Самообразование «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2020_-_2021.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад п. Опытное поле

План работы по самообразованию

на тему:

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

на 2020 – 2021 учебный год.

Составила: воспитатель Богомолова А.С.

п.Опытное поле

2020 г.

Индивидуальный план самообразования

ФИО: Богомолова Анна Сергеевна

Специальность: воспитатель

Образование: среднее специальное

Актуальность выбранной тем:

Развитие тонких движений кистей и пальцев рук имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Учеными доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за движения пальцев рук и речи, расположены очень близко и поэтому речевое развитие напрямую зависит от тренированности пальцев. В то же время, развитая речь помогает социализации детей, установлению связей с окружающими людьми, выстраиванию взаимоотношений друг с другом. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна вестись с самого раннего возраста. Чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальцами, зависит его дальнейшее развитие.

В дошкольном детстве изобразительная деятельность становится одним из средств познания мира и становления эстетического восприятия. С помощью использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для развития мелкой моторики.

Применение нетрадиционных техник – это использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Данные техники хороши тем, что они доступны маленьким детям, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают её более интересной и увлекательной. Нетрадиционные материалы и техники способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

   

        

Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу.

Задачи:

-изучить литературу по данному вопросу;

-создать благоприятные условия для развития мелкой моторики у детей с помощью нетрадиционных техник рисования;

-развивать внимание, воображение, интерес к творческой деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования;

- улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей;

- развивать чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

-приобщать родителей к совместной работе по развитию мелкой моторики у детей.

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Результат

Изучение методической литературы

В течение года

1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями

2.Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.

3.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

4.Подготовка и оформление проектов

5. Создать коллекцию мультимедийных и интерактивных разработок по развитию мелкой моторики  через нетрадиционные техники рисования.

Список литературы

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155

2. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». 2008 г.

3. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду».

4. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей».  2010 г.

5. Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток». 2009 г.

6. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников».

2004 г.

7. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», 2004 г.

8. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, 2005 г.

9. Интернет – ресурсы.

Изучение статей и опытов работы коллег по теме

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Повышение компетентности.

Методическая работа:

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Результат

Сентябрь

Подбор литературы

Изучение предлагаемой литературы по теме, поиск в интернете.

Октябрь

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.

Составление календарно-тематического планирования.

Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи.

 Изготовление нетрадиционного оборудования для рисования.

Ноябрь - Декабрь

Повышение профессиональной компетентности в вопросах по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

  Работа над созданием детско-родительского проекта «Увлекательное рисование»

Оформление папки с разработками.

Январь

Изучение методик проведения игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

Повышение профессиональной компетентности в вопросах по развитию мелкой моторики детей в игровой деятельности через игры.

Картотека способов нетрадиционного рисования с детьми

Февраль

Проведение занятий.

Систематизация знаний по изучаемой теме.

Картотека конспектов по нетрадиционному рисованию

Март - Апрель

Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт создания  картотек,  презентаций, дидактических игр.

Оформление буклетов для родитей..

Буклет «Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования».

Май

Выступление на итоговом педагогическом совете.

Подведение итогов работы по самообразованию

Презентация – отчет работы за год.

Работа с детьми:

Месяц

Вид деятельности

Сентябрь

Рисование на тему «Осень».

Октябрь

Рисование на тему «Овощи, фрукты, грибы».

Ноябрь

Рисование на тему «Деревья».

Декабрь

Рисование на тему «Зима».

Январь

Рисование на тему «Зима».

Февраль

Рисование на тему «Мир дома».

Март

Рисование на тему «Весна».

Апрель

Рисование на тему «Мир космоса».

Май

Рисование на тему «Мир сказки».

В течение года

Самостоятельная игровая деятельность.

Взаимодействие с родителями:

Сентябрь

Консультация «Развиваем моторику – развиваем речь!»

Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей.

Подбор и разработка игр, способствующих развитию мелкой моторики и речевому развитию.

Октябрь

Консультация «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования»

Рекомендации родителям в грамотном выборе игр и упражнений  для развития мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования.

Оформление папки – передвижки

Ноябрь

Родительское собрание на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»

Повышение педагогической компетентности родителей.

Оформление папки – передвижки «Способы нетрадиционного рисования с детьми».

Декабрь

Вовлечение родителей в

проектную деятельность

«Увлекательное рисование»

Укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива.

Представление проекта.

Январь

Мастер-класс «Рисовать вместе весело!»

Вовлечение родителей в образовательный  процесс.

Участие родителей в мастер-классе.

Февраль

Выставка детского творчества «Наш вернисаж».

Подготовка рисунков к выставке.

Подготовка рекомендаций родителям.

 Март

Открытая образовательная деятельность на тему «Деревья весной».

Укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива.

Подготовка рекомендаций родителям.

Апрель

Родительское собрание

«Что изменилось в речевом развитии у ребенка?».

Педагогическое просвещение родителей.

Представление проделанной работы на  итоговом собрании.

Май

Подведение итога работы

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования»

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных форм рисования....

План самообразования на 2019-2024 гг. на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей ...

Представления опыта работы "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные способы рисования"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные способы рисования...

перспективный план самообразования"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования"

перспективный план самообразования"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования"...

План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия ».Все дети любят рисовать. Испыта...