Рабочая образовательная программа курса художественно-эстетической направленности «Очумелые ручки» для детей дошкольного возраста на 2019-2020 учебный год
учебно-методический материал по аппликации, лепке (средняя группа)

Зубовленко Оксана Викторовна

     Пояснительная записка

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Этому я хочу научить детей своей группы «Колокольчики». Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

Направленность программы: Художественно - эстетическое развитие.

Новизна кружка заключается в том, что используются разные формы работ подходы. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Новизна программы еще заключается и в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве.

Актуальность Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд, так же игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работая с тканью. В процессе работы с этим материалом дети познают свойства, возможности их преобразования и использование его в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий»,Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки из ткани. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Цель

Развитие личности ребенка, способного

к творческому самовыражению

через овладение творческими

навыками в художественной деятельности.

 

Задачи

1.Сформировать у детей интерес к видам труда.

2.Познакомить со свойствами материалов.

3.Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.

4.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

5.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.

6.Способствовать развитию конструктивной деятельности.

7.Развивать твёрдость рук, технические навыки.

8.Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.

Возраст детей: 4-5 лет, одновозрастной группы, наполняемость группы 10 чел

Срок реализации: 1 год.

1 занятие в неделю по 20 минут

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- частично- поисковый;

- практический.

В проведении занятий используются индивидуальные и групповые формы работы.  Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программа содержит региональный компонент.

Ожидаемые результаты освоения программы

Главным результатом реализации рабочей программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

Этапы работы.

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок

Дети:

- Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

- Освоят навыками работы с ножницами и клеем.

- Научатся видеть необычное в обычных предметах.

- Разовьют мелкую моторику рук.

Работа с родителями: индивидуальные консультации, анкетирование, ознакомление родителей с задачами кружка, с планом работы.

Подведение итогов: осуществляется в виде составления книжек раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок.

 В программу кружка «Очумелые ручки» входит ряд разделов:

- Работа с бумагой и картоном

- Работа с тканью и нитью

- Работа с природным материалом

- Работа с бросовым материалом

- Лепка

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к художественному труду В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

 

 

 

1. Календарный учебный график по рабочей программе художественно- эстетической направленности «Очумелые ручки»

на 2019-2020 учебный год

Содержание

Возрастная группа

Средняя группа 4-5 лет

Календарная продолжительность учебного периода

 

Полугодие 2019 года

 

Полугодие  2020 года

01.09.2019-31.05.2020

35 недели

 

16 недель

 

19 недель

Объем недельной образовательной нагрузки

        20 минут

 

Сроки проведения мониторинга реализации  программы

27.05.2020 по 31.05.2020

 

2. Учебный план по рабочей программе

художественно- творческой направленности «Очумелые ручки»

     на 2019-2020 учебный год

 

Вид деятельности

Возрастная группа

Объем образовательной нагрузки

художественно- эстетическая

Средняя группа Воспитанники 4 -5 лет

Недельная

1 занятие

 20 минут

За весь курс

35 занятий

11ч 20 мин

 

 

3.Тематический план по рабочей программе художественно- эстетической направленности «Очумелые ручки»

на 2019-2020 учебный год

№ п/п

Месяц

Название темы

Количество часов

1

сентябрь

Вводное занятие

«Ёж» 

«Красивый букет»

«Клубничка» 

1час

1час

1час

1час

2

октябрь

«Осень–краса»

«Яблочко»  

«Листик»  

«Рыбка»

1час

1час

1час

1час

3

ноябрь

«Деревья»

«Яблочный сад»

«В саду много ягод и цветов»

«Зверюшки»

1час

1час

1час

1час

4

декабрь

«Зимушка, зима»

«Украшением на елку»

«Веселые хоровод»

«Елочка»

1час

1час

1час

1час

5

январь

«Зайчик»

«Барашек»

«Веселый снеговик»

1час

1час

1час

6

февраль

«Декоративные узоры на круге»

