Занятие в подготовительной группе на тему: «Как звери в лесу зимуют»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Мельникова Наталья Михайловна

Закрепить знания детей о том, как зимуют звери в лесу, их характерные признаки внешнего вида, повадки, образ жизни зимой. Уточнить понятие детей – «Дикие животные». Учить детей различать следы животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kak_zveri_v_lesu_zimuyut.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе на тему: «Как звери в лесу зимуют»

 

Цель: Закрепить знания детей о том, как зимуют звери в лесу, их характерные признаки внешнего вида, повадки, образ жизни зимой. Уточнить понятие детей – «Дикие животные». Учить детей различать следы животных.

Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

Воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Интеграция:  речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методические приёмы: беседа-диалог, загадывание загадок, рассказ, рассматривание, игровое упражнение, слушание звукозаписи.

Демонстрационный материал:

Презентация, звуковые эффекты (хруст снега, вой волков, рёв медведя); набор предметов для угощенья зверей; набор картинок животных для дидактической игры «Четвертый лишний», мнемотаблица рассказа о диких животных, ватман с изображением леса, набор картинок животных для коллажа «Кто где живет?»

 Оборудование: оформление в зале зимнего леса, скамейки, ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран, мольберт.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.

 

Ход занятия

Дети входят в зал, и садятся за столы.

Воспитатель: Ребята послушайте внимательно стихотворение.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И наутро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес – что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно

Воспитатель: Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится о зиме.

Воспитатель: А какое время года у нас сейчас?

Дети: У нас сейчас зима.

Воспитатель: После, какого времени года к нам приходит зима?

Дети: Зима приходит после осени.

Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, признаки зимы?

Дети: деревья без листьев, холодно, идёт снег, дует холодный ветер, солнце светит, но не греет, уменьшился световой день, люди надели тёплую одежду.

Воспитатель: - Какие месяцы зимы вы знаете? Назовите мне их по порядку?

Дети: декабрь, январь, февраль

Воспитатель: В старину ребята декабрь называли «Хмурень», как вы думаете почему?

Дети: потому-то, что он хмурый бессолнечный месяц, дни короткие ночи длинные и смеркается рано.

Воспитатель: Январь в старину называли «Лютень» почему?

Дети: потому, что в этом месяце лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег.

Воспитатель: А февраль называли в старину «Снеговеем»,

Почему?

Дети: потому, что кружатся метели и вьюги, заметая леса и поля.

Воспитатель: А теперь давайте с вами вспомним зимние народные приметы?

1. Дым с столбом - к морозу.

2. Если зима снежная - то лето дождливое.

3. Кошка клубком - к морозу.

4. Воробьи дружно чирикают -  к теплу.

5. Сильно блестят зимою звёзды - тоже к морозу.

Воспитатель: Всё правильно, вот какая зимушка зима.

- Ребята, сегодня утром я получила письмо для нашей группы. Хотите узнать что там?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Давайте почитаем.

«Здравствуйте, ребята! Я старичок-лесовичок, отправил вам письмо, потому что не знаю больше к кому обратиться за помощью. На землю пришла белая и холодная зима, с лютыми морозами и холодными вьюгами. Лес уснул, потонул в снегу. И спрятались под снегом плоды и семена, корни растений. Нет ни сочной травки, нет грибов и ягод, т.е. всего того, чем так любят питаться звери в лесу. Для них наступила суровая пора. Я пытаюсь им помочь, подкормить их, но один я не справляюсь. Как помочь им, ребята?»

Воспитатель: - Ребята, как нам помочь лесным животным?

Дети: Надо набрать еды и отнести им в лес.

Воспитатель: Скажите, какие животные живут в лесу?

Дети: В лесу живут: волк, лиса, заяц, белка, ежик, лось,  дикий кабан т д.

Воспитатель: Как назвать этих животных, одним словом? Дети: Дикие.

Воспитатель: А почему их называют дикими?

Дети: Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу. И самостоятельно заботятся о своем потомстве.

Воспитатель: Давайте поможем диким животным! Соберём корзинку с едой и отправимся в зимний лес. У меня на столе, смотрите морковка и капуста это для кого?

Дети: для зайца.

Воспитатель: А шишки и грибочек?

Дети: для белочки.

Воспитатель: А рыбка и косточка?

Дети: для лисы и волка.

Воспитатель: Сено, соль, кормушка и семечки?

Дети: для лося и птиц.

(Воспитатель убирает все продукты в корзину.)

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети: нельзя рубить деревья, ломать ветки деревьев и кустарников, в лесу нельзя кричать, нарушать тишину леса, нельзя разорять гнезда, оставлять мусор.

