Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
    методическая разработка по рисованию на тему

    Кириллова Анна Валерьевна

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Применение техники Эбру в работе с дошкольниками позволяет развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_kirillova.docx25.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «МАЯЧОК» комбинированного вида

    Детский сад № 95

    Методическая разработка мастер-класса

    по теме «Использование техники Эбру

    для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

    Воспитатель: Кириллова Анна Валерьевна

    2018

    «Искусство облаков»

    или использование техники Эбру в работе с дошкольниками

    Цель: повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционной техникой рисования - «Эбру».

    Задачи:

    1. Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования на воде – эбру.
    2. Показать педагогам основной способ рисования красками на воде с элементами цветочного декора.
    3. Упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру»;
    4. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.

    Форма проведения: лекция с показом презентации + практическая работа.

    Оформление: презентация по теме мастер-класса; выставка детских работ, выполненных в технике «Эбру»; буклеты.

    Материалы и инструменты для работы: экран для показа презентации, столы для участников мастер класса, емкости, вода с загустителем для рисования в технике Эбру, акварельная бумага, краски «эбру», кисточки, пипетки, зубочистки, салфетки.

    Ход мастер - класса:

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать такие техники, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Одной из нетрадиционных техник рисования является эбру.

    Искусство эбру зародилось в 11 веке. Это интересная техника —рисование на воде специальными красками, нерастворяющимися в воде, а затем перенос рисунка на бумагу. Родиной Эбру принято считать Турцию.

    В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе рисунки «Эбру» стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

    (На фоне журчащей воды произносится текст)

    «Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.» Дао Дэ Дзин ("Книга о Пути и Силе") мудрец Лао-Цзы

    Жизнь зародилась в воде… И красота вселенной тут же отразилась в ее звенящих струях. Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. (музыка закончилась)

    А вы пробовали рисовать на воде? Если нет, то сегодня попробуем вместе с вами! Это так интересно, что не может не увлечь! Результат всегда неповторим! Мои воспитанники от этого занятия просто в восторге.

    Применение техники Эбру в работе с дошкольниками позволяет развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

    Данная техника помогает решить следующие задачи:

    1. Обогащать знания детей через знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

    2. Формировать желание экспериментировать в рисовании.

    3. Развивать творческие способности, фантазию и самоидентификацию в творческой работе, целенаправленность деятельности.

    4.Воспитывать желание у воспитанников проявлять творческую самореализацию и индивидуальность.

    Так как техника Эбру не является единственной нетрадиционной техникой, применяемой мною в работе с воспитанниками, то я оформила в группе «Центр творчества», в котором собрала все необходимые материалы для работы в нетрадиционных техниках рисования.

    На данный момент только начала работать с детьми в данной технике, поэтому «Центр творчества» обязательно будет пополняться материалами для экспериментирования с красками и водой: инструментами для рисования на воде и емкостями для рисования. Раствор для рисования решили делать из воды и картофельного крахмала (клейстер).

    Я познакомила детей с материалами, применяемыми в работе. Так как краски и основа для работы в технике Эбру имеют специфический состав, мы познакомились со свойствами различных красок.

    Вместе с ребятами, в процессе исследовательской деятельности, выяснили, что масляные краски не растворяются в воде, но имеют свойство смешиваться в процессе рисования, а обычная краска (гуашь, акварель) растворяются в воде, но перенести ее на бумагу невозможно. Выяснили, что в работе можно использовать акриловые краски или гуашь с добавлением канцелярского клея.

    Помимо красок в технике Эбру применяется основа, которая состоит из воды с загустителем, на поверхности которой и рисуются узоры. Проведенные нами эксперименты с обычной водой показали, что в ней краски растворялись, а с водой на маслянистой основе нет, что и позволяет узор переносить на бумагу.

    В итоге, выяснив все свойства красок, воды и жидкого клейстера в качестве основы для рисования в технике Эбру, мы приступили непосредственно к рисованию.

