Главные вкладки

    Методическая система «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования».
    статья на тему

    Солдатова Ольга Викторовна

    «Мир будет счастлив только тогда,

    когда у каждого человека будет

                                                                                                   душа художника.

    Иначе говоря,

    когда каждый будет находить

     радость в своём труде».

    Роден

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moya_metodicheskaya_sistema.docx45.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая система

    «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования».

    «Мир будет счастлив только тогда,

    когда у каждого человека будет

                                                                                                   душа художника.

    Иначе говоря,

    когда каждый будет находить

     радость в своём труде».

    Роден.

    Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

    Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

    Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря в группе, разгорается настоящее пламя творчества. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом.

    Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

    Методологической основой данной работы являются исследования по проблеме психологии творчества, психологии общих и специальных способностей; исследования по формированию механизмов художественного творчества у детей дошкольного возраста (Л. С. Выготский, C.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Петровский, А. Н. Леонтьев, Дж. Гилфорд) современные концепции развития творческих способностей у детей (А. А. Мелик-Пашаев, A.В. Запорожец, А. М. Матюшкин, Р. М. Грановская и др.). Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников становится одной из важных социально-педагогических проблем.

    Новые требования общества и Федеральных государственных образовательных стандартов послужили основанием для целенаправленной работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования».

    Цель моей работы: разработка, апробирование и внедрение целостной модели по развитию творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

    Деятельность направлена на решение трех групп задач: оздоровительных, образовательных и воспитательных, которые детализируют поставленную мною цель.

    Задачи:

    • Оздоровительные:

    -Укреплять здоровье детей, используя, здоровьесберегающие технологии, которые благотворно влияют с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

    • Образовательные:

    - Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

    - Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

    • Воспитательные:

    - Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

    - Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.

    - Cпособствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

    • Повышать педагогическую компетентность родителей в области художественно-эстетического и познавательного развития  детей, через вовлечение их в совместную деятельность.

    Опыт педагогической деятельности основывается на применении современных педагогических технологий:

    • личностно –ориентированная (создание ситуации успеха, общение через диалог и обеспечение рационального и эмоционального единства воспитания);
    • игровая (достаточно высокий уровень развития детей, высокий уровень коммуникативных навыков, знаний об окружающей действительности; формирование гендерной принадлежности;  
    • проблемно-поисковая(создаю поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску детьми ответов на вопросы, способов деятельности);
    • экспериментирования(развитие способности к познанию);
    • проектная (развитие познавательного интереса); привлечение  родителей в образовательный процесс;
    • ИКТ (повышение интереса к определенному виду детской деятельности);
    • Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала;
    • Здоровьесберегающие технологии.

    Сущность   педагогического   опыта   заключается   в   том,   что    проблема   развития  художественно-творческих способностей детей решается в процессе разумного сочетания традиционных приемов обучения рисованию  и нетрадиционных техник, а также  других методов и приемов обучения и воспитания. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, овладеть графическими, техническими навыками и умениями, развить цветовые восприятия, представления и композиционные умения. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому, т.е приобщаться к вечным общечеловеческим ценностям – красоте, добру, истине.

    В основу концепции заложены три основных этапа:

    1. Подготовительный этап:

    • Проведение диагностики по развитию творческих способностей дошкольников. (по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной)
    • Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования и поддержания творческого потенциала дошкольников: анкетирование родителей.
    • Изучение научно-методической литературы по проблеме: новых методик и технологий художественно- эстетического развития детей; анализ существующих инновационных форм работы; подбор новых более эффективных форм.

    II.  Основной этап:

    • Реализация намеченных мероприятий с детьми  (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность);
    • осуществление взаимодействия с  родителями и педагогами.

    III. Заключительный этап:

    • Диагностика, оформление и анализ  результатов, подведение итогов,  прогнозирование дальнейшей деятельности.

    Педагогический опыт основан на следующих дидактических  принципах:

    Принцип доступности, обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме, предусмотрен переход от простых заданий к сложным.

    Принцип гуманистичности – предполагает индивидуально – ориентировочный подход и всестороннее развитие ребенка.

    Принцип связи с жизненным опытом. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка.

    Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развито наглядно – образная память, поэтому мышление опирается на восприятие и представление. Учитывая психологию, возрастные особенности детей младшего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами.

    Принцип поэтапности. Последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий.

    Принцип интеграции. Различные направления образовательной работы и виды деятельности детей. Реализуется через организацию различных форм деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьей.

    Принцип научности. Дети получают знания о форме, цвете, композиции и т. д.

    Процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

        В основу методической системы работы положен практический опыт и авторские материалы:

        - основная общеобразовательная программа ДОУ ( на основе примерной основной общеобразовательной программы  дошкольного образования «Истоки», под редакцией Л.А. Парамоновой, М.: ТЦ Сфера, 2011);

        - Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» ООО «ТЦ Сфера», 2009г.;

    - Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ООО «Издательство Скрипторий» 2007г.;

    - авторская программа кружка «Разноцветные ладошки»;

    - конспекты ООД по художественно-эстетическому развитию;

    - система мероприятий по взаимодействию с родителями;

    - картотека дидактических игр.

    В своей работе использую такие формы организации и проведения образовательной деятельности, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.

    Методы: наглядный, словесный, практический.

    Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

    Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

    - от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

    - от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

    - от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

    - от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

    - от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

    - от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

    Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники рисования:

    с детьми младшего дошкольного возраста:

    • рисование пальчиками;
    • оттиск печатками из картофеля;
    • рисование ладошками.

    с детьми среднего дошкольного возраста:

    • тычок жесткой полусухой кистью.
    • печать поролоном
    • печать пробками;
    • восковые мелки + акварель;
    • свеча + акварель;
    • отпечатки листьев;
    • рисунки из ладошки;
    • рисование ватными палочками;
    • с помощью ватных дисков;
    • кляксография с трубочкой.

    с детьми старшего дошкольного возраста:

    • рисование песком;
    • рисование мыльными пузырями;
    • рисование мятой бумагой;
    • кляксография с трубочкой;
    • монотипия пейзажная;
    • печать по трафарету;
    • монотипия предметная;
    • кляксография обычная;
    • пластилинография.

    Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

    Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

    Результат. Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей:

    • разработана система продуктивно-творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников;
    • у детей сформированы:

                    - желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;

                    - умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности  разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;

                    - у детей развита мелкая моторика рук, творческое воображение, композиционное умение, цветовосприятие и зрительно-двигательная координация.

                    - практические навыки работы с бумагой и красками.

    Уровень развития творческих способностей

    Я считаю, что такая положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной мною системы методической работы по проблеме развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Вывод: использование нетрадиционных техник рисования развивает творческие способности дошкольников, повышает мотивацию обучающихся к их освоению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

    В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...

    Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

    «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования»

    Актуальность:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в ...

    Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

    В данной статье описаны нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста....

    Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

    Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

    Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека.Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.Тв...