Воспитатель: - А на чём можно добраться до зимнего леса? (на лыжах)

Мы с вами отправимся в лес на лыжах, потому что там очень много снега.

- Думаю нам нужно потеплее одеться, ведь в зимнем лесу очень холодно.

- Что нам нужно надеть?

(Дети имитируют, что надевают штаны, куртки, валенки, шапку, варежки.)

Воспитатель: Встаём на лыжи, берём в руки палки и корзинку с продуктами для зверей. Ребята идём строго друг за другом, чтоб нам не потеряться.

(Дети встают и под «хруст снега» имитируют ходьбу на лыжах за воспитателем.)

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу. Посмотрите, какой красивый лес! А какой чистый воздух. Давайте подышим морозным, лесным воздухом. (Дыхательная гимнастика)

Сколько здесь много снега. Лес, как будто, спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы. Давайте присядем на старое поваленное дерево (скамейки) и отдохнём. Посмотрите, а на поваленных деревьях тоже лежит снег. Давайте, возьмем  его в руки, положим на ладонь и сдуем его (дыхательное упражнение). Ну, а теперь, сядем.

1. Смотрите! А вон там,  чьи-то следы!

(На слайде появляется изображение следов белки)

- Как вы думаете, чьи это следы. Кто это?

Ответы детей.

- А чтобы узнать правильный ли вы дали ответ, послушайте загадку:

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

(Воспитатель показывает слайд с изображением белки.)

Воспитатель: Как называется домик белки?

Дети: Дупло.

Воспитатель: ……..расскажи нам о белке и о том, как белочка зимует. (Поставить на мольберт схему рассказа о диких животных)

Ребёнок: Белочка не боится зимы. У неё очень тёплая шубка. Зимой она серенькая, а к лету станет рыжая. Она ловко прыгает по веткам. Белки едят ягоды, фрукты, орехи, грибы, могут питаться насекомыми, яйцами птиц. На зиму белка делает запасы, складывает в дупла, гнезда, под корой. Зимой она свои запасы ищет, но не всегда находит. Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.

Воспитатель: Ну, что оставим для белочки угощенье. (Шишки, грибочек.)

2. - Ребята, чьи это следы?

Ответы детей.

- А чтобы узнать правильный ли вы дали ответ, послушайте загадку:

Размером она с небольшую собаку,
Но может, как волк, она броситься в драку.
Стоячие уши и хищные зубы.
Из меха пушистого рыжая шуба.
Полевки лесные – объект ее пищи.
Плоды, насекомых в лесу она ищет…
Боится ее вся домашняя птица.

Как имя же рыжей плутовки?

               (Лисица)

 (Воспитатель показывает слайд с изображением лисы.)

Воспитатель: ……., а что ты знаешь о лисе?

Ребенок. Лиса – хищница, она очень хитрая, у нее пушистая рыжая шерстка и длинный хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Залезает в любую нору в лесу и там живет. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой. Лиса, так же как и волк, всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи.

Воспитатель: Давайте и лисичке оставим угощенье (рыба).

3.  - Ребята, чьи это следы?

Ответы детей.

- А чтобы узнать правильный ли вы дали ответ, послушайте загадку:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода — кора.

(Заяц)

 (Воспитатель показывает слайд с изображением зайца.)

- …….., расскажи ребятам, что ты знаешь о зайцах.

Ребенок. Заяц меняет шубку два раза в год. Летом он серый, зимой – белый. Это для того, чтобы быть незаметнее для хищников. Заяц питаются корой деревьев и кустарников. У него очень много врагов: волки, рыси, лисицы, совы. Но нелегко догнать зайца. От врагов его спасают чуткие уши, быстрые ноги, косые глаза. Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если враг его догонит, он будет отбиваться лапами и кусаться.

Воспитатель: Надо оставить зайчику угощенье. Что мы ему оставим? ……, иди, достань с корзинки морковку и капусту и положи на пенек, прибежит заяц обрадуется.

4.  - Ребята, чьи это следы?

Ответы детей.

(Включить запись воя волков) Воспитатель: - Что это, дети?

Дети: Это воют волки.

 (Воспитатель показывает слайд с изображением волка)

Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он волков напугался.

Дети, сидите тихо, а то волки придут сюда. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут. (Беседа о волках). А что …… знает о волках.

Ребёнок: Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются - логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных и поэтому их называют санитарами леса. Волк может за раз съесть до 10 кг мяса. Эти животные очень выносливые и без еды могут обходиться более двух недель.

Воспитатель: Давайте ребята и для волка угощенье оставим. (Кость.)

Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили.

