Учимся работать с ножницами
консультация по аппликации, лепке

Петелина Анна Андреевна

в помощь маме и папе

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Игры и упражнения позволяющие освоить работу ножницами."

Любая творческая деятельность развивает у ребёнка видение и понимание прекрасного, собственный вкус, восприятие формы, цвета, объема и фактуры. Аппликация в ряду развивающих творческих занятий стоит, если не на первом месте, то на пьедестале почета точно. Уже с 3-4лет можно начинать учить малыша пользоваться ножницами (специальными детскими, не острыми) и клеем. С их помощью он сможет самостоятельно подготовить материал для аппликаций и создавать целые картины. Аппликация позволяет создавать наглядные образы к рассказываемой сказке. А если в этом участвует сам ребенок, его восторгам не будет предела! А чем еще полезна аппликация?

· Создавая мир на листе бумаги или картона, малыш учится координации, аккуратности, развивает точность своих движений. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики, а значит, и речи. Если ребенок никак не заговорит, чаще занимайся с ним аппликацией.

· Аппликация позволяет в короткие сроки выучить названия различных геометрических фигур и цвета.

· Занятия аппликацией развивают ответственность, учат общаться со взрослыми или сверстниками.

· Получившийся результат аппликации – это всегда яркие положительные эмоции, которые так важно испытывать малышам.

· Малыш получает возможность творчески проявить себя, развивает фантазию и образное мышление.

· Ребенок получает опыт работы с бумагой, картоном, ножницами, кисточкой, клеем.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения позволяющие освоить работу ножницами.

«Зубастый волк»

Пальчиковая гимнастика с имитацией движения лезвий ножниц

Младшая группа

Дети сжимают кулаки, разгибают указательные и средние пальцы.

Вот сердитый серый волк

Щёлкает зубами.

Быстро-быстро можем мы

Щёлкать вместе с вами,

Щёлк, щёлк, щёлк.

(Быстро сводят и разводят указательные и средние пальцы.)

Ну а это волк-лентяй.

Сладко он зевает,

Очень медленно, лениво

Пасть он закрывает.

Щё-ё-ёлк, щё-ё-ёлк, щё-ё-ёлк.

(Медленно сводят и разводят указательные и средние пальцы.)

Зуб у волка заболел.

Он четыре дня не ел.

Пасть закрыть не может волк.

Не выходит звонкий «щёлк».

(Медленно, но не до конца сводят и разводят указательные и средние пальцы.)

Волк рецепт в зубах зажал

И в аптеку побежал.

Головой, волк, не мотай,

Нам рецепт скорей отдай.

(Левой рукой вкладывают между указательным и средним пальцами правой руки лист бумаги и передвигают его вправо-влево.)

Дидактические игры

Младшая группа

«Что получится?»

Ребёнок держит в правой руке раскрытые ножницы, а в левой – полосу бумаги. Воспитатель, направляя левую руку ребёнка, вкладывает полосу бумаги между лезвий ножниц и продвигает её вправо-влево. Ребёнок называет геометрическую фигуру, которая получится, если он разрежет полосу бумаги.

«Волшебные ножницы».

Ребёнок произвольно разрезает полосу бумаги на части (детали), затем получает карточку, на которой изображены квадрат, прямоугольник и узкая полоска. Он должен сравнить отрезанные детали с фигурами, найти похожие по форме и придумать, какое изображение можно из них составить.

Дидактические игры-соревнования

Средняя группа

«Змееловы».

Воспитатель предлагает детям стать змееловами и поймать самую длинную змею. Каждый ребёнок получает бумажный круг, который он должен разрезать, превратив в тонкую ленту (спираль).

Побеждает тот, у кого получится самая длинная лента-змея.

«Сказал – отрезал».

Воспитатель называет форму детали: квадрат, треугольник, волнистая лента, круг и т.д. Игроки получают заготовки (листы бумаги прямоугольной формы), вырезают названные фигуры, выкладывают их на стол. Побеждаетучастник, который вырезал из заготовки наибольшее количество фигур и оставил наименьшее количество обрезков.

