"Развитие мелкой моторики у детей с использованием нетрадиционных материалов в аппликации"
статья по аппликации, лепке

Печёрина  Светлана Михайловна

Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов - это "кладовая" для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс  изготовления поделок положительно сказывается на развитии эстетических чувств, навыков, умений,  развивает мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Улан-Удэ «Детский сад № 112 «Сибирячок» комбинированного вида»

                                                                                                                       

«Развитие мелкой моторики у детей с использованием

нетрадиционных материалов в аппликации»                                                                              

                           Печёрина Светлана Михайловна, МБДОУ № 112 «Сибирячок», воспитатель.

«Развитие мелкой моторики у детей с использованием

нетрадиционных материалов в аппликации»

Развитие мелкой моторики рук имеет важное значение в процессе развития ребенка. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, речь, а также словарный запас. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развитие мелкой моторики рук также имеет огромное значение для развития творчества детей.  Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по продуктивной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. В своей работе я уделяю большое внимание аппликации, как одному из методов развития мелкой моторики рук. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. В процессе совместной деятельности с детьми, я использую нетрадиционные материалы в аппликации. Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных   материалов - это «кладовая» для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, пополняет навыки и умения, необходимые детям, но и развивает мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. К тому же аппликация с использованием нетрадиционных техник нисколько не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы. В своей работе я использую такие виды аппликации из нетрадиционных материалов как: обрывная аппликация.

Обрывная аппликация - это вид аппликации, элементы которой не вырезаются из бумаги ножницами, а отрываются из бумаги. В качестве фона нужно взять более плотную бумагу, а лучше - картон. Техника эта довольно сложная, но в тоже время и увлекательная.  Этот способ хорош для передачи фактуры образа. Например, пушистое облачко на небе или цыплёнок на лужайке, кудрявая овечка в поле или осенняя крона дерева. Обрывная аппликация помогает развитию мелкой моторики, внимания, аккуратности, творческого мышления и терпения.  

  Аппликация из крупы. Крупа и семена - прекрасный материал для поделок.

 Ее легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной. Крупа - доступный, красивый и безопасный материал для детского творчества.  Пригодятся для работы гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки и т.д.  Аппликации из круп хороши и тем, что для их создания не требуются ни особые материалы или инструменты, ни специальные условия или навыки. А в процессе пересыпания крупы хорошо развивается мелкая моторика, благодаря чему речь малыша развивается гораздо быстрее.  

 Аппликация из ниток. Техника аппликации из нитей очень интересная, увлекательная, доступная людям разного возраста. Техника рисования нитками называется ниткографией. Рисовать нитками так же, как и рисовать фломастером, только линию нужно приклеивать к основе. Нитки - прекрасный материал для аппликаций. С ними можно придумать много всего интересного.  При выполнении таких аппликаций ребенку прививается не только чувство прекрасного, но и усидчивость, внимательность, а также желание творить и радовать окружающих.

  Аппликация из ладошек. Дети с удовольствием обрисовывают свои ручки, ножки и создают аппликации своими руками. Им интересно делать аппликацию при помощи своей ладошки. Используя технику обрисовывания ладошек, можно сделать разные аппликации. Нет предела фантазии - будет это ёжик, рак или огромный цветок. Всё зависит от настроения и полёта ваших мыслей.

  Аппликация из листьев. Изготовление поделок из природного материала - увлекательное занятие. Оно развивает интерес и любовь к природе, бережное к ней отношение, художественный вкус, творческое воображение и конструктивные способности, изобретательность, трудолюбие, усидчивость и терпение. Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, развивается мелкая моторика, координация движений.  Засушенные листья - замечательный материал для художественного комбинирования. Различные формы листьев сами подскажут нам, что из них можно сотворить.  

  Аппликация из салфеток. Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Аппликация из салфеток может быть предметной, сюжетной и декоративной.  Этот вид творчества способствует развитию у детей мелкой моторики рук, тактильного восприятия, фантазии, внимания, эстетического вкуса.    

  Аппликация из ваты и ватных дисков. Аппликация из ваты и ватных дисков - прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации - снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно подкрасить акварелью, либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.  

  Айрис-фолдинг. Айрис-фолдинг появился в Голландии. Эту технику называют также «радужным складыванием».  Её принцип заключается в следующем: необходимый фрагмент рисунка вырезается по контуру. С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответствии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной вами схемой. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.  

Выбор материала почти неограничен. В этой работе можно использовать старые журналы, упаковочную бумагу, осенние листья, цветную бумагу, ткань, ленты и другие материалы.   В процессе выполнения композиции в технике айрис-фолдинг, происходит самовыражение детей без слов, развитие моторики рук, мастерства. А также работа в технике «радужное складывание» развивает внимание, воображение, пространственное мышление, самостоятельность, воспитывает аккуратность и точность. Все вышеперечисленные техники способствуют развитию мелкой моторики, координации движений у детей и в целом речевому развитию.  Помимо развития мелкой моторики, дети, постоянно занимающиеся аппликацией, развивают следующие навыки: аккуратность, настойчивость, сосредоточенность, выдержку, самостоятельность. Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы они планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт. Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие



Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Улан-Удэ «Детский сад № 112 «Сибирячок» комбинированного вида»

                           

Доклад

Формирование ценностных ориентаций на                     здоровый образ жизни дошкольника

                              в логопедической группе №6 «Колокольчики»

                                          коррекционной направленности

                                                                                    Печёрина С.М., воспитатель

Формирование ценностных ориентаций на                     здоровый образ жизни дошкольника

    Известно, что в дошкольном возрасте формируется фундамент физического и психического здоровья детей. Именно в период до 7 лет идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.  

      Полноценное физическое развитие дошкольников напрямую зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения.

     Как известно, здоровый образ жизни является одним из важнейших условий сохранения здоровья детей в современной системе дошкольного образования. В нашем детском саду для этого складываются исключительно благоприятные условия. Проводится большая работа по валеологическому воспитанию и образованию детей. Подбираются эффективные методы и приёмы, позволяющие в доступной интересной форме преподнести знания о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна, и таким образом приобщаем детей к здоровому образу жизни. Особое внимание уделяем системе обучения дошкольников гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка.

      В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно, благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематических, дидактических, подвижных, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, игр-имитаций.  Для детей 5-7 лет помимо сюжетных и театрализованных игр проводим реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умений самостоятельно выбирать способы решения проблемно-творческих заданий, проявлять творческие фантазии. В сюжетно-ролевых играх («Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Птицефабрика», «Контактный зоопарк» и др.) формируем у дошкольников поведение, способствующее здоровому образу жизни  на основе представлений о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий (проветривания помещения и влажной уборки, стирки спецодежды, уборочного инвентаря,  постельного белья,  освещения помещения, ограничения времени просмотра телевизионных передач  и  игр за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур). Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.

