Статья на сайт 15.08.2019 г. Преддошкольный.
статья по аппликации, лепке

Алахвердиева Елена Михайловна

Рекомендации родителям по лепке с малышами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.08.2019_statya._preddoshkolnyy.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на сайт «Лепка. Начало. Преддошкольный возраст».

Алахвердиева Е.М. август-сентябрь 2019 г.

Рекомендации для родителей

Лепка. Начало. Преддошкольный возраст.

Дети очень любят общаться, играть, творить со своими родителями. Каждый ребёнок безмерно счастлив, когда вместе с ним ласковая мама и добрый папа чем-то интересным занимаются. Совместное творчество объединяет, укрепляет семейные узы. Эмоциональный комфорт ребёнка – это главное, к чему надо стремиться любящим родителям в первые годы его жизни.  На фоне положительных эмоций малыш имеет стабильную тенденцию к всестороннему развитию.

Большинство взрослых уверены, что все дети любят рисовать, лепить, конструировать. Однако, на практике, бывает такая ситуация, что малыш отказывается брать в руки мелок, кусочек пластического материала, листок бумаги. Он прячет руки за спину, настроение на грани плача.

- Почему такое случается?

- Причины могут быть разными.

Во-первых: предлагаемый предмет ребёнку не знаком, он не хотел его брать,  предмет навязывается, в результате – малыш, эту ситуацию воспринимает, как насилие.

Во-вторых: глина у ребёнка ассоциируется с грязью. Малыш так и скажет: «Кака!». Естественная реакция послушного ребёнка. Его на каждой прогулке взрослые учили, что грязь и мусор в руки брать нельзя.

В третьих: материалы для творчества имеют непривычную для малыша консистенцию и при первом соприкосновении с глиной, пластилином, мелком ребёнок может получить не очень приятный для него тактильный опыт.

Возможны и другие причины отторжения материалов для творчества, особенно для лепки.

Однако, в теории и на практике, мэтрами от педагогики и психологии доказано, что лепка архи-полезна малышам. Во время лепки у ребёнка массируются ладошки, на которых масса нервных окончаний. Малыш лепит, получает импульсы в мозг, нейронные связи активизируются, мозговая деятельность ускоряется, мозг посылает команды всему организму, происходит множество взаимосвязанных реакций, что даёт толчок к развитию мышления, воображения, мелкой моторики и речевого центра. Ребёнок во время лепки трогает пластический материал, ощущает его мягкость или твёрдость, тягучесть, липучесть, изменения состояния при длительном воздействии и т.д. – так происходят познавательные процессы. Лепка, кроме развивающего воздействия обладает и «успокаивающим» эффектом. Манипуляции с любым пластическим материалом помогают и детям и взрослым справиться с душевным дисбалансом: погасить агрессию, панику, уныние, плохое настроение и др.

Воображение, образное мышление, креативность, умелость рук, усидчивость, работоспособность, правильная речь, хороший эмоциональный настрой – это минимум, что даёт нам лепка.

Если лепка так хороша, то с чего начать? Как приобщить малыша  к лепке? Что надо сделать, чтобы появилось и укрепилось желание лепить?

Вот некоторые рекомендации для родителей:

  • Главное! Ребёнка не заставлять! Пусть сам захочет! Для этого необходимо родителям запастись терпением. Рано или поздно ребёнок начнёт лепить. В это надо верить!
  • Лучшая мотивация к действию – это пример родителей. Если родители с восторгом начнут что-то лепить, весело украшать поделку дополнительными материалами (бусины, макаронины, семена и др.), делиться радостью от результата лепки с ребёнком, то  малышу обязательно захочется потрогать, то что получилось, может даже сделать свой налеп, или прикрепить бусину. Увлечённость заразительна.
  • Хорошо бы, поиграть с ребёнком в «волшебный» пластилин (глину, тесто и т.д.). Например, слепить и рассказать сказку-беседу.

«Жил был в коробке брусок пластилина (открыть коробку и достать пластилин жёлтого цвета). Он был жёлтый. Ему было скучно, и он хотел с кем ни будь поиграть (предложить ребёнку взять пластилин, при любом исходе продолжать сказку). Пластилин был не простой, а «волшебный». Он мог превращаться в кого угодно (размять брусок пластилина). (Обратиться к ребёнку) Хочешь, покажу?

Раз, два, три, готово! (движениями вперёд-назад раскатать столбик). Ой, что это? (хорошо, если ребёнок сам умеет говорить, пусть сам скажет на что похоже, если нет, то родитель назовёт предмет). Так это же банан!

