Главные вкладки

    Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
    учебно-методический материал по рисованию (средняя группа) по теме

    Жирнова Тамара Петровна

     

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                                                                                     В.А. Сухомлинский.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл netrrisovanie.docx22.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие художественно- творческих способностей  детей дошкольного возраста через использование  нетрадиционных техник рисования.

     

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                                                                                     В.А. Сухомлинский.

     

    В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий.

    Работая по теме самообразования: «Развитие художественно-творческих способностей   детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» я убедилась, что дети любят рисовать не только стандартно, как принято в детском саду, но и рисовать нетрадиционными способами. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться

    Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество»,вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Дети обожают сюрпризы, поэтому деятельность такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и сам находит сходство с чем – либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси - лебеди , цветы и солнце, кусты, деревья и т. д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Создание коллажей имеет большое значение для гармоничного развития. Он способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

    В своей работе я использую игры на развитие творческой активности.

    1.Игровые упражнения «Простые рисунки».

    Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. При их создании не нужно закладывать определенного значения. Правила игры просты: Нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.

    2.Необычные рельефные рисунки получаются способом «Тиснея». Рисовать этим способом очень легко. Мы подкладываем лист гофрированного картона и рисуем все что хочешь.

    3.Дидактическая игра «Рисование нитками» развивает мелкую моторику рук, воображение, фантазию.

    4. Дидактические игры «Создай картину» и «Отгадай картину» учат различать виды живописи: натюрморт, пейзаж, портрет.

    Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинала со второй младшей группы.

    Основные техники используемые в этом возрасте:

    1.      Рисование пальчиками, ладошками.

    2.      Риссование тычками из поролона, ватными палочками.

    3.      Печатание листьями.

     

     

     

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

    «СОЛНЫШКО, КОТОРОЕ МНЕ СВЕТИТ»

     Программное содержание:

    Познакомить с техникой печатания ладошками.

    Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка.

    Вызвать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками.

    Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

    Материал:Листы голубой бумаги (50х50 см) с кругом желтого или оранжевого цвета посередине; краски гуашь (желтого, оранжевого, лимонного, красного цветов) в мисочках (для печати) и блюдечках (для рисования ладошкой), печатки из картофеля, салфетки, зонтик, эскизы с изображением солнышка разного цвета и техники выполнения.

    Ход занятия

    Воспитатель приглашает детей поиграть с солнышком (на ковре), читает потешку:

                         Солнышко-ведрышко!

                          Взойди поскорей,

                          Освети-обогрей

                          Телят да ягнят,

                           Еще маленьких ребят.

    Дети садятся за столы. Воспитатель показывает эскизы с изображением солнышка, выполненные в различных изобразительных техниках. Вводится название «лучик», используется наглядно-действенный прием «погладь пальчиком лучики». Воспитатель знакомит с понятием красный, желтый, оранжевый цвет, «теплые оттенки». Демонстрирует разные способы создания изображения, выполняя лучики оттисками печатки из картофеля или ладошки.

    Дети выбирают технику, которая больше подходит к игре с солнышком. При затруднениях воспитатель показывает способ создания изображения индивидуально (показывает, как быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка).

    Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся работы.

    - Выберите самое разноцветное солнышко, самое веселое, самое румяное и т.д.

    Физкультминутка: Подвижная игра «Солнышко и дождик».

    В игре используются детские рисунки: если воспитатель показывает картинку с изображением солнышка, то дети «гуляют на полянке»; если открывает зонтик – все дети прячутся под зонтик от дождя. Игра проводится 2 – 3 раза

    ИТОГ

     

    В средней группе добавляется:

    1.Рисование свечой.

    2.Оттиск пробкой, поролона, пенопласта.

     

    Тема : У мурки день рождения

    Программные задачи:

    1.      Закрепить знания у детей о геометрических фигурах ( круг, треугольник, овал, полуовал), о цвете ( основные оттенки).

    2.      Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур.