      Для снятия утомляемости во время занятий регулярно проводим физкультурные минутки, гимнастику для глаз, артикуляционную гимнастику. Для улучшения работы органов и систем организма, защиты его от простудных заболеваний с детьми проводится самомассаж в игровой форме, массаж колечками и шариками Су-Джок, методы релаксации (проект «Мир гармонии»).

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Часто для понятия «мелкая моторика» используется термин «ловкость». Дети, имеющие различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. У них наблюдается плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх-низ», «лево-право», смешение сходных по начертанию букв, зеркальное написание элементов и букв.  Причиной этих трудностей у детей с речевой патологией является не сформированность зрительно-пространственного восприятия (анализа, синтеза, внимания), зрительно-моторной координации движений, слабо развитая мелкая моторика пальцев рук. Коррекционно-педагогическую работу по профилактике оптической дисграфии у детей начали проводить в старшей группе с выкладывания Лего-элементов на плоскости, на логопедических занятиях и математике выполняли графические диктанты. Работу с использованием Лего-конструктора дополняли загадками, чистоговорками, скороговорками и пальчиковой гимнастикой. Задания подбирали по принципу «от простого к сложному». Приобретенные умения дети использовали при реализации проекта «Насекомые и их знакомые».

     Выполняя пальчиковые упражнения и игры, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики руки, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что особенно важно для наших воспитанников. Для развития мелкой моторики рук используем бусины, пуговицы, металлический и бумажный конструкторы, нитки, шнуровку, различный природный материал, вязание крючком, вышивание  атласными лентами по основе, плетение резинками, бисероплетение,  игры с прищепками, «Пазлы»,  «Лабиринты»,  «Рыбалка»,  «Собери бусы».

      Используя различные изобразительные материалы, новые технические приёмы, требующие точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти и карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография», «монотипия», лепку из солёного теста, кинетического песка.

     Одно из самых важных условий воспитания здоровых детей – правильный гигиенический режим, чередование нормального сна и бодрствования, приемов пищи и оздоровительных мероприятий.  Важно, чтобы дети не только с удовольствием выполняли необходимые действия по закаливанию организма, но и понимали смысл этих процедур, задумывались, для чего все это нужно.

      День дошкольника поделён пополам дневным сном, и пробуждение становится переходным моментом, от которого весь оставшийся день будет зависеть настроение ребёнка. Ежедневно с детьми проводим утреннюю гимнастику и оздоровительную гимнастику после дневного сна. Небольшая по продолжительности, почти незаметная для самих детей, она помогает им плавно перейти от сна к бодрствованию, встретиться с веселыми движениями, принять воздушные ванны, и наполниться бодростью и силой.                                                                                                                          В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:

  • упражнения в кровати с элементами самомассажа;
  • игровая гимнастика;  
  • гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
  • ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.

       Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна. Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину. 

  Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:

  • потягивание;
  • дыхательные упражнения;
  • махи руками;
  • поглаживание биологически активных зон;
  • прыжки;
  • приседания;
  • несложные элементы йоги;
  • пальчиковую гимнастику;
  • гимнастику для глаз;
  • визуально-акустические упражнения.

       Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться. Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия. Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.

      Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.

      В старшей группе время проведения гимнастики можно увеличить. В комплекс упражнений рекомендуется включать занятия с тренажёрами и/или спортивными предметами. Ребятам пяти лет хочется хорошенько подвигаться, размяться. Дневной сон к этому времени становится для многих из них процедурой скучной и необязательной, ребята буквально заставляют себя пролежать положенное время в кровати. Таким образом, чем больше движений будет предложено на гимнастике, тем больше восторга это вызовет. Можно поэкспериментировать и предложить детям игры со скакалкой, лентами, кеглями, обручем, резинкой.

      Особенно разнообразной и продуманной должна быть гимнастика после сна в подготовительной группе. Перед нами уже почти взрослые люди, сформировавшиеся личности. Их не так просто увлечь созданием театрализованного действия, зато подойдут игровые комплексы, рассчитанные на взаимодействие в команде. Как правило, подготовительная группа – это уже настоящий коллектив, в котором дети привыкли друг к другу, готовы обмениваться опытом, помогать друг другу. Гимнастические упражнения мы совмещаем с «зарядкой для ума», играми на сообразительность, скорость реакции, концентрацию внимания будущих школьников.

      В работе также используем дыхательную гимнастику. Проводим дыхательные игры: «Буря в стакане», «Снег идёт», «Свистульки», «Воздушный футбол», «Ветерок», «Пробковые бега» и другие.  Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, вызывают продолжительный равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот, способствуют развитию воображения и фантазии, сопротивляемости организма к простудным и другим заболеваниям, выносливости при физических нагрузках. (Рекомендации по планированию ЗОЖ).

      Одна из важнейших задач физического воспитания и оздоровления – формирование правильной осанки. Основным средством профилактики нарушения осанки служат физические упражнения. В каждый комплекс утренней гимнастики, в каждое занятие обязательно включаем упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса, на формирование правильной осанки. Постоянно следим за правильным положением тела ребёнка во всех режимных процессах. Большое внимание уделяем профилактике плоскостопия. Детям очень нравятся упражнения для укрепления мышц голени и стопы, и они их с удовольствием выполняют.

     Самым благоприятным режимным отрезком времени в детском саду для реализации потребности детей в движении является прогулка. Оздоровительно-воспитательное значение прогулки возрастает, если она предусматривает рациональное содержание двигательной активности детей, основанное на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. На прогулке детям предоставляются большие возможности для развития моторики и удовлетворения их потребности в двигательной активности.

      Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Они наполняют детскую жизнь яркими красками, развивают сообразительность, смекалку, воображение и творчество, воспитывают у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём, приобретает знания по укреплению и сохранению здоровья, в нетрадиционной форме приобретает и обогащает опыт.

Важным условием полноценного физического развития ребёнка дошкольного возраста является формирование соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. С учетом ФГОС в группе определено пространство для активной двигательной деятельности воспитанников. Это стимулирует интерес к физическим упражнениям, позволяет совершенствовать двигательные умения и навыки, способствует естественному, непринуждённому протеканию самостоятельной двигательной деятельности. Любая двигательная активность только тогда приобретает характер внутренней жизненно необходимой потребности, когда она становится сознательной и произвольной. Нами   было изготовлено нестандартное оборудование: различные профилактические дорожки, «Солнышко», «Шаробол», «Актив-стоп», «Рыбалка», «Кегельбан», «Напольные шашки», «Гусеница», «Воздушный футбол», «Настольный слалом», «Наездники» и др.  Правильный подбор оборудования и рациональное его использование способствуют развитию двигательной сферы дошкольников, укреплению их здоровья и полноценному психофизическому развитию. В процессе двигательной активности дети познают себя, своё тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственной среде. По мере формирования двигательных навыков и умений у них проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям, они начинают применять усвоенные навыки и умения в самостоятельной двигательной деятельности.

