Коллегам
методическая разработка по аппликации, лепке

Шульган Светлана Николаевна

Материалы по работе с родителями, рекомендации для педагогов, проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_povedeniya_v_prirode.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                 АЗБУКА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ.

           Лес – это верный наш помощник в борьбе за урожай.  Деревья хранят влагу, поддерживают полноводность наших рек, смягчают климат, останавливают пески, рост оврагов, являются могучими зелёными лабораториями, вырабатывающими кислород. Охрана леса – долг и обязанность каждого человека!

                 Не ломайте ветки деревьев и кустарников! Берегите лес!

- Раны на стволе дерева – двери для проникновения и размножения множества вредителей и болезнетворных микробов.

                                Не повреждайте кору деревьев!

- Срывая для букета самые крупные и красивые цветы, мы уносим с луга самые лучшие семена, а из – за этого может исчезнуть луговая красота.

           Не рвите в лесу , в поле, на лугу большие охапки цветов!

          Для букетов хороши цветы, выращенные своими руками!

- Лекарственные растения – это общее достояние, наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела.

                                    Не рвите бесцельно цветы!  

-  Муравьи – санитары леса. Они разносят семена растений, рыхлят почву, спасают лес от пожара, уничтожают массу вредных насекомых.

                                   Не разрушайте муравейники!

- Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их – браконьерство! Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчёл наш луг – не луг.

             Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчёл!

- Животные в природе – не потерянные и не брошенные, они живут своей жизнью. Никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей.

                  Не ловите животных и птиц, не уносите их домой! 

- Ягоды – источник пищи не только для человека, но и для животных. Сбор ягод в букетики дорого обходится растениям: они долго болеют и даже гибнут.

           Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки!

 - Несъедобными плодами бузины, рябины, крушины, жимолости кормятся птицы.

                Не обрывайте ягоды дикорастущих растений бесцельно!

- Ядовитые растения опасны для человека только тогда, когда он их ест, нюхает, берёт в руки.

         Не трогайте ядовитые растения руками, научитесь различать их!

- Мухоморы и поганки нужны лесу: их грибница питает влагой и азотом корни деревьев, с которыми они растут рядом. Нужны грибы и животным, они ими лечатся.

             Не сбивайте несъедобные грибы, ими лечатся животные!

- Грибы не только украшают лес, они необходимы ему. Кто будет жарить один гриб? Никто. Так зачем же срывать?

                      Не срывайте ради забавы одиночные грибы!

- Если поранить весной ствол берёзы, из него начинает сочиться по каплям прозрачная, чуть сладковатая жидкость – берёзовый сок. Это вредно для дерева. Растение истощается, т. К. лишается своих запасов, необходимых для образования молодых побегов и листвы. Через ранку попадают микробы, которые вызывают различные заболевания дерева. Сама рана долго не заживает.

                                     Не собирайте берёзовый сок!

- Дождевые черви существенно улучшают структуру и увеличивают пористость почвы.

                                Не уничтожайте дождевых червей!

- Много личинок, гусениц, вредителей истребляют пауки.

                     Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков!

- Птицы – враги вредных насекомых. Они уничтожают их в огромных количествах, особенно в период выкармливания своих прожорливых птенцов.

                 Не подходите близко к гнёздам птиц и не разоряйте их!

- Отдыхая в лесу, помните, что вы находитесь в гостях у природы. Всегда ли вы приводите в порядок то место, на котором отдыхали? Брошенная бумага разлагается в течении 2-х лет, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать сотни лет, т.к. нет бактерий, которые могут его разложить.

      Не оставляйте после себя мусор! Никогда не выбрасывайте его в водоём! 

- Большой вред лесу причиняют костры. Непогашенный костёр может стать причиной страшного бедствия – лесного пожара. Если пламя находится поблизости от стволов деревьев, оно сильно их нагревает. Высокая температура вызывает гибель дерева. Огонь отпугивает зверей и птиц.

                  Не разводите в лесу костров, будьте осторожны с огнём! 

- В тех местах, где разведение костров разрешено, новый костёр, как правило, разжигают на старом месте, чтобы причинять наименьший вред лесу. Ведь чтобы восстановить травяной покров полностью нужно 15 – 20 лет.

                   Не устраивайте новых кострищ, пользуйтесь старыми!

