Главные вкладки

    Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
    статья по рисованию (старшая группа) на тему

    Никитишина Наталья Анатольевна

    В данной статье описаны нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx23.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие художественно- творческих способностей  

    детей дошкольного возраста

    через использование  нетрадиционных техник рисования.

                                                 Никитишина Н.А.

    «Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». 

    (В. А. Сухомлинский)

    Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

    Общаясь  в процессе занятий с детьми, я убедилась, что они любят рисовать не только стандартно, как принято в детском саду, но и использовать нетрадиционные способы. Нетрадиционные техники рисования – это  создание нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами или фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, восковыми мелками, использовать клей, ватные палочки, поролон, жесткие кисти, различные штампы и т.п. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе с цветным клейстером, методом набрызга. С любопытством  наблюдают, как растекается капля краски, чернил или туши на влажном листе бумаги. Их поражает сам момент неожиданного появления на чистом листе яркого движущегося пятна. Оно расплывается, как нечто живое и непонятное. Дети пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони). Рисование с помощью ладони - одно из любимейших детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. С помощью ладошек можно делать отпечатки на бумаге и превращать их в разные образы. Например, если нарисовать ствол дерева, изобразить стройную сосну, пальму или раскидистый куст. Портрет любого животного можно изобразить на ладони и отпечатать на листе бумаги. Красивые аппликации получаются из обведённых на цветную бумагу и вырезанных ладошек. Это листья, цветы, птицы, осьминожки. Удивительные, фантастические образы получаются из обведённых фломастером ладошек с подрисованными элементами. Птицы, рыбы, растения, украшенных декоративными узорами с помощью фломастеров или стержневых авторучек.

    Занятия подобного рода помогают каждому ребенку больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков. Важно, чтобы дети испытали от игры с красками истинную радость. Такие игры с окрасками, водой и бумагой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, учат ценить всё красивое и аккуратно выполненное. Воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения.

    Начиная работу с детьми, я стараюсь, прежде всего, создать у них хорошее настроение, вызвать доброжелательное отношение и интерес к изобразительной деятельности. Предлагаю каждому ребенку свободный выбор материалов, и сразу становится видно, кто чему отдаёт предпочтение, в какой технике  чувствует себя увереннее. Во время занятий использую игры на развитие творческой активности.

    1.Игровые упражнения «Простые рисунки».

    Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. При их создании не нужно закладывать определенного значения. Правила игры просты: Нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.

    2.Необычные рельефные рисунки получаются способом «Тиснея». 

    Рисовать этим способом очень легко. Мы подкладываем лист гофрированного картона и рисуем все что хочешь.

    3.Дидактическая игра «Рисование нитками» развивает мелкую моторику рук, воображение, фантазию.

    4. Дидактические игры «Создай картину» и «Отгадай картину» учат различать виды живописи: натюрморт, пейзаж, портрет.

    Нетрадиционные методы рисования - одно из средств выражения своего «Я». Овладение разнообразными движениями руки, способами действия различными материалами имеет важное значение не только для развития изобразительной деятельности ребёнка, но и для его психического состояния, способствует снятию детских страхов, обретению веры в себя и свои возможности, внутренней гармонии с собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений. Все необычное привлекает дошкольников, у них проявляется познавательный интерес. На протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, сохраняется активность и работоспособность.

    Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать и другие изобразительные материалы. Лучше всего для этого подходит коллаж (приклеивание к какой- либо основе, выбранной как фон, материалов, отличающихся по цвету и фактуре). При работе над коллажем детям предоставляется возможность познакомиться с различными материалами: бумагой разной фактуры, красками, жидким мелом, цветным клистиром, бросовым материалом. А так же с нетрадиционными техниками рисования: пальцами, тычком, промакиванием и другими. Это пробуждает интерес к восприятию отдельных предметов, к желанию выразить свою творческую идею с помощью разных средств.

    Расскажу подробнее о каждой нетрадиционной технике рисования.

    Тычок жесткой полусухой кистью

    Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

    Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

    Рисование пальчиками

    Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

     Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    Рисование ладошкой

    Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

    Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5 ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    Скатывание бумаги

    Средства выразительности: фактура, объем.

    Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

    Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

    Оттиск поролоном

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

    Оттиск смятой бумагой

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

    Восковые мелки + акварель

    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

    Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

    Свеча + акварель

    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

    Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

    Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

    Монотипия предметная

    Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

    Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

    Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

    Набрызг

    Средства выразительности: точка, фактура.

    Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

    Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

    Отпечатки листьев

    Средства выразительности: фактура, цвет.

    Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

    Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

    Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

    Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

    В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...

    Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

    «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования»

    Актуальность:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в ...

    Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

    Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей  детей  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....