      В нашем дошкольном учреждении создана система психологической поддержки детей, испытывающих трудности в социальной адаптации. Педагог-психолог, занимаясь коррекцией психического здоровья наших воспитанников, формирует у детей представление о различных состояниях и чувствах человека, о потребности человека в общении, психологическом комфорте. Здесь мы используем игры «Домик настроения», «Азбука общения», плакаты, викторины, этюды и др. Для родителей организовали тренинги, на которых психолог познакомила с доступными методами релаксации.

     В работе по оздоровлению детей большое значение придается питанию. Разумно организованное питание в детском саду – выполнение принципов рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи, позволяет сформировать правильное пищевое поведение и вкусовые привычки.   Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не будут иметь ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей наших воспитанников. Работа по воспитанию у детей здорового образа жизни осуществляется в тесном контакте с семьёй.  С родителями проводятся: беседы о важности здорового образа жизни, консультации, совместные спортивные праздники, квесты на природе, экскурсии, анкетирование, круглый стол, клубный час в рамках проекта «Семейный клуб», тренинги, практикумы (методы су-джок-    

терапии; «Мой весёлый звонкий мяч»), обучающие семинары, мастер-классы, журнал здоровья, выпуск газеты «Колокольчик», буклетов, памяток; совместный выпуск плакатов, книжек-малышек и др.   Обязательно учитываем точку зрения родителей и вместе находим решение спорных вопросов.

       С помощью родителей были созданы презентации, лэпбуки, плакаты («Полезные и вредные продукты», «Продукты питания», «Бабушкины рецепты»). Организованы выставки блюд бурятской кухни, «Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели», проведены мастер-классы «Оформление праздничного стола», «Праздничная корзинка (овощная)», «Бутерброд-здоровячок», салат «фруктовый микс» и др.

      В результате проводимых мероприятий значительно улучшилось состояние здоровья воспитанников и их физическая подготовка. Наша группа  является постоянным участником, призером или победителем  соревнований и спортивных праздников:  «Строевой песни»,  плаванию, «Весёлые старты»,   «Соревнуясь рядом  с папой, я готовлюсь стать солдатом!», «Космические старты», «Папа, мама, я - спортивная семья», Спартакиады, посвященной Дню здоровья,  легкоатлетической эстафеты, посвященной Дню Победы, Дню города; районных и городских соревнований «Зарничка», «Юные спасатели», «Малые летние семейные Олимпийские игры», в турнире по мини-футболу среди детских садов города. Повысилась активность всех участников физкультурно-образовательного процесса, расширилась развивающая предметно – пространственная среда в группе и на участке детского сада, воспитанники занимаются в кружках и в спортивных школах: художественной гимнастики, плавания, футбола, тенниса, студиях танца, Ушу, баскетбола.

     Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать задачи развития физически подготовленной, социально-активной, творческой личности. А интерес детей к спортивным событиям и участие в них родителей убеждают в эффективном выборе нами  разнообразных форм  взаимодействия с семьями воспитанников.

Список использованной литературы

  1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2009 г.
  2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2017 г.
  3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка. М.: «Просвещение», 2006 г.
  4. Карпова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград.: Учитель, 2010 г.
  5. Журнал «Здоровье дошкольника» № 4-2014 г.


Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Улан-Удэ «Детский сад № 112 «Сибирячок» комбинированного вида»

                           

Доклад

Формирование ценностных ориентаций на                     здоровый образ жизни дошкольника

                              в логопедической группе №6 «Колокольчики»

                                          коррекционной направленности

                                                                                    Печёрина С.М., воспитатель

Формирование ценностных ориентаций на                     здоровый образ жизни дошкольника

    Известно, что в дошкольном возрасте формируется фундамент физического и психического здоровья детей. Именно в период до 7 лет идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.  

      Полноценное физическое развитие дошкольников напрямую зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения.

     Как известно, здоровый образ жизни является одним из важнейших условий сохранения здоровья детей в современной системе дошкольного образования. В нашем детском саду для этого складываются исключительно благоприятные условия. Проводится большая работа по валеологическому воспитанию и образованию детей. Подбираются эффективные методы и приёмы, позволяющие в доступной интересной форме преподнести знания о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна, и таким образом приобщаем детей к здоровому образу жизни. Особое внимание уделяем системе обучения дошкольников гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка.

      В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно, благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематических, дидактических, подвижных, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, игр-имитаций.  Для детей 5-7 лет помимо сюжетных и театрализованных игр проводим реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умений самостоятельно выбирать способы решения проблемно-творческих заданий, проявлять творческие фантазии. В сюжетно-ролевых играх («Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Птицефабрика», «Контактный зоопарк» и др.) формируем у дошкольников поведение, способствующее здоровому образу жизни  на основе представлений о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий (проветривания помещения и влажной уборки, стирки спецодежды, уборочного инвентаря,  постельного белья,  освещения помещения, ограничения времени просмотра телевизионных передач  и  игр за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур). Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.

      Для снятия утомляемости во время занятий регулярно проводим физкультурные минутки, гимнастику для глаз, артикуляционную гимнастику. Для улучшения работы органов и систем организма, защиты его от простудных заболеваний с детьми проводится самомассаж в игровой форме, массаж колечками и шариками Су-Джок, методы релаксации (проект «Мир гармонии»).

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Часто для понятия «мелкая моторика» используется термин «ловкость». Дети, имеющие различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. У них наблюдается плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх-низ», «лево-право», смешение сходных по начертанию букв, зеркальное написание элементов и букв.  Причиной этих трудностей у детей с речевой патологией является не сформированность зрительно-пространственного восприятия (анализа, синтеза, внимания), зрительно-моторной координации движений, слабо развитая мелкая моторика пальцев рук. Коррекционно-педагогическую работу по профилактике оптической дисграфии у детей начали проводить в старшей группе с выкладывания Лего-элементов на плоскости, на логопедических занятиях и математике выполняли графические диктанты. Работу с использованием Лего-конструктора дополняли загадками, чистоговорками, скороговорками и пальчиковой гимнастикой. Задания подбирали по принципу «от простого к сложному». Приобретенные умения дети использовали при реализации проекта «Насекомые и их знакомые».