«Цыплёнок»

«Экзотические рыбки»

«Открытка ко дню  защитника Отечества»

1час

1час

1час

1час

 

7

март

«Зверушки»

«Ёжик» 

«Веточки с листьями»

«Беседа о флористике. Картина из листьев»

1час

1час

1час

1час

8

апрель

«Первые цветы»

«Ракеты и кометы»

«Нарядные крылышки» 

«Русские березы»

1час

1час

1час

1час

9

май

«Аппликация Верба» 

«Морковка»

«Валентинки»

« Красивое платье»  

1час

1час

1час

1 час

 

 

4.Календарно- тематический план по рабочей программе

художественно- эстетической направленности «Очумелые ручки»

на 2019-2020 учебный год

Сентябрь (вводное занятие)

1.Тема: Вводное занятие

Цель: Дать детям представление о ручном труде, расширить знания об этом древнем виде искусства, рассказать, как с помощью аппликации и другого подручного материала можно создать интересные модели. В работе использовать фотографии, изделия прикладного искусства и применение в быту.

2.Тема: «Ёж» (аппликация с использованием природного материала)

Цель: Формирование у детей навыка делать аппликацию с использованием природного материала.

3.Тема: "Красивый букет" (печатание растений)

Цель: Ознакомление с нетрадиционной техникой рисование (нанесение на листья и отпечатывание). Развивать сенсорные эталоны формы, цвета, величины. Воспитывать аккуратность.

4.Тема: «Клубничка» из гороха

Цель: Развивать эстетический вкус, совершенствовать коммуникативные навыки, умение самостоятельно ориентироваться в задании, развивать умение составлять несложные композиции из сделанного материала.

 

Октябрь (мозаичная аппликация).

1. Тема: Коллективная «Осень–краса» (стразы)

Цель: В работе с блестками соблюдать аккуратность. Определять приемы работы и инструменты, контролировать свою работу (определять правильность действий и результаты). Учить правильно оценивать качество готовых изделий.

2. Тема: «Яблочко».

Цель: Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками

3. Тема: «Листик».

Цель: Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними 

4. Тема: «Рыбка» из пуговиц

Цель: Учить умению подбирать нужного размера пуговицы, располагать их на «рыбке». Воспитывать аккуратность.

 

Ноябрь (обрывная аппликация).

1. Тема: «Деревья».

Цель: Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья.

2. Тема: «Яблочный сад».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (яблочки); развивать воображение.

3. Тема: «В саду много ягод и цветов».

Цель: Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки ягоды, цветы. (Коллективная работа).

4. Тема: «Зверюшки».

Цель: Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек.

 

Декабрь (объёмные аппликации из бросового материала).

1.Тема: «Зимушка, зима».

Цель: Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности.

2.Украшением на елку (снежинка).

Цель: воспитывать у детей терпение, самостоятельность и аккуратность.

3. Тема: Открытка «Веселые хоровод».

Цель: Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

4. Тема: «Елочка»

Цель: продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда.

 

 Январь (аппликации из ваты)

1. Тема: «Зайчик»

Цель: Учить на бархатной бумаге изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.

2. Тема: «Барашек»

Цель: продолжаем учиться делать аппликацию из ваты.

3. Тема: «Веселый снеговик».

Цели: уточнить и обобщить знания детей о зиме;

 

Февраль (аппликация из крупы, яиц, макарон).

1. Тема: «Декоративные узоры на круге». (Поделка из семян тыквы, арбуза и семечек).

Цель: Учить задумывать содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приёмы лепки. Развивать фантазию, творчество

2. Тема: «Цыплёнок». (Аппликация из крупы).

Цель: Продолжать учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыплёнка посыпаем пшено, червячка делаем из гречки, травку из гороха.

3. Тема: «Экзотические рыбки». (Аппликация из семян тыквы).

Цель: Учить аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке.

