Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
проект
Обощенный опыт содержит практический и теоритический материал по проблеме развития творческих способностей дошкольников через занятия аппликацией с применением нетрадиционных техник и материалов.Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно-эстетических ориентиров дошкольников. В опыте представлена практическая значимость нетрадиционной аппликации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100
(47545) 5-14-77 michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru / michskazka.68.edu.ru
Обобщение опыта
Тема: «Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
Подготовила:
воспитатель
Корабельникова Нелли Александровна
г. Мичуринск, 2025
- Условия возникновения опыта
Аппликация с применением нетрадиционных материалов представляет собой инновационный подход в художественном творчестве дошкольников, который выходит за рамки классических методов. В рамках данного опыта были использованы нестандартные материалы, такие как хлопчатобумажная ткань, бумажные салфетки, ватные диски, мелко нарезанные шерстяная пряжа что позволило создать уникальные композиции. Также были использованы различные техники объемной аппликации: создание изображения с помощью бумажных элементов «петелька», «бумажное кольцо, техника «Оригами». Основной акцент был сделан на сочетании текстур и объемов, что придает работам выразительность и глубину.
Важным аспектом стало внимание к экологичности — материалы подбирались с учетом их минимального воздействия на окружающую среду. Это не только вдохнуло новую жизнь в отходы, но и подчеркнуло важность устойчивого развития в творчестве.
Результаты показали, что нетрадиционная аппликация открывает широкие возможности для творческих экспериментов и самовыражения дошкольников.
Опыт формировался в условиях МБДОУ ЦРР «Д-С «Сказка». Проанализировав авторские методические разработки, передовой педагогический опыт с детьми, накопленный по данной теме современными отечественными педагогами, а также пособия И.В.Новиковой «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду», Ярославль, Академия Развития, 2012, И.В.Новиковой «Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду», Ярославль, Академия развития, 2019, Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет/авт.-сост. С.С. Пискулина. – Волгоград: Учитель, 2020,Богатова И.В. Оригами, ИЗД.3-е, испр.–М.: Мартин, 2019 я заинтересовалась разнообразием и возможностью применения приемов ручного труда для развития творчества дошкольников.
В 2024-2025 учебном году мной реализовывалась дополнительная образовательная программа по нетрадиционной аппликации «Творческая мастерская». Программа включает три раздела:
- аппликация из бумаги с объемными элементами;
- аппликация с использованием ткани и волокнистых материалов;
- техника складывания бумаги «Оригами»
Цель программы:: создание условий для развития и самореализации творчески развитой личности, развития познавательной активности дошкольника через различные техники ручного труда.
Задачи программы:
Образовательные:
- Знакомить детей со свойствами различных материалов;
- Учить приемам в аппликационной объемной технике
- Учить работать с тканью, ватными дисками, нитями, учитываю специфику материала;
- Познакомить с особенностями и базовыми формами техники складывания «оригами»;
- Учить детей работе с ножницами;
- Совершенствовать умение работе с клеем, приклеивая детали аппликации к основе и к друг другу;
- Содействовать проявлению увлечений и интересов у детей в совместном со взрослым творчестве;
- Совершенствование навыков ориентировки в пространстве;
- Обучение умению принимать и выполнять учебную задачу;
- Обогащать лексикон ребенка специальными терминами.
Воспитательные:
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Воспитание аккуратности, усидчивости, самостоятельности, желания сделать начатую работу до конца
- Воспитывать эстетические чувства.
- Способствовать воспитанию у дошкольника чувства собственного достоинства, патриотизма на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
- Объединять воспитательные ресурсы семьи и дошкольного образовательного учреждения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей;
Развивающие:
- Развивать воображение, образное мышление как основу творческой личности;
- Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, формы, композиции;
- Развивать мелкую моторику и глазомер;
- Способствовать развитию конструктивной деятельности;
- Развивать компоненты учебной деятельности.
Объектом исследования являются нетрадиционные методы и методики аппликации
Предмет исследования: процесс обучения детей дошкольного возраста нетрадиционным техникам аппликации и особенностям аппликации с применением различных материалов.
