Кинусайга
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Внести разнообразие в творчество детей можно различными способами. Одним из вариантов, может стать рукоделие. Советую попробовать увлекательную технику кинусайга. Новое всегда привлекает. Вот и нас привлекло новое увлечение – кинусайга. Данная техника пришла к нам из Японии в России эту технику называют «пэчворк без иголки». Кинусайга – это искусство создания картин из небольших лоскутов ткани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kinusayga_kak_vid_kulturnyh_praktik.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Внести разнообразие в творчество детей можно различными способами. Одним из вариантов, может стать рукоделие. Советую попробовать увлекательную технику кинусайга. Новое всегда привлекает. Вот и нас привлекло новое увлечение – кинусайга. Данная техника пришла к нам из Японии в России эту технику называют «пэчворк без иголки». Кинусайга – это искусство создания картин из небольших лоскутов ткани.

Привлекательность

Техника интересна тем, что во-первых она менее затратна, во-вторых полная свобода в подборке сюжетов и цветов рисунка. Ну и, конечно, в любой момент в процессе работы можно заменить кусочек ткани и изменить цвет любого фрагмента на другой, для этого ничего не надо перешивать!

Так же в кинусайге нас привлекает непредсказуемость результата, возможность поэкспериментировать с материалом, совместить графику и живопись в декоративно-прикладной технике. Процесс сам по себе несложен, желательно видеть в мыслях конечный результат в тоне, цвете и стремиться выполнить задумку максимально точно.  Работы, сделанные в данной технике, выглядят реалистично и напоминаются настоящие картины! Кусочки ткани, идеально подобранные по цвету и фактуре, создают эффект объёма. Авторские фантазии безграничны, тут возможны и пейзажи, и цветы, и натюрморты.

Актуальность

Актуальность использования техники «кинусайга»  в первую очередь, конечно, связана с возможностью использования её как средство развития мелкой моторики рук, представления, воображения, мышления. Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорные впечатления детей, развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию,  творческие способности. Развивает умение оперировать палитрой цветов, сочетать их  между собой. Практические работы, связанные с обработкой ткани, развивают глазомер. Качество работ из ткани во многом зависит от точности и аккуратности при выполнении работы.

Практическая значимость

Надеюсь, что данная презентация позволит по-новому взглянуть на декоративно – прикладное искусство и понять его ценность и важность. Изучив особенности техники кинусайга – мы можем применять это в своей работе. Материалы презентации могут быть использованы в индивидуальной работе, во второй половине дня.

История возникновения техники

Япония подарила миру множество видов рукоделия: темари, оригами, икебана, амигуруми, канзаши и многие другие. Фантазия японских мастеров относительно использования различных материалов действительно удивляет: они сумели приспособить под изящные искусства даже старые шелковые лоскуты.

Возникновение техники кинусайга произошло благодаря экономным японским хозяйкам. Старые вещи, лоскуты ткани, оставляемые при пошиве кимоно, они не выбрасывали. Хотя сама идея имеет свои аналоги во многих народах: например, на Руси старые вещи использовали для лоскутного шитья.

В отличие от многих восточных видов рукоделия, кинусайга была придумана не во времена древних императорских династий, а совсем недавно: в 80-е годы XX века. Японская мастерица Маэно Такаши создала оригинальный способ избавляться от старых кимоно.

Особенности техники

Эта техника сочетает в себе кропотливость и красоту сюжетов. Можно назвать данную технику японской живописью, так как она очень похожа на нарисованные картины, однако вместо красок используются кусочки ткани.

Художник, взявшийся за создание лоскутной картины, тратит очень много времени – что не удивительно при описанной технике – и на сами аппликации, и на длительную подготовку к ним. Но труд этот вознаграждается замечательным результатом: картина кинусайга – очень редкое и удивительное произведение искусства.

Использование техники Кинусайга возможно не только для изготовления картин или панно, но так же и  для украшения интерьера собственного дома. Эта же техника подойдет и при оформлении рамочек, коробочек и шкатулочек для украшений, декора абажуров, мебели и многого другого.

 В технике кинусайга можно делать и объемные игрушки и куклы. Такие куклы называются кимекоми-нингё. Техника кимекоми – это искусство создавать кукол. На пенопластовой основе куклы специальным инструментом вырезаются бороздки-пазы, куда потом заправляется ткань – одежда куклы. Личико полируется и расписывается красками.