- Брошенные осколки банок, бутылок способны, как мины, «сработать даже через 1000 лет. Сколько уже людей получили травмы из-за стёкол. А в солнечную погоду осколки стёкол способны сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

                 Не бросайте банки и бутылки в лесу, уносите их с собой!

- Включенные на полную мощность магнитофоны тревожат зверей и птиц, они покидают свои гнёзда и норы. При этом детки не поспевают за взрослыми, теряются и нередко гибнут. От колебаний воздуха, издаваемых магнитофонами, не могут подняться в воздух шмели, жуки, пчёлы и другие насекомые.

    Не включайте на полную мощность магнитофоны! Не шумите в лесу и в парке!

                               Комнатные растения –

 доступное средство улучшения визуальной среды жилища 

  С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Человек ощущает себя единым целым с природой, к неё он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. При умелом подборе комнатные растения хорошо дополняют интерьер квартиры и создают комфорт, оживляя голые стены. Особенно полезны для глаз красивоцветущие растения – примулы, бегонии, фуксии, азалии и т.д.

  Существенным экологическим условием жилой среды является воздух, которым мы дышим. Состояние воздуха в окружающей среде и жилом помещении влияет на здоровье человека. Смесь газов, которая образует атмосферу, необходима человеку больше, чем что – либо другое. Без пищи он может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, но не может обойтись и нескольких минут без воздуха.

  Воздушная среда в городских помещениях далека от идеальной, помимо пыли, в ней содержатся химические соединения, выделяемые строительными материалами, мебелью; а также присутствуют микроорганизмы, которые при благоприятных условиях, попадая на слизистую верхних дыхательных путей, вызывают ОРЗ и аллергию. В тоже время летучие выделения многих растений обладают фитонцидными свойствами , т.е. способностью подавлять жизнедеятельность микроорганизмов. Это сансевьера, плющ, колеус, алоэ, лавр благородный, кофе и т.д.

  Есть растения, летучие выделения которых оказывают лечебный эффект на организм человека: лимон, жасмин, мирт и т.д.

  Есть растения – фильтры, которые поглощают вредные газы из воздуха: хлорофитум, циссус, фикус и т.д. 

   Кофейное дерево прекрасно озонирует воздух.

   С токсинами хорошо справляются плющ, алоэ, фикусы.

Но следует помнить, что имеются и ядовитые растения, которые представляют опасность для жизни и здоровья ребёнка!

   Это такие как олеандр, молочай, диффенбахия, инжир ит.д.

  Лучше всего подбирать растения неприхотливые, такие как алоэ, толстянка, сансевьера, плющ, каланхоэ, бегонии.

  Для кухни с газовой плитой рекомендуется  хлорофитум ,который за 24 часа убивает 80 % вредных микроорганизмов в помещении.

  Для помещений,  расположенных на 1-ых этажах, рекомендуется выращивать теневыносливые растения: бегонии, аукубу японскую, кофе, плющ, лимон, фикус…

  В спальнях желательно размещать растения успокаивающие: жасмин, герань.

 В комнате лучше поставить растения, которые обладают выраженной антимикробной активностью: бегония, мирт, плющ.

  Для прихожей подойдёт мирт или туя,  которые прекрасно дезинфицируют воздух и убивают даже дифтерийную палочку.

  Работая с компьютером, необходимо регулярно проводить влажную уборку своего рабочего места, а также можно использовать растения или установить невдалеке небольшой аквариум.

  Кактусы не поглощают излучения от компьютера. Однако иголки кактуса могут брать «заряды» электростатического поля, но для этого они должны быть мокрыми, а частый полив и опрыскивание вредны кактусам.

  Возле компьютера можно поставить такие полезные ионизирующие растения, как розмарин, мирт, герань, лавр.

   

  Однако не следует допускать чрезмерного нагромождения растений в квартире. При неправильном уходе появляются вредители и болезни.

  Комнатные растения не только создают хорошую среду, но и наполняют покоем душу. Выращивание не имеет большое воспитательное значение на ребёнка. С этой целью хорошо вместе с ребёнком регулярно проводить наблюдения за своими комнатными растениями, рассматривая разнообразную раскраску и форму листьев, обращая внимание на различное строение стебля растений. Следует с ранних лет учить ребёнка замечать красоту растений и любоваться его цветением, понимать состояние растений, сочувствовать, сопереживать им и помогать.

