Арт-терапия как метод профилактики агрессивного поведения дошкольников.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

В современных условиях развития нашего общества отмечается высокий темп психического, личностного и физического развития личности ребенка, тем самым он не успевает отвечать требованиям, которые ему предъявляются как субъекту образовательного процесса, что в свою очередь вызывает агрессивность. Поэтому сегодня ведется активный поиск способов коррекции агрессивного поведения, одним из которых выступает метод арт-терапии, который имеет широкий спектр: рисунок, музыка, танцы, игры, сказки и хорошо сочетается с первой деятельностью ребенка – игрой. В статье рассмотрены понятия «арт-терапия», агрессивное поведение, дана характеристика видам арт-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_terapiya.docx271.64 КБ

Предварительный просмотр:

Гибадуллина Юлия Маратовна,

кандидат педагогических наук, доцент

 кафедры педагогики, психологии  и социального образования

Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева

(филиал ТюмГУ)

г. Тобольск

E-mail: ylia9008@mail.ru

Зубачёва Елена Ивановна

воспитатель детей дошкольного возраста высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад «Ивушка»

г.Новый Уренгой

E-mail: zubacheva62@mail.ru

Мельникова Наталья Ивановна

учитель-логопед первой квалификационной категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад «Ивушка»

г.Новый Уренгой

E-mail: natapin81@rambler.ru

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В современных условиях развития нашего общества отмечается высокий темп психического, личностного и физического развития личности ребенка, тем самым он не успевает отвечать требованиям, которые ему предъявляются как субъекту образовательного процесса, что в свою очередь вызывает агрессивность. Поэтому сегодня ведется активный поиск способов коррекции агрессивного поведения, одним из которых выступает метод арт-терапии, который имеет широкий спектр: рисунок, музыка, танцы, игры, сказки и хорошо сочетается с первой деятельностью ребенка – игрой. В статье рассмотрены понятия «арт-терапия», агрессивное поведение, дана характеристика видам арт-терапии.

Ключевые слова: арт-терапия, профилактика, агрессивное поведение, дошкольники

ART THERAPY AS A METHOD OF PREVENTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR PRESCHOOLERS

Gibadullina Julia Maratovna,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

 Department of pedagogy, psychology and social education

Tobolsk pedagogical Institute. D. I. Mendeleev

(branch of Tyumen state University),

Tobolsk

E-mail: ylia9008@mail.ru
Zubacheva Elena Ivanovna

 teacher of preschool children of the highest qualification category

 Municipal budgetary preschool educational institution

 "kindergarten" Ivushka " Novy Urengoy

 E-mail: zubacheva62@mail.ru
Melnikova Natalya Ivanovna

speech therapist of the first qualification category

Municipal budgetary preschool educational institution

"kindergarten" Ivushka"

Novy Urengoy

E-mail: natapin81@rambler.ru

Abstract. In modern conditions of development of our society, there is a high rate of mental, personal and physical development of the child's personality, thus he fails to meet the requirements that are presented to him as a subject of educational process, which in turn causes aggression. So today there is an active search of ways of correction of aggressive behavior, one of which is a method of art therapy that has a wide range: art, music, dancing, games, stories, and goes well with the first activity child game. The article examines the concept of «art - therapy», aggressive behavior, given the characteristics of the types of art therapy.

Key words: art therapy, prevention, aggressive behavior, preschool

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями встает важная задача развития подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательного процесса с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка. Однако в современных условиях развития нашего общества отмечается высокий темп психического, личностного и физического развития личности ребенка, тем самым он не успевает отвечать требованиям, которые ему предъявляются как субъекту образовательного процесса, что в свою очередь вызывает агрессивность [1]. Исследованием агрессивности детей дошкольного возраста занимались такие отечественные ученые, как: Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин, Г.А. Ковалев, Я. Корчак, А.Н. Леонтьев, А.Е. Ольшанникова, Д.Б. Эльконин и т.д.

В последние годы осуществляется активный поиск способов коррекции агрессивного поведения, одним из которых выступает метод арт-терапии, который имеет широкий спектр: рисунок, музыка, танцы, игры, сказки и хорошо сочетается с первой деятельностью ребенка – игрой.

Обратимся к содержанию понятия «арт-терапия», который введен в употребление в 1938 г. Эдрианом Хиллом. В дальнейшем термин стал употребляться в широком контексте, характеризуя процесс терапии, восстановления или развития личности разнообразными методами художественного творчества [2].

Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем (М.В.Киселёва). Арт-терапия представляет собой достаточно широкое понятие и включает в себя следующие виды: музыкальная, танцевальная, художественная (рисунок и живопись), драма-терапия (театро-терапия), сказкотерапия, игровая, песочная и др.[4].

Для нашего исследования особо актуальной является изотерапия. Изотерапия – терапия, связанная с изобразительным творчеством, в первую очередь с рисованием; используется в настоящее время для коррекции поведения детей дошкольного возраста с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах и др.

Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободится от негативных переживаний прошлого. Использование художественных приемов позволяет глубоко изучать фантазирование и воображение детей [5].

Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний.

Вышесказанное подчеркивает актуальность изучаемой проблемы коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, методом арт-терапии, который составляет основу нового направления педагогики – артпедагогики.

Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. В личностной сфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения, активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушения любого из звеньев или механизмов социальной, психологической структуры развития дошкольников может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка. Кроме всех вышеназванных психологических особенностей и новообразований мы отмечаем также  проявление агрессивности у детей дошкольного возраста.

Агрессивность, по Р.С. Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением нанести им вред [8]. Агрессивное действие – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Таким образом, дошкольный возраст – это возраст не только новообразований, но и возраст проявления различных форм агрессий [3].

Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик [4]. Рассмотрим некоторые методы артерапии.

  1. Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод, который эффективен в работе детьми дошкольного возраста. Сказкотерапия - некий процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которые ребёнок усваивает. Современному ребёнку необходимо не только прочесть сказку, у него так же присутствует потребность в обсуждении её сюжета и героев. Взрослому необходимо помочь осмыслить и находить вместе детьми скрытый смысл. В процессе сказкотерапии можно использовать разные жанры: притчи, былины, мифы, анекдоты и др. Типы сказок использующиеся в сказкотерапии: художественные – народные, авторские – дидактические, психотерапевтические, медитативные, психологические.
  2. Игротерапия – это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих методов, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности. Игры, направленные на развитие произвольности формируют умение управлять собой, сотрудничать, развивать вербальные и невербальные средства общения и т.д.
  3. Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. «В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением Музыкотерапии в ДОО – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия выяснили, что такие направления как классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действие на психику. Все виды рока действуют угнетающе, уменьшают объём памяти, внимания. Низкие звуки – стабилизируют психику, высокие звуки – дестабилизируют психику.
  4. Телесно-ориентированная терапия – это методы работы с психикой, через тело. В происхождение большинства болезней и расстройств большую роль играет повышенное эмоциональное и мышечное напряжение, которое является результатом нарушения гармонии между человеком и окружающим миром. Когда баланс нарушен, организм начинает искать выходы из трудной ситуации путём напряжения. Если стресс затягивается, напряжённость нарастает – возникает болезнь.
  5. Танцевальная терапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса.
  6. Танцетерапия - средство самовыражения, в основе, которой лежит убеждение о том, что наша манера двигаться отражает наши личностные особенности, т.е. существует прямая связь между состоянием нашей души, разумом и движениями. Основной акцент делается на спонтанность, техника танцевальных движений не учитывается и не важна, главное здесь самовыражение. Танцетерапия приводит к свободе, выразительности движений и  укрепляет силы, как на психическом, так и на физическом уровне, даёт заряд бодрости и энергии.
  7. Библиотерапия – метод, включающий  в себя сочинения литературных произведений и их чтение. Данный вид терапии включает в себя несколько форм: создание описания, письма, например к себе, составление рифм, сказок и др.
  8. Изотерапия, которая представлена различными формами работы.
  • спонтанное рисование, в процессе которого детям выдаётся бумага и средства рисования, а специальное задания не даётся. Можно включить спокойную музыку. Глаза слегка прикрыты и рука сама водит по бумаге так, как ей хочется. Это учит вслушиваться в себя, выражать свои чувства, посмотреть на свой мир со стороны. Умение понимать мир другого через рисунки;
  • ассоциативное рисование – это рисунки на тему: «Моя семья», «Мой дом» и т.д. Берутся темы из области чувств и взаимоотношений;
  • рисование чувств, в течение минуты смотрим на цветок, а потом рисуем не цветок, а те чувства, те эмоции, которые мы испытали, глядя на него;
  • рисование пальцами рук и ног, которое даёт чувство наслаждения, понятия настроения, снятия скованности;
  • рисование музыки, где основным условием является то, что все занятия носят непринуждённый и спонтанный характер. Отметим, что  в процессе рисования музыки художественные таланты роли не играют. Акцент делается на самовыражении своих чувств на своё ощущение.

Таким образом, теоретический анализ литературы позволил нам изучить содержание понятия «арт-терапия» и выделить ее виды, а также выделить арт-терапию как уникальный метод, основанный на соединении свободной активности и творческого процесса в создании работы. Именно данные особенности лежат в развитии детей дошкольного возраста. Основные идеи исследователей в области арт-терапии как метода коррекции  поведения детей дошкольного возраста положены в основу педагогической  деятельности в условиях ДОО.

Знакомство с опытом работы педагогов посредством анализа сайтов дошкольных образовательных организаций, позволил выделить, что арт-терапия как метод коррекции поведения детей используется достаточно активно. Так, в условиях ДОО ЯНАО города Новый Уренгой реализуются программы по использованию арт-терапии в коррекции поведения детей: МБДОУ «Детский сад «Ивушка» г. Новый Уренгой, интересной является тема «Арт-терапия, как фактор укрепления психического здоровья дошкольников».

На рисунках детей, которые представлены педагогами-практиками, использующие метод арт-терапии в коррекции поведения, развития познавательной и эмоциональной сфер. Представленные рисунки детей на начало реализации программы по коррекции поведения детей методом арт-терапии и на окончание программы. Сравнительный анализ данных рисунков свидетельствует о снижении тревожности, проявлении агрессивных тенденций, так как рисунки детей боле оформлены, имею окраску, вызывающие положительные эмоции.

На начало реализации программы

На окончание реализации программы

Респондент 1

62

56

Респондент 2

52

61

Итак, в современных условиях достаточно большое количество факторов, влияющих на развитие детей дошкольного возраста. Среди таких факторов мы отмечаем, семью, сверстников,  взрослых, которые являются примером для детей. Поэтому дошкольная образовательная организация выступает субъектом, способствующим уменьшению негативных воздействий со стороны окружающих на детей. Однако ребенок, находясь под влиянием различных факторов, начинает проявлять свою агрессивность по отношению к окружающим. Поэтому педагоги, сегодня находятся в поиске новых и эффективных методов, форм воздействия и взаимодействия с детьми. Одним из таких методов, способствующих коррекции агрессивного поведения детей мы рассмотрели арт-терапию.

Список литературы

  1. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие /под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004 – 336 с.
  2. Амелина, А.Н. Арт - терапия в психотерапевтической работе /А.Н. Амелина . – М.: Смарт, 2006.-289 с.
  3. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2004. -144 с.
  4. Буко, М.Е. Терапия творческим самовыражением /М.Е. Буко.- М.: Педагогика, 1989. – 225 с.
  5. Грегг, М.Ф. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. - СПб.: Европейский Дом, 2000.-226 с.
  6. Колосова, С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
  7. Лутошкин, А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М.: Знание, 1978. – 127 с.
  8. Немов, Р.С. Психология: учеб. для высш. учеб. заведений непсихологического профиля /Р.С. Немов. - М.: Высш. образование, 2007.-154 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Удивительный мир капель" Конспект занятия по профилактике агрессивного поведения дошкольников

Начальный этап реализации программы по профилактике агрессивного поведения дошкольников...

песочная терапия,как метод профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Профилактика агрессии у детей подготовительных к школе групп ДОУ с помощью песочной терапии...

Профилактика агрессивного поведения дошкольников

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна , поскольку число детей с таким п...

Профилактика агрессивного поведения дошкольников посредством игровых упражнений

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из самых современных и сложно разрешаемых проблем в дошкольной педагогике и психологии является проблема детской агрессии....

Игры для профилактики агрессивного поведения дошкольников

В картотеке (которую удобно разрезать на карточки) представлены игры, направленные на снижение уровня агрессии детей дошкольного возраста...

Профилактика агрессивного поведения дошкольников в ДОУ с помощью песочной терапии

Ребенка можно сравнить с зеркалом.Он отражает, а не излучает любовь.Если ему дать любовь, он возвращает ее.Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.Р. КэмпбеллДошкольный возраст -это период, ...

Профилактика агрессивного поведения дошкольников

Профилактика агрессивного поведения дошкольников....