Все вырезанные детали дети складывают в папки-копилки и используют на занятиях по аппликации.

Дидактические игры

Старшая группа

«Чудо-звери».

Из разрезанных на части картинок с изображением различных животных дети составляют фантастических зверей и придумывают им названия.

«Волшебник-недоучка».

Воспитатель предлагает ребёнку с помощью ножниц (или без них) изменить силуэт предмета или животного. Например, чтобы превратить силуэт многоэтажного дома в будку для собаки (бегущую собаку –

в лежащую, распустившийся цветок – в бутон и т.п.), ребёнок обрывает (обрезает) части заготовки или загибает их.

«На что похоже облако?»

Ребёнок берёт лист белой бумаги формата А5 и произвольно обрывает (обрезает) его края, затем рассматривает полученное облако и говорит, на какой предмет или живое существо оно похоже. В случае необходимости воспитатель предлагает «подровнять облако», оборвав (обрезав) лишнее, или подрисовать какие-либо детали (глаза, нос и т.п.). Готовыйсилуэт предмета или животного можно поместить в папку-копилку и использовать при создании аппликации.

Дидактические игры

Подготовительная к школе группа

«Что дальше?»

Перед игроком разложено несколько технологических карт (наборов карточек, пронумерованных с обратной стороны) с алгоритмом создания той или иной детали аппликативного изображения. Ребёнок сначала выбирает карточки, на которых показана последовательность вырезания детали аппликации, выкладывает их, проверяет (по номерам), правильно ли выполнил задание, затем выбирает бумагу-заготовку оптимального размера и формы и вырезает деталь.

«Часть и целое».

Дети получают игровые карты с контурными изображениями нескольких (4 – 6) предметов. Ведущий (взрослый или ребёнок) последовательно показывает карточки с фрагментами (правая или левая, верхняя или нижняя половина) силуэтов предметов. Игрок, нашедший на своей игровой карте соответствующее контурное изображение, берёт карточку у ведущего и размещает её на своей игровой карте. Побеждает ребёнок, первым составивший из частей все силуэтные изображения на своей игровой карте.

«Близко – далеко».

Ребёнок выкладывает из деталей (вырезанных из плотного белого картона разных по размеру силуэтов зданий, деревьев, транспортных средств, людей и животных) многоплановую сюжетную композицию. Затем рассказывает, что изобразил, и объясняет особенности расположения деталей с учётом основного закона перспективы (чем дальше располагается предмет,

тем он кажется меньше).

«Архитектор».

Дети выкладывают из деталей (вырезанных из плотного белого картона силуэтов стен, колонн, арок, куполов, башен и т.д., относящихся к разным архитектурным стилям) изображения реальных и воображаемых зданий. (К игре прилагается набор карточек с фотографиями или графическими изображениями различных зданий.)



Предварительный просмотр:

Учимся резать ножницами.

Умение резать ножницами требует удивительно  большого количества навыков, как для маленького ребенка, так и для дошкольника. Чтобы правильно резать ножницами, должна происходить одновременно координация левой и правой рук, которые совершают абсолютно разные движения. И дело это не такое уж легкое, как кажется нам, взрослым. Возьмём, к примеру, резку по прямой линии в центре бумажного листа. Ребёнок должен держать ножницы тремя пальцами одной руки, при этом постоянно открывать и закрывать их. В то время как второй рукой он держит бумагу и двигает её вслед за ножницами. И в это время ещё нужно оставаться на линии разреза. Из этого очевидно и ясно — резка ножницами требует большой точности и двусторонней координации. В это время интенсивно развивается мелкая моторика малыша, а вместе с ней и головной мозг. Вот почему так важно научить ребёнка вырезать ножницами, так же, как и другим навыкам, требующим двусторонней координации — застёгивание пальто, открывание конверта, откручивание крышки пакета молока и т.д. Резание ножницами так же укрепляет руку малыша, готовя её к письму. Задействуется та же группа мышц, которая необходима для правильного удержания карандаша. Начинать обучать ребёнка резать ножницами можно в 2,5 — 3 года, но всё индивидуально, и зависит от его особенностей и навыков.