  Наблюдения за растениями хорошо сочетать с практической деятельностью ребёнка, например рисованием, аппликацией, лепкой.  

               

                        Э К О Л О Г И Я     Д У Ш И.

  Экологическое воспитание и воспитание умения видеть и понимать красоту, немыслимы без чувства восхищения природой. Восхищение этой природой делают человека лучше. Красота положительно влияет на человека, делая его добрее, чище, возвышенней, уверенней. Поэтому мы должны окружать ребёнка красотой. Сколько чудесных ощущений и впечатлений может получить ребёнок от общения с природой! От нас, взрослых, зависит, научится ли ребёнок замечать, понимать и чувствовать красоту природы. Уже с раннего возраста важно, чтобы ребёнок испытывал восторг и восхищение от встречи с природой, а также, чтобы он имел возможность выражать свои впечатления в игре, в слове, в изобразительной деятельности. В результате этого происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных в процессе общения с природой.

  Что необходимо для того, чтобы научить детей воспринимать красоту?

  Для этого важно развивать внимание и наблюдательность. Внимание является основой для накопления восприятия. Наша задача – направлять взгляд ребёнка, произнося привычное «смотри», обращать внимание ребёнка на красочность и привлекательность, необычность объекта или явления. Развивать внимание детей необходимо каждый день, наблюдая на прогулке, как меняется небо, как ведут себя растения и животные и т.д. Планомерное развитие в детях внимания и наблюдательности приводит к развитию чуткости восприятия, что важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости.

  Следует помнить, что встречи с красивым доставляют детям радость, и что эмоциональный подъём и позитивные чувства благотворно влияют на их здоровье. Дети всегда будут  помнить и любить те места, где они испытали эти прекрасные чувства. Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших музеев, выставок и книг, т.е. всего того, что несёт красоту, тем легче будет воспитать детей, тем полноценнее будет их развитие и образование.

  Наше отношение к природе очень эмоционально. Природа волнует и трогает нас, будит самые прекрасные чувства, вселяет душевный покой. Какой восторг мы испытываем неожиданно открывшимся пейзажем.

                           РЕБЁНОК и ПРИРОДА.

  Стоит ли сердиться на ребёнка, который копается в земле?

  Нет, и не надо говорить, что это грязь. Земля – матушка, кормилица наша, её любят и ценят. Пусть и ваш ребёнок попробует её на ощупь. Не ограничивайте ребёнка в его стремлении познавать окружающую природу своими запретами: «Не копайся в грязи! Не трогай эту гадость!»

  Стоит ли мешать  маленькому  ребёнку  ощущать своё родство с огромным природным миром?

  Говоря про землю – грязь, а про червяка – гадость, мы постепенно выстраиваем между ребёнком и природным миром стену отчуждения, непонимания, неприятия. Так давайте же не будем мешать нашим детям познавать природный мир, пока он их интересует, привлекает. Наша с вами задача состоит в том, чтобы предоставить ребёнку как можно больше «природного материала» для «строительства» своего образа мира.

  В каждом возрасте дети по-разному воспринимают те или иные факты, окружающие их.

  Дети до 3-х лет очень восприимчивы к звукам.

  Здесь важно насытить мир ребёнка природными звуками, чаще уводя его в лес, на луг, в поле, где он может слышать пение птиц, стрекотание кузнечиков, жужжание пчёл, кваканье лягушек, шелест листвы деревьев, травы и цветов.

  От 3-х до 6-ти лет дети начинают активно воспринимать окружающее.

  В этом возрасте они хорошо чувствуют цвет, проявляют интерес к форме, линии, любят рисовать. В этот период взрослым надо показывать детям различные пейзажи, учить их наблюдать, неторопливо разглядывать, находя сходства и отличия. С этой целью хорошо проводить наблюдение за каким – то определённым объектом в разное время года. Рассматривать окружающее и замечать интересное в природе очень полезно для дальнейшего развития ребёнка.

  Дети к 6-ти годам готовы воспринимать окружающее не только на уровне чувств, но и анализировать, узнавать, что от чего и почему происходит.

Давайте мы с Вами задумаемся, часто ли нам удаётся не прсто смотреть, а всматриваться, не просто слушать, а вслушиваться?

 

                                 ПРИРОДА и ТВОРЧЕСТВО.