Раз, два, три, готово! (круговыми движениями скатать шар и продолжать отгадывать с ребёнком, что это получилось). Ого! Колобок! (можно спеть песенку колобка). Да, нет – это солнышко! (поднять вверх) Смотри, Мячик! (покатать по столу).

Раз, два, три, готово! (прищипнуть, так, чтобы получился клюв) Так это же! Цыплёнок! Пи-пи-пи! Хочешь подержать цыплёнка? (чаще всего ребёнок берет поделку в руки, начинает играть как с игрушкой)»

Вот какой «волшебный» пластилин. Что захочу, то из него и вылеплю».

Ненавязчиво можно предложить две горошины, чтобы «оживить» образ цыплёнка. Пусть малыш попробует прикрепить глазки-горошинки.

  • Нельзя затягивать время занятия с ребёнком. Достаточно 5 – 7 минут продуктивной деятельности.
  • Предъявлять требования по возрасту. Родителям не стоит забывать, сколько ребёнку лет. Если малышу 1-2 года, вряд ли он сможет вылепить предмет, который был бы узнаваем. Ребёнок будет дополнять образ присущими предмету звуками, словами. А к трём годам уже может и сам собрать из нескольких одинаковых форм простейший предмет. Два, три шарика – бусы, столбик и шарик скреплённые вместе – Чупа-чупс.
  • Выбор материала – важный момент для продуктивной деятельности на начальном этапе. У детей в 1,2,3 года ещё слабенькие ручки. Им трудно будет лепить обычным пластилином, если его предварительно не подержать в горячей воде. Сейчас выбор пластического материала для детского творчества очень широк. Родителям стоит задержаться в магазине и самим его потрогать; помять и посмотреть, не пачкает ли он руки; понюхать, а не резкий ли запах. Запах может быть и не резким, но слишком «вкусным» и провоцировать ребёнка на облизывание или на откусывание пластического материала. Это не желательно. Ребёнок должен сразу усвоить, что чем лепим, есть нельзя. Исключение, - бабушкины пирожки. Обязательно, убедиться, что товар сертифицирован. Если же покупка пластического материала вызвала затруднение. Есть беспроигрышный вариант сделать самим «солёное тесто». Простейший рецепт: мелкая соль – 1 чашка, муки без добавок – 2 чашки, вода – примерно 1 чашка. Если тесто получается жидковатым надо добавить муки, слишком сухим и рассыпчатым – воды. Хорошенько вымесить. Получается масса мягкая, податливая, идеальная для лепки малышам. И если ребёнок один раз лизнёт тесто, то второй раз не захочет. Оно слишком солёное, «невкусное».
  • Учитывать сложность. Лепка должна усложняться постепенно.
  • Обогащать лепку использованием разных пластических материалов, приспособлений, природным и бросовым материалом. Постоянно необходимо поддерживать интерес ребёнка к лепке. К каждому занятию желательно принести, что то новенькое (формочку, пайетку, ракушку, игрушку и т.д.). Создать для ребёнка ситуацию для творчества. Неумение вылеплять какую-то часть фигуры, можно восполнить фрагментом-заменителем. Каштан используется вместо туловища, орех будет головкой. Соединить плоды кусочком пластилина. Остаётся, скатать два столбика и прикрепить к орешку. Зайчик готов.
  • На первом этапе не бросать ребёнка наедине с пластилином. Это потом, когда ребёнок уверенно научится лепить элементарные формы, он начнёт творить относительно самостоятельно. Не забывать о возрасте ребёнка и технике безопасности. Ребёнок должен быть всегда в поле зрения взрослого. Потом интерес к лепке необходимо поддерживать беседой. В любой момент ребёнку захочется поделиться впечатлением, а родителю надо обязательно отреагировать. Лепка прекрасная деятельность для развития речи ребёнка. Разговаривайте, придумывайте сказки, разыгрывайте сценки.
  • Ребёнку необходимо знать о востребовательности того, что он создаёт. Не разбирайте поделки при ребёнке, тем более не выбрасывайте при нем. Замечательно будет, если поделка украсит полочку на стене, и все гости будут удивляться ее красоте. А поделку из солёного теста просушить, раскрасить и ею можно играть.
  • Малыши по своей сути консерваторы и ритуалы для них важнее, чем для старших детей. Ритуалы подготовки ко сну, к приёму пищи, к прогулке ребёнком хорошо усвоены. Теперь ритуал по подготовке к лепке поможет ребёнку эмоционально собраться и сконцентрировать своё внимание на творческом процессе. Лепить лучше за столом. Чтобы не испачкать в пластилин или солёное тесто стол, пол, ковёр необходимо хорошенько застелить их газетами и плёнкой. Мебель и полы останутся чистыми. Родитель не будет нервничать, и отвлекать ребёнка замечаниями от увлекательного занятия. Ребёнка нарядить в фартучек и нарукавники, длинные волосы собрать под резинку или заколку. Если нет фартука, то прекрасно подойдёт старая футболка. Руки взрослого и ребёнка после работы с пластическим материалом необходимо протереть салфеткой, или тряпочкой, а затем хорошенько помыть водой с мылом.