     Выполняя пальчиковые упражнения и игры, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики руки, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что особенно важно для наших воспитанников. Для развития мелкой моторики рук используем бусины, пуговицы, металлический и бумажный конструкторы, нитки, шнуровку, различный природный материал, вязание крючком, вышивание  атласными лентами по основе, плетение резинками, бисероплетение,  игры с прищепками, «Пазлы»,  «Лабиринты»,  «Рыбалка»,  «Собери бусы».

      Используя различные изобразительные материалы, новые технические приёмы, требующие точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти и карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография», «монотипия», лепку из солёного теста, кинетического песка.

     Одно из самых важных условий воспитания здоровых детей – правильный гигиенический режим, чередование нормального сна и бодрствования, приемов пищи и оздоровительных мероприятий.  Важно, чтобы дети не только с удовольствием выполняли необходимые действия по закаливанию организма, но и понимали смысл этих процедур, задумывались, для чего все это нужно.

      День дошкольника поделён пополам дневным сном, и пробуждение становится переходным моментом, от которого весь оставшийся день будет зависеть настроение ребёнка. Ежедневно с детьми проводим утреннюю гимнастику и оздоровительную гимнастику после дневного сна. Небольшая по продолжительности, почти незаметная для самих детей, она помогает им плавно перейти от сна к бодрствованию, встретиться с веселыми движениями, принять воздушные ванны, и наполниться бодростью и силой.                                                                                                                          В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:

  • упражнения в кровати с элементами самомассажа;
  • игровая гимнастика;  
  • гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
  • ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.

       Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна. Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину. 

  Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:

  • потягивание;
  • дыхательные упражнения;
  • махи руками;
  • поглаживание биологически активных зон;
  • прыжки;
  • приседания;
  • несложные элементы йоги;
  • пальчиковую гимнастику;
  • гимнастику для глаз;
  • визуально-акустические упражнения.

       Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться. Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия. Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.

      Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.

      В старшей группе время проведения гимнастики можно увеличить. В комплекс упражнений рекомендуется включать занятия с тренажёрами и/или спортивными предметами. Ребятам пяти лет хочется хорошенько подвигаться, размяться. Дневной сон к этому времени становится для многих из них процедурой скучной и необязательной, ребята буквально заставляют себя пролежать положенное время в кровати. Таким образом, чем больше движений будет предложено на гимнастике, тем больше восторга это вызовет. Можно поэкспериментировать и предложить детям игры со скакалкой, лентами, кеглями, обручем, резинкой.

      Особенно разнообразной и продуманной должна быть гимнастика после сна в подготовительной группе. Перед нами уже почти взрослые люди, сформировавшиеся личности. Их не так просто увлечь созданием театрализованного действия, зато подойдут игровые комплексы, рассчитанные на взаимодействие в команде. Как правило, подготовительная группа – это уже настоящий коллектив, в котором дети привыкли друг к другу, готовы обмениваться опытом, помогать друг другу. Гимнастические упражнения мы совмещаем с «зарядкой для ума», играми на сообразительность, скорость реакции, концентрацию внимания будущих школьников.

      В работе также используем дыхательную гимнастику. Проводим дыхательные игры: «Буря в стакане», «Снег идёт», «Свистульки», «Воздушный футбол», «Ветерок», «Пробковые бега» и другие.  Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, вызывают продолжительный равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот, способствуют развитию воображения и фантазии, сопротивляемости организма к простудным и другим заболеваниям, выносливости при физических нагрузках. (Рекомендации по планированию ЗОЖ).

      Одна из важнейших задач физического воспитания и оздоровления – формирование правильной осанки. Основным средством профилактики нарушения осанки служат физические упражнения. В каждый комплекс утренней гимнастики, в каждое занятие обязательно включаем упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса, на формирование правильной осанки. Постоянно следим за правильным положением тела ребёнка во всех режимных процессах. Большое внимание уделяем профилактике плоскостопия. Детям очень нравятся упражнения для укрепления мышц голени и стопы, и они их с удовольствием выполняют.

     Самым благоприятным режимным отрезком времени в детском саду для реализации потребности детей в движении является прогулка. Оздоровительно-воспитательное значение прогулки возрастает, если она предусматривает рациональное содержание двигательной активности детей, основанное на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. На прогулке детям предоставляются большие возможности для развития моторики и удовлетворения их потребности в двигательной активности.

      Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Они наполняют детскую жизнь яркими красками, развивают сообразительность, смекалку, воображение и творчество, воспитывают у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём, приобретает знания по укреплению и сохранению здоровья, в нетрадиционной форме приобретает и обогащает опыт.

Важным условием полноценного физического развития ребёнка дошкольного возраста является формирование соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. С учетом ФГОС в группе определено пространство для активной двигательной деятельности воспитанников. Это стимулирует интерес к физическим упражнениям, позволяет совершенствовать двигательные умения и навыки, способствует естественному, непринуждённому протеканию самостоятельной двигательной деятельности. Любая двигательная активность только тогда приобретает характер внутренней жизненно необходимой потребности, когда она становится сознательной и произвольной. Нами   было изготовлено нестандартное оборудование: различные профилактические дорожки, «Солнышко», «Шаробол», «Актив-стоп», «Рыбалка», «Кегельбан», «Напольные шашки», «Гусеница», «Воздушный футбол», «Настольный слалом», «Наездники» и др.  Правильный подбор оборудования и рациональное его использование способствуют развитию двигательной сферы дошкольников, укреплению их здоровья и полноценному психофизическому развитию. В процессе двигательной активности дети познают себя, своё тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственной среде. По мере формирования двигательных навыков и умений у них проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям, они начинают применять усвоенные навыки и умения в самостоятельной двигательной деятельности.

      В нашем дошкольном учреждении создана система психологической поддержки детей, испытывающих трудности в социальной адаптации. Педагог-психолог, занимаясь коррекцией психического здоровья наших воспитанников, формирует у детей представление о различных состояниях и чувствах человека, о потребности человека в общении, психологическом комфорте. Здесь мы используем игры «Домик настроения», «Азбука общения», плакаты, викторины, этюды и др. Для родителей организовали тренинги, на которых психолог познакомила с доступными методами релаксации.

     В работе по оздоровлению детей большое значение придается питанию. Разумно организованное питание в детском саду – выполнение принципов рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи, позволяет сформировать правильное пищевое поведение и вкусовые привычки.   Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не будут иметь ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей наших воспитанников. Работа по воспитанию у детей здорового образа жизни осуществляется в тесном контакте с семьёй.  С родителями проводятся: беседы о важности здорового образа жизни, консультации, совместные спортивные праздники, квесты на природе, экскурсии, анкетирование, круглый стол, клубный час в рамках проекта «Семейный клуб», тренинги, практикумы (методы су-джок-    

терапии; «Мой весёлый звонкий мяч»), обучающие семинары, мастер-классы, журнал здоровья, выпуск газеты «Колокольчик», буклетов, памяток; совместный выпуск плакатов, книжек-малышек и др.   Обязательно учитываем точку зрения родителей и вместе находим решение спорных вопросов.

