Дополнительная образовательная программа "Пластилиновая живопись"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Абидова Дилора Аскаровна

Пластилиновая живопись

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_plastilinovaya_zhivopis.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №6

к Дополнительной общеобразовательной программе

платных образовательных услуг на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа

платной образовательной услуги

«Пластилиновая живопись»

(4-5 лет)

Исполнитель:

Воспитатель

 Абидова Дилора Аскаровна

г. Нягань

2017

Пояснительная записка

Рабочая программа платной образовательной услуги «Пластилиновая живопись» составлена на основе программы «Пластилинография» Г.Н. Давыдовой

Контингент

воспитанников

Характеристики возрастных особенностей развития детей

4-5 года

В средней группе происходит дальнейшее формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, может свободно ориентироваться в пространстве, ходить и бегать, согласуя движения рук и ног. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.

Социальная ситуация развития на пятом году жизни характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. Ребенок начинает выделять для себя структуру игры: сюжет, роли, игровые действия. Дети средней группы могут выстроить последовательность игровых действий в соответствии с логикой развития сюжета, они способны по ходу игры менять свою роль, если этого требует развертывание сюжета. У детей появляется возможность установления ролевых взаимодействий с одним-двумя партнерами.

В игре ребенок отражает предметные действия взрослых, направленные на других людей, обозначая эти действия ролью (я – доктор, я – мама, я – продавец).

В данном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как изобразительное искусство, аппликация, конструирование.

На 5-ом году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка. Совершенствуется речевой слух, дети могут сравнивать слова по звучанию, определять первый звук в слове, учатся правильно произносить слова. Формируется грамматический строй речи. Развивается связная речь, ребенок в состоянии уже передать содержание небольших сказок и рассказов, составить рассказ по картинке, сначала с помощью педагога, а впоследствии самостоятельно.

Самым важным в развитии познавательных способностей в этом возрасте является развитие способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путем приобщения детей к действиям по построению и использованию наглядных моделей различных типов, сочетание цветов, персонажей, сказочных предметов и т. п.).

В области развития творческих способностей, воображения происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации.

Развитие коммуникативных способностей происходит посредством игры, которая является основным видом деятельности в этом возрасте.

Развитие регуляторных способностей происходит во внешнем плане, когда правила в различных формах предлагаются ребенку взрослым, контролирующим также и их выполнение.

Развитие регуляторных способностей предполагает возникновение у детей положительных эмоциональных переживаний, а затем и эмоциональных образов, связанных с взаимодействием с детьми в группе детского сада, проявление отношения к действиям других детей, овладение правилами поведения на уровне контроля и фиксации нарушений правил другими детьми, и часто невозможности соблюдения правил самими.

Возрастные

Группы

Цели и задачи программы

К концу года ребенок знает, умеет

1.

Воспитанники 4-5 лет

Цель: моделирование реальных объектов, передача движений объекта, создание живописной композиции посредством овладения техники пластилинография.

Задачи:

1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинография. 

2. Освоить приемы пластилинографии (раскатывание, скатывание, оттягивание, заглаживание, сплющивание, прощипывание).

3. Развивать творческие способности.

- умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии;

- создает с помощью нетрадиционных способов композиции из пластилина, рисования пластилином;

- создает живописные композиции, используя эмоционально-контрастные персонажи;

- создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов;

- использует в работе основные приемы пластилинографии (отщипывание, сплющивание, деление на части, раскатывание, размазывание);

- при создании изображения проявляет воображение, фантазию.

Программа рассчитана на один год обучения для воспитанников 4-5 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия - 20 минут. 

Наименование платной услуги

Количество НОД

неделя/месяц

Общее кол-во часов в год

1.

«Пластилиновая живопись»

1

4

28

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема

Задачи

Количество часов

Дата проведения

Примеча-

ние

1

Созрели яблочки в саду

1. Учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева: отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).

2. Развивать эстетическое восприятие природы.

1

20.10.2017

2

Осенние листья

1. Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета.

2. Воспитывать навыки аккуратности.

1

27.10.2017

3

Радужное настроение

1. Учить раскатывать пластилин в ладошках в технике пластилинографии, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали; правильно подбирать цвета и оттенки.

2. Развивать творческие способности.

1

03.11.2017

4

Весёлый ёжик в лесу

1. Учить передавать в работе характерные особенности окраса осенних листьев; правильно выбирать фон для будущей работы; уметь разглядывать различные оттенки цвета.

2. Развивать эстетическое восприятие.

1

10.11.2017

5

Подарок для овечки

1. Формировать умение передавать особенности внешнего облика животного через технику пластилинография.

2. Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.

3. Развивать творческие способности.

1

17.11.2017

6

Цветы в вазе

1. Учить детей путём пластилинографии передавать строение цветов в вазе, направление веток, украшать разноцветными шариками.

2. Учить пользоваться стекой, передавая форму листьев.

1

24.11.2017

7

Варежка со снежинками

1. Учить лепить плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных «колбасок» путем техники пластилинографии.

3. Развивать конструктивные способности.

1

01.12.2017

8

Филимоновская свистулька

1. Развивать умения отражать характерные особенности оформления филимоновской игрушки в нетрадиционной технике – обратной пластилинографии.

3. Развивать творческие способности.

1

08.12.2017

9

Снеговик

1. Закрепить способ создания знакомого образа посредством пластилинографии на горизонтальной плоскости путём раскатывания, сплющивания.

