«Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционное рисование»
проект по рисованию

Хватова Татьяна Васильевна

«Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционное рисование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_risovaniyu.docx73.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционное рисование»

Пояснительная записка

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок",

 — утверждал В.А. Сухомлинский.

     В  материале представлена система работы по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом.  

     Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.  

     Мир ребенка красочный, эмоциональный. Уже в самой сути заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

Актуальность

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с дошкольного возраста, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни.

     Потребность в отображении своих жизненных впечатлений ребенок удовлетворяет в разных видах изобразительной деятельности - рисовании, лепке, аппликации. Здесь же создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.  

     Важнейшей предпосылкой успешности рисования выступает скоординированность руки и глаза, овладение соответствующими техническими умениями, например, точностью движений, регуляцией их силы, амплитуды, скорости, ритмичности. Рисуя, ребенок учится также формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении деятельности.

     Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно - творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.  

     Учитывая вышесказанное, я решила организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т.к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы.

     Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей.  

     Считаю, что детям следует предлагать, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.  

     Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, решила попробовать в работе с детьми нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности, которые удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Ведь оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

     Видя актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, определило тему творческого проекта: «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционное рисование». Суть проекта заключается в моделировании системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала с целью формирования творческих способностей.  

Цель проекта: развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
  • Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
  • Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
  • Развивать творческое мышление.
  • Формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.

Тип проекта: групповой, долгосрочный.

По содержанию: творческо - экспериментальный

По доминирующей деятельности: продуктивный.

Срок реализации: сентябрь 2016 - апрель2017

Участники проекта: подготовительная к школе группа «Антошка», родители, воспитатели.

Формы работы с родителями.

  • Консультации.
  • Беседы.
  • Наглядная информация: буклеты, памятки.
  • Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).
  • Участие в конкурсах, выставках.

Основные формы реализации проекта:

  • Создание   условий   для   детской деятельности в рамках проекта.
  • Готовность   педагога к осуществлению самообразованию и образования детей.
  • Личностно-ориентированное   взаимодействие   взрослого и  ребёнка  в  процессе  осуществления  проекта.

Принципы реализации проекта:

Вся работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста строится на принципах:

  • Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.
  • Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
  • Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • Принцип успешности  это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.  

Предполагаемый результат:

- Дети умеют самостоятельно творить переживая радость творчества                

- Использование детьми         в изобразительной         продуктивной         деятельности разнообразные         графические средства         и нетрадиционные способы рисования        

- Развито чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательная  координация.

- Развито творческое мышление.

- Сформированы практические навыки работы с бумагой и гуашью.

Продукт  проектной  деятельности:

Выставки детских работ:

«Зимушка - хрустальная», «Защитники Отечества», «Международный женский день»

Методическое  обеспечение проекта: Концептуальные основы деятельности: теоретическое обоснование выбора темы, этапы реализации проекта, ресурсное обеспечение проекта, целеполагающие аспекты для всех участников реализации проекта (педагогов, детей, родителей), предполагаемые результаты.

Перспективный план работы, обеспечивающих постепенность развития изобразительных навыков и умений, освоения техники нового вида деятельности. Содержание плана работы предполагает обучение детей основам изобразительного искусства (цветоведения, композиции, формообразования, изобразительным навыкам и умениям) и обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге.

Литературно-художественные подборки: «Сказки про краски», «Маленькие истории из жизни красок», «Путешествие по стране Рисовандии», способствующие развитию эмоционального восприятия и активизации внимания детей дошкольного возраста.

Подборка дидактических игр и упражнений «Игры с цветом», способствующие развитию творческого мышления и воображения для детей  старшего дошкольного возраста.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект - это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, я не ставлю перед ними слишком отдаленные задачи, не требую охватить одновременно несколько направлений деятельности, а планирую с ними работу в определенном направлении и решая конкретные задачи.  

        Хочется отметить, что работа в рамках творческого проекта не только способствует формированию у детей навыков рисования         с применением нетрадиционных методик, но и позволяет успешно справляться с общеобразовательной программой «От рождения до школы». А это в свою очередь свидетельствует о том, что я целенаправленно работаю не только над повышением эффективности воспитательно-образовательной деятельности, но и над самооценкой профессиональной деятельности, так как только продуманная, рационально спланированная, скоординированная и ежедневная работа дает основание говорить о возможном достижении максимально положительных результатов.

Результатом всей целенаправленной работы считаю и тот факт, что мои воспитанники ежегодно принимают активное участие в городских, региональных и всероссийских конкурсах детского творчества и занимают призовые места.

Реализация проекта «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционное рисование» позволила разработать практические пособия для педагогов ДОО по обучению детей нетрадиционным способам и приемам рисования.

Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов. Конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Но можно и не быть художником, а любить и понимать прекрасное,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...

Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей  детей  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....

Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

В данной статье описаны нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста....