Конспект ООД по художественно — эстетической деятельности «Мастерская дымковских игрушек»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Кузнецова Мария Николаевна

Конспект ООД по художественно — эстетической деятельности

 «Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» для детей 5 — 6 лет

«Мастерская дымковских игрушек»

Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, с дымковской игрушкой и приемами её росписи.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам;
  • Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию;
  • Развивать навыки свободного общения в процессе продуктивной деятельности.
  • Воспитывать интерес к  народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
  • Воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающим, формировать патриотические чувства, гражданскую принадлежность.

Предварительная работа: Беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Дидактические игры «Составь узор», «Какая это игрушка». Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть стихотворений о дымковских игрушках.

Методы и приемы:

  • Беседа, активизирующая опыт детей;
  • Предварительное формирование замысла в индивидуальных беседах;
  • Совместное или самостоятельное планирование деятельности;
  • Индивидуальная помощь ребенку в процессе деятельности;
  • Анализ детских работ.

Материал: Фонограммы русских народных мелодий, интерактивная доска, презентация «Дымковские игрушки», дымковские игрушки, костюм дымковской барышни, тонированный ватман для оформления коллективной выставки работ, шаблоны-силуэты дымковских игрушек, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, подставки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zan_14_11_19g_var_3.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                  детский сад  № 57 «Золотой ключик»

Конспект ООД

по художественно — эстетической деятельности

 «Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

для детей 5 — 6 лет

«Мастерская дымковских игрушек»

                                                 

                                                  Составила:

                                                  Воспитатель Кузнецова М.Н.

г. Одинцово

2019г

Конспект ООД по художественно — эстетической деятельности

 «Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» для детей 5 — 6 лет

«Мастерская дымковских игрушек»

Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, с дымковской игрушкой и приемами её росписи.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам;
  • Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию;
  • Развивать навыки свободного общения в процессе продуктивной деятельности.
  • Воспитывать интерес к  народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
  • Воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающим, формировать патриотические чувства, гражданскую принадлежность.

Предварительная работа: Беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Дидактические игры «Составь узор», «Какая это игрушка». Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть стихотворений о дымковских игрушках.

Методы и приемы:

  • Беседа, активизирующая опыт детей;
  • Предварительное формирование замысла в индивидуальных беседах;
  • Совместное или самостоятельное планирование деятельности;
  • Индивидуальная помощь ребенку в процессе деятельности;
  • Анализ детских работ.

Материал: Фонограммы русских народных мелодий, интерактивная доска, презентация «Дымковские игрушки», дымковские игрушки, костюм дымковской барышни, тонированный ватман для оформления коллективной выставки работ, шаблоны-силуэты дымковских игрушек, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, подставки.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями, которые пришли к нам на занятие.

        Посмотрите, дети, как я необычно, ярко, нарядно и  красиво оделась сегодня. Расскажите, пожалуйста, из каких предметов одежды состоит мой наряд? (Ответы детей)

        Какие узоры вышиты на моей юбке? (Ответы детей)

         А какие цвета были использованы при создании этого костюма? (Ответы детей)

           Именно так, как я сейчас, и одевались городские модницы-барышни несколько сотен лет назад. И как вы уже, наверное, догадались, мы с вами на занятии будем говорить про дымковские игрушки.

            Ребята, какие красивые эмблемы с изображением дымковских игрушек у вас на футболках! Расскажите, о тех игрушках, которые

-2-

изображены на ваших значках.

Ребенок 1: У меня на значке изображена дымковская барышня.

Посмотри, как хороша

                                               Эта девица-душа;
                                               Щечки алые горят,

                                               Удивительный наряд.

Ребенок 2: На моем значке нарисован индюк.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка,

Все расписаны бока.

Ребенок 3: На моём значке нарисована лошадка.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Ребенок 4: На моем значке всадник на коне.

Конь бежит, земля дрожит,

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Воспитатель: Дымковские игрушки на ваших значках разные,  но при этом такие  яркие и нарядные. На них и просто посмотреть приятно, а ещё с ними наверняка очень интересно играть. И чтобы в этом убедиться, мы с вами отправляемся в мастерскую игрушек в село Дымково.

