Знакомство дошкольников с солярными знаками
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Cтабровская Янна Юрьевна

Конспет занятия "Солнышко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solnyshko.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

    Закрепить представления детей об объекте неживой природы - солнце (форма, цвет, размер).

    Познакомить детей с приемом рельефной техники  лепки , упражнять в умении раскатывать, скатывать и расплющивать пластилин, создавая образ – солнце.

    Формировать навыки использования осязания в процессе предметно-практической деятельности.

   

 

Оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование, магнитафон, варианты  солнышек , пластилин, картонные квадраты размером 15-15 и 20-20, фонограмма "Утро", салфетки, стеки.

Ход

 1. Организационный момент (Дети заходят с воспитателем в музыкальный зал)

Воспитатель (В.): Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Вам мы рады, как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

В: Рассаживайтесь, ребята, пожалуйста, на стульчики.

Ребята, подумайте и скажите, какое время года за окном? (Весна)

Объясните, почему вы так думаете? (стало теплее, солнце на небе, плачут сосульки, тает снег).

Правильно, это происходит все весной.

А сейчас я загадаю вам загадку, если отгадайте правильно, отгадка появиться на экране. Послушайте загадку:

К нам Весна-Красна пришла, Всем сегодня не до сна: Ручейки бегут, журчат, Птицы весело кричат, Светит к нам в оконце Озорное … что? (солнце)

Верно отгадали загадку и солнышко показалось:

Посмотрите внимательно на солнце. В: Скажите, какое солнце по форме? (Круглое). Что вокруг солнышка? (Лучи, лучики).

Давайте пальчиком в воздухе нарисуем круг. (Рисуем все).

А сейчас, посмотрите на экран и назовите предметы только круглой формы. (Называют).

Ребята, а как вы думаете, по размеру солнце большое или маленькое? (Ответы детей)

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на экран. Давайте сравним солнце с человеком, что больше человек или солнце? (Солнце)

Молодцы! Значит солнце по размеру очень большое, можно сказать огромное.

А сейчас, посмотрите на фотографии, подумайте и скажите, что дает людям солнце? (свет, тепло, солнечный загар)

Правильно, с солнцем мы получаем загар, принимаем солнечные ванны, витамин «Д» нужен нам для того, чтобы наши кости были крепкими.

А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Повтори за мной». Выходите ко мне, встаньте в круг.

Я буду говорить слова и делать движения, а вы повторяйте за мной. Проводиться игра «Повтори за мной» -

физкульминутка:

Вот как Солнышко встает Выше, выше, выше. (дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки) К ночи Солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже. (дети приседают, опуская руки вниз) Хорошо, хорошо Солнышко смеется, А под солнышком нам Весело живется. (дети шагают на месте, хлопая в ладоши)

В: Молодцы, присаживайтесь на стульчики. Рассматривание образцов солнышка.

Ребята, посмотрите на экран, скажите какие солнышки одинаковые или разные? (разные)

Чем отличаются они друг от друга? (Лучами и цветом)

Какого цвета солнышки? (желтое, красное, оранжевое)

Какие лучи у желтого солнышка? (Длинные).

А у красного? (Короткие).

А у оранжевого? (Волнистые).

Да, солнце бывает разное по цвету и его можно увидеть: и желтым на рисунке, и оранжевым в сказке и красным на платьице.

 Ребята, давайте нашему весеннему солнышку скажем добрые слова. Какое солнце?

(лучистое, доброе, теплое, круглое, горячее, желтое, оранжевое, улыбчивое, радостное)

Вот сколько много добрых слов вы сказали солнышку.

А вам хотелось бы сделать такое весеннее солнышко? (Ответы детей).

Переход к столам. Тогда пойдемте за столы. Присаживайтесь на стульчики. (Установка к работе) Наши глазки внимательно смотрят, Наши ушки внимательно слушают, Наши ножки нам не мешают. Наши ручки нам помогают.

Мы сегодня с вами, будем лепить солнышко, сначала давайте подготовим наши умелые пальчики к работе. Повторяйте вместе со мной.

Пальчиковая гимнастика "Утро".

Утро ясное придет, (Локти стоят на столе, пальцы сжаты в кулак)

Солнце красное взойдет, (Разжать и растопырить пальцы)

Будут пальчики вставать, (Пальцы сжимаются и разжимаются)

Будут пальчики играть. (Разжать пальцы и пошевелить ими) 2 раза.

