Консультация "Сохраним добрые, народные традиции и обычаи"
материал

Ровжанова - Смирнова Галина Павловна

Уважаемые родители, у каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение, русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«Сохраним добрые, народные

обычаи и традиции»

 «Сохраним добрые, народные обычаи и традиции»

         У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают

из  поколения  в  поколение,  русские  не  должны  терять  нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоеванный русским

искусством. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях.  Именно  родная  культура,  как  отец  и  мать,  должна  стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Как не вспомнить слова пушкинской Татьяны: «Мне скучно, поговорим о старине».

          Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, сохранится для потомков. И молодому   поколению  будет  легче разобраться  во всем и  выбрать  нужные

ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить

Родину - такой, какая она есть...

         «Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций,  забота  о  передаче  подрастающим  поколениям  житейского, производственного,  духовного  опыта,  накопленного  предшествующими поколениями.

           Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с егостороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть  народная  сказка.  В  большинстве  русских  народных  сказок  главный герой

– богатырь,  заботясь  о  своих близких,  своём  народе,  сражается  с различными чудовищами,  уничтожая зло и  устанавливает справедливость и

согласие в мире.

В  сказках  часто  даётся  образец  отзывчивого  отношения  к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого  колена.  Внимательное  отношение  к  своим  родственникам, составление   своей   родословной,   укрепляли   гуманистическую направленность развивающейся личности.

Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.

Колыбельная  песня,  прежде  всего,  отражает  мир  мыслей  и  чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством,  в  раздражении  обещают  поколотить,  пугают  старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чащеуговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы использовались с целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере  развёрнуто  в  необозримо  разнообразных  играх.  Игра  формирует интеллектуальные и  физические особенности,  с которыми ребёнок будет жить  долгие  годы.  Игры  развивают  ловкость,  быстроту,  силу,  меткость, приучают к сообразительности и вниманию. В играх используются «считалки» –одна из древнейших традиций. С их помощью определяют  кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.

Обыкновение  пересчитываться  идёт  из  быта  взрослых.  Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.

            В  скороговорках  предлагались  стихи  с  нарочитым  скоплением труднопроизносимых  слогов.  При  повторении  этих  стихов  возникает уподобляющее  воздействие  одних  слогов  на  другие – и  в  результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки – обращение к улитке  – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные  приговорки  о  корове,  телёнке,  о  птицах –журавлях,  воробьях, воронах  и  т.д.  Перед  нырянием  просили  «куму,  голубу»  простить  за неведомые прегрешения. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с  приговором – «вылить  воду  на  дубовую  кору».  Бросали  в  подпечек, выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно  влияют  на  развитие  и  воспитание  ребёнка,  но  и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

         Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм  и  обязанностей.  Обряды  отображают  нравственные  устои  русского народа,  закрепляют  чувство  верности  к друзьям,  развивают  эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера.

Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само  слово  «коляда» – одни  авторы  этимологически  связывают  с итальянским  «календа»,  что  означает  первый  день  месяца,  другие высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда».

Действительно,  собранное  в  «мех» –  специальный  мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу.

Смысл  всех  святочных  действий – попытка  заглянуть  в  будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

       В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либокопотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно  не  только  дать  детям  новые  знания,  но  и  организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно  связана  с  природой.  Испокон  веков  природные  явления  служили народу средством воздействия на личность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Ознакомление дошкольников с традициями и обычаями через народные игры»

Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. БелинскийРодина впервые предстает перед...

Консультация для родителей «Калмыцкие народные традиции и обычаи»

Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. Существовали в народе и свои нравственные критерии, свой неписаный кодекс вежливости и культурно...

Консультация для родителей "Народные традиции и обычаи в воспитании детей"

Воспитание ребенка – тонкое ремесло, способное прививать качества, присущие национальному характеру государства и народов, проживающих в ней, со своими индивидуальными традициями и жи...

Консультация для родителей «Сохраним добрые, народные – обычаи и традиции»

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передаютиз поколения в поколение, русские не должны терять нравственныйавторитет ...

Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель:  Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...