Нетрадиционные материалы в аппликации как средство художественной выразительности детей
учебно-методический материал по аппликации, лепке

Ацаева Елена

План по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию «Нетрадиционные материалы в аппликации как средство художественной выразительности детей»

Тема: «Нетрадиционные материалы в аппликации, как средство художественной выразительности детей дошкольного возраста».

Цель: Изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Овладение методами использования нетрадиционных материалов в технике аппликации, совершенствование пропаганды среди родителей;

-Осуществление систематической работы с детьми;

-Развивать познавательную активность в процессе использования нетрадиционных материалов в аппликации.

Данная программа составлена с учетом:

1. «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.

2. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил

3. Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод. пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с. : ил.

4. Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред. А. А. Грибовской. -М : ТЦ Сфера, 2010.-192с. (Вместе с детьми)

Литература:

1. Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.

2. Каракулова О. «Рисуем» скотчем! » // Обруч. - 2003. - № 5.

3. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

4. Воспитатель ДОУ № 1/2009

5. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. : КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования) .

6. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

7. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми») .

Изучение темы

Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

По тематике изображения аппликация подразделяется на предметную, сюжетную, пейзажную и декоративную.

По форме аппликация бывает объемной и плоской.

По цвету — одноцветная и многоцветная.

Для ее изготовления используются самые различные материалы: бумага; ткани разнообразной фактуры (хлопок, шелк, бархат, шнуры) ; кожа, мех, поролон, природные и бросовые материалы и многое другое.

Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с нетрадиционными материалами в аппликации на плоскостных формах и изображениях обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети старшего возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.) .

Занимаясь аппликацией с применением нетрадиционных материалов: яичной скорлупы, крупы, глины, ракушек, шерсти, ваты, макарон, нитей, и многих других. Знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

Итак, аппликация:

• Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

• Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

• Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.

• Помогает выучить цвета и формы.

• Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

Вот несколько нетрадиционных материалов для аппликации, которые планируются использовать в работе с детьми.

План работы

Практические выходы:(проекты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)

Сентябрь-октябрь

«Разнообразие нетрадиционных материалов для аппликации»

«Работа с цветным скотчем.

Знакомство с материалами, накопление самих материалов.

Наблюдения за процессом работы с различными материалами.

Беседы: «Пушистая вата»; «Новинки из мусорной корзинки»; «Как мы создадим интересные картины»

Коммуникации: рассказ об отличии работы с нетрадиционным материалом от работы с бумагой.

Чтение художественной литературы по теме.

Загадывание загадок.

Художественное творчество: Аппликация из цветного скотча «Осенняя березка»; «Грибной ежик»; «Цветы на клумбе»; «Декоративное панно из осенних листьев»; «Дары осени»

Д/И «Узнай на ощупь»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке».

Просмотр мультимедиа презентации. НОД «Способы работы с цветным скотчем»; Изготовление поделок.

игра «Подбери нужный цвет»

Выставка аппликативных поделок из цветного скотча.

Ноябрь-декабрь

«Волшебные нитки»

«Работа с различными видами ниток в технике аппликации»

Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов, «Весёлые уроки»

Беседы: «От куда берутся нитки»; «Вот какие разные волшебные ниточки»; «Забавные истории про клубок».

Наблюдения за процессом работы с нитками в технике аппликации.

Чтение: художественная и познавательная литература по теме.

Загадывание загадок.

Художественное творчество: аппликации: «Пушистое животное»; «Зайка серый, где ты бегал? »; «Жил-был тигр»; «Пингвин на льдине»; «Зайка в зимней шубке».

Д/И «Волшебный клубочек»; «Загадки и отгадки»; «Кто пушистый».

Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует» Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные»

Изготовление совместно с родителями макетов:

«Животные наших лесов», «Животные жарких стран»

Проект «Домашние питомцы»

Январь-март

«Мир макарон»

«Применение макарон в технике аппликации»

Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ.

Наблюдение за процессом работы с макаронами в технике аппликации.

Беседы: «Какие бывают макароны»; «Для чего ещё можно применить макароны»; «Наши друзья продукты».

Чтение художественной литературы.

Загадывание загадок.

Речевая логическая задача «Откуда взялись макароны»

Инсценировка «Весёлая макарошка»

Художественное творчество. Аппликации: «Ласточки в полете», «Снегири»; «Поющий соловей»; «Грачи прилетели » Изготовление поделок.

Викторина «Наши друзья- продукты».

Изготовление альбома «Птицы»

Выставка детских работ

Апрель - май

«Живая скорлупа»

«Работа с яичной скорлупой" Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ.

Наблюдение за процессом работы с яичной скорлупой в технике аппликации.

Беседы: «Откуда взялась скорлупа? »

Опыты с яичной скорлупой.

Дидактическая игра «Живая и неживая природа»

Загадывание загадок.

Аппликации: «Комнатный цветок»; «Черепашка»; «Норка для крота»; «Ваза с цветами»

Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате».

Выставка детских работ.

Мастер-класс для педагогов МБДОУ.

Примерные результаты:

Проведя работу по данному направлению, методом наблюдения и оценки качества выполненных работ, планируется проанализировать данные.

Проанализировав данные, выявить степень заинтересованности детей в работе с предложенными материалами. На основе сделанных выводов спланировать дальнейшую работу по данной теме.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - значимый проект «Работа с нетрадиционным материалом – как средство художественного творчества детей»

Итоговый практико - значимый проект«Работа с нетрадиционным материалом – как средство художественного творчества детей»курсы КПК по программе:«Современные стратегии реализации дошкольного образования....

План самообразования воспитателя по теме «Нетрадиционные материалы в аппликации, как средство художественной выразительности детей дошкольного возраста»

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном...

Нетрадиционные материалы в аппликации как средство художественной выразительности детей.

Цель: Изучение особенностей использования нетрадиционныхматериалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста.Задачи:-Овладение методами использования нетрадиционных материалов втехнике аппли...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование аппликации из шерстяных ниток как средство художественной выразительности детей»

Несмотря на то, что выполнение данной работы немного напоминает аппликацию, выполненную из крупы или цветной бумаги, результат все же получается более живым. С помощью шерстяных ниток можно хорошо пер...

ОПЫТ РАБОТЫ Воструховой Юлии Николаевны Тема: «Нетрадиционные материалы в аппликации, как средство художественной выразительности детей дошкольного возраста»

 Один из распространённых видов изобразительного искусства - аппликация, даёт большие потенциальные возможности для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для ...

Родительский клуб: "Использование аппликации из шерстянных ниток,как средство художественной выразительности детей".

Несмотря на то, что выполнение данной работы немного напоминает аппликацию, выполненную из крупы или цветной бумаги, результат все же получается более живым. С помощью шерстяных ниток можно хорошо пер...

Программа саморазвития «Нетрадиционные техники в аппликации как средство художественной выразительности детей дошкольного возраста» на 2020-2023 год

Программа саморазвития «Нетрадиционные техники в аппликации как средство художественной выразительности детей дошкольного возраста» на 2020-2023 год...