Молодцы! Показ воспитателя. У вас на столе лежат солнышки, которые вы будете лепить.

Я сегодня буду делать солнышко с волнистыми лучиками. А ты ….какое солнышко будешь делать? А у тебя ……. будут какие лучики? Молодцы! Вы правильно догадались! Положите карточки на стол.

Солнышко будем делать на цветных квадратах. Сначала сделаем солнечный круг. Как будем его делать? (Возьмем кусок пластилина, раскатаем кусок пластилина в шарик, раскатывать будем круговыми движениями, расплющим его и прижмем к фону)

Теперь будем делать лучики. Нужно взять пластилин, раскатать длинную колбаску прямыми движениями ладоней, катаю ладошками «туда – сюда», разделю ее стекой пополам, затем каждую еще пополам и т.д. У моего солнышка волнистые лучики, я изогну колбаску и прижму лучик к солнечному кругу. Мое солнышко готово! А теперь и вы приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей по музыку "Утро".

Выставка детских работ.

В: Несите свои солнышки на стол. Посмотрите, какие замечательные солнышки у вас получились!

Ребята, сегодня мы с вами что лепили? (солнышко)

А из чего лепили? (из пластилина)

Расскажите, как мы лепили солнышко? (сначала слепили шарик, затем его расплющили и получился круг, а потом слепили колбаски для солнышка и прижали к кругу ).

Воспитатель: За то, что вы сегодня замечательно трудились, солнышко приготовило для вас сюрпризы. ( Вот такие солн

Предварительная работа. Беседа о солнце как источнике жизни на земле. Искусствоведческая беседа о солярных (солнечных) знаках в декоративно-прикладном искусстве. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства (керамика, ковроделие, ткачество, вышивка, художественная роспись и резьба по дереву и др. по возможности из коллекций или мини-музея дошкольного учреждения).

Материалы, инструменты, оборудование. Керамические плитки или картонные квадратики размером 10x10, 15x15, 20x20; пластилин, стеки, красивые пуговицы и бусины для глаз; 2-3 произведения декоративно-прикладного искусства с солярными элементами декора, например, писанка (миниатюра на яйце), вятский (дымковский) индюк, семёновская матрёшка, хохломская ложка и пр.

Рекомендуемые пособия, литература.

Плакаты «Весна», «Дымковская игрушка», «Писанки», «Ложки и матрёшки», «Золотая хохлома».*

Таблица с вариантами солярных (солнечных) декоративных элементов.

Содержание занятия.

Воспитатель подходит к окну, смотрит на небо и рассказывает детям русскую народную потешку «Солнышко-вёдрышко»:

Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Воспитатель рассказывает детям о том, что с давних-давних времен люди воспевают солнце в своих песнях и стихах, изображают в танцах (например, хоровод -это знак солнечного круга), изображают на своей одежде, посуде и даже мебели... Показывает детям несколько произведений декоративно-прикладного искусства и поясняет символику декоративных элементов (волнистая линия - дорога или вода, ромб - поле, круг - солнце). Особое внимание обращает на солярные (солнечные) знаки и с помощью таблицы показывает их декоративные варианты (круг, круг с точками, круг с завитками, круг с волнистыми линиями, круг с треугольниками).

Воспитатель сообщает, что на этой неделе дети смогут изобразить солнце самыми разными способами из различных материалов, и предлагает для начала слепить портреты солнышка, которое выглянуло из-за тучек и весело улыбается. Затем педагог раскрывает особенности техники рельефной лепки.

Чудо-солнышко.

- Возьмем пластину-основу, наметим палочкой (карандашом) точку в центре и, если нужно, в уголках - на одинаковом расстоянии. Представим чудо-солнышко во всей своей красе. И начнем лепить. Изображение в лепке нарастает слой за слоем, поэтому лепим как будто с конца (в сюжетных картинах - с заднего плана). Берем кусочек пластилина, раскатываем в шарик, слегка сплющиваем в лепешку (сжимаем в ладошках) и прижимаем к фону в самом центре пластины или чуть выше (ниже) - это солнечный круг (диск). Берем еще один кусочек (если лепим из пластилина, лучше взять другой цвет). Делим этот кусочек на 7-10 частей и превращаем их в лучики. (Воспитатель уточняет представление детей о том, какой формы могут быть декоративные лучики, ещё раз обращает внимание на декоративную таблицу). Красивые лучики прилепим вокруг солнечного круга. Они могут быть одинаковые или разные по размеру и форме, одноцветные или многоцветные.