4. Тема: «Открытка ко дню защитника отечества». (Аппликация из макарон).

Цель: Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон.

 

Март (аппликация из природного материала)

1. Тема: «Зверушки».

Цель: Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – каштан. Для соединения деталей использовать пластилин.

2. Тема: «Ёжик».

Цель: Учить детей изготавливать ёжика из каштана, проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина.

3 Тема: «Закладка для книг» (из бумаги)

Цель: Развивать умения работать ножницами (вырезать сердечки или фигурки по желанию детей). Развивать чувство цвета

4.Тема: «Полосатый кот» (путем обрыва бумаги)

Цель: Учимся создавать образ кота из бумаги путем обрыва.

 

Апрель (аппликация из цветной и гофрированной бумаги)

1. Тема: «Первые цветы».

Цель: Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

2.«Ракеты и кометы».

Цель: Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на 3 треугольника (большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья).

3. Тема: «Нарядные крылышки» (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).

Цель: Приготовить разные цилиндры размером с пальчик. И будем мастерить разных насекомых, туловище которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки. Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги.

4. Тема: «Русские березы» (путем обрыва бумаги)

Цель: Создать картину–пейзаж путем обрыва бумаги. Коллективная

 

Май (аппликация из ткани и нити)

1.«Беседа откуда нитки к нам пришли. Аппликация Верба»

Цель: Познакомить детей техникой вытягивания ваты из комочка, изготовления веток из нити и завязыванием узелков для утолщения.

2. Тема: «Морковка». (Аппликация из ниток).

Цель: Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.

3. Тема: «Валентинки». (Аппликация из резаных ниток).

Цель: Продолжить знакомить с техникой выполнения аппликаций из ниток. Учить равномерно намазывать участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками.

4. Тема: «Красивое платье». (Аппликация из ткани).

Цель: Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

 

В результате обучения в кружке дети должны получить знания:

- О материалах, инструментах;

- О правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- О месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

- О видах декоративно - прикладного искусства

- Об особенностях лепных игрушек;

- О способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, ткань и т.д.)

- О проектной деятельности.

 

5.Оценочные материалы по рабочей программе художественно- творческой направленности «Очумелые ручки»

на 2019-2020 учебный год

Являются выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, детям; составление альбома лучших работ.

6.Методическая и художественная литература по рабочей программе творческой направленности «Очумелые ручки»

на 2019-2020 учебный год

  1. Агнешка Байраковска-Пженёсло «Чудесные поделки из макарон», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.
  2. Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 1998г.
  3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М, «Просвещение»,1991г.
  4. Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.
  5. Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
  6. Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
  7. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
  8. Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.
  9. Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.
  10. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.
  11. «Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2008г.

 

7.Методические пособия и дидактический материал по рабочей программе эстетической направленности «Очумелые ручки»

на 2019-2020 учебный год

Материалы, инструменты и дополнительные приспособления:

Акварельные краски, гуашевые краски, мел, цветные карандаши, простые карандаши, трубочки от сока, восковые мелки, свечи бумага, различны природный материал, бросовый материал, ткани, листья, клей момент, «ПВА», ножницы, иглы, нитки, картон, фанера, ленты, тесьма, бисер, пластилин, кисти, ластик.

Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

Демонстрационные образцы, художественные альбомы, журналы, фотографии, иллюстрации, книги, компакт-диски, флеш-карта, методические разработки, методическая литература, раздаточный материал, пособия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План кружка "Очумелые ручки"95 КБ

Предварительный просмотр:

                               Пояснительная записка

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Этому я хочу научить детей своей группы «Колокольчики». Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

Направленность программы: Художественно - эстетическое развитие.

Новизна кружка заключается в том, что используются разные формы работ подходы. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Новизна программы еще заключается и в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве.