Техника безопасности:

-  Даже если вы дали ребенку детские ножницы, сразу учите его тому, как он должен себя вести с настоящими. Объясните, почему нельзя ими размахивать, как не порезаться.

- Ножницы нельзя грызть, тыкать ими себе или другому в лицо. В идеале их нужно держать подальше от лица.

- Ножницы - это не игрушка. Их нужно использовать только по прямому назначению.

- Для детей постарше, если необходимо разрезать ткань, ножницы для бумаги могут оказаться непригодными или просто неудобными. Возможно, придется воспользоваться другой моделью.

- Если ножницы сломались, лучше их заменить, поскольку неисправным инструментом можно причинить кому-либо вред.

- Не заставляйте ребенка учиться пользоваться новым для него инструментом, если он не в настроении.

Рекомендуется соблюдать следующие правила:

- Начинайте обучение в холодное время года. Летом малышу хочется заниматься совсем другим: прекрасная погода, множество игровых площадок, общение и игры с другими детьми наверняка займут свободное время. Осенью же придется часто сидеть дома из-за дождей и наступившего холода, а в два года мало кто отдает детей в детский сад. Освободится много времени, можно попробовать заинтересовать ребенка новым видом деятельности.

- Сначала покажите ребенку, как вырезать квадратики и полосочки из бумаги. Можно наметить линии среза. Переходить к вырезанию чего-либо круглой или овальной формы лучше примерно к трехлетнему возрасту, когда ребенок уже освоит прямые линии.

- Не выбрасывайте обрезки бумаги, их можно использовать для дальнейших поделок.

- Превратите обучение в игру. Ребенку должно нравиться учиться пользоваться ножницами, иначе он быстро потеряет интерес. Как вариант, можно пробовать делать аппликации или гирлянды из бумаги.

- Когда ребенок уже достаточно уверенно пользуется ножницами, покажите ему, что можно вырезать и фигурки очень интересных форм

- С детьми старшего возраста (6-8 лет) тренируйтесь не только на бумаге, но и на ткани. Скорее всего, на уроках труда в школе все равно это понадобится, а в некоторых детских садах даже раньше. Ребенку нужно научиться чувствовать и ножницы, и сам материал.

- Чередуйте разные виды занятий, иначе ребенок быстро устанет. Например, после того, как из бумаги вырезана бабочка или птичка, возьмите карандаши, фломастеры или краски и раскрасьте ее.

- Не забрасывайте это занятие и периодически возвращайтесь к нему. Оставьте поделки ребенка, сделанные с использованием ножниц, на видном месте. Так малыш будет помнить, что это изделие он сделал с их помощью, возможно, он сам изъявит желание повторить творческий процесс.

Таким образом, учим детей вырезать ножницами. Шаблоны для детей в первое время очень помогают, поскольку ребенок привыкает держать ножницы правильно и пользоваться ими осторожно, соблюдая технику безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим ребенка работать с ножницами

Учим ребенка вырезать ножницамиУмение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а следовательно положительно влияет на развитие речи малыша. И все таки решение дать совс...

Консультация "Учим ребенка работать с ножницами"

         Консультация для родителей"Учим ребенка работать с ножницами"          Прежде купите детские ножнички, у кот...

Учимся работать с ножницами

В 3-4 года дети учатся работать с ножницами. Как правильно это сделать и помочь ребенку овладеть этим навыком....

Учимся работать с ножницами

Творческий труд – наиболее полезное занятие для дошкольников. Вырезание хорошо развивает мелкую моторику и стимулирует мозговую активность. Но работа с ножницами тяжелее всего дается м...

Консультация для родителей средней группы «Учимся работать с ножницами»

Творческий труд – наиболееполезное занятие для дошкольников.Вырезание хорошо развивает мелкуюмоторику и стимулирует мозговуюактивность. Но работа сножницами тяжелее всего даетсямалышу. Как научи...

Консультация "Учимся работать с ножницами"

Использование ножниц требует от ребенка особенных умений и навыков. Для малыша может весьма сложным оказывается задание вырезать что-либо, поскольку ему приходится использовать все пальчики руки не си...