Мы с вами договорились лепить портреты солнышка. Что нужно обязательно слепить, чтобы получился именно потрет? (Дети вспоминают, что нужно изобразить глаза, нос и рот.) Как показать, что солнышко весело улыбается? (Дети предлагают варианты изображения улыбки пластическими средствами).

По ходу занятия воспитатель предлагает детям показать, как солнышко улыбается и выглядывает из-за туч или облаков.

Солнышко, покажись!

Красное - нарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее,

Сядь на пенек,

Посвети весь денек!

 

Информация для воспитателя.

Рельефная лепка. Поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объёмное лепное изображение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным). Дети дошкольного возраста уже замечают особенности плоскостных и объёмных видов изобразительного искусства. Им нужно помочь увидеть в рельефном изображении сочетание объёма и плоскости. Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру), так как он всегда располагается на какой-либо основе. И в то же время он не совпадает пространственно с основой, выходит за её пределы.

Как можно подготовить пластину-основу для лепных картин?

1). Берем глину или размягченный пластилин, раскатываем скалкой (бутылкой) в пласт толщиной 0,5-1 см и разрезаем на квадраты желаемого размера, например, 10x10; 15x15; 20x20 см. Для удобства вырезаем шаблон (квадрат желаемого размера) из бумаги и пользуемся им как меркой - накладываем на раскатанный слой и вырезаем ножом или стекой (спичкой, зубочисткой).

2). Подбираем какую-нибудь прочную основу в форме квадрата: керамическую плитку, деревянную или пластиковую дощечку, картон. Покрываем тонким слоем глины или пластилина - равномерно размазываем по поверхности, разглаживаем влажной салфеткой.

Как наметить композицию?

Если для лепной картины задуман сложный рисунок, выполняем его сначала в виде черно-белого или цветного эскиза, а потом уже переносим замысел в лепку. Эскиз помогает продумать композицию, уточнить форму элементов, наметить цветосочетание. Эскизов может быть несколько, в них не жалко ошибиться или что-то испортить. Еще удобнее наметить композицию прямо на подготовленной пластине - прорисовать стекой опорные элементы или хотя бы наметить точки будущего узора. На изразцах цветы, букеты, ветки, гирлянды, вазоны чаще всего располагаются в центре. Такие узоры по своему построению называются центрическими. Солнце в центре обычно довольно крупное, но нужно оставить место для лучей.

Если задумана сложная композиция или одним рельефом занимаются несколько детей, желательно определить хотя бы примерную очерёдность работ. Рельефные картины или панно могут быть хорошим подарком или украшением помещения. Но в этом случае нужно продумать, каким образом изделие будет прикрепляться или выставляться.

После занятия. Оформляется выставка портретов весеннего солнышка. Беседа, чтение стихотворений, исполнение песенок о солнце. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих в своём декоре солярные элементы.

Тема: Солнышко - колоколнышко.

Цель: познакомить детей с фольклорным образом солнца.

Задачи:

- Познакомить с образом солнца в фольклоре.

- Формировать умение изготовлять  глиняную пластину и наносить на нее барельеф солнышка, пользоваться стекой.

- Развивать пространственную ориентацию и чувства ритма при оформлении изделия

Оборудование: образцы барельефа, глина, стеки, салфетки, фотографии славянских богов, образцы солярных знаков, оберегов, эскиз солнышка из картона на каждого воспитанника.

Содержание.

1. Беседа о славянских богах - идолах, их защите, обереге.

2. Рассматривание иллюстраций, слайдов, фото, образцов глиняных игрушек.

3. Поэтапный показ изготовления пластины.

4. Проведение игры.

5. Практическая работа: лепка глиняной пластины.

Ход занятия:

1.                     Беседа

Традиция почитания славянских богов на Руси имела глубокие корни и была очень живуча. Славяне верили, что  боги защищают, оберегают их от несчастий, бед, болезней.

