Методические рекомендации для педагогов по развитию творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов
методическая разработка (старшая группа)
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста.
В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. В возрасте 5-6 лет у ребенка продолжают совершенствоваться координация, пространственное и образное мышление, мелкая моторика руки. Его движения становятся более точными, ловкими, ребенок в состоянии вырезать из бумаги различные формы.
Эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в аппликации.
Поэтому особую актуальность приобретает развитие творческой личности ребенка посредством аппликации.
Цель работы: развитие творческих способностей детей через разные виды аппликации.
Задачи:
- развивать творческие способности детей посредством освоения различных видов аппликации;
- раскрывать интеллектуальные и творческие способности через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;
- воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучать детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
- развивать умения и навыки в обработке различных материалов;
- воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
- соблюдать правила техники безопасности;
- воспитывать самостоятельность.
Срок проведения: Сентябрь 2022 года по май 2023 года.
Возрастная группа: дети 5-6 лет
Форма организации: подгрупповая
Длительность занятий: 20 - 25 минут
Место проведения кружка: групповая комната.
Общий план занятий.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
- Подготовка к занятию (установка на работу).
2. Введение в новую тему:
- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
3.Практическая часть:
- показ воспитателем процесса изготовления поделки;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в коллективную композицию;
- анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Изложение учебного материала.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.
В их числе:
- листовые материалы (бумага, картон, фантики, конфетти, фольга, калька)
- текстиль (ткани, нитки (шерстяные, мулине), губка)
- природные материалы (листья, сучки, ветки, мох, зёрна, горох, семечки)
- краски (гуашь, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, пластилин, дерево, проволока.
-бросовый материал ( пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички,).
Практическая работа детей.
Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей, способами изготовления поделок и т.д. Разработаны консультации, буклеты, проводятся выставки. Заполнение анкеты.
Формы подведения итогов реализации программы
- Проведение выставок детских работ.
- Итоговая презентация.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения дети:
- Научатся различным приемам работы с бумагой;
- Научатся работать с разными материалами;
- Научатся следовать устным инструкциям;
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Материалы и оборудование
- Бумага разной фактуры.
- Природный материал.
- Крупы.
- Ножницы, клей , кисти.
- Ткани, нитки.
- Салфетки: бумажная, тканевая.
- Рабочая клеенка для аппликативной работы.
- Бросовый материал.
Правила техники безопасности
Правила работы с ножницами
• Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
• Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
• Ножницы кладите кольцами к себе.
• Следите за движением лезвий во время резания.
• Не оставляете ножницы раскрытыми.
• Передавайте ножницы кольцами вперед.
• Не машите ножницами, не подносите к лицу.
• Используйте ножницы по назначению.
• После окончания работы кладите ножницы в футляр.
• Храните ножницы всегда в определенном месте.
К концу года обучения дети могут:
- по образцу изготавливать несложные поделки.
- знать и называть геометрические фигуры;
- ориентироваться на листе бумаги;
- хорошо пользоваться ножницами;
- уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали;
- добиваться конечного результата;
- самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.
Свою работу по данной теме я строила в 3 этапа:
1 этап. Предварительный этап.
В начале своей работы провела обследование детей, с целью определения их уровня развития. Обследование включало в себя ряд показаний.
ФИ ребенка | Самостоятельность | Аккуратность | Точность | Умение работать с разным материалом | Разрезание по прямой | Вырезание форм путем срезания углов | Вырезание круглой и овальной формы из квадрата и прямоугольника | Итоги | |
Начало года | Конец года | ||||||||
Анализ проводится по трем критериям.
1) высокий уровень.
2) средний уровень.
3) низкий уровень.
Анкета для родителей
Тема: Нетрадиционные техники аппликации
Уважаемые родители! Известно, что продуктивные виды деятельности - важный источник развития эмоций, интеллекта, социального опыта и творчества детей. Нам интересно ваше мнение об этом. Просим ответить на следующие вопросы.
1 Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к такому виду деятельности, как аппликация из бумаги? Владеет ли умениями по выполнению аппликации?
- Да
- Нет
- Редко интересуется
2.Стремитесь ли Вы приобретать ребенку для выполнения работ в технике аппликации различные материалы: разные виды бумаги (белую, цветную, гофрированную), картон, клей, наборы цветных карандашей и т.д.
- Да
- Нет
- Редко
3. Ребенок пользуется любыми имеющимися у него материалами для выполнения работ в технике аппликации?
- Да
- Нет
- Редко
4. Просит ли ребенок кого-либо из членов семьи выполнить работу в технике аппликации вместе с ним?
- Да
- Нет
- Редко
5. Откликаетесь ли Вы на просьбы ребенка выполнить работу в технике аппликации вместе с ним?
- Да
- Нет
- Редко
6.Часто ли Ваш ребенок занимается выполнение работ в технике аппликации самостоятельно?
- Да
- Нет
- Редко
7. Нравиться ли Вашему ребенку выполнять работы в технике аппликации из необычных материалов (гофрированная бумага, крупы, бросовый материал)?
- Да
- Нет
- Редко
Благодарим Вас за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей с ЗПР путем использования нетрадиционных техник и материалов в аппликации.
Развитие творческих способностей детей с ЗПР путем использования нетрадиционных техник и материалов в аппликации. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчес...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Презентация для детей 4-5 лет...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ...

«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов».
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли ...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВДошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие ч...

Консультация для родителей январь 2024 «Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»
laquo;Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов» Обрывная аппликация.Этот способ хорош для передачи фактуры образа ...

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
Обощенный опыт содержит практический и теоритический материал по проблеме развития творческих способностей дошкольников через занятия аппликацией с применением нетрадиционных техник и материалов.Новиз...