5. (Воспитатель показывает слайд с изображением берлоги медведя)

- Ребята, посмотрите, а это что за гора, как вы думаете? (Берлога медведя).

А что нам …… расскажет про медведя.

Ребенок: Медведь самый крупный хищник. Его высота может достигать 3 метров. Летом он хорошо питается, любит мёд, ягоды, грибы, рыбу. Накапливает жир, потом устраивает себе берлогу, устилает ее сухим мхом и листьями. Спит в ней до самой весны. Если нечаянно потревожить медведя во время зимней спячки, он будет бродить по лесу очень злой. Такого медведя называют шатун. (Воспитатель показывает слайд с изображением медведя – шатуна) и включает звукозапись рева медведя.

Воспитатель: – Такой проснувшийся зимой медведь очень опасен.

Воспитатель: Ребята, а какие звери также как медведь впадают в спячку.

Дети: Барсук, еж, суслик.

Воспитатель: Ребята давайте пойдём дальше, чтоб не разбудить медведя.

У нас в корзинке осталось еще лакомство для жителей леса. Посмотрите и скажите, кого мы угостим солью и семечками?

Дети: Лося и птиц.

— Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Положим на пенёчек сена, соль.

- Что для птичек зимой страшнее: холод или голод?

Дети. Голод.

Воспитатель: Правильно. Зимы у нас суровые, птицам холодно, но ещё больше они боятся голода. В городе птицам помогают люди, а как? Чем питаются птицы? (зерна, ягоды, крошки хлеба) Давайте мы им повесим кормушку и насыпем зернышек.

Воспитатель: - Ну, вот вроде бы всё сделали, по лесу погуляли, свежим воздухом подышали, корм оставили, пора и в детский сад возвращаться. Не будем тревожить лесных зверей.

(Дети под звукозапись «хруст снега» имитируют езду на лыжах.)

Воспитатель: - Вот мы с вами и вернулись в детский сад, снимайте лыжи и теплую одежду.

Рефлексия: - Ребята вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами сегодня побывали? Что мы видели в зимнем лесу. А зачем мы ходили в зимний лес?

Ребята зверей мы покормили теперь можно и поиграть.

Физкультурная минутка «Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. (Руки на поясе, наклон вперёд)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)

Воспитатель: - А теперь предлагаю сесть всем за столы. Сейчас я вам раздам карточки, на которых изображены различные животные.

Вам нужно внимательно посмотреть на них и определить, кто из животных  лишний? Лишнего нужно зачеркнуть карандашом.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови

И свой выбор объясни.

Проверить правильность выполнения задания. Спросить у ребят, почему они исключили именно это животное.

- Я предлагаю вам создать творческую работу.

Коллаж «Как живут звери в лесу»

Цель: закрепить знания о животных и их повадках.

Ватман с изображением зимнего леса. На столе картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т. д.) Предложить детям наклеить картинку с животным, согласно с его образом жизни зимой. Например: медведя в берлогу; белку на дерево, возле дупла; ежа в норку, зайца возле куста и т. д. Когда коллаж будет готов, попросить ребят коротко рассказать о том, чем же занимается животное на картине.

Воспитатель: - Да, ребята, вижу, что вы хорошо знаете диких животных, которые обитают в лесу. Знаете их следы,  повадки, чем питаются.

Я думаю, что лесовичок видел нас в лесу и был доволен тем, что мы помогли лесным животным и покормили их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Прогулка по зимнему лесу»

Лексическая тема. «Зима. Дикие животные наших лесов».Цель: Расширение и закрепление представлений о зиме и диких животных.Интеграция образовательных областей:познание;коммуникация;здоровьеТехнологии:и...

Интегрированная деятельность детей старшей группы на тему: «Как звери в лесу зимуют»

Интегрированная деятельность детей старшей группы на тему: «Как звери в лесу зимуют» Программное содержание:1.     Осуществлять системный подход в ознакомл...

Открытое занятие в подготовительной группе на тему: Прогулка по весеннему лесу.

Занятие-прогулка по весеннему лесу. Обыгрываются все признаки весны и природные явления этого времени: таяние снегов, ручьи,теплая погода, солнечные дни, сосульки и капель, пробуждение животных от спя...

Тема: «Как звери в лесу зимуют» (по программе "Омское Прииртышье")

Формировать представления детей о внешнем виде лесных зверей зимой. Какие звери обитают в наших краях. Познакомить с  образом жизни лесных зверей зимой: как  приспособились к суровым ус...

Занятие в подготовительной группе на тему "Дикие животные наших лесов"

Расширить представления детей о диких животных....

Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме « Как звери готовятся к зиме. Белочка и Заяц.»

Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природа. Живая природа -это удивительный, многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животн...