2. Развивать интерес к экспериментированию через включение в оформление работы «бросового» материала для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

1

15.12.2017

10

Новогодняя елочка

1. Учить детей путём пластилинографии передавать строение ёлки, направление веток, украшать разноцветными шариками.

2. Учить пользоваться стекой, передавая игольчатую пушистость ёлки.

3. Развивать творческие способности.

1

22.12.2017

11

Воздушные шары для праздника

1. Учить детей путём пластилинографии передавать форму шара, располагая на горизонтальной поверхности.

2. Развивать творческие способности.

1

29.12.2017

12

Пингвины на льдине

1. Познакомить детей с представителями животного мира – пингвинами.

2. Формировать умение передавать характерное строение птицы через пластилинографию.

3. Развивать творческое воображение, цветовосприятие.

1

12.01.2018

13

Барышня

1. Развивать умения отражать характерные особенности оформления барышни в нетрадиционной технике – обратной пластилинографии.

2. Развивать творческие способности.

1

19.01.2018

14

Подарок другу

1. Учить детей раскатывать ладонями шарики разного размера, цвета в технике пластилинографии; затем расплющивать придавливающими движениями, располагая на горизонтальной поверхности.

2. Развивать творческие способности.

1

26.01.2018

15

Матрешки-подружки

1. Развивать умения отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – обратной пластилинографии.

2. Развивать творческие способности.

3. Воспитывать интерес к народной игрушке.

1

02.02.2018

16

Ветка ели с шишками

1. Учить передавать выразительный образ заснеженной ветки ели в технике пластилинографии.

2. Развивать творческие способности.

1

09.02.2018

17

Сказка «Теремок»

1. Учить лепить плоскостные изображения персонажей сказки из отдельных частей в технике пластилинографии и словесной инструкции воспитателя.

2. Развивать творческие способности.

1

16.02.2018

18

Рыбки в аквариуме

1. Развивать формообразующие движения руки в работе техники пластилинографии.

2. Развивать воображение, образную память, умение продумывать композиционное построение изображения.

1

23.02.2018

19

Подарок папе

1. Учить в технике пластилинографии передавать плоскостное изображение танка, используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений), передавать форму, характерные детали танка.

2. Развивать творческие способности.

1

02.03.2018

20

Мимоза

1. Развивать умение изображать цветы при помощи пластилинографии, закреплять умения смешивать пластилин разного цвета для получения выразительности образа средствами многослойной пластилинографии.

2. Развивать творческие способности.

1

09.03.2018

21

Букет цветов

1. Развивать умение изображать цветы при помощи пластилинографии, закреплять умения смешивать пластилин разного цвета для получения выразительности образа средствами многослойной пластилинографии.

2. Развивать чувство формы и цвета.

1

16.03.2018

22

Овечки на лугу

1. Формировать умение передавать особенности внешнего облика животного через технику пластилинография.

2. Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта.

3. Развивать творческие способности.

1

23.03.2018

23

Солнышко пригрело

1. Развивать умение изображать цветы при помощи пластилинографии, закреплять умения смешивать пластилин разного цвета для получения выразительности образа средствами многослойной пластилинографии.

2. Развивать чувство формы и цвета.

1

30.03.2018

24

Веселый клоун

1. Учить лепить в технике пластилинографии плоскостные изображения клоуна из отдельных частей и по словесной инструкции воспитателя.

2. Развивать творческие способности.

1

06.04.2018

25

Космос

1. Учить лепить в технике пластилинографии плоскостные изображения ракеты из отдельных частей и по словесной инструкции воспитателя.

2. Развивать творческие способности.

1

13.04.2018

26

Сказка «Колобок»

1. Учить лепить в технике пластилинографии плоскостные изображения персонажей сказки из отдельных частей и по словесной инструкции воспитателя.

2. Закреплять умение в скатывании между ладоней шарика и его сплющивания.

3. Развивать творческие способности.

1

20.04.2018

27

Березовая роща

1. Учить лепить в технике пластилинографии плоскостные изображения берёзы, равномерно располагая осенние листья по веткам берёзы.

2. Закреплять умение скатывать очень тонкие «колбаски» для нанесения характерности строения ствола.

3. Развивать творческие способности.

1

27.04.2018

28

Диагностика

Выявить умения передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии.

1

11.05.2018

Итого:

28

Достижения детей, приобретаемые в результате образовательной работы, отслеживаются по диагностике Г.Н. Давыдовой.

ДИАГНОСТИКА

1. Творческая активность
а) Повышенный интерес, творческая активность – высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог – средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания – низкий уровень.
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения - высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски – средний уровень
в) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность – низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами - высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами – средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер – низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень
б) Ручная умелость развита - средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца - высокий уровень
б) Требует незначительная помощь - средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий уровень
6. Показатели технических навыков
- раскатывание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень
- сплющивание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень
- размазывание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

Список средств обучения

1. Наглядные материалы:

- произведения разных видов искусств (живопись, графика, архитектура, народное творчество и др.);

- иллюстрации Гжели, Хохломы, Городца.

2. Оборудование:

- пластилин, листы бумаги, картон, гуашь, клей, кисти, дощечки, стеки, палочки, трубочки, шприц, салфетки;

- природный материал, бросовый материал.

3. Печатные пособия:

- тематические картинки.

4. Технические средства:

- ноутбук.

5. Дидактические пособия

- наглядно-дидактические пособия, изделия декоративно-прикладного искусства, народные игрушки.

Список литературы

1. Давыдова Г.Н. Пластилинография - 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

2. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2007.

3. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада/ Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.

4. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1984.

5. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....