- Актуальность опыта
В современном мире, где педагогическая теория и практика стремятся к всестороннему развитию личности, раскрытие художественно-творческого потенциала ребенка становится одной из приоритетных задач. И наиболее плодородной почвой для взращивания этого потенциала является благодатная пора дошкольного детства. Неслучайно великий педагог В. А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, бегут тончайшие нити-ручейки, питающие источник творческой мысли. И чем искуснее детская рука, тем пытливее ум ребенка».
Каждое соприкосновение с новым, неповторимым рождает в ребенке стремление к эксперименту, к исследованию границ своих возможностей. Дошкольник, словно художник, пишет свою историю, проходя путь от простого восприятия мира через чувства к созданию уникального образа, к воплощению своей фантазии с помощью выразительных художественных средств.
Важно не сковывать воображение ребенка строгими рамками, а дарить свободу вымысла, позволяя ребенку самому определять сюжет своего рисунка. Это не только приносит искреннюю радость, но и обогащает его представления, расширяет горизонты воображения. Соприкасаясь с художественными образами, живущими в мире изобразительного искусства, ребенок получает возможность глубже и ярче воспринимать окружающую действительность, что, в свою очередь, способствует рождению эмоционально насыщенных образов в его собственном творчестве.
Аппликация с применением нетрадиционных техник и материалов стимулирует развитие креативного мышления. Ребенок, вдохновленный творческими идеями, находит необычные решения путем комбинирования материалов и техник, что приводит к появлению уникальных художественных приемов. Это открывает новые горизонты для творчества и способствует формированию индивидуального стиля.
- Ведущая педагогическая идея
В основе моей работы лежит создание развивающей среды, где каждый ребенок сможет раскрыть свой творческий потенциал. Это достигается путем:
- Создание предметно-развивающей среды
В группе я создала уголок, где юные художники находят все необходимое для воплощения своих фантазий. Изоматериалы, нетрадиционные материалы бросовый материал – все это в свободном доступе, приглашая к художественным экспериментам и созданию чего-то нового.
- Профессиональная компетентность
Чтобы зажечь искру творчества в детских сердцах, педагог сам должен быть художником, увлеченным и открытым для нового. Я постоянно совершенствуюсь, изучаю новые техники и подходы, чтобы создать в группе атмосферу вдохновения и радости созидания.
- Творческая заинтересованность
Моя цель – помочь детям увидеть мир во всем его многообразии, развить их творческие способности и познавательные интересы. Я стремлюсь развивать внимание, память, воображение, воспитывать чувство коллективизма и обогащать эмоциональную сферу каждого ребенка.
- Условия творческой деятельности:
Работа с нестандартными материалами – это путешествие в мир фантазий и открытий. Она стимулирует воображение, воспитывает самостоятельность и пробуждает интерес к творчеству. Задача педагога – разбудить в ребенке желание творить, потребность в самовыражении и признании. Игровая форма занятий позволяет превратить выполнение заданий в увлекательное приключение. Мы становимся волшебниками, художниками, портными, конструкторами – кем угодно, чтобы воплотить в жизнь самые смелые идеи.
4. Новизна опыта
Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития дошкольников посредством:
- использование наряду с традиционными приёмами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;
- взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;
- взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.
5.Трудоёмкость опыта
- Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Использование данного опыта не требует материальных затрат (подручный, бросовый материал). Материал доступен для педагогов ДОУ различного уровня.
- Доступность опыта.
- Опытом своей работы я делюсь с коллегами: провожу открытые просмотры ООД, выступаю на семинарах, методических объединениях, принимаю участие в педсоветах, выкладываю свои материалы на своём сайте https://nsportal.ru/user/123606
6.Теоретическая база к опыту
Одним из нaиболее любимых и естественных для ребёнкa видов деятельности, является художественнaя деятельность. В художественном развитии дошкольников является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, который отличается оригинальностью вариативностью, гибкостью, подвижностью. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективным начинать развитие художественно-эстетической деятельности следует с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Нетрaдиционные техники аппликации – это мотивация к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной рaботе, дошкольники учатся думaть, самостоятельно решaть, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Такие педагоги, как С.Е. Большакова, Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Л.М. Ковалицкая указывают на необходимость теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Исследователи Т.С. Зацепин, Л.В. Куцакова, С.Н. Попов обращают внимание на способность дошкольников в процессе включения в творческую деятельность по созданию аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Отсюда вытекает необходимость занятий не только по изобразительному искусству, но и занятия по специфичным видам изобразительного творчества, в том числе, и аппликации.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и другие) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так В.В. Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.