    Для этого ребенку необходимо нанести небольшое количество краски на кисть или набрать в пипетку. Равномерно набрызгать краску на поверхность воды. Капли краски на масляной основе не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности, расплываются, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания. Используя спицу, зубочистку, деревянные палочки дети выполняют рисунок на поверхности воды.

    На данный момент дети только знакомятся с данной техникой, они очень любят просто экспериментировать – водя спицей по поверхности воды, и только потом начинают придумывать сюжетную композицию (например, букет из цветов и листьев, подводный мир, сказочную птицу). Детям нравится выполнять задания на воображение и развитие творческого мышления: определи, на что это похоже; угадай, что здесь нарисовано.

    Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких художников. А полученные изображения могут выступать как собственный рисунок (т.е. законченной работой) или послужат фоном для дальнейшего творчества.

    Хочется отметить, что техника Эбру напоминает собой бесконечное медитативное движение, расслабляющее, успокаивающее и снимающее нервное напряжение. Такое занятие не только увлекает, но и прекрасно успокаивает активных и беспокойных детей.

    Продолжая осваивать нетрадиционную технику рисования с детьми, я пришла к выводу, что с помощью волшебного таинства Эбру можно развивать художественные навыки у детей, а так же раскрывать творческий, личностный потенциал ребенка, талант, который, как мы знаем, дремлет в каждом из наших воспитанников.

    Мастер-класс

    Уважаемые коллеги, приглашаю вас окунуться в волшебную сказку Эбру.

    Для начала рисования нам понадобятся: емкость, в которой мы будем рисовать, пипетка, кисточка для фона, зубочистка для рисования. Все это вы видите на своих рабочих местах.

    В рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так.

    Сейчас мы попробуем нарисовать цветочный узор.

    Первое, что нам необходимо - нарисовать фон. Нужно набрать небольшое количество краски (по вашему выбору) в пипетку и аккуратно нанести на наш необычный холст. Каждая капелька, соприкасаясь с водой, оживает и начинает гулять по поверхности.

    Затем мы повторим то же самое краской другого цвета. Наш холст покрыт краской, теперь мы в руки возьмём инструмент, которым собственно и будем рисовать – это спица или зубочистка. Одно из правил рисования по воде – спицу необходимо всегда держать под углом 90 градусов по отношению к воде. Осторожно окунем спицу в левый нижний угол и, начинаем проводить линии вправо, затем влево, потом снова вправо и т.д. Это необходимо для того, чтобы краски немного поиграли друг с другом и перемешались между собой. У нас получается рисунок похожий на ёлочки.

    Теперь вы можете немного пофантазировать и поводить спицей по поверхности, так как захочется вашей душе.

    Далее, нарисуем красивый цветок. Наносим спицей три круга, в центр этих кругов ещё круги других цветов, посмотрите, как это делаю я, чтобы было более понятно. Затем опустим спицу чуть выше первого круга и проведём прямую в центр круга. Теперь вводим спицу в круг и плавными движениями оттягиваем краску по дуге, влево и так же вправо. Второй круг мы будем спицей собирать в центр, посмотрите, как это делаю я. Приступаем к третьему кругу, первые наши действия повторим, как и со вторым цветком, соберём его в центр, а теперь каждый лепесток оттянем в сторону. Вот так из обычных кругов мы получили три разных цветка.

    Ну а теперь каждый может немного пофантазировать и дополнить свою работу, какими-нибудь элементами.

    Итак, наш цветочный узор готов, а чтобы его красота нам запомнилась, необходимо его сохранить. Поэтому мы превратимся в волшебников и перенесем свои фантазии на бумагу. Положите лист на рисунок, подождите 2-3 секунды. Возьмите лист за края и плавно перетащите его через лоток, чтобы убрать лишнюю жидкость.

    Вывод: я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества.

    Уважаемые коллеги! Как вы думаете - что дает дошкольникам рисование в технике ЭБРУ? (Ответы участников мастер-класса).



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

    В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...

    Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

    "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных приемов рисования".

    Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что сл...

    «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования»

    Актуальность:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в ...