоения различных видов аппликации;

- раскрывать интеллектуальные и творческие способности через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;

- воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучать детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

-  развивать умения и навыки в обработке различных материалов;

- воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;

- соблюдать правила техники безопасности;

- воспитывать самостоятельность.

Срок проведения: Сентябрь 2022 года по май 2023 года.

Возрастная группа: дети 5-6 лет

Форма организации: подгрупповая

Длительность занятий: 20 - 25 минут

Место проведения кружка: групповая комната.

Общий план занятий.

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

  1. Подготовка к занятию (установка на работу).

 2. Введение в новую тему:

  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

3.Практическая часть:

  • показ воспитателем процесса изготовления поделки;
  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в коллективную композицию;
  • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Изложение учебного материала.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. 
В их числе: 
- листовые материалы (бумага, картон, фантики, конфетти, фольга, калька) 
- текстиль (ткани, нитки (шерстяные, мулине), губка) 
- природные материалы (листья, сучки, ветки, мох, зёрна, горох, семечки) 
- краски (гуашь, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, пластилин, дерево, проволока. 
-бросовый материал ( пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички,).

Практическая работа детей.
Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Работа с родителями

Предусматривает регулярное  индивидуальное консультирование,  проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей, способами изготовления поделок и т.д. Разработаны консультации, буклеты, проводятся выставки. Заполнение анкеты.

Формы подведения итогов реализации программы

  • Проведение выставок детских работ.  
  • Итоговая презентация.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения дети:

  • Научатся  различным приемам работы с бумагой;
  • Научатся работать с разными материалами;
  • Научатся  следовать устным инструкциям;
  • Разовьют  внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

Материалы и оборудование

  1. Бумага разной фактуры.
  2. Природный материал.
  3. Крупы.
  1. Ножницы, клей , кисти. 
  2. Ткани, нитки.
  3. Салфетки: бумажная, тканевая.
  4. Рабочая клеенка для аппликативной работы.
  5. Бросовый материал.

Правила техники безопасности
Правила работы с ножницами
• Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 
• Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы. 
• Ножницы кладите кольцами к себе.
• Следите за движением лезвий во время резания.
• Не оставляете ножницы раскрытыми.
• Передавайте ножницы кольцами вперед.
• Не машите ножницами, не подносите к лицу.
• Используйте ножницы по назначению.
• После окончания работы кладите ножницы в футляр.
• Храните ножницы всегда в определенном месте.

К концу года обучения дети могут:

  • по образцу изготавливать несложные поделки.
  • знать и называть геометрические фигуры;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • хорошо пользоваться ножницами;
  • уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали;
  • добиваться конечного результата;
  • самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.

Свою работу по данной теме я строила в 3 этапа:

1 этап. Предварительный этап.

       В начале своей работы провела обследование детей, с целью определения их уровня развития. Обследование включало в себя ряд показаний.

ФИ ребенка

Самостоятельность

Аккуратность

Точность

Умение работать с разным материалом

Разрезание по прямой

Вырезание форм путем срезания углов

Вырезание круглой и овальной формы из квадрата и прямоугольника

Итоги

Начало года

Конец года

Анализ проводится по трем критериям.

1) высокий уровень.

2) средний уровень.

3) низкий уровень.

Анкета для родителей

Тема: Нетрадиционные техники аппликации

        Уважаемые родители! Известно, что продуктивные виды деятельности - важный источник развития эмоций, интеллекта, социального опыта и творчества детей. Нам интересно ваше мнение об этом. Просим ответить на следующие вопросы.

1 Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к такому виду деятельности, как аппликация из бумаги? Владеет ли умениями по выполнению аппликации?

  • Да
  • Нет
  • Редко интересуется

2.Стремитесь ли Вы приобретать ребенку для выполнения работ в технике аппликации различные материалы: разные виды бумаги (белую, цветную, гофрированную), картон, клей, наборы цветных карандашей и т.д.

  • Да
  • Нет
  • Редко

3. Ребенок пользуется любыми имеющимися у него материалами для выполнения работ в технике аппликации?

  • Да
  • Нет
  • Редко

4. Просит ли ребенок кого-либо из членов семьи выполнить работу в технике аппликации  вместе с ним?

  • Да
  • Нет
  • Редко

5. Откликаетесь ли Вы на просьбы ребенка выполнить работу в технике аппликации вместе с ним?

  • Да
  • Нет
  • Редко

6.Часто ли Ваш ребенок занимается выполнение работ в технике аппликации самостоятельно?

  • Да
  • Нет
  • Редко

7. Нравиться ли Вашему ребенку выполнять работы в технике аппликации из необычных материалов (гофрированная бумага, крупы, бросовый материал)?

  • Да
  • Нет
  • Редко

Благодарим Вас за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей с ЗПР путем использования нетрадиционных техник и материалов в аппликации.

Развитие творческих способностей детей с ЗПР путем использования нетрадиционных техник и материалов в аппликации. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчес...

«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию с использованием  нетрадиционных приёмов и материалов».

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВДошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие ч...

Консультация для родителей январь 2024 «Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»

laquo;Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»  Обрывная аппликация.Этот способ хорош для передачи фактуры образа ...

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

Обощенный опыт содержит практический и теоритический материал по проблеме развития творческих способностей дошкольников через занятия аппликацией с применением нетрадиционных техник и материалов.Новиз...