Главные вкладки

    «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования»
    проект по рисованию (подготовительная группа) на тему

    Новикова Елена Викторовна

    Актуальность:

    Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения детьми закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pechat_proekt_6_listov.docx24.44 КБ

    Предварительный просмотр:

     Творческий проект

    «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста,  посредством использования нетрадиционных техник рисования»

    Автор проекта: Новикова Елена Викторовна -

    воспитатель МБДОУ детского сада № 427, г. Екатеринбурга

    «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

      (В. А. Сухомлинский)

    Вид проекта: групповой

    Тип проекта: творческо – исследовательский

    Участники проекта:воспитанники, педагоги, родители

    Актуальность:

    Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения детьми закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

    Противоречия:

    *между желанием экспериментировать и нарисовать, как в природе;

    *между желанием поиграть с изобразительными средствами и справиться с заданием;

    *между оценками результатов деятельности родителей, педагога, ребенком.

    Срок реализации проекта долгосрочный (сентябрь 2012 – май 2016)

    Цель проекта:

    Повысить уровень развития художественно - творческих способностей детей используя в работе нетрадиционные техники рисования.

    Направление проекта:

    Развитие творческих способностей детей

    Задачи проекта:

    Обучающие:

    1. научить активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности;

    2. формировать коммуникативную компетентность;

    3. способствовать формированию учебно-познавательной компетентности: восприятие, внимание, воображение, мышление;

    4. вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

    5. познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования;

    Развивающие:

    1. развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;

    2. развивать и поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы;

    2. Воспитывать у детей усидчивость при выполнении работы.

    Ожидаемые результаты:

    - повышение качества умений по изобразительной деятельности;

    - улучшение учебно-познавательной компетентности;

    - расширение знаний и применение усвоенных техник в изобразительной деятельности;

    - развитие самореализации ребёнка в художественном творчестве;

    - развитие воображения, творческого мышления, стремления искать новые средства реализации своего замысла;

    Проектный продукт:

    *Анкетирование родителей на тему: « Чем занимается ваш ребенок дома?»

    *Открытое занятие с использованием различных техник рисования

    «Домик в деревне»

    *Мастер – класс для родителей с использованием нетрадиционной техники рисования – пуантилизм « Аквариум», с использованием ИКТ

    *Выставки творческих работ

    Принципы проекта:

    • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

    • Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

    • - Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

    • - Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

    • - Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

    • - Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

    • - Принцип доступности материала.

     Направления:

    • - от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

    • - от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложном;

    • - от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

    • - от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

    • - от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

    • - от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

     Побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

    • игра, которая является основным видом деятельности детей;

    • сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

    • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;

    • музыкальное сопровождение и т. п.

    • Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.

    Использование новых развивающих технологий:

    • - личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

    • - коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

    • - игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

    • - педагогические (доверительная беседа, стимулирование)

    Методы:

    - анализ теоретических источников по изучаемой проблеме;

    - наглядные, практические, словесные;

    - анализ процесса обучения;

    - анализ продуктов детского творчества, полученных в специально-организованных условиях.

    Девиз проекта:

    «Акварель» - для ребят!

    Все рисуют, все творят!

    Этапы проекта:

    1 Подготовительный этап (октябрь 2012 – май 2013)

    Младший возраст

    Знакомство с теоритическими знаниями о нетрадиционной техники рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Подбор наглядно – дидактического материала; художественной литературы; организация развивающей среды в группе.

    2 Основной этап (сентябрь 2013 – май 2015)

    Средний и старший возраст

    Апробация различных технологий, методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций

    3 Заключительный этап

    (сентябрь 2015 – май 2016)

    Подведение итогов.

    Оформление результатов работы по теме самообразования.

    Формы работы по реализации проекта:

    *наблюдения

    *создание презентации, слайд шоу

    *выставки

    *конкурсы

    *Итоговое мероприятие

    Критерии оценки результативности проекта

    Диагностику проводили по методике Комаровой Т.С. по двум направлениям:

    *анализ продуктов детской деятельности;

    *выявление уровня творческого развития.

