Волшебный мир бумаги
консультация по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Баркова Любовь Витальевна

«Мир будет счастлив только

 тогда, когда у каждого

человека будет душа

 художника. Иначе говоря,

 когда каждый будет

находить радость в своем

 труде».

                                                                 Роде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_trud_2.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебный мир бумаги

«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде», - Роден.

Художественный труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.

Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.

Художественный ручной труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).

Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими рука Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.ми симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы. Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду; стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии

Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т.д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И не маловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.

Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

Пропущенная через сердце детская работа не имеет цены, понятно, что её название – эксклюзивная и она должна войти в историю развития малыша.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:

- объяснительно – иллюстративный,

- репродуктивный,

- проблемного изложения,

- частично поисковый,

- рефлексивные приёмы и методы,

- игровой.

Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится  наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде:

   Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);

   Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);

   Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);

   Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

   Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

 Занятия с детьми можно проводить по следующей схеме:

1.  Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2.  Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.

3.  Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4.  Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5.  Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6.  Самостоятельное изготовление поделки.

7.  Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8.  Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Содержание работы.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ.На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку»

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

 Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности.

Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Необходимо стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной эмпатии,  восхищения успехами детей.

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда

 Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются успехам в труде, но и самокритично оценивают работы.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.

 Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

.«Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» - по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения».

Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

 

Содержание художественного труда дошкольников составляют:

v    Работа с бумагой, картоном:

- аппликация из разно-фактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом,

- изготовление декоративных панно, открыток;

- изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров.

Вместо традиционных занятий предлагается форма  творческих проектовдля которых характерно следующее:

– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей — взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции).

Также одной из форм является создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных), в этом процессе  принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Условия успешной организации ручного труда:

насыщенная  развивающая среда

свободный доступ к материалам

создание эмоционально-положительной творческой атмосферы

использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления

непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми

провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.

Задачи по программе «От рождения до школы»

 в разделе «Прикладное творчество.  Ручной труд»

              Старшая группа

Подготовительная группа

- Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях.

- Работать по готовой выкройке

( шапочки, лодочки, домик, кошелек).

- Закрепить умение складывать бумагу в разных направлениях.

- Использовать разную по фактуре бумагу.

- Делать разметку с помощью шаблона.

- Создавать игрушки – забавы

( мишка- физкультурник, клюющий петушок и др.

- Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожки, закладка).

- Подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам.

- Формировать умение использовать образец.

- Закрепить умение создавать из бумаги объемные фигуры; делить квадратный лист на несколько разных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзина, кубик).

-Формировать умение самостоятельно создавать игрушки для сюжетно- ролевых игр (флажки, сумочки, салфетки); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения.

- Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал); ремонту книг, настольно- печатных игр.

Закрепить умение детей экономно и рационально расходовать материал.

Совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами.

Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами

Работай за своим рабочим местом.

Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.

Нельзя брать в рот мелкие детали.

При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.

При работе с ножницами, держи их параллельно столу.

Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

Когда режешь, держи ножницы концами от себя.

При работе не держи ножницы концами вверх.

При вырезании детали поворачивай бумагу.

Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

Не работай ножницами с ослабленным креплением.

Береги инструменты, экономь материалы.

Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

В старшем дошкольном возрасте, исходя из задач для закрепления  умения ,которые необходимо сформировать в соответствии с программой рекомендуем делать следующие поделки :

шапка-пилотка ,мишка, коврик из полосок ,закладки .ракеты. дома ,кошельки, создания макета города, животные.

Предлагаем следующие виды бумаги:                                                                                      для визиток цветнаябумага,гофрированная,бархатная,обёрточная,газетная,гофрированный картон, офисная, калька, салфетки, обои.

Литература

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М: 2003, - 344с.

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007.                                                                                                                                             Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада.-М:Просвещение, 1981.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 34 «Крепыш» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Доклад

«Волшебный мир бумаги»

                     

                                                                               

Подготовили воспитатели:

Баркова Любовь Витальевна

Николаева Луиза Александровна

                                                                     

                                                                                             

                                                             

                                                   

                   

Новочебоксарск 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебное перевоплощение бумаги "Бабочки"

«Бабочки»Самое красивое насекомое (по моему мнению) - бабочка. Воздушная стихия, в которой парит бабочка, завораживает своей нежностью, мягкостью, невесомостью. А какая необыкновенная расцветка ...

"Волшебный мир бумаги"

Программа для образовательного учреждения, внеурочная деятельность ....

Волшебный мир бумаги

Конспект занятия, где дети узнаю о свойствах разных видов бумаги....

Проектная деятельность "Волшебный мир бумаги"

Вид проекта: Экспериментально - исследовательский,  групповойБазисный компонент: Работа по проекту проводится в рамках разделов программы   Н. Е. Вераксы " От рождения до школы".Проектн...

проект " Волшебный мир бумаги"

Этот проект о исследовательской деятельности с детьми второй младшей группы по знакомству со свойствами бумаги...

Проект организаций поисковой деятельности в средней группе на тему: «Волшебные превращения бумаги».

Здесь представлен проект, по исследованию своиств бумаги. Надеюсь Вам и Вашим деткам будет интересно исследовать своиства бумаги, а мои материал поможет сделать это увлекательное занятие интерес...