Актуальность Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд, так же игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работая с тканью. В процессе работы с этим материалом дети познают свойства, возможности их преобразования и использование его в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий»,Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки из ткани. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Цель

Развитие личности ребенка, способного

к творческому самовыражению

через овладение творческими

навыками в художественной деятельности.

Задачи

1.Сформировать у детей интерес к видам труда.

2.Познакомить со свойствами материалов.

3.Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.

4.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

5.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.

6.Способствовать развитию конструктивной деятельности.

7.Развивать твёрдость рук, технические навыки.

8.Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.

Возраст детей: 4-5 лет, одновозрастной группы, наполняемость группы 10 чел

Срок реализации: 1 год.

1 занятие в неделю по 20 минут

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- частично- поисковый;

- практический.

В проведении занятий используются индивидуальные и групповые формы работы.  Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программа содержит региональный компонент.

Ожидаемые результаты освоения программы

Главным результатом реализации рабочей программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

Этапы работы.

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок

Дети:

- Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

- Освоят навыками работы с ножницами и клеем.

- Научатся видеть необычное в обычных предметах.

- Разовьют мелкую моторику рук.

Работа с родителями: индивидуальные консультации, анкетирование, ознакомление родителей с задачами кружка, с планом работы.

Подведение итогов: осуществляется в виде составления книжек раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок.

 В программу кружка «Очумелые ручки» входит ряд разделов:

- Работа с бумагой и картоном

- Работа с тканью и нитью

- Работа с природным материалом

- Работа с бросовым материалом

- Лепка

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к художественному труду В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.


1. Календарный учебный график по рабочей программе художественно- эстетической направленности «Очумелые ручки»

на 2019-2020 учебный год

Содержание

Возрастная группа

Средняя группа 4-5 лет

Календарная продолжительность учебного периода

Полугодие 2019 года

Полугодие  2020 года

01.09.2019-31.05.2020

35 недели

16 недель

19 недель

Объем недельной образовательной нагрузки

        20 минут

Сроки проведения мониторинга реализации  программы

27.05.2020 по 31.05.2020

2. Учебный план по рабочей программе

художественно- творческой направленности «Очумелые ручки»

     на 2019-2020 учебный год

Вид деятельности

Возрастная группа

Объем образовательной нагрузки

художественно- эстетическая

Средняя группа Воспитанники 4 -5 лет

Недельная

1 занятие

 20 минут

За весь курс

35 занятий

11ч 20 мин


3.Тематический план по рабочей программе художественно- эстетической направленности «Очумелые ручки»

на 2019-2020 учебный год

№ п/п

Месяц

Название темы

Количество часов

1

сентябрь

Вводное занятие

«Ёж» 

«Красивый букет»

«Клубничка» 

1час

1час

1час

1час

2

октябрь

«Осень–краса»

«Яблочко»  

«Листик»  

«Рыбка»

1час

1час

1час

1час

3

ноябрь

«Деревья»

«Яблочный сад»

«В саду много ягод и цветов»

«Зверюшки»

1час

1час

1час

1час

4

декабрь

«Зимушка, зима»

«Украшением на елку»

«Веселые хоровод»

«Елочка»

1час

1час

1час

1час

5

январь

«Зайчик»

«Барашек»

«Веселый снеговик»

1час

1час

1час

6

февраль

«Декоративные узоры на круге»

«Цыплёнок»

«Экзотические рыбки»

«Открытка ко дню  защитника Отечества»

1час

1час

1час

1час

7

март

«Зверушки»

«Ёжик» 

«Веточки с листьями»

«Беседа о флористике. Картина из листьев»

1час

1час

1час

1час

8

апрель

«Первые цветы»

«Ракеты и кометы»

«Нарядные крылышки» 

«Русские березы»

1час

1час

1час

1час

9

май

«Аппликация Верба» 

«Морковка»

«Валентинки»

« Красивое платье»  

1час

1час

1час

1 час


4.Календарно- тематический план по рабочей программе

художественно- эстетической направленности «Очумелые ручки»

на 2019-2020 учебный год

Сентябрь (вводное занятие)

1.Тема: Вводное занятие

Цель: Дать детям представление о ручном труде, расширить знания об этом древнем виде искусства, рассказать, как с помощью аппликации и другого подручного материала можно создать интересные модели. В работе использовать фотографии, изделия прикладного искусства и применение в быту.