В формировании творчествa особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчествa.
Аппликaция (от латинского слова – прикладывание) – один из видов художественной деятельности, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:
1. Составлять декоративный узор, орнамент из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился.
Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника, такие как:
- Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
- Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
- Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.
- Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
- Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- упражнения;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, развиваем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт.
- Практическая значимость
Нетрадиционные техники аппликации, такие как обрывная аппликация, аппликация из ткани, ваты, ватных дисков, бумажных салфеток, ниток, позволяют детям экспериментировать с различными текстурами и материалами, развивая тактильные ощущения и мелкую моторику. Комбинирование нескольких техник в одной работе стимулирует поиск новых выразительных средств и оригинальных решений, что способствует развитию творческого мышления.
Применение нетрадиционных материалов и техник аппликации позволяет разнообразить образовательный процесс, сделать его более интересным и увлекательным для детей. Это повышает мотивацию к занятиям и способствует более глубокому усвоению знаний и умений. Дети с удовольствием осваивают новые способы создания изображений, что положительно сказывается на их общем развитии.
Использование нетрадиционных техник аппликации в работе с дошкольниками способствует развитию их познавательной активности, творческого воображения и художественного вкуса. Дети учатся видеть красоту в окружающем мире, передавать свои впечатления и эмоции через созданные ими образы.
В конечном итоге, применение нетрадиционных техник аппликации в дошкольном образовании является эффективным средством развития творческих способностей, эстетического восприятия и всестороннего развития личности ребенка. Это позволяет воспитателям создать благоприятные условия для самовыражения и творческой реализации каждого ребенка.
- Результативность
При реализации дополнительной образовательной программы по нетрадиционной аппликации были вовлечены родители. Были организованы консультации «Развитие творческих особенностей старших дошкольников при занятии аппликацией с применением нетрадиционных материалов», «Творческая мастерская дома». Регулярно проводились выставки творческих работ участников кружка, делались фотоотчеты, сделанные ранее творческие работы помещались в специальные папки. Поделки детей активно использовались при реализации проекта по развитию речи «Сторисек - мешок историй». Также совместно с родителями улучшена развивающая среда «Уголка творчества» в группе. Воспитанник старшей группы №11 Тарабрин Дмитрий участвовал во всероссийском конкурсе «Северное сияние», номинация «Символ года», поделка «Новогодняя змейка», победитель, Диплом 1 место, номер диплома 64147. В ходе проделанной работы, мною получены результаты, позволяющие сделать вывод о том, что целенаправленная деятельность, помогла в решении задачи, которую я ставила перед собой:
- развитие представлений о свойствах материалов для аппликации;
- развитие конструктивных способностей;
- развитие ручной умелости;
- развитие познавательной активности;
- развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности;
- развитие самостоятельности и уверенности в своих силах;
- появление устойчивого интереса к творческой деятельности
Литература
- Богатова И.В. Оригами, ИЗД.3-е, испр.–М.: Мартин, 2019. – 112 с.
- Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками” – М: ТЦ «Сфера», 2014. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
- Дмитриева В.Г. Аппликация: смотри и повторяй, Малыш , 2024
- Корчинова О. В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/ Д: Феникс, 2016.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 3-е изд., перераб. и дополн.– М.: ТД Сфера, 2016. – стр. 72-73
- И.В.Новикова «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду», Ярославль, Академия Развития, 2012.
- И.В.Новикова «Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду», Ярославль, Академия развития, 2019.
- Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. Ярославль: Академия развития – 2019. – 96 С.ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
- Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет/авт.-сост. С.С.Пискулина.-Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2020. -95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Презентация для детей 4-5 лет...
«Развитие творческих способностей у детей через рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
Цель: развитие у детей творческих способностей; закрепление умения рисовать разными нетрадиционными способами...

«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов».
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли ...

План по самообразованию воспитателя по теме: «Развитие творческих способностей у детей через рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствование методов обучения и воспитания;углубление знаний по разным методикам;овладение достижениями педагогич...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВДошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие ч...

Консультация для родителей январь 2024 «Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»
laquo;Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов» Обрывная аппликация.Этот способ хорош для передачи фактуры образа ...

Методические рекомендации для педагогов по развитию творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