    3.      Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом : при помощи ватных палочек.

    4.      Развивать у  детей диалогическую речь, активизировать словарь.

    5.      Воспитывать аккуратность при роботе с красками, клеем, вызвать желание помочь герою.

     

    Методические приемы:

     

     Вопросы, ответы детей, пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент, отгадание загадок, художественные слова, анализ работы.

     

    Предварительная работа :

     

    Беседа про своих кошек, занятия по конструированию, изучение пальчиковую гимнастику.

     

    Материалы:

     

    Клей, ватные палочки, краски синего, желтого, красного, зеленого цвета, салфетки, лист альбома, геометрические фигуры 1 большой треугольник, 2 маленьких треугольника, круг, овал, полуовалов.

     

    Ход занятия:

     

    Воспитатель:

    -Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей ! Но есть ещё одна гостья. Хотите узнать, кто это? Тогда отгадайте мою загадку:

    Острые ушки, на лапках, подушки,

    Усы, как щетинка, дугою спинка.

    Кто это? Правильно. Посмотрите , какая кошка Мурка пришла к нам.

    Красивая, но грустная. И я знаю, почему. А вы хотите узнать, ребята? Тогда скажите, вы любите день рождения? А за что?

    Ответы детей :

     

     Воспитатель:

    День рождения – веселый праздник, которого все ждут с нетерпением. Вои и у нашей Мурки сегодня день рождение. И й тоже хочется, чтобы к ней пришли гости, подарили подарки. А в подарок она хочет получить много воздушных шариков. Но беда в том, что у Мурки совсем нет друзей, некому прийти к ней в гости и подарить ей воздушные шарики. Когда я узнала все это, мне стало жаль Мурку и захотелось ей помочь. Ребята, давайте вместе поможем нашей кошечке найти друзей. Но начало, чтобы хоть немного развеселить Мурку, давайте превратим наши пальчики в котят и поиграем с ними.

    Пальчиковая гимнастика

    Вот пятеро котят.

    Один ушел – и нет его.

    Котят осталось четверо.

    Один ночной порою на дерево залез –

    Котят осталось трое.

    Но где – то запищал

    Мышонок тонко – тонко

    Котенок услыхал –

    Осталось два котенка.

    Один из них с мячом

    Исчез в дверях бесследно.

    А самый умный тот,

    Оставшийся, последний –

    Лакать за пятерых

    Стал молоко из миски.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на Мурку повнимательнее. Ведь ее тело состоит из геометрических фигур, назовите их.

    Дети: из большого треугольника, двух маленьких круга, овалов и полуовалов.

    Воспитатель: посмотрите на свои подносы и скажите – какие фигуры лежат у вас(дети перечисляют). Как вы думаете, сможем ли мы из них выложить кошек? Давайте попробуем.

    Дети выкладывают кошек на листе бумаги.

    Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета кошки. А как вы думаете, для чего у нас на столе краски? А палочки ватные.

    Дети чтобы нарисовать воздушные шарики.

    Воспитатель: А какой формы бывают шарики?

    Дети отвечают.

    Воспитатель: но сначала вы наклейте кошечек на лист бумаги.

    Воспитатель напоминает детям правила работы с клеем и рисования ватными палочками.

    Воспитатель (после выполнения работы): ребята, мне кажется, теперь у Мурки будет много друзей. Каких замечательных кошек вы сделали. А сколько шариков нарисовали. У нашей Мурки будет веселый день рождения! Пора поздравить ее. Подходите и поздравляйте

    Дети рисуют работы, а воспитатель размещает их рядом с Муркой.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

    Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, рас...

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

    Ум ребенка – на кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийСпособность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоиз...

    Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

    Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григор...

    Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческого воображение у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

    Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский...

    « Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

    «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»....

    Опыт работы. " Развитие художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования пластилинографию."

    Опыт работы формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Тополек". Работа осуществлялась 2 года, в рамках работы кружка " Пластилиновый мир".  Реа...