  Уже в раннем детстве природа оказывает на нас огромное эстетическое воздействие. Постигая красоту, ребёнок незаметно для себя приобретает опыт нравственных переживаний. Прекрасное в природе родного края  означает для человека любимое. Любимое мною – значит родное. А любимое, дорогое необходимо защищать и охранять. Эстетические чувства неотделимы от нравственных чувств. Природа оказывает большое влияние на гармоничное развитие личности.

  Необходимо помнить, что потенциалом художественного развития обладает каждый ребёнок, наша задача этот потенциал раскрыть.

  Ребёнок как можно больше должен бывать на свежем воздухе, на природе. Ему надо показывать различные проявления красоты в мире природы: великолепие облаков, неповторимость цветения роз, причудливость трав…  При этом мы должны помнить, что в природе красиво абсолютно всё живое, которое имеет право на существование.

  В процессе наблюдений и бесед важно подвести детей к пониманию того, что красота – это то,   от чего человек получает удовольствие.

Ребёнок воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение тем или иным объектам и явлениям. При этом он всё увиденное старается рассмотреть, потрогать, обследовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения ко всему живому, стремление беречь и охранять, ухаживать за ним.

  На прогулках важно сформировать у каждого ребёнка нежное, тёплое, любовное отношение к объектам природы, научить чувствовать её красоту, развивая при этом творческие способности.

  На проявление и развитие творческих способностей дошкольника влияют три основных фактора:

  • Непосредственное наблюдение за живой природой, с последующими беседами о ней.
  • Просмотр картин, репродукций и иллюстраций о природе.
  • Знакомство с поэзией о природе.

  Наша задача пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость. Но эстетические чувства и переживания ребёнка нуждаются в воспитании и упражнении. Детям дошкольного возраста трудно самостоятельно постигать эстетические и нравственные ценности. Здесь велика роль взрослого, который должен не только научить ребёнка воспринимать красивое, видеть, чувствовать и понимать его, но должен воспитать желание действовать, отвечать на прекрасное своим участием в создании прекрасного.  И тогда любовь к красоте поселится в сердце ребёнка, которое станет добрее, а глаза – зорче!

КВН по теме: «В мире комнатных растений».

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о комнатных растениях и приёмах ухода за ними.

 Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений.

Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.

Развивать мыслительную деятельность, память, речь.

Воспитывать умение работать сообща, оказывать помощь друг другу.

 Дети под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» входят в зал.                                        Их встречает Фея цветов (воспитатель).

Фея: Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на цветочный КВН. Сегодня встречаются 2 команды: «Фиалки» и «Кактусята». А судить игру будет жюри: заведующая ДОУ – Ткачёва Инна Васильевна, зам. заведующей ДОУ – Булатова С.В., педагог – валеолог – Середенко И.М.

    - А теперь представления команд! Команда «Фиалки» 

Девиз:  Мы – фиалки скромные, но смелые, упорные!

Команда «Кактусята»

Девиз: Мы – кактусята, дружные ребята. К победе верно мы идём, с дороги этой не свернём!

                                             ПЕРВЫЙ КОНКУРС: «РАЗМИНКА».

  • Назовите лучшее время года для пересадки растений. (весна).
  • Какой водой нужно поливать комнатные растения? (тёплой, отстоянной, дождевой)
  •  Назовите растения, которые можно размножать листочками. (фиалки).
  • Назовите растения, которые можно размножать частью листа. (сансевьера, бегония и т.д.).
  • Когда комнатные растения не нуждаются в подкормке? (зимой).
  • Почему бальзамин называют Ванькой – встанькой? (в любом положении горшка это растение будет расти только вверх).
  • В каком уходе, кроме полива, нуждаются комнатные растения? (в уборке сухих листьев, засохших цветов, рыхлении, опрыскивании, мытье и очистки от пыли, в подкормке).

Подведение итогов 1-го конкурса.

                       ВТОРОЙ КОНКУРС: «СОБЕРИ ЦВЕТОК». 

На полу раскладываются части от разных цветов. «Фиалки» должны собрать кактус, а «Кактусята» - фиалку.

Подведение итогов 2-го конкурса.

                    ТРЕТИЙ КОНКУРС: «ЗАГАДКИ О ЦВЕТАХ». 

  • Лист горбочком, с желобочком, шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас в любой день и час!    (алоэ).

  • На моём окошке поселился ёжик.

      Всё глядит в окошко, а ходить не может.

      Где же его лапки, где у него рожица?

