"Сонюшки-пеленашки".НОД по лепке в средней группе
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

"Сонюшки-пеленашки".НОД по лепке в средней группе

16.01.2019


Спит в пруду давно лягушка,

Спит медведица – толстушка

Бродят сонные морозы,

Спят кудрявые березы.

У корней пушистой елки

Спит ежонок, нос в иголки,

Спит в сугробе до весны,

Смотрит лакомые сны.

Дремлет в гнездышке бельчонок,

В теплой хатке спит бобренок.

На подушке из пера

Спят тетёрки до утра.

Тише, тише, тишина…Спим…

Г. Лагздынь «Сонные стихи»

 

Цели занятия:

- учить детей лепить образы спящих игрушек в стилистики «пеленашек»: туловище (столбик), голова – шар и выразительные детали (ушки, носы, глазки).

- Активизировать приемы декорирования лепных поделок (украшение мелкими бытовыми предметами, отпечатками). Воспитывать интерес к эксперементированию с художественным материалом.

- Показать возможность создания композиций в маленьких коробочках – колыбельках. Воспитывать чувство формы, композиции, мелкую моторику.

– Познакомить с видом народной куклы пеленашкой, пояснить значение нового слова (кукла в пленках).

- Развивать воображение, мелкую моторику. 

 

Словарная работа: народная кукла-пеленашка, колыбель, оберег, мастерская, мастер и мастерица.

Материал: пластилин, спичечные коробки или другие маленькие коробочки, стеки, доски для лепки, пуговицы, бусины, семена гороха и фасоли, маленькие бантики, узкие ленточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь на ковре, только не шумите. Моя куколка Маша засыпает, и я ей сейчас спою колыбельную песенку.

Г. Лагздынь «Сонные стихи»

Спит в пруду давно лягушка,

Спит медведица – толстушка

Бродят сонные морозы,

Спят кудрявые березы.

У корней пушистой елки

Спит ежонок, нос в иголки,

Спит в сугробе до весны,

Смотрит лакомые сны.

Дремлет в гнездышке бельчонок,

В теплой хатке спит бобренок.

На подушке из пера

Спят тетёрки до утра.

Тише, тише, тишина…Спим…

Воспитатель: А вам мамы поют колыбельные песенки перед сном? А для чего они вам их поют?

Дети: Чтобы мы крепко уснули и чтобы сны хорошие приснились.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воспитатель: (показывает детям иллюстрации с изображением народной куклы – пеленашки.) Ребята, в давние – давние времена на Руси народные мастера и мастерицы делали кукол из дерева или соломы на забаву маленьким детям.

Кукла-Пеленашка - это самая первая куколка, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, как оберег от злых сил, болезней. Считалось, что она согревает место для ребенка. Когда малыш чуть-чуть подрастал, то эту куколку давали ему играть, поэтому при ее изготовлении ни в коем случае нельзя применять бусины, пуговочки и т. п., только ткани, ленточки, кружева.

Считалось, что если куклу-Пеленашку положить в кроватку к ребенку, то это собьет злых духов с толку. Еще нужно приговаривать: "Не играй моим дитятком,а играй этой куколкой".

А когда приходили гости посмотреть на малыша, то чтобы не сглазить, хвалили не его, а Пеленашку: "Хорош, кукленочек!"

Воспитатель: (показывает детям современную запеленатую куклу) А можно ли эту куклу назвать пеленашкой?

Дети: Можно пеленашкой назвать того, кто (или что) завернуты в пеленки,

Воспитатель: И настоящего малыша…даже взрослого человека, если его в шутку завернуть в огромную пеленку.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы пойдем в гости к малышам, показывать кукольный театр. В гости принято ходить с подарками, только вот что подарить малышам я не могу придумать. Какие у вас будут идеи?

Дети: Давайте подарим пеленаше.

Воспитатель: Хорошая идея! Только где нам их взять?

Дети: слепим.

Воспитатель: Тогда нам нужно переместиться в стародавнюю Русь-Матушку, народную мастерскую. Подойдите ко мне ко мне, я вас накрою русским платком, скажу волшебные слова и мы окажемся в древней русской мастерской.

Здравствуй мудрая страна,

Что отсюда не видна.

Явись ниоткуда,

Пусть свершится чудо!

Встань на пути

Нас к себе впусти!

Воспитатель: Вот мы и на месте! Только делать куклу нужно в хорошем настроении! Мастера это знали и у них получались добрые куколки!

Объяснение технологии лепки

С начала раскатываем цилиндр (столбик). Для этого берем комок пластилина и раскатываем его сначала в шар, круговыми движениями ладоней, а потом в удлиненное яйцо или валик (цилиндр). округляем концы – получается «туловище» в пеленках – пеленашка, только лица пока не видно. Затем отщипывает маленький комочек пластилина розового или белого цвета. раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилиновый валик – так получилось лицо, которое выглядывает из пеленки.

Воспитатель: Мы с вами немножко подустали, предлагаю вместе встать и размяться немножко.

Физминутка: «Маланья»

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой. (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)

На Маланью все глядели, (держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так… (ребенок показывает любое движение).

 

Воспитатель: Ну, мастера и мастерицы, возвращаемся на свои рабочие места и продолжим. Присаживаемся правильно. Выпрямитесь, прислоните спины к спинкам стула, ноги поставьте ровно на пол.

Воспитатель: А теперь, ребята, прищипывая или вытягивая, сделаем носики у наших пеленашек, затем вкрапляем глазки – бусинки. И украсим пеленки узором в горошек или бантиком, можно перевязать пеленку ленточкой. Кукла готова!

Воспитатель: А куда положим мы наших пеленашек?

Дети: В колыбельку.

Воспитатель: Да, предлагаю превратить спичечный коробок в колыбельку или кроватку, а может быть коляску (по своему желанию): из салфетки можно сделать пеленочку и вылепить подушку, для коляски можно сделать колеса из пуговиц.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Воспитатель: Молодцы! Какие красивые получились у вас куколки-пеленашки. Как вы думаете деткам младшей группы понравятся наши подарки? Витя, что тебе сегодня понравилось, а что нет? Рита, что ты запомнила сегодня? Ребята кому сегодня было весело и интересно возьмите снежинку, а кому было скучно или грустно возьмите дождинку.