Консультация для педагогов «Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании дошкольников»
консультация по аппликации, лепке (старшая группа)

Декоративно-прикладное искусство-одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возрастаНародное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, в результате которого у детей формируется эстетический вкус, формируется интерес к прекрасному в окружающей их жизни, и окружающему миру в целом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Роль декоративно-прикладного искусства

в эстетическом воспитании дошкольников»

                                                                                                      Разработала:

                            Воспитатель: Благова Н.А.

Тамбов

2020

«Роль декоративно-прикладного искусства

в эстетическом воспитании дошкольников»

 

            «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества».

                                                                                                                         В.А. Сухомлинский

Современная система образования во всех ее звеньях ориентирована на раскрытие творческого потенциала подрастающей личности через активное познание  социума  в разных  видах  деятельности, среди которых и декоративно-прикладному искусству и творчеству придается немаловажное значение. В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: велик интерес к традициям, новейшие материалы, оборудование, технологии открывают  неограниченные возможности реализовать свои творческие способности.

С введением ФГОС ДО, самостоятельная деятельность детей становится обязательной частью педагогического процесса наряду с непрерывной образовательной деятельностью, организацией режимных моментов и взаимодействием с семьями воспитанников.

Декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров - русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.

И хорошо, что сегодня происходит возвращение к народным традициям, ценностям, но наша задача поддерживать и приобщать детей к народному искусству.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, в результате которого у детей формируется эстетический вкус, формируется интерес к прекрасному в окружающей их жизни, и окружающему миру в целом.  Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость помогает ребенку расти и развиваться, как творческая личность, развивает умственную активность,  ребенок замечает и радуется чему-то прекрасному, всесторонне развивается.  \Ребенок узнает, что есть и в наше время такие умельцы и мастера, которые одарены богатой фантазией, даром, создавать своими руками   необыкновенную, удивительную красоту, радующую глаз.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.  

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

В нашей группе «Затейники» большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия  городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому перед собой поставили цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.  

Для этого разработали программу работы кружка «Народные умельцы».

При разработке программы учитывали принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, активность, воспитывающий характер обучения, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость.

Целью данной программы является: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Тщательно изучив материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов; уточнили методы и приемы, используемые при росписи. Начали с организации развивающей среды. Изготовили практический материал:  отобрали дидактические и развивающие игр, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, создали условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги), различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла.  

Поставили перед собой задачи:

  • Вовлекать ребят в художественно-творческую деятельность;
  • Приобщить к эстетической культуре;
  • Формировать духовные качества, эстетический вкус у детей;
  • Развивать художественно-творческую способность у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Пробуждать фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
  • Развивать мелкую моторику рук детей;
  • Обогащать словарный запас детей.

Выбрали следующие направления в работе:

  • Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  • Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.
  • Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

В работе используются различные методы и приемы: метод обследования, наглядности, словесный, практический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество.

Всю свою работу стараемся строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбираем разные: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решаем познавательные, обучающие и творческие задачи. Стараемся использовать различную технику рисования. Знакомя детей с изделиями народных промыслов,  приобщаем  детей к родной культуре, учим  чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждать потребность любить и радоваться жизни. Стараемся научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.  Детей знакомим с образами, характерными для русской игрушки. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов так же сопровождается художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен.

Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формируют доброжелательное отношение к нему.  Постепенно от более крупных элементов узора переходим к более мелким. В геометрическом орнаменте дети учатся выделять знакомые элементы и их украшения, чередовать элементы. Показываем, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей – точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняем, как нарисовать несложный узор, а затем предлагаем детям самим его выполнить. Тем, у кого не получается, предлагаем посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре.  Приободряем  их пословицами, поговорками: «Терпение и труд – все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит». На занятиях лепим отдельные предметы и создаем целые композиции. Вместе с детьми любуемся игрушками.

На занятиях кружка у детей пробуждается вера в своих творческих способностях, индивидуальности, неповторимости, вера в то, что они пришли в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогает  попасть детям в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре. Это делает занятия живыми и интересными. Из этого следует, что традиции передаются из поколения в поколение тремя путями: 1) через реконструкцию старинных образцов изделий; 2) через инновационные технологии; 3) через трансформацию существующих стереотипов, т.е. традиции.

Для реализации задач по изобразительной деятельности нужны       инновационные педагогические технологии.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного объединения. Какие инновационные технологии может использовать мастер-педагог, обучающий и приобщающий учащихся декоративно-прикладному искусству?          

Особое место в художественно-эстетическом воспитании отводится музею. Музейная педагогика является одной из инновационных технологий художественно-эстетического воспитания детей, способствующей приобщению к искусству.  Мини-музей – интерактивное пространство для педагогов, детей и родителей, позволяющее объединить усилия взрослых для создания условий развития личности дошкольника. Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты (например, при ознакомлении с ДПИ, народными промыслами), пополнять изделиями собственного производства.

Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Взаимодействуя с «экспонатами» мини-музея, ребенок вступает в некий «диалог» с музейной вещью, что позволяет обратить внимание дошкольника на обычные предметы, которые могут дать интересную информацию, например, в мини-музее посуды старинный бабушкин самовар и чайник могут многое о себе «рассказать». Предложения и версии детей способствуют углублению их интереса, а затем и потребность к рассматриванию и обсуждению других предметов уже в экспозиции музея (т.е. являются своего рода подготовкой к посещению «настоящего музея»).

При проведении воспитательно-образовательной работы с детьми в мини-музее эффективны следующие методы: проектирование, ролевые игры, креативная деятельность, поисковая стратегия, театрализация,  путешествие. Например, при знакомстве с самоваром инсценировать путешествие в город Тулу, организовать костюмированные «посиделки» с традиционным русским чаепитием и др.

Содержание организованных мини-музеев открывает ребенку разные способы творчества (замещение, изменение, изготовление и т.д.), развивает самостоятельную деятельность, побуждает к стремлению создавать свое авторское, оригинальное, новое.

К числу инновационных педагогических технологий и методов для развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста можно отнести: экскурсию (реальная и/или виртуальная),эвристическую беседу, информационно-коммуникационные технологии; технология «ТРИЗ» (решение изобразительных задач ),технологии проектной деятельности.

Экскурсии – условно делятся - по степени включенности детей в образовательное пространство музейной экспозиции - на два вида: реальные и виртуальные.

Экскурсии в музей позволяют разнообразить зрительный ряд образов, созданных в рамках различных видов искусств, расширить представление о видах и жанрах искусства. Сложность экскурсии заключается в том, чтобы дети за многообразием и эмоционально-эстетической насыщенностью не упустили основной темы, которой посвящена экскурсия. Поэтому экскурсии в музей рекомендуется проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

Виртуальные экскурсии, с их помощью можно не только познакомить дошкольников с самыми редкими произведениями мирового искусства, но и сделать возможным глубокий детальный анализ художественных произведений. Благодаря виртуальным экскурсиям процесс ознакомления с произведениями искусства становится эмоционально насыщенным и познавательно значимым.

Виртуальная экскурсия дает возможность прикоснуться к прекрасному - пройтись по залам музея, не выходя из детского сада.

Так же в детском саду проводятся выставки направленные на воспитание интереса к современному и народному искусству; развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольника, формирование ценностных эстетических ориентиров

Эвристическая беседа помогает педагогу стимулировать творческую активность детей в процессе создания ими художественного образа. Задавая вопросы, педагог побуждает детей задуматься, рассуждать, выбирать, и тогда происходит обмен мнениями и опытом, дети становятся активными соучастниками, а не пассивными слушателями.

Эвристическая беседа используется в процессе приобщения детей к произведениям изобразительного и монументально-декоративного искусства. Дети открывают для себя новые стороны художественного образа. Изучают специфику того или иного вида, жанра искусства, сравнивают произведения, чтобы понять их основные выразительные средства. 

Технология ТРИЗ в обучении дошкольников.

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Информационно-коммуникационные технологии

Способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компонентов

Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, что позволяет лучше запоминать материал.

Технология проектной деятельности способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Проектная деятельность детей предполагает выполнение детьми коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом или родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники.

Особенно актуальным направлением в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста является использование информационно-коммуникационных технологий.

Современные медиапродукты, ориентированные на художественно-эстетическое развитие дошкольников, содержат некоторую «информационную часть» (разделы «выставки», «галерея», «музей», коллекции изображений, рассказы о музее и экспонатах) и игровые задания (прослушать, воспроизвести, соотнести, восстановить, дорисовать). Медиаресурсы могут быть использованы в разных целях (развития восприятия и эстетических способностей, практикования в умениях, стимулирования творчества («подсмотреть» секреты у художников, скульпторов, мастеров и создать свои работы)). Возможно использование виртуальных экскурсий и музеев, дидактических презентаций, детских сайтов. Развивающая среда, направленная на приобщение к искусству, может включать наряду с наборами открыток, фотографий и репродукций оборудование, необходимое для просмотра произведений живописи, графики – DWD-плейер, ноутбук, мультимедийный проектор и интерактивная доска. В настоящее время практически все крупные музеи выпускают компьютерные программы и диски – путеводители, подборки репродукций и антологии творчества наиболее известных художников, произведения которых входят в музейное собрание.

Рассматривание слайдов произведений искусства побуждает ребят к диалогу,  вызывает желание поделиться своими впечатлениями, высказать свое впечатление к изображаемому на картине первоначально в процессе беседы со взрослым, а затем и со своими друзьями-сверстниками в группе в условиях самостоятельной деятельности.

Воспринятые дошкольниками высокохудожественные образцы декоративно-прикладного искусства  обогащают детское изобразительное творчество, самостоятельную изобразительную деятельность. Опыт взаимодействия и общения во время бесед, полученный детьми в процессе образовательной деятельности, позволит им вести диалог и в процессе самостоятельного общения с изобразительным искусством.

Таким образом, рассмотренные современные технологии художественно-эстетического воспитания детей, безусловно, способствуют развитию самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей, делают жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимают его культуру, развивают интеллект, дают ему в руки новый инструмент для познания мира.

Декоративно-прикладное искусство в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему" Народное декоративно - прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольников"

Обощение опыта работы по ознакомлению детей с народным декоративно - прикладным исскуством и его роль в эстетическом воспитании дошкольников....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РОЛЬ СИНТЕЗА ИСКУССТВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

В презентации раскрывается особенность работы в разных возрастных группах...

Консультация для педагогов «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах ...

Консультация на тему: «Роль декоративно-прикладного творчества в детском саду»

Консультация на тему: «Роль декоративно-прикладного творчества в детском саду»Культуру любой нации невозможно представить без народного искусства, фольклора, традиционной культуры, народно...

Консультация на тему "Роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника".

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника...

Народное декоративно - прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольников.

Народное искусство широко используется в художественном воспитании детей, развитии творчества ребенка. Известно, что художественно – творческие способности, умения и навыки необходимо раз...

Консультация для педагогов ДОУ: «Декоративно - прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников».

Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотического развития личности через художественное творчество необходимо поставить перед собой следующие задачи:1. создавать услов...