       С помощью родителей были созданы презентации, лэпбуки, плакаты («Полезные и вредные продукты», «Продукты питания», «Бабушкины рецепты»). Организованы выставки блюд бурятской кухни, «Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели», проведены мастер-классы «Оформление праздничного стола», «Праздничная корзинка (овощная)», «Бутерброд-здоровячок», салат «фруктовый микс» и др.

      В результате проводимых мероприятий значительно улучшилось состояние здоровья воспитанников и их физическая подготовка. Наша группа  является постоянным участником, призером или победителем  соревнований и спортивных праздников:  «Строевой песни»,  плаванию, «Весёлые старты»,   «Соревнуясь рядом  с папой, я готовлюсь стать солдатом!», «Космические старты», «Папа, мама, я - спортивная семья», Спартакиады, посвященной Дню здоровья,  легкоатлетической эстафеты, посвященной Дню Победы, Дню города; районных и городских соревнований «Зарничка», «Юные спасатели», «Малые летние семейные Олимпийские игры», в турнире по мини-футболу среди детских садов города. Повысилась активность всех участников физкультурно-образовательного процесса, расширилась развивающая предметно – пространственная среда в группе и на участке детского сада, воспитанники занимаются в кружках и в спортивных школах: художественной гимнастики, плавания, футбола, тенниса, студиях танца, Ушу, баскетбола.

     Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать задачи развития физически подготовленной, социально-активной, творческой личности. А интерес детей к спортивным событиям и участие в них родителей убеждают в эффективном выборе нами  разнообразных форм  взаимодействия с семьями воспитанников.

Список использованной литературы

  1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2009 г.
  2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2017 г.
  3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка. М.: «Просвещение», 2006 г.
  4. Карпова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград.: Учитель, 2010 г.
  5. Журнал «Здоровье дошкольника» № 4-2014 г.


Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Улан-Удэ «Детский сад № 112 «Сибирячок» комбинированного вида»

                           

Доклад

Формирование ценностных ориентаций на                     здоровый образ жизни дошкольника

                              в логопедической группе №6 «Колокольчики»

                                          коррекционной направленности

                                                                                    Печёрина С.М., воспитатель

Формирование ценностных ориентаций на                     здоровый образ жизни дошкольника

    Известно, что в дошкольном возрасте формируется фундамент физического и психического здоровья детей. Именно в период до 7 лет идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.  

      Полноценное физическое развитие дошкольников напрямую зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения.

     Как известно, здоровый образ жизни является одним из важнейших условий сохранения здоровья детей в современной системе дошкольного образования. В нашем детском саду для этого складываются исключительно благоприятные условия. Проводится большая работа по валеологическому воспитанию и образованию детей. Подбираются эффективные методы и приёмы, позволяющие в доступной интересной форме преподнести знания о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна, и таким образом приобщаем детей к здоровому образу жизни. Особое внимание уделяем системе обучения дошкольников гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка.

      В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно, благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематических, дидактических, подвижных, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, игр-имитаций.  Для детей 5-7 лет помимо сюжетных и театрализованных игр проводим реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умений самостоятельно выбирать способы решения проблемно-творческих заданий, проявлять творческие фантазии. В сюжетно-ролевых играх («Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Птицефабрика», «Контактный зоопарк» и др.) формируем у дошкольников поведение, способствующее здоровому образу жизни  на основе представлений о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий (проветривания помещения и влажной уборки, стирки спецодежды, уборочного инвентаря,  постельного белья,  освещения помещения, ограничения времени просмотра телевизионных передач  и  игр за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур). Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.

      Для снятия утомляемости во время занятий регулярно проводим физкультурные минутки, гимнастику для глаз, артикуляционную гимнастику. Для улучшения работы органов и систем организма, защиты его от простудных заболеваний с детьми проводится самомассаж в игровой форме, массаж колечками и шариками Су-Джок, методы релаксации (проект «Мир гармонии»).

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Часто для понятия «мелкая моторика» используется термин «ловкость». Дети, имеющие различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. У них наблюдается плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх-низ», «лево-право», смешение сходных по начертанию букв, зеркальное написание элементов и букв.  Причиной этих трудностей у детей с речевой патологией является не сформированность зрительно-пространственного восприятия (анализа, синтеза, внимания), зрительно-моторной координации движений, слабо развитая мелкая моторика пальцев рук. Коррекционно-педагогическую работу по профилактике оптической дисграфии у детей начали проводить в старшей группе с выкладывания Лего-элементов на плоскости, на логопедических занятиях и математике выполняли графические диктанты. Работу с использованием Лего-конструктора дополняли загадками, чистоговорками, скороговорками и пальчиковой гимнастикой. Задания подбирали по принципу «от простого к сложному». Приобретенные умения дети использовали при реализации проекта «Насекомые и их знакомые».

     Выполняя пальчиковые упражнения и игры, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики руки, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что особенно важно для наших воспитанников. Для развития мелкой моторики рук используем бусины, пуговицы, металлический и бумажный конструкторы, нитки, шнуровку, различный природный материал, вязание крючком, вышивание  атласными лентами по основе, плетение резинками, бисероплетение,  игры с прищепками, «Пазлы»,  «Лабиринты»,  «Рыбалка»,  «Собери бусы».

      Используя различные изобразительные материалы, новые технические приёмы, требующие точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти и карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография», «монотипия», лепку из солёного теста, кинетического песка.

     Одно из самых важных условий воспитания здоровых детей – правильный гигиенический режим, чередование нормального сна и бодрствования, приемов пищи и оздоровительных мероприятий.  Важно, чтобы дети не только с удовольствием выполняли необходимые действия по закаливанию организма, но и понимали смысл этих процедур, задумывались, для чего все это нужно.

      День дошкольника поделён пополам дневным сном, и пробуждение становится переходным моментом, от которого весь оставшийся день будет зависеть настроение ребёнка. Ежедневно с детьми проводим утреннюю гимнастику и оздоровительную гимнастику после дневного сна. Небольшая по продолжительности, почти незаметная для самих детей, она помогает им плавно перейти от сна к бодрствованию, встретиться с веселыми движениями, принять воздушные ванны, и наполниться бодростью и силой.                                                                                                                          В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:

  • упражнения в кровати с элементами самомассажа;
  • игровая гимнастика;  
  • гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
  • ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.

       Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна. Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину. 

  Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:

  • потягивание;
  • дыхательные упражнения;
  • махи руками;
  • поглаживание биологически активных зон;
  • прыжки;
  • приседания;
  • несложные элементы йоги;
  • пальчиковую гимнастику;
  • гимнастику для глаз;
  • визуально-акустические упражнения.

       Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться. Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия. Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.

      Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.

      В старшей группе время проведения гимнастики можно увеличить. В комплекс упражнений рекомендуется включать занятия с тренажёрами и/или спортивными предметами. Ребятам пяти лет хочется хорошенько подвигаться, размяться. Дневной сон к этому времени становится для многих из них процедурой скучной и необязательной, ребята буквально заставляют себя пролежать положенное время в кровати. Таким образом, чем больше движений будет предложено на гимнастике, тем больше восторга это вызовет. Можно поэкспериментировать и предложить детям игры со скакалкой, лентами, кеглями, обручем, резинкой.

      Особенно разнообразной и продуманной должна быть гимнастика после сна в подготовительной группе. Перед нами уже почти взрослые люди, сформировавшиеся личности. Их не так просто увлечь созданием театрализованного действия, зато подойдут игровые комплексы, рассчитанные на взаимодействие в команде. Как правило, подготовительная группа – это уже настоящий коллектив, в котором дети привыкли друг к другу, готовы обмениваться опытом, помогать друг другу. Гимнастические упражнения мы совмещаем с «зарядкой для ума», играми на сообразительность, скорость реакции, концентрацию внимания будущих школьников.

      В работе также используем дыхательную гимнастику. Проводим дыхательные игры: «Буря в стакане», «Снег идёт», «Свистульки», «Воздушный футбол», «Ветерок», «Пробковые бега» и другие.  Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, вызывают продолжительный равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот, способствуют развитию воображения и фантазии, сопротивляемости организма к простудным и другим заболеваниям, выносливости при физических нагрузках. (Рекомендации по планированию ЗОЖ).

      Одна из важнейших задач физического воспитания и оздоровления – формирование правильной осанки. Основным средством профилактики нарушения осанки служат физические упражнения. В каждый комплекс утренней гимнастики, в каждое занятие обязательно включаем упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса, на формирование правильной осанки. Постоянно следим за правильным положением тела ребёнка во всех режимных процессах. Большое внимание уделяем профилактике плоскостопия. Детям очень нравятся упражнения для укрепления мышц голени и стопы, и они их с удовольствием выполняют.

     Самым благоприятным режимным отрезком времени в детском саду для реализации потребности детей в движении является прогулка. Оздоровительно-воспитательное значение прогулки возрастает, если она предусматривает рациональное содержание двигательной активности детей, основанное на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. На прогулке детям предоставляются большие возможности для развития моторики и удовлетворения их потребности в двигательной активности.

      Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Они наполняют детскую жизнь яркими красками, развивают сообразительность, смекалку, воображение и творчество, воспитывают у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём, приобретает знания по укреплению и сохранению здоровья, в нетрадиционной форме приобретает и обогащает опыт.

Важным условием полноценного физического развития ребёнка дошкольного возраста является формирование соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. С учетом ФГОС в группе определено пространство для активной двигательной деятельности воспитанников. Это стимулирует интерес к физическим упражнениям, позволяет совершенствовать двигательные умения и навыки, способствует естественному, непринуждённому протеканию самостоятельной двигательной деятельности. Любая двигательная активность только тогда приобретает характер внутренней жизненно необходимой потребности, когда она становится сознательной и произвольной. Нами   было изготовлено нестандартное оборудование: различные профилактические дорожки, «Солнышко», «Шаробол», «Актив-стоп», «Рыбалка», «Кегельбан», «Напольные шашки», «Гусеница», «Воздушный футбол», «Настольный слалом», «Наездники» и др.  Правильный подбор оборудования и рациональное его использование способствуют развитию двигательной сферы дошкольников, укреплению их здоровья и полноценному психофизическому развитию. В процессе двигательной активности дети познают себя, своё тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственной среде. По мере формирования двигательных навыков и умений у них проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям, они начинают применять усвоенные навыки и умения в самостоятельной двигательной деятельности.

      В нашем дошкольном учреждении создана система психологической поддержки детей, испытывающих трудности в социальной адаптации. Педагог-психолог, занимаясь коррекцией психического здоровья наших воспитанников, формирует у детей представление о различных состояниях и чувствах человека, о потребности человека в общении, психологическом комфорте. Здесь мы используем игры «Домик настроения», «Азбука общения», плакаты, викторины, этюды и др. Для родителей организовали тренинги, на которых психолог познакомила с доступными методами релаксации.

     В работе по оздоровлению детей большое значение придается питанию. Разумно организованное питание в детском саду – выполнение принципов рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи, позволяет сформировать правильное пищевое поведение и вкусовые привычки.   Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не будут иметь ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей наших воспитанников. Работа по воспитанию у детей здорового образа жизни осуществляется в тесном контакте с семьёй.  С родителями проводятся: беседы о важности здорового образа жизни, консультации, совместные спортивные праздники, квесты на природе, экскурсии, анкетирование, круглый стол, клубный час в рамках проекта «Семейный клуб», тренинги, практикумы (методы су-джок-    

терапии; «Мой весёлый звонкий мяч»), обучающие семинары, мастер-классы, журнал здоровья, выпуск газеты «Колокольчик», буклетов, памяток; совместный выпуск плакатов, книжек-малышек и др.   Обязательно учитываем точку зрения родителей и вместе находим решение спорных вопросов.

       С помощью родителей были созданы презентации, лэпбуки, плакаты («Полезные и вредные продукты», «Продукты питания», «Бабушкины рецепты»). Организованы выставки блюд бурятской кухни, «Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели», проведены мастер-классы «Оформление праздничного стола», «Праздничная корзинка (овощная)», «Бутерброд-здоровячок», салат «фруктовый микс» и др.

      В результате проводимых мероприятий значительно улучшилось состояние здоровья воспитанников и их физическая подготовка. Наша группа  является постоянным участником, призером или победителем  соревнований и спортивных праздников:  «Строевой песни»,  плаванию, «Весёлые старты»,   «Соревнуясь рядом  с папой, я готовлюсь стать солдатом!», «Космические старты», «Папа, мама, я - спортивная семья», Спартакиады, посвященной Дню здоровья,  легкоатлетической эстафеты, посвященной Дню Победы, Дню города; районных и городских соревнований «Зарничка», «Юные спасатели», «Малые летние семейные Олимпийские игры», в турнире по мини-футболу среди детских садов города. Повысилась активность всех участников физкультурно-образовательного процесса, расширилась развивающая предметно – пространственная среда в группе и на участке детского сада, воспитанники занимаются в кружках и в спортивных школах: художественной гимнастики, плавания, футбола, тенниса, студиях танца, Ушу, баскетбола.

     Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать задачи развития физически подготовленной, социально-активной, творческой личности. А интерес детей к спортивным событиям и участие в них родителей убеждают в эффективном выборе нами  разнообразных форм  взаимодействия с семьями воспитанников.

Список использованной литературы

  1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2009 г.
  2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2017 г.
  3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка. М.: «Просвещение», 2006 г.
  4. Карпова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград.: Учитель, 2010 г.
  5. Журнал «Здоровье дошкольника» № 4-2014 г.


Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Улан-Удэ «Детский сад № 112 «Сибирячок» комбинированного вида»

                           

Доклад

Формирование ценностных ориентаций на                     здоровый образ жизни дошкольника

                              в логопедической группе №6 «Колокольчики»

                                          коррекционной направленности

                                                                                    Печёрина С.М., воспитатель

Формирование ценностных ориентаций на                     здоровый образ жизни дошкольника

    Известно, что в дошкольном возрасте формируется фундамент физического и психического здоровья детей. Именно в период до 7 лет идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.  

      Полноценное физическое развитие дошкольников напрямую зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения.

     Как известно, здоровый образ жизни является одним из важнейших условий сохранения здоровья детей в современной системе дошкольного образования. В нашем детском саду для этого складываются исключительно благоприятные условия. Проводится большая работа по валеологическому воспитанию и образованию детей. Подбираются эффективные методы и приёмы, позволяющие в доступной интересной форме преподнести знания о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна, и таким образом приобщаем детей к здоровому образу жизни. Особое внимание уделяем системе обучения дошкольников гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка.

      В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно, благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематических, дидактических, подвижных, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, игр-имитаций.  Для детей 5-7 лет помимо сюжетных и театрализованных игр проводим реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умений самостоятельно выбирать способы решения проблемно-творческих заданий, проявлять творческие фантазии. В сюжетно-ролевых играх («Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Птицефабрика», «Контактный зоопарк» и др.) формируем у дошкольников поведение, способствующее здоровому образу жизни  на основе представлений о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий (проветривания помещения и влажной уборки, стирки спецодежды, уборочного инвентаря,  постельного белья,  освещения помещения, ограничения времени просмотра телевизионных передач  и  игр за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур). Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.

      Для снятия утомляемости во время занятий регулярно проводим физкультурные минутки, гимнастику для глаз, артикуляционную гимнастику. Для улучшения работы органов и систем организма, защиты его от простудных заболеваний с детьми проводится самомассаж в игровой форме, массаж колечками и шариками Су-Джок, методы релаксации (проект «Мир гармонии»).

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Часто для понятия «мелкая моторика» используется термин «ловкость». Дети, имеющие различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. У них наблюдается плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх-низ», «лево-право», смешение сходных по начертанию букв, зеркальное написание элементов и букв.  Причиной этих трудностей у детей с речевой патологией является не сформированность зрительно-пространственного восприятия (анализа, синтеза, внимания), зрительно-моторной координации движений, слабо развитая мелкая моторика пальцев рук. Коррекционно-педагогическую работу по профилактике оптической дисграфии у детей начали проводить в старшей группе с выкладывания Лего-элементов на плоскости, на логопедических занятиях и математике выполняли графические диктанты. Работу с использованием Лего-конструктора дополняли загадками, чистоговорками, скороговорками и пальчиковой гимнастикой. Задания подбирали по принципу «от простого к сложному». Приобретенные умения дети использовали при реализации проекта «Насекомые и их знакомые».

     Выполняя пальчиковые упражнения и игры, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики руки, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что особенно важно для наших воспитанников. Для развития мелкой моторики рук используем бусины, пуговицы, металлический и бумажный конструкторы, нитки, шнуровку, различный природный материал, вязание крючком, вышивание  атласными лентами по основе, плетение резинками, бисероплетение,  игры с прищепками, «Пазлы»,  «Лабиринты»,  «Рыбалка»,  «Собери бусы».

      Используя различные изобразительные материалы, новые технические приёмы, требующие точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти и карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография», «монотипия», лепку из солёного теста, кинетического песка.

     Одно из самых важных условий воспитания здоровых детей – правильный гигиенический режим, чередование нормального сна и бодрствования, приемов пищи и оздоровительных мероприятий.  Важно, чтобы дети не только с удовольствием выполняли необходимые действия по закаливанию организма, но и понимали смысл этих процедур, задумывались, для чего все это нужно.

      День дошкольника поделён пополам дневным сном, и пробуждение становится переходным моментом, от которого весь оставшийся день будет зависеть настроение ребёнка. Ежедневно с детьми проводим утреннюю гимнастику и оздоровительную гимнастику после дневного сна. Небольшая по продолжительности, почти незаметная для самих детей, она помогает им плавно перейти от сна к бодрствованию, встретиться с веселыми движениями, принять воздушные ванны, и наполниться бодростью и силой.                                                                                                                          В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:

  • упражнения в кровати с элементами самомассажа;
  • игровая гимнастика;  
  • гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
  • ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.

       Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна. Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину. 

  Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:

  • потягивание;
  • дыхательные упражнения;
  • махи руками;
  • поглаживание биологически активных зон;
  • прыжки;
  • приседания;
  • несложные элементы йоги;
  • пальчиковую гимнастику;
  • гимнастику для глаз;
  • визуально-акустические упражнения.

       Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться. Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия. Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.

      Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.

      В старшей группе время проведения гимнастики можно увеличить. В комплекс упражнений рекомендуется включать занятия с тренажёрами и/или спортивными предметами. Ребятам пяти лет хочется хорошенько подвигаться, размяться. Дневной сон к этому времени становится для многих из них процедурой скучной и необязательной, ребята буквально заставляют себя пролежать положенное время в кровати. Таким образом, чем больше движений будет предложено на гимнастике, тем больше восторга это вызовет. Можно поэкспериментировать и предложить детям игры со скакалкой, лентами, кеглями, обручем, резинкой.

      Особенно разнообразной и продуманной должна быть гимнастика после сна в подготовительной группе. Перед нами уже почти взрослые люди, сформировавшиеся личности. Их не так просто увлечь созданием театрализованного действия, зато подойдут игровые комплексы, рассчитанные на взаимодействие в команде. Как правило, подготовительная группа – это уже настоящий коллектив, в котором дети привыкли друг к другу, готовы обмениваться опытом, помогать друг другу. Гимнастические упражнения мы совмещаем с «зарядкой для ума», играми на сообразительность, скорость реакции, концентрацию внимания будущих школьников.