2.Тема: «Ёж» (аппликация с использованием природного материала)

Цель: Формирование у детей навыка делать аппликацию с использованием природного материала.

3.Тема: "Красивый букет" (печатание растений)

Цель: Ознакомление с нетрадиционной техникой рисование (нанесение на листья и отпечатывание). Развивать сенсорные эталоны формы, цвета, величины. Воспитывать аккуратность.

4.Тема: «Клубничка» из гороха

Цель: Развивать эстетический вкус, совершенствовать коммуникативные навыки, умение самостоятельно ориентироваться в задании, развивать умение составлять несложные композиции из сделанного материала.

Октябрь (мозаичная аппликация).

1. Тема: Коллективная «Осень–краса» (стразы)

Цель: В работе с блестками соблюдать аккуратность. Определять приемы работы и инструменты, контролировать свою работу (определять правильность действий и результаты). Учить правильно оценивать качество готовых изделий.

2. Тема: «Яблочко».

Цель: Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками

3. Тема: «Листик».

Цель: Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними 

4. Тема: «Рыбка» из пуговиц

Цель: Учить умению подбирать нужного размера пуговицы, располагать их на «рыбке». Воспитывать аккуратность.

Ноябрь (обрывная аппликация).

1. Тема: «Деревья».

Цель: Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья.

2. Тема: «Яблочный сад».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (яблочки); развивать воображение.

3. Тема: «В саду много ягод и цветов».

Цель: Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки ягоды, цветы. (Коллективная работа).

4. Тема: «Зверюшки».

Цель: Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек.

Декабрь (объёмные аппликации из бросового материала).

1.Тема: «Зимушка, зима».

Цель: Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности.

2.Украшением на елку (снежинка).

Цель: воспитывать у детей терпение, самостоятельность и аккуратность.

3. Тема: Открытка «Веселые хоровод».

Цель: Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

4. Тема: «Елочка»

Цель: продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда.

 Январь (аппликации из ваты)

1. Тема: «Зайчик»

Цель: Учить на бархатной бумаге изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.

2. Тема: «Барашек»

Цель: продолжаем учиться делать аппликацию из ваты.

3. Тема: «Веселый снеговик».

Цели: уточнить и обобщить знания детей о зиме;

Февраль (аппликация из крупы, яиц, макарон).

1. Тема: «Декоративные узоры на круге». (Поделка из семян тыквы, арбуза и семечек).

Цель: Учить задумывать содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приёмы лепки. Развивать фантазию, творчество

2. Тема: «Цыплёнок». (Аппликация из крупы).

Цель: Продолжать учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыплёнка посыпаем пшено, червячка делаем из гречки, травку из гороха.

3. Тема: «Экзотические рыбки». (Аппликация из семян тыквы).

Цель: Учить аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке.

4. Тема: «Открытка ко дню защитника отечества». (Аппликация из макарон).

Цель: Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон.

Март (аппликация из природного материала)

1. Тема: «Зверушки».

Цель: Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – каштан. Для соединения деталей использовать пластилин.

2. Тема: «Ёжик».

Цель: Учить детей изготавливать ёжика из каштана, проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина.

3 Тема: «Закладка для книг» (из бумаги)

Цель: Развивать умения работать ножницами (вырезать сердечки или фигурки по желанию детей). Развивать чувство цвета

4.Тема: «Полосатый кот» (путем обрыва бумаги)

Цель: Учимся создавать образ кота из бумаги путем обрыва.

