Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей, через использование нетрадиционных техник художественного творчества»
консультация

Нясимя Фатиховна Халимова

Использование нетрадиционных техник в рисовании в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах создает хорошее настроение, способствует развитию творчества, развивает цветовосприятие, вызывает у детей восторг, желание быстрее включиться в работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_razvitie_melkoy_motoriki_u_detey.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Консультация

«Развитие мелкой моторики у детей,  через использование нетрадиционных техник художественного творчества»

 

Воспитатель:  

Халимова Нясимя Фатиховна

Самара, 2023 г.

Развитие мелкой моторики у детей,  через использование нетрадиционных техник художественного творчества

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Использование нетрадиционных техник в рисовании в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах создает хорошее настроение, способствует развитию творчества, развивает цветовосприятие, вызывает у детей восторг, желание быстрее включиться в работу. Нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. 

Однако необходимо учитывать, что каждый изобразительный материал имеет определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительные материалы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, можно в какой-то мере управлять его активностью.

Пальцевая живопись - нетрадиционная техника рисования, когда изображения создаются без помощи специальных инструментов (кисточки, стеки и т.д.), одними пальцами. Для этого мы с детьми обмакиваем каждый пальчик руки в свой цвет (в жидкую гуашь) и рисуем на бумаге, проводя различные линии, или делая точки, мазки с помощью отпечатков кончиков пальцев, фаланг, ладоней. Данный прием позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачей.

Техника «Граттаж» (цветной).  На плотную бумагу (картон) нанести плотный слой свечи, чтобы не оставалось пробелов, затем нанести черную или цветную плакатную  тушь. Дать высохнуть сутки. Предложить ребёнку тонкой палочкой нанести рисунок. При использовании этих техник у детей пробуждается фантазия  и деятельность превращается в увлекательную игру.

Техника «Мятый рисунок». На листе бумаги нужно нарисовать предмет. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем  распрямить, закрасить картинку гуашью. Краска должна попасть в трещины рисунка. Получается эффект неравномерного окрашивания, объёма.

«Оттиск поролоном».  На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой   сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок  при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна  получиться  большая «пушистая» точка.

«Рисование методом напыления - набрызг». На  одном листе бумаги нарисовать контур  предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону.  Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист. Рисование таким способом вызывает  у детей бурный эмоциональный отклик, им нравится полученный результат.

«Монотипия». Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет. При использовании этой техники развивается воображение, фантазия. Также детям приятно увидеть результат своих действий, что тоже благоприятно влияет на эмоционально-чувственную сферу ребёнка.  

«Печатание листьями». Лист дерева покрывается  красками, затем   прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.

«Рисование манкой».  Выбираем сюжет будущего рисунка. Нанесем на картон кистью слой клея.  Пока клей не высох, насыпаем  сверху  густой слой манной крупы равномерным слоем. После этого, нужно дать просохнуть картине. Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались.  Рисунок можно дополнить мелкими деталями.

«Рисование красками по манной крупе». Выбираем сюжет будущего рисунка. Нанесем на картон кистью слой клея.  Пока клей не высох, насыпаем  сверху  густой слой манной крупы равномерным слоем. После этого, нужно дать   просохнуть картине. Высохший лист нужно легко  встряхнуть, чтобы не   приклеенные крупинки осыпались. Теперь лист  готов к покраске  (получается эффект -  рисования по мокрому листу).

«Рисование цветной манкой». Рисование подкрашенной манной крупой. Окрасить манную крупу можно гуашью. На отдельные части рисунка наносим  клей и  посыпаем  его заранее подкрашенной крупой. Работу лучше начинать с более мелких деталей.

«Рисование пальчиками по манке». Рисование на подносе (для детей раннего возраста). Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: треугольник, цветок, солнышко и т. д.

Каждая из нетрадиционных  техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Дети раскрывают свои уникальные способности, испытывают радость, которая им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Дети получают реальную возможность "увидеть" на рисунке свой внутренний мир и донести свои переживания до другого.

Использование нетрадиционных техник рисования, является специфической  формой познавательной деятельности, вызывает сильный эмоциональный отклик у детей, дающей ребенку возможность индивидуально раскрыться.

Художественное творчество должно приносить детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в ещё неумелую и слабую руку ребёнка карандаш или кисточку. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно чтобы деятельность ребёнка была успешной, это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество!

Список литературы

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
  4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  5. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
  6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
  7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Тема: «Развитие эмоционально-чувственной сферы дошкольников через использование нетрадиционных техник художественного творчества»

Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций и поведения в целом. Эмоциональная сфера сама по себе стать совершенной не может...

Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. При использованиии нетрадиционных техник рисования, начиная с младшего возраста и заканчивая старшим дошкольным, происходит активное, захватывающее, а г...

Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования

При использовании нетрадиционных техник рисования, начиная с младшего возраста и заканчивая старшим дошкольным, происходит активное, захватывающее, а главное полностью готовая мелкая моторика к школьн...

Развитие мелкой моторики руки дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования

Проблема подготовки детей к школе как фактор, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным образованием и успешность обучения, возникло давно. Её решению придавали большое значение и фил...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение        «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»...