      В работе также используем дыхательную гимнастику. Проводим дыхательные игры: «Буря в стакане», «Снег идёт», «Свистульки», «Воздушный футбол», «Ветерок», «Пробковые бега» и другие.  Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, вызывают продолжительный равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот, способствуют развитию воображения и фантазии, сопротивляемости организма к простудным и другим заболеваниям, выносливости при физических нагрузках. (Рекомендации по планированию ЗОЖ).

      Одна из важнейших задач физического воспитания и оздоровления – формирование правильной осанки. Основным средством профилактики нарушения осанки служат физические упражнения. В каждый комплекс утренней гимнастики, в каждое занятие обязательно включаем упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса, на формирование правильной осанки. Постоянно следим за правильным положением тела ребёнка во всех режимных процессах. Большое внимание уделяем профилактике плоскостопия. Детям очень нравятся упражнения для укрепления мышц голени и стопы, и они их с удовольствием выполняют.

     Самым благоприятным режимным отрезком времени в детском саду для реализации потребности детей в движении является прогулка. Оздоровительно-воспитательное значение прогулки возрастает, если она предусматривает рациональное содержание двигательной активности детей, основанное на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. На прогулке детям предоставляются большие возможности для развития моторики и удовлетворения их потребности в двигательной активности.

      Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Они наполняют детскую жизнь яркими красками, развивают сообразительность, смекалку, воображение и творчество, воспитывают у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём, приобретает знания по укреплению и сохранению здоровья, в нетрадиционной форме приобретает и обогащает опыт.

Важным условием полноценного физического развития ребёнка дошкольного возраста является формирование соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. С учетом ФГОС в группе определено пространство для активной двигательной деятельности воспитанников. Это стимулирует интерес к физическим упражнениям, позволяет совершенствовать двигательные умения и навыки, способствует естественному, непринуждённому протеканию самостоятельной двигательной деятельности. Любая двигательная активность только тогда приобретает характер внутренней жизненно необходимой потребности, когда она становится сознательной и произвольной. Нами   было изготовлено нестандартное оборудование: различные профилактические дорожки, «Солнышко», «Шаробол», «Актив-стоп», «Рыбалка», «Кегельбан», «Напольные шашки», «Гусеница», «Воздушный футбол», «Настольный слалом», «Наездники» и др.  Правильный подбор оборудования и рациональное его использование способствуют развитию двигательной сферы дошкольников, укреплению их здоровья и полноценному психофизическому развитию. В процессе двигательной активности дети познают себя, своё тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственной среде. По мере формирования двигательных навыков и умений у них проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям, они начинают применять усвоенные навыки и умения в самостоятельной двигательной деятельности.

      В нашем дошкольном учреждении создана система психологической поддержки детей, испытывающих трудности в социальной адаптации. Педагог-психолог, занимаясь коррекцией психического здоровья наших воспитанников, формирует у детей представление о различных состояниях и чувствах человека, о потребности человека в общении, психологическом комфорте. Здесь мы используем игры «Домик настроения», «Азбука общения», плакаты, викторины, этюды и др. Для родителей организовали тренинги, на которых психолог познакомила с доступными методами релаксации.

     В работе по оздоровлению детей большое значение придается питанию. Разумно организованное питание в детском саду – выполнение принципов рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи, позволяет сформировать правильное пищевое поведение и вкусовые привычки.   Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не будут иметь ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей наших воспитанников. Работа по воспитанию у детей здорового образа жизни осуществляется в тесном контакте с семьёй.  С родителями проводятся: беседы о важности здорового образа жизни, консультации, совместные спортивные праздники, квесты на природе, экскурсии, анкетирование, круглый стол, клубный час в рамках проекта «Семейный клуб», тренинги, практикумы (методы су-джок-    

терапии; «Мой весёлый звонкий мяч»), обучающие семинары, мастер-классы, журнал здоровья, выпуск газеты «Колокольчик», буклетов, памяток; совместный выпуск плакатов, книжек-малышек и др.   Обязательно учитываем точку зрения родителей и вместе находим решение спорных вопросов.

       С помощью родителей были созданы презентации, лэпбуки, плакаты («Полезные и вредные продукты», «Продукты питания», «Бабушкины рецепты»). Организованы выставки блюд бурятской кухни, «Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели», проведены мастер-классы «Оформление праздничного стола», «Праздничная корзинка (овощная)», «Бутерброд-здоровячок», салат «фруктовый микс» и др.

      В результате проводимых мероприятий значительно улучшилось состояние здоровья воспитанников и их физическая подготовка. Наша группа  является постоянным участником, призером или победителем  соревнований и спортивных праздников:  «Строевой песни»,  плаванию, «Весёлые старты»,   «Соревнуясь рядом  с папой, я готовлюсь стать солдатом!», «Космические старты», «Папа, мама, я - спортивная семья», Спартакиады, посвященной Дню здоровья,  легкоатлетической эстафеты, посвященной Дню Победы, Дню города; районных и городских соревнований «Зарничка», «Юные спасатели», «Малые летние семейные Олимпийские игры», в турнире по мини-футболу среди детских садов города. Повысилась активность всех участников физкультурно-образовательного процесса, расширилась развивающая предметно – пространственная среда в группе и на участке детского сада, воспитанники занимаются в кружках и в спортивных школах: художественной гимнастики, плавания, футбола, тенниса, студиях танца, Ушу, баскетбола.

     Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать задачи развития физически подготовленной, социально-активной, творческой личности. А интерес детей к спортивным событиям и участие в них родителей убеждают в эффективном выборе нами  разнообразных форм  взаимодействия с семьями воспитанников.

Список использованной литературы

  1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2009 г.
  2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2017 г.
  3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка. М.: «Просвещение», 2006 г.
  4. Карпова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград.: Учитель, 2010 г.
  5. Журнал «Здоровье дошкольника» № 4-2014 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. При использованиии нетрадиционных техник рисования, начиная с младшего возраста и заканчивая старшим дошкольным, происходит активное, захватывающее, а г...

Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования

При использовании нетрадиционных техник рисования, начиная с младшего возраста и заканчивая старшим дошкольным, происходит активное, захватывающее, а главное полностью готовая мелкая моторика к школьн...

Развитие мелкой моторики руки дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования

Проблема подготовки детей к школе как фактор, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным образованием и успешность обучения, возникло давно. Её решению придавали большое значение и фил...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение        «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»...

Буклет «Практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук детей с использованием нетрадиционного материала в домашних условиях»

В буклете представлены игры, которые помогут развивать у ребёнка мелкую моторику рук, нетребующие дополнительных затрат....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей, через использование нетрадиционных техник художественного творчества»

Использование нетрадиционных техник в рисовании в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах создает хорошее настроение, способствует развитию творчества, развивает цветовосприят...