Апрель (аппликация из цветной и гофрированной бумаги)

1. Тема: «Первые цветы».

Цель: Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

2.«Ракеты и кометы».

Цель: Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на 3 треугольника (большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья).

3. Тема: «Нарядные крылышки» (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).

Цель: Приготовить разные цилиндры размером с пальчик. И будем мастерить разных насекомых, туловище которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки. Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги.

4. Тема: «Русские березы» (путем обрыва бумаги)

Цель: Создать картину–пейзаж путем обрыва бумаги. Коллективная

Май (аппликация из ткани и нити)

1.«Беседа откуда нитки к нам пришли. Аппликация Верба»

Цель: Познакомить детей техникой вытягивания ваты из комочка, изготовления веток из нити и завязыванием узелков для утолщения.

2. Тема: «Морковка». (Аппликация из ниток).

Цель: Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.

3. Тема: «Валентинки». (Аппликация из резаных ниток).

Цель: Продолжить знакомить с техникой выполнения аппликаций из ниток. Учить равномерно намазывать участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками.

4. Тема: «Красивое платье». (Аппликация из ткани).

Цель: Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

В результате обучения в кружке дети должны получить знания:

- О материалах, инструментах;

- О правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- О месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

- О видах декоративно - прикладного искусства

- Об особенностях лепных игрушек;

- О способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, ткань и т.д.)

- О проектной деятельности.

5.Оценочные материалы по рабочей программе художественно- творческой направленности «Очумелые ручки»

на 2019-2020 учебный год

Являются выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, детям; составление альбома лучших работ.

6.Методическая и художественная литература по рабочей программе творческой направленности «Очумелые ручки»

на 2019-2020 учебный год

  1. Агнешка Байраковска-Пженёсло «Чудесные поделки из макарон», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.
  2. Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 1998г.
  3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М, «Просвещение»,1991г.
  4. Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.
  5. Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
  6. Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
  7. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
  8. Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.
  9. Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.
  10. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.
  11. «Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2008г.

7.Методические пособия и дидактический материал по рабочей программе эстетической направленности «Очумелые ручки»

на 2019-2020 учебный год

Материалы, инструменты и дополнительные приспособления:

Акварельные краски, гуашевые краски, мел, цветные карандаши, простые карандаши, трубочки от сока, восковые мелки, свечи бумага, различны природный материал, бросовый материал, ткани, листья, клей момент, «ПВА», ножницы, иглы, нитки, картон, фанера, ленты, тесьма, бисер, пластилин, кисти, ластик.

Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

Демонстрационные образцы, художественные альбомы, журналы, фотографии, иллюстрации, книги, компакт-диски, флеш-карта, методические разработки, методическая литература, раздаточный материал, пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Радость творчества" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет

   В данной программе представлены содержание и методические рекомендации по развитию творческих способностей детей  5-6 лет, средствами изобразительной деятельности (рисование, ...

Программа по дополнительному образованию «Умелые ручки» для детей дошкольного возраста

Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса....

расписание нод по образовательной деятельности физическое развитие для детей дошкольного возраста 2019-2020

сетка занятий НОД  инструктора по физической культуре В ДОО за 2019-2020 г...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Умелые ручки» для детей дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год (срок реализации – 1 год)

Дополнительная образовательная программахудожественно-эстетического направления«Умелые ручки»для детей дошкольного возраста (4-5 лет)на 2021-2022 учебный год(срок реализации – 1 год)...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Волшебный пластилин» для детей дошкольного возраста (3-4 лет) на 2022-2023 учебный год (срок реализации - 1 год)

Дополнительная образовательная программахудожественно-эстетического направления«Волшебный пластилин»для детей дошкольного возраста (3-4 лет)на 2022-2023 учебный год(срок реализации - 1 год...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Тестопластика -Мукосолька» для детей дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год (срок реализации - 1 год)

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Тестопластика -Мукосолька» для детей дошкольного  возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год (срок р...