Материалы и инструменты

  • В качестве основы применяются эскизы, созданные на бумаге, которые переносятся на пенопласт;
  • Заготовки из пенопласта 1-1,5 см. если вы задумали сделать какую-либо фигурку, то ёё надо вырезать из пенопласта (новогодний шарик, валентинку, пасхальное яйцо, зверей, птиц);
  • Ткани. Чем больше тканей разной фактуры и расцветок вам удастся собрать, тем разнообразнее получатся будущие работы;
  • Ленты и тесьма любой ширины, декоративные шнуры, кружева, пуговицы;
  • Ножницы;
  • Клей для приклеивания ткани к основе для кинусайга;
  • Карандаш или тонкий маркер для того, чтобы нанести рисунок на пенопласт;
  • Маркер по ткани или швейные мелки для создания контура будущих лоскутков;
  • Канцелярский нож, чтобы делать прорези в пенопласте;
  • Копировальная бумага;
  • Стек (или что-то подобное), которым вы будете заправлять края ткани.

Изготовление

Выбираем сюжет или картинку. Мы делали две копии, одну разрезали на части, это была выкройка для ткани.  Другую использовали как трафарет. Рисунок переносим на пенопласт с помощью острого предмета. Прорезаем пенопласт канцелярским ножом по рисунку. Второй рисунок разрезаем на детали (выкройка для ткани). Каждую деталь прикладываем к ткани и вырезаем. Оставляя на припуски по 0,5см со всех сторон.

Аккуратно тонким слоем смазать клеем ПВА тот участок пенопласта на который накладывается ткань (для фиксации), в прорези заправляю ткань острым предметом (можно пилочкой для ногтей или ножом для пластилина). Фон можно сделать из одного полотна, а можно разделить на мозаичные кусочки.

Если вы хотите сделать её с детьми, картинка не должна быть сложной. Очень важно подобрать цветовую гамму, иначе не получится разобрать, что изображено на картине.

Гораздо сложнее применять технику кинусайга в поделках и фигурках. Придется вырезать самим или приобрести форму. На ее поверхность наносится необходимый рисунок. На основании контура проделываются канавки.

Далее подготавливаются требуемые для работы тканевые лоскутки. Очень важно замерить их размер и оценить цветовое сочетание друг с другом. Первый лоскуток необходимо накладывать по контуру. Для удобства работы тканевый кусочек необходимо зафиксировать булавкой, а при помощи пилки, стека или шпателя заправить его кончики в созданные канавки. По аналогичной схеме прорабатываются остальные элементы мозаики.

Можно взять, что-то простое, например, новогодний шар. Или сложный макет, например героев сказки.

Использование техники кинусайга в образовательных областях

После занятия поделки используются не только для предметно-развивающей среды и украшения группы, но и  в игровой и непосредственно-образовательной деятельностях.

Социально-коммуникативное развитие. В театральной, игровой  деятельности. Обыгрывание различных ситуаций. Декорации к спектаклю.

Познавательное развитие. Знакомство детей с разнообразными материалами. Использование в дидактических играх (Найди отличие – материал на ощупь. Сосчитай – сколько нужно лоскутков т т.д.). Игра «Mемори» пользуется особой популярностью у детей, т.к. сделана своими руками. На занятиях по ФЭМП дети знакомятся с геометрическими фигурами – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, восприятие целого и части. На основе этих фигур закрепляют знания о цветовой палитре. А разнообразие логических загадок позволяет раскрыть математические способности

Речевое развитие. Составление описательных рассказов по картине. Изучение букв и звуков.

Художественно-эстетическое развитие. Украшение не только новогодней ёлки детскими поделками, но и группы детскими работами. Для ИЗО деятельности.

Значение

Важная особенность кинусайга заключается в возможности привлечения к выполнению работ детей. Она развивает воображение и мелкую моторику, а также соединяет в себе сразу несколько видов творчества. Как и все виды японского рукоделия, составление картин из лоскутков помогает обрести внутреннее умиротворение. В основном эта техника используется для создания декоративных картин, но может применяться и в других сферах, например, при оформлении подарочных коробок или фотоальбомов, так что, если вы хотите украсить что-то таким оригинальным образом, запасайтесь тканями разных текстур и оттенков.