Задача родителей малышей помочь освоить самые простейшие навыки работы с пластическим материалом.

Приёмы лепки:

  • Разминание. При разминании надавливают на кусочек пластического материала пальцами, ладошками. Движения рук при разминании внешне напоминает мытье рук мылом. Только, если ребёнок лепит пластилином надо нажимать на него сильнее, чем на мыло.
  • Отщипывание. При отщипывании захватывается небольшая часть бруска пластилина большим и указательным пальцем руки, и тянется на себя, пока не оторвётся.
  • Сплющивание. Сплющивание – это приём лепки для получения плоской формы.  Малую форму сплющивают пальцами, большую – ладошками.
  • Катать колобок. Раскатывать шар круговыми движениями рук между ладошками, или между ладошкой и столом.
  • Катать колбаску. Раскатывать столбик прямыми движениями рук между ладошками, или между ладошкой и столом.

Вот примерная тематика:

  1. Знакомство и экспериментирование с пластическим материалом. Свободная манипуляция кусочком солёного теста или пластилина: разминание, катание, прищипывание, отрывание, поглаживание, похлопывание, сплющивание и т.д. Кусочек материала может лежать, как на столе так и в ладонях взрослого
  2. Покормим птичку. Ребёнок учится отщипывать маленькие кусочки и «кормить» птичку-игрушку. На закрепление приёма отщипывания можно предложить детям и другие темы. Например, нарисованную на бумаге куклу украсить бусами, или на дощечке выложить дорожку, по которой будет гулять зайчик, и т.д.
  3. Блинчики. Сплющивать пальчиками готовые формы маленьких шаров. Другие темы для закрепления приёма сплющивания: «Кружочки для грибка», «Красивое платье для куклы», «Глазки для кошечки» и  т.д. Приём сплющивания пластического материала между ладошками используется при лепке «оладьев», «солнышка», «котлеты» и т.д.
  4. Колобок. Ребёнок катает сам или с помощью родителя большой шар круговыми движениями рук. Дополнительные темы на закрепление умения лепки шаров: «мяч», «яблочко», «арбуз», «апельсин», «бусина» и т.д.
  5. Огурчик. Ребёнок катает движениями вперёд-назад столбик. Таким образом, можно предложить вылепить банан, конфету, кабачок и т.д.

Как только родитель почувствует, что ребёнок усвоил простейшие приёмы лепки, можно приступать к усложнению. За одно занятие лепятся две формы и крепко соединяются.  Темы: «молоток», «грибок», «погремушка» и т.д. Замечательно будет, если свою лепку усложнят и обогатят бросовым или природным материалом.

Радость от совместной деятельности родителя и ребёнка ничего не должно омрачать. Родителю не надо гнаться за показной результативностью и эмоционально давить на малыша собственной активностью,  принуждать его к «совершенству» поделки. В этом возрасте лепка проводится ради самой лепки. Действо с пластическим материалом и жизнерадостное общение с родителями ребёнку должно доставлять только удовольствие. Комфортное состояние от того, что рядом близкие люди, которые любят и принимают его таким, каков он есть не должно покидать ребёнка никогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на сайте д\с : "Ура! Мы едем на экскурсию!"!"

В статье рассказывается об одном из мероприятий (посещение районной дет. библиотеки) по реализации проекта "Мой любимый Пушкин" в подг. гр. МКДОУ Д/С №8 г.Острогожска Воронежской обл....

Статья на сайт 15.08.2019 г. "МК "Солнышко"

Лепка солнышка из пластилина и пряжи...

Статья на сайт 22.08.2019 г. МК Тяп-ляп

Первое знакомство с приемами лепки соленым тестом....

Статья на сайт 29.08.2019 г. "Простейшие приемы"

Взрослые и дети продолжают знакомство с лепкой из соленого теста. Учатся использовать формочки, скалки, украшения (пайетки, бисер)...

Статья на сайт 14.09.2019 г. "Заметки с выставки"

МК "Построим свой дом" (цветное, соленое тесто)...

Статья на сайт 19.09.2019 г. Тяп-ляп. "Машинки"

Лепка из соленого теста на каркасе машинки. Декорирование, роспись поделок....