Наши предки встречали солнцестояние колядками. Носили на шесте коловрат (восьмиконечную звезду) - солнце, надевали на себя личины тотемных зверей, которые связывались в сознании людей с образами древних богов: медведь - Велес, корова - Макошь, козел - веселая и одновременно злая ипостась Велеса, конь - солнце, лебедь - Лада, утка - Рожаница (прародительница мира), петух - символ времени, восхода и захода солнца, и так далее.

2.                     Рассматривание иллюстраций.

Боги русского язычества: (слайд№1-4)

Род – верховный не персонифицированный бог, родитель всех богов и Мирозданья.

Мать Сыра Земля – богиня, чьё имя запрещено произносить вслух, вне богослужения.

Ярило – бог Солнца, Отец Небесный рода людского и всей Природы Земной.

Велес – бог Природы, Родоначальник животного мира.

Лада – богиня Луны, повелительница любви и семейного счастья.

Злата – богиня Зари, владычица Небесного Царства.

Мара (аналог Сивы) – дух Смерти, берегиня Жизни.

Леля (она же Масленица, и сказочная Снегурочка) - младшая богиня, берегиня Молодости.

Славянские обереги считаются одними из самых действенных. Назначение оберега понятно из его названия. Оберег должен уберечь своего владельца от различных негативных влияний окружающего мира таких как несчастные случаи, болезни, депрессии. В виде оберега могут выступать самые разные предметы: кольца, бусы, браслеты, нашивки на одежде, амулеты

Они выбирались столетиями практики, опыт их применения передавался из поколения в поколение. Даже в наше время, многие люди носят с собой оберег.

Силу свою обереги черпают первоначально от человека, их создающего: когда вы делаете их своим оберегом, вы должны вложить в них частичку свой энергии. Также силу свою они черпают в доверии к ним. При создании оберега думайте о чем-нибудь светлом и возвышенном. Эти обереги обладают наибольшей силой, так как они защищают вашу семью.

Если у вас нет таких предметов, то вы их можете сделать сами. Обереги нельзя делать для себя.  Нельзя другого человека заставлять делать оберег или упрашивать. Оберег делается только по доброй воле и с чистыми помыслами. Когда будете создавать оберег, постоянно думайте о том человеке кому он предназначается.

Ребята, а вы хотите для себя, для своих друзей, близких сделать оберег, чтобы он защищал, уберегал от несчастного случая, болезни.  Сегодня мы слепим из глины оберег «солнышко»

Знак Солнца в оберегах приносил удачу своему хозяину, передавал ему часть солнечной энергии, отпугивал любое зло и неприятности. Особо сильными оберегами считались изготовленные из дерева, глины. Самым уязвимым к влиянию нечистой силы считались открытые участки тела - шея и лицо. Голова, лицо и сердце являются главной сущностью человека. Поэтому на шее и около нее у каждой женщины было множество разнообразных бус, ожерелий играющих роль оберегов.

Символы в оберегах: крест - символ солнца, означает землю, засеянное поле,

- ростки - изображение растительности,

- волнистая линия - изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения

Объяснить, что барельеф выступает на плоской поверхности менее, чем на половину своего объема, а горельеф – более, чем на половину, в контррельефе даже наоборот, углубляется в поверхность.

2. Рассматривание бус, амулетов, различных оберегов. (Слайд №8)

3.  Поэтапный показ изготовления пластины.

 Рельефный способ лепки.

Изображение рельефа - декоративной пластины - выполняют следующим образом. Берут кусок глины, раскатывают ее в шар. Затем на доску кладут этот шар и расплющивают его до нужной толщины - примерно 1 см.

После этого накладывают на пластину трафарет солнышка и стекой обрезают края, влажной тряпкой выравнивают поверхность. Далее делают вторую пластину и на нее  накладывают солнышко из глины, края прочно примазывают стекой к основе. Вырезают края пластины, она может быть квадратной, ромбовидной, круглой. Стекой наносят рисунок согласно эскизу (солярные знаки) на самом солнышке. Палочкой протыкают дырку для веревочки. Для того чтобы пластина, на которой лежит солнышко, была красивая, нарядная ее можно украсить мелкими шариками. Дети катают между ладоней много одинаковых по величине шариков, смачивают пластину шликером, приклеивают, ритмично располагая на пластине.  (Слайд №9-10)

4. Проведение игры – заклички. (Слайд №11)

Чтобы прогнать зиму и позвать весну, люди водили хороводы, кликали весну.

Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)

 Приди, весна, с радостью,

 С радостью, с радостью, (идут в другую сторону)

 С великой милостью:

 Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох)

 С корнем глубоким, (приседают, опускают руки, выдох)

 С хлебами обильными, (взявшись за руки, бегут по кругу).

5. Практическая работа: лепка солнышка – оберега.

6. Подведение итога.

Выставка работ учащихся и их обсуждение.

Обобщение (что нового узнали, чему научились)

7. Уборка рабочего места.

Занятие 2.

Тема: Раскрашивание оберега «Солнышко – колоколнышко»

Цель: продолжать познакомить детей с фольклорным образом солнца.

Задачи: Формировать умение рисовать кистью на прямоугольной и круглой форме: ритмично располагать рисунок по всей поверхности солнышка, используя различные солярные знаки. Развивать восприятие, наглядно- образное мышление. Воспитывать аккуратность    

Оборудование: гуашевые краски, кисти, клей ПВА, веревочки для оберегов.

Содержание:

1. Беседа об орнаменте каргопольских игрушек..

2. Рассматривание иллюстраций, слайдов, фото, образцов орнамента.

3. Игра с цветными бусами.

4.Раскрашивание солнышка.

5. Плетение веревочки для оберега узелками приемом макраме.

Ход занятия:

1. Какие цвета можно выделить на каргопольских игрушках?  Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие. Из чего состоят узоры каргопольских мастеров? Полоски, кольца, дуги, овалы, точки, ростки.  Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков. Как вы думаете, почему эти символы особенно любили северные мастера?  На севере холодно, всегда ждут.

прихода весны, Солнца, тепла. Ждут когда снова можно будет сеять и растить хлеб. А сейчас и мы с вами, ребята, попробуем приблизить весну и Солнце - на время станем народными мастерами и распишем модель каргопольской игрушки. Постарайтесь работать так, чтобы на сердце у вас было тепло и радостно!

2. Рассматривание образцов орнамента каргопольской игрушки.

3. Игра «Продолжи нанизывать бусины на веревочку согласно рисунку»

4. Самостоятельное раскрашивание солнышка.

5.Плетение веревочки для солнышка (Слайд №12-13)

6. Подведение итога.

Выставка работ учащихся и их обсуждение.

Обобщение (что нового узнали, чему научились)

7. Уборка рабочего места.

Древнеславянский обычай, когда девушки дарили свои бусы означал что-то вроде помолвки. Девушка сплетала нитку бус, либо это была просто бусина на нитке и дарила понравившемуся юноше (иногда только с разрешения матери). Дареными бусами молодые люди украшали ремешки, которыми перевязывали свои волосы Соприкасаясь с волосами мужчины, девичья нитка бус хранила его в боях и на охоте.. Обычай, когда девушка дарит любимому мужчине нитку бус или ремешок с бусиной, восходит к стародавней традиции древних ариев, по этой причине наблюдается и в традициях других народов. На оттенки магического значения бус оказывали влияние форма чередовавшихся с бусинами деревянных подвесок и древесина, из которой они изготовлялись.

Сегодня некоторые девушки пользуются подобной магией, плетя специальные фенечки, которые дарят понравившимся молодым людям, либо фенечки для того, чтобы отвадить молодого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с дорожными знаками.

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов....

«Знакомство детей с дорожными знаками»

«Знакомство детей с дорожными знаками»...

Конспект по познавательному развитию«Знакомство детей с дорожными знаками»

Конспект по познавательному развитию                    «Знакомство детей с дорожными знаками»...

Конспект Нод в подготовительной группе по теме: «Знакомство детей с дорожными знаками»

План-конспект  Нод в подготовительной группе  на тему: «Знакомство детей с дорожными знаками»...

Презентация "Знакомство детей с дорожными знаками"

Цель презентации: познакомить детей с дорожными знаками. Дать общую информацию об основах безопасного поведения на дороге....

Знакомство детей с дорожными знаками

Конспект занятия для подготовительной группы "Знакомство детей с дорожными знаками"...

Знакомство детей с дорожными знаками

Конспект занятия для подготовительной группы "Знакомство детей с дорожными знаками"...