Кроме того, к созданию шедевра в технике кинусайга можно привлечь не только детей, но и всех членов семьи. Такой совместный досуг объединяет родителей и детей.

Взаимодействие различных видов творчества в их органической взаимосвязи во многом обеспечивает целостность и гармоничность развития личности дошкольника. Именно творчество помогает решить одну из актуальных проблем, стоящих перед педагогами, развитие эмоциональной и познавательной сфер, что является основой гармоничного развития личности.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что художественно-эстетическая деятельность, специфическая для детей, в которой ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки) одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где четко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

В своей работе, для художественно-эстетического развития детей мы используем технику кинусайга – симбиоз нескольких техник: аппликация, мозаика,  лоскутное рукоделие. А в результате – неповторимое ощущение волшебства. Чудо, сделанное из лоскутков ткани.

Почему мы выбрали данную технику в работе с детьми? Во первых, применение техники кинусайга  в образовательном процессе связана с возможностью использования её как средства развития мелкой моторики рук. Использование техники кинусайга  обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Во вторых, способствует развитию интереса к этому виду деятельности и дает большой обучающий и развивающий эффект для развития детей. Во время работы обогащаются сенсорные впечатления, образное и пространственное мышление, зрительно-двигательная координация, воображение, творческие способности. Как известно, всё это стимулирует и  развитие речи у детей. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

Использование техники кинусайга благоприятно повлияло на развитие детей: ребята стали намного внимательнее, сосредоточеннее. Движения кисти и пальцев стали более точными, скоординированными. Во время работы обогатились сенсорные впечатления, образное и пространственное мышление, зрительно-двигательная координация, воображение, творческие способности. Речь детей стала намного богаче, обогатился словарный запас, пополнился новыми словами.

Таким образом, использование техники кинусайга дает большой обучающий и развивающий эффект для художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Вали Б.Д., Рикольфи Р. Лоскутное шитье. – Пер. с итал.,– М. : ООО Мир книги, 2002. – 80 с. : ил.

2. Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)

3. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. Р.Ф Таран, АСТ – Сталкер 2007г.

4. Секреты мастерства. Мотивы ромбов в квилте. Джен Кренц. Издательство Ниола – пресс 2007г.

5. Рукоделие Энциклопедия Д.В. Нестерова. ООО «Издательство АСТ»,2007г.

6. http://caesararts.com/blogs/LadyBloom310/5921/

7. http://coolwom.ru/index.php/kinusayga-loskutnie-kartini

8. http://kinusaiga.com/

9. http://www.jlady.ru/hobby/pechvork-bez-igolki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинусайга: учимся создавать картины из лоскутков

Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Оригами, икебана, канзаши и многие другие виды творчества прошли по этому пути. То же самое произошло с техникой Кинус...

Мастер класс в технике "Кинусайга"

Выполнение картин из ткани и пенопласта....

Мастер класс "Кинусайг"

Кинусайг (пэчворк без иголки).Очень нравится мне эта техника КИНУСАЙГ (пэчворк безиголки). Имея под рукой кусочек пенопласта можно сделать поистине шедевры. Особенно хорошо получаются детские ри...

Выступление из опыта работы «Использование техники кинусайга в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

В своей работе, для художественно-эстетического развития детей я использую технику кинусайга – симбиоз нескольких техник: аппликация, мозаика,  лоскутное рукоделие. А в результате – неповторимое ...

Консультация на тему: «Как сделать картину в технике кинусайга?»

Данную технологию я использую со средней группы индивидуально или малыми подгруппами. Картины, выполненные в технике кинусайга, можно изготовить по любой лексической теме и применять во всех видах дея...

Инновационные технологии в изобразительной деятельности.Технология «кинусайга» вид творческой деятельности.

Пэчворк без иглы или японская техника кинусайга.Цели и задачи:- сформировать у коллег представления об интересной технике изготовления поделок - "пэчворк без иголки";- вызвать у воспитателей...

Выступление из опыта работы на тему: «Использование техники кинусайга в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

В своей работе, для художественно-эстетического развития детей я использую технику кинусайга – симбиоз нескольких техник: аппликация, мозаика,  лоскутное рукоделие. А в результате – н...