      Может он без шапки от мороза ёжится? (кактус).

  • Плоский, длинный, а не брус. Полосат, а не арбуз? (сансевьера).
  • Стоит мокрый Ванёк, а в кудрях – огонёк?(бальзамин).
  • Он зелёный , а не лук; носит платье, а не пастух.

Он цепко висит, а не крюк; на стену влез, а не паук? (плющ).

           Подведение итогов 3-го конкурса.

                    ЧЕТВЁРТЫЙ КОНКУРС: « КОНКУРС КАПИТАНОВ». 

Фея вызывает капитанов, которые с закрытыми глазами должны нарисовать на доске цветок – символ соперника. (кактус, фиалку).

          Подведение итогов 4-го конкурса.

              МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА: песня: «Кактус толстокожий».

1-ый куплет: Ты на ёжика похож с колкими иголками.

                          Где живёшь ты кактус – ёж? Может быть под ёлками?

Припев: Где бескрайний океан и невидно берега,

                 Там и родина твоя – Южная Америка.

2-ой куплет: Нет листочков и ветвей. Кактус толстокожий.

                         На каштановый орех ты чуть – чуть похожий.

Припев:

3-ий куплет: Ты на празднике цветов гость необычайный,

                          Только нас колючками не задень случайно!

Припев:

Стук в дверь, заходит Боляка (взрослый). Голова перевязана косынкой, держится за щёку одной рукой, на другой отставил больной палец, хромает, чихает.

Боляка: Ой, ребята, помогите, поскорей меня спасите!

                Я почти что инвалид – у меня ведь всё болит.

Фея: Ой, ребята, жалко Боляку? (да!).

          Сможем ему помочь? (да!).

Боляка: Неужели правда поможете? (да!).

Фея: (детям) Давайте позовём медсестру, она сделает укол и всё пройдёт.

Боляка: (испуганно) Ой, уколов я боюсь!

Фея: Ну тогда вот тебе порошки и таблетки.

Боляка: (плачет) Они горькие.

Фея: Ну хорошо, тогда попробуем без лекарств.

Боляка: Это как?

Фея: Сейчас тебе ребята расскажут.

1-ый ребёнок: Вот растение алоэ, его ещё называют домашним доктором; возьми листик, выдави из него сок и закапай в нос – насморк сразу пройдёт и чихать перестанешь.

2-ой ребёнок: У тебя, Боляка палец болит; раздели лист алоэ на две половинки, приложи мякотью к пальцу и привяжи.

3-ий ребёнок: А чтобы не болела голова, понюхай красную герань.

4-ый ребёнок: Боляка, ты держишься за щёку; что зуб болит? (нет, десна распухла).

А ведь это тоже не беда, тебе поможет каланхоэ; оторви листочек и пожуй его – да не бойся – он кисленький, приятный, а десна перестанет болеть.

Боляка: Вот спасибо вам, дети. Я и не знал, что среди комнатных растений есть и лекарственные. Мне и правда стало легче. До свидания!

                             ПЯТЫЙ КОНКУРС: «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ».

Команды должны были придумать сказку на тему «Если бы я был комнатным растением».

            Подведение итогов 5-го конкурса.

Фея: У нас звучит чудесная музыка. Давайте станцуем «Вальс цветов». А жюри пока подведёт общие итоги.

            Подведение итогов КВН и вручение призов. 

 

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коллегам посвящается!

Воспитатель - что это за слово, почему так названо оно?На слух кажется такое простое,  но сколько смысла вложено в него!Для начала Воспитатель - это, прежде всего, просто человек,Любовь к д...

Анкета «Учитель-логопед глазами коллег»

Анкета «Учитель-логопед глазами коллег» МДОУ «Детский сад № ________»   Учитель – логопед: ________________________     № п/п Критерии оценки Количество от...

Анкета для педагога "Зеркало для коллеги"

Анкету можно исползовать для самоанализа и анализа, при аттестации. В ней отражены резличные группы качеств (деловые, личностные...)...

Для коллег..............

В помощь воспитателям..................

Коллегам

Управление в современном ДОУ...

Презентация-поздравление для коллег к дню бухгалтера 21 ноября

В презентации красочно оформлены добрые слова для наших коллег , в день их профессионального праздника. С Бухгалтерией нужно дружить!!!...

Эссе на тему "Послание моим будущим коллегам"

                                                    ...