Ребята, а вы знаете, где находится Дымково?

А это далеко от нашего города Одинцово?

А как вы думаете, на чем мы с вами можем добраться до Дымково? (Ответы детей)

Давайте поедем в Дымково на автомобиле, быстро и с комфортом. Все готовы завести свои машины и отправиться в дорогу? Тогда поехали!

Физкультминутка «Би-би-бика, поехали кататься» под видеоролик на интерактивной доске.

2. Предварительная беседа:

На интерактивной доске презентация «Дымковская игрушка»  слайд «Дымково»

Воспитатель: Посмотрите, какая красота вокруг! Куда это, ребята, мы с вами приехали?  (Ответы детей)

Правильно, мы приехали в мастерскую игрушек села Дымково.

Ребенок:                            Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое

Дымково назвали.

Воспитатель: Ребята, кто знает, почему село Дымково так называется? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие здесь в дымковской мастерской  удивительные веселые игрушки! Между прочим, дымковские игрушки – это одни из самых старинных народных игрушек, которые дошли до наших дней. А кто знает,

какими были первые дымковские игрушки?

 -3-

С каким праздником связывают появление этих игрушек?

Кто же делает такие удивительные игрушки?

Ребята, а вы знаете, из чего делают дымковские игрушки?

Какие вы молодцы! Может быть, вы даже знаете, как делают дымковские игрушки?

А чем расписывали игрушки первые мастера много лет назад, у которых не было современных кисточек?

В каком порядке мастера выполняют раскрашивание – роспись – дымковских игрушек?

Ребята, чем мастера украшают свои игрушки, после того, как они их раскрасили?

Давайте, взглянем на игрушки в мастерской и вспомним, какие дымковские игрушки мы с вами знаем. (Ответы детей)

Воспитатель: В старину молодых помощников мастера называли подмастерьями, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то и  сами становились мастерами.

Воспитатель: Кто запомнил, как называют молодых помощников мастера? (Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в интересную и познавательную игру, чтобы проверить, хорошо ли вы запомнили цвета и узоры, которые используются в росписи дымковских игрушек. Давайте разделимся на две команды: команда мальчиков и команда девочек.

Перед нами расположены два мольберта: на первом у нас прямоугольники разных цветов, на втором разнообразные узоры народного декоративно-прикладного творчества.

          Задание для первой команды: ребята, вам необходимо оставить на мольберте только те цвета, которые часто используются в дымковской росписи. Цвета, которые не используются в дымковских игрушках, нужно открепить от мольберта.

          Задание для второй команды: ребята, вы должны оставить на мольберте только те узоры, которые используются при раскрашивании дымковских игрушек. Все остальные узоры нужно будет снять.

            Перед выполнением задания, давайте выберем капитанов команд, которые проверят правильность выполнения задания.

            Раз, два, три – игру начни!

После игры.

Воспитатель: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием. А сейчас давайте проговорим, краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? (Ответы детей: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый). 

Воспитатель: Правильно, а какой самый главный цвет в дымковской росписи? (Ответы детей: белый цвет)

Воспитатель: Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок. Цвета мастера используют самые разнообразные, а вот элементов росписи не так много, ну-ка, ребята, назовите их. (Ответы детей: круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка).

-4-

3. Основная часть

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем украшать силуэты дымковских игрушек. Но делать мы это будем очень интересным и необычным способом. Посмотрите на столы в нашей мастерской – на них нет ни кисточек, ни красок. Как вы думаете, чем мы будем расписывать наши игрушки? (Ответы детей: пластилином).

Воспитатель: Правильно, ребята. А как называется техника рисования пластилином? (Ответы детей)

Сегодня мы в дымковской мастерской закрепим такую технику рисования. Мы с вами умеем выполнять работы в технике необычной пластилинографии, которая называется обратной или витражной пластилинографией, и представляет собой «рисование наоборот», с обратной стороны тонкого пластика по нанесенному контуру.