    Критерии сформированности умений:

    Передача формы

    Строение предмета

    Передача пропорции предмета в изображении

    Композиция

    Передача движения

    Цвет

    Критерии творческого развития:

    Продуктивность

    Разработанность образа

     Оригинальность

    Качество

    Формы и методы работы с родителями:

    *Информирование родителей в индивидуальных беседах о результатах детского  творчества;

    *Участие родителей в выполнении домашних совместных творческих работ «Семейный вернисаж»;

    *Помощь родителей в пополнении технического материала;

    * Посещение открытых групповых занятий мастер – классов по изобразительной деятельности;

    *выставки детских работ.

    Вывод:

    Занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник представляют широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.

    ИТОГ ПРОЕКТА:

    В результате выполнения проекта будет достигнуто:

    •формирование у детей  дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

    •владение дошкольниками различными  техническими приемами работы  с разнообразным изобразительным материалом;

    •умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;

    •повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;

    •представление проекта «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник  рисования » на городском, областном, Всероссийском уровнях.

    П./п

    Совместная деятельность педагога с детьми

    Взаимодействие с семьей

    1.

    Младший возраст

    Изготовление поделок и рисунков «Развиваюсь и играю»

    Анкетирование родителей « Чем занимается ваш ребенок дома»

    Рекомендации для родителей

    Консультации «Как организовать  дома рисование с ребенком»

    Рисование пальчиком

    «Дождик из тучки»

    «Яблочки на дереве»

    «Ягодки в корзинке»

    Рисование ладошкой

    «Цветы в вазе»

    «Грибы на поляне»

    «Петушок»

    «Два веселых гуся»

    «Рыбки в аквариуме»

    «Солнышко»

    Рисование мятой бумагой

    «Иголки у ежа»

    Печатание

    «Листья»

    «Осенний букет»

    Рисование жесткой кистью, поролоном

    «Мои любимые животные»

    «Елочка»

    «Деревья»

    «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования»

    «У истока творчества»

    Выставки работ

    Консультация для родителей « Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке».

    Средний возраст

    Коллаж «Родились у нас котята…..» (ватные палочки, жесткая кисть, тычование)

    Коллаж «Олимпиада – 2014»

    Коллаж «Аквариум» Мастер – класс в технике пуантилизм

    Коллаж « День Победы» (рисование ладошкой, скомкивание салфеток, тычкование, набрызг, валиком)

    Папка – раскладушка на тему: « Советы родителям по работе с краской».

    Мастер – класс с использованием нетрадиционной техники – пуантилизм.

    Открытое НОД по изо с использованием различных техник нетрадиционного рисования «Домик в деревне»

    Родительское собрание на тему: «Семья – это…»

    (рисунки детей на тему «Моя семья»)

    Старший и подготовительный к школе возраст

    Натюрморт на столе (рисование, пластилин

    Декоративное рисование

    (гжель, дымковская, городецкая, урало – сибирская росписи)

    Монотопия

    Отражение (отражение берега в воде)

    Граттаж

    Хэллоуин (рисование на одноразовой тарелке)

    Коллаж - «За окошком снегири»

    (обрывная аппликация, аппликация нитками, валик, поролон)

    Рисование ластиком

    «Береза»

    «Рисование на свободную тему»

    Рисование трубочкой

    Рисование мыльными пузырями

    Ниткография

    Консультация:« Развитие творческих способностей детей старшего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»

    Выставка рисунков «День Победы», ко Дню Космонавтики.

    Совместные работы с родителями ко Дню Победы

    «Бессмертный полк»

    Регулярная выставка детских работ в группе


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

    предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы по  использованию           нетрадиционных техник рисования...

    Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

    В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...

    Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

    самообразование «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования»

    «… Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)...

    Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

    В данной статье описаны нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста....