РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ
материал по рисованию (старшая группа)

Юдинцева Марина Алексеевна

ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_izo.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ                                       ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Детский рисунок,процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу чтото из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

В.Л. Сухомлинский

Введение

        В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. В процессе рисования или лепки, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал, огорчается, если что-то не получается. Но, самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; его представления об окружающем мире углубляются и обогащаются. Именно поэтому, современные педагоги и психологи выступают против традиционных,  дидактических методов обучения, используемых в образовательных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых  им образцов и представлений. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище и пр.    

        Работая с детьми дошкольного возраста в течение многих лет, было выявлено, что дети при обучении рисованию показывают более высокие результаты, если сочетаются традиционные и нетрадиционные техники изображения.         

        Применение нетрадиционных техник позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, развивает детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

        Обучение детей нетрадиционным способам рисования активирует познавательный процесс, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. Используя в рисовании с дошкольниками нетрадиционные техники изображения сохраняется высокая активность и работоспособность детей на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

        Использование различных  приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.  

        Дети проявляют интерес к данному виду работы, легко определяют содержание рисунка, находят интересные решения, способы изображения, всегда дополняют чем-то интересным даже предложенную тему.    

        В представленных материалах описывается опыт работы с детьми дошкольного возраста, а также предлагаются примерные конспекты открытых занятий с фотографиями и рисунками детей.            

        

        Целью данной работы является обобщение и распространение педагогического опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста.

 Представленный материал имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.         

        В данной работе предлагается комплексный подход в ознакомлении с видами изобразительного искусства, овладении приемами и способами изображения с использованием большого арсенала и техники изображения: рисование методом «тычка», кляксография, монотипия, пластилинография, метод печатания различными способами, раздувание краски, рисование пальчиками, смешивание цветов, лепка (соленое тесто), лепка.                 

        При работе используются различные художественные материалы: гуашь, акварель, тушь, пастель, уголь, восковые мелки, свечи, фломастеры.                 

        Знакомясь с различными материалами, техникой и способами, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.                 

        В предложенных конспектах занятий предполагается формирование художественного образа у детей средствами литературы, музыки, поэзии. Такая подача материала максимально направлена на активизацию личной инициативы, фантазии, творчества детей, на их интеллектуальное и личностное развитие и способностей в предметно-практической деятельности.                

        Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.                 

        На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу.                         

        В процессе обучения широко применяются наглядные пособия, что способствует более активному восприятию.                         

         Большое влияние уделяется в конспектах итогу занятия, где часто организуется выставка творческих работ для родителей, обсуждение, выбор наиболее интересных.

Понятия о нетрадиционных способах рисования

Монотипия -  одна из техник плоской печатной графики. Превыми монотипистами были еще древние люди, оставившие  следы отпечатков своих рук на стенах пещер...

Занятия монотипией способствует развитию воображения и точности исполнения. В процессе работы над монотипией ребенок постигает выразительные возможности пятна, тонкость цветовых отношений.

Данная техника используется для излбражения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Техника, схожая по использованию с кляксографией: лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуются подетально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отражение на «водной глади» водоема.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Рисование методом «тычка»

Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них никаких сложностей. Для «тычка» достаточно взять какой-либо предмет (например, ватную палочку), опустить его в краску и ударить по листу сверху вниз. Будет оставаться определенной формы отпечаток. Если тычок делать целенаправленно, например по готовому контуру и внутри него, то изображаемый предмет получится интересной, неоднородной фактуры. Ритмично нанося «тычок», можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.

Техника «Печатания»

Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения.

«Кляксография»

 Основой данной техники рисования является клякса. В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаакуратностью. Поэтому задачей воспитателя является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности - зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону , то получаются необычные причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать с одной краской, потом с несколькими.

«Раздуваение » краски

Данная техника похожа на технику кляксографии. На лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист при этом не складывают, а берут трубочку )для коктейля или полную часть от шариковой ручки), её нижний конец направляют в центр кляксы, затем с усилием дуют в трубочку и раздувают краску от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Рисование пальчиками

Этот способ «примакивания» пальцев руки поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый прием позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства - вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное средство.

Смешивание цветов

Смешивание красок - это удивительное превращение одних цветов в другие. При смешивании трех основных цветов (красного, синего и желтого) можно получить новые, а при добавлении в краски белой и черной - разные оттенки исходного цвета. Краски смешивают на палитре или на белой керамической плитке, тарелочке. Кладут небольшими порциями, начиная с наиболее светлого тона, а затем, вводя темный цвет и тщательно промешивая краски между собой, и, только добившись нужного оттенка, можно начинать рисовать на бумаге.

Лепка (соленое тесто)

Соленое тесто - изумительный по своей доступности и пластичности материал = он охотно раскроет свои возможности - но только в том случае, если вы почувствуете его красоту, узнаете его свойства и научитесь работать с ним. Лепка из соленого теста - это не только увлекательное, но и очень полезное занятие: оно успокаивает, приводит нервы в порядок, мелкую моторику. Последнее особенно полезно для детей напрямую зависит развитие речевых способностей ребенка.

Заключение

С помощью нетрадиционных приемов рисования у детей развивается интеллект, они учатся нестандартно мыслить. По словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения.

Многолетний опыт работы показывает, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами, один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки и т.д. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.

Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стают более интересными и разнообразными. Часто мы организуем с детьми тематические выставки рисунков, проводим конкурсы у себя в группе. Работами детей украшен детский сад. Принимаем участие в городских и районных конкурсах по изобразительной деятельности, где занимаем призовые места. Многие работы становятся призерами, за счет оригинального решения изобразительных задач.

В заключение хочется напомнить слова педагога А.П. Усовой: «Ребенок развивается не только путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем; громадное значение имеет деятельностный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Это условие должно быть реализовано в педагогическом процессе, начиная с ранних ступеней развития ребенка. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития своих способностей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных приемов рисования".

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что сл...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в лепке».

Доклад  на тему:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в лепке»....

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"...

Презентация творческого проекта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования»

Презентация творческого проекта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования»  ...