Кто помнит, в какой последовательности расписывают красками дымковские мастера свои игрушки? (Ответы детей: сначала всю игрушку раскрашивают белым цветом, потом крупные детали, потом мелкие детали и узоры)

А у нас с вами обратная пластилинография, и работать мы будем в обратной последовательности.

Пошаговое объяснение.

1. Начинаем с раскрашивания пластилином мелких деталей фигуры и узора из прямых линий. Отщипываем пластилин, скатываем его в тонкую колбаску и прилепляем на эскиз.

2.Потом выполняем узор из кругов. Отщипываем пластилин, скатываем маленький шарик и прилепляем на эскиз.

3. После завершения узоров выполняем раскрашивание крупных цветных частей и раскрашивание белым пластилином всей игрушки.

Воспитатель: Перед выполнением работы сделаем зарядку для пальчиков,

чтобы вы хорошо справились с заданием.

Пальчиковая гимнастика «Чудо-мастера»:

Привезли мы глину с дальнего бугра, (растираем ладошки)

Ну-ка, за работу, чудо мастера! (похлопываем ладошками)

Слепим, высушим – и в печь! (растираем кончики пальцев)

               А потом распишем, (водим пальцем в воздухе)

               Будем мы игрушки «печь»,

               Печка жаром пышет.

               (изображаем огонь кончиками пальцев)

               А в печи – не калачи, (ладони от себя)

               А в печи – игрушки! (кулачки к себе)

Воспитатель: А теперь, ребята, садимся за столы и приступаем к работе!

Самостоятельная работа детей. Воспитатель включает русскую народную мелодию и следит за последовательной работой детей, при необходимости помогает.

4. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вы - молодцы, справились с работой и расписали эскизы дымковских игрушек. А сейчас вытирайте руки салфеткой, отложите пластилин, возьмите свои работы и подойдите ко мне. Мы закрепим ваши работы на ватмане с изображением дымковской деревни.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть подмастерьями и расписывать

-5-

пластилином дымковские игрушки?

А игрушки, которые получились, вам нравятся? Какая игрушка нравится больше всего? Почему?

Что общего у всех этих игрушек?

Ребенок:

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
Воспитатель: Дорогие, ребята! Пора нам обратно возвращаться в город Одинцово в наш детский сад «Золотой ключик». Садитесь скорей на свои автомобили, и поедем.

Музыка «Би-би-бика, поехали кататься»

Воспитатель: Ребята, мы вернулись в нашу группу. Вы сегодня хорошо выполнили задание, и после занятия вас ждет награда – сладкое угощение. Большое спасибо всем вам за работу на занятии! Спасибо и вам, дорогие гости! Будем рады видеть вас ещё в нашем детском саду.

-6-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно- эстетической деятельности детей " В гравюрной мастерской" подготовительная группа

Познакомить детей с историей возникновения гравюры. с техникой создания гравюры на картоне....

Конспект ООД по художественно - эстетическому развитию (рисование) "Дымковская игрушка" группа старшего дошкольного возраста

Интегрированное занятие для детей старшей группы ДОУ по ознакомлению с народно-прикладным искусством, направленное на развитие познавательных и творческих способностей.В инее седомСпит деревня, спит р...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Дымковская игрушка»

предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Дымковская игрушка». Данный материал будет полезен воспитателям средней групп...

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию" Роспись дымковской лошадки"

Знакомство детей с дымковской игрушкой. Закреплять навыки рисования основных элементов росписи....

Открытое занятие по Художественно-эстетическому развитию "Ярмарка дымковских игрушек"

Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста через изобразительную деятельность с элементами театрализации.Цель: Закрепить знания детей об особенностях дымковской росписи.За...

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности во второй младшей группе по теме «Дымковская игрушка»

Конспект занятия по художественно-эстетической  деятельности во второй младшей группе по теме «Дымковская игрушка»...

Конспект занятия по художественно - эстетической деятельности в подготовительной группе "Дымковская игрушка"

Занятие по художественной деятельности в подготовительной группе "Дымковская игрушка"...