Консультация для воспитателей "Вытынанки: народное декоративно-прикладное искусство"
консультация по аппликации, лепке (старшая группа)

Рудакова Анастасия Андреевна

Вытынанка –  это древний вид декоративно-прикладного искусства; ажурное вырезание из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vytynanki_narodnoe_dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 21 «ИСКОРКА»

Консультация для воспитателей «Вытынанки: народное  декоративно-прикладное искусство»

Автор – составитель:

Воспитатель первой категории

Рудакова А.А.

город Бердск

2021 год


Цель:

Дать представление о технике ажурного вырезания из бумаги – вытынанках, их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни.

Задачи:

 Формирование знаний и умений о технике ажурного вырезания поделок из бумаги – вытынанках;

Знакомство с необходимыми материалами и приемами работы с ними;

Применение  полученных навыков в практической деятельности.

Вытынанка –  это древний вид декоративно-прикладного искусства; ажурное вырезание из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева.

Родоначальником этого рукоделия стал Китай, т. к. там впервые появилась бумага.

Постепенно искусство вытынанок покоряло другие страны.
Первыми стали Япония и Корея (VII век), затем Персия (XIII век), Турция (XV век), а также и вся западная Европа (XVI- XIX века).
На Руси бумажное искусство появилось в XVI веке.
Назывались бумажные вырезки по-разному:  выстрыганки, выципянки, выцинанки, витинанки.

Кочевые племена скифов украшали свои сёдла и одежду специальным орнаментом: из кожи вырезался узор, накладывался на другой кусок кожи и прижигался горячим плоским камнем. Получался орнамент, который и можно назвать прототипом вытынанки.

В древние времена из-за дороговизны нового материала, бумаги, вытынанки были доступны очень ограниченному кругу людей. Но с развитием промышленности появилось много фабрик, которые производили бумагу, и этот материал стал одним из самых доступных для декорирования.

Искусство вытынанки на Руси  зародилось в народе.

Характерной чертой народных вырезок из бумаги является их симметричное построение. Зеркальная симметрия (например, в изображениях древа жизни) даёт ощущение уравновешенности и покоя. Очень часто симметричные узоры, ритмически повторяясь, становятся элементами орнамента. Это достигается или путем складывания из бумаги в несколько раз, или наклеиванием изображений друг около друга. Сюжетные выцинанки вырезали свободно, от руки, не складывая бумагу. 

Люди начали украшать свои комнаты в светлице травами, рушниками и вытынанками. Старались наполнить радостью свой дом. На Руси бумажными узорами украшали полочки с посудой, стены, печи, домашний иконостас, дарили их друг другу на Рождество и Пасху, украшали окна.  Картинки вывешивали на окна, чтобы защитить дом от зла. В некоторых поселениях перед свадьбой украшали жилище белыми вытынанками, которые изготавливали невесты. Считалось, что лучшая невеста та, у которой самые ажурные вытынанки.

К началу XX века под влиянием городской моды вытынанка исчезла из крестьянского быта, сохранившись только в некоторых районах.

В России вырезание силуэтов было увлечением в дворянской среде. Вырезанием из бумаги интересовались многие деятели искусства: Иоганн Вольфганг Гете, Ханс Христиан Андерсен, Илья Репин, Анри Матисс, создавая многоцветные композиции – «декупажи».

Также хорошо известны иллюстрации художника Ильина к произведениям Александра Сергеевича Пушкина, выполненные в этой технике.

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что ребёнок должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо ряда знаний художественных произведений, он должен приобрести некоторый объём сведений из области теории и истории декоративно-прикладного искусства.

Продолжая традиции русского народа, мы педагоги, знакомим детей с этим видом искусства . Оно развивает образно-творческое мышление, стимулирует желание вносить элементы творчества с учетом имеющихся знаний и умений, развивает воображение, мыслительный процесс, конструктивное решение, умение работать с ножницами, возможность экспериментировать.

Вытынанка – это такой вид рукоделия, который развивает не только чувство прекрасного, но и усидчивость, коррекцию движений, моторику пальцев и т. д., что для развития детей просто необходимо. Выполнению заданий предшествует рассматривание иллюстраций в книгах, репродукций с картин художников, диафильмов,  скульптур. Воспитатель в каждом случае должен акцентировать внимание детей на том, как по-разному изображается один и тот же объект, тем самым стимулируя и направляя творческий подход к аппликации.

Вытынанки бывают разных видов:

Ажурные (объёмные)

Одинарные – одноцветные, сделаны из одного листа бумаги, который можно сложить в 2, 4, 6 раз.:

1) прямоугольные (квадратные)

2) круглой формы

3) силуэты людей

4) тематические вытынанки

Сложные - делают из нескольких листов бумаги разного цвета. Они делятся на составные - создают из небольших фрагментов, которые затем собираются в единую композицию и накладные - разноцветные листы бумаги накладываются один на другой так, чтобы каждый цвет был хорошо виден.

Силуэтные - без внутренних прорезей.

Самым простым видом вытынанки является обычная снежинка. Принцип такой вытынанки - симметричность. Нужно сложить бумагу один-два раза, нанести узор и вырезать его при помощи канцелярского ножа и маникюрных ножниц. Развернув лист бумаги, вы получите симметричный ажурный рисунок.

Наиболее сложным для дошкольников приемом создания вытынанки является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую.

Дети на занятиях легко осваивают технику вырезания. В старшем дошкольном возрасте восприятие носит более осмысленный характер, что позволяет ребенку выделять из окружающего мира предмет и его очертания. К обучению детей вырезанию вытынанок воспитатель должен подходить продуманно. Необходимо обеспечить постепенное усложнение заданий за счет варьирования силуэтных очертаний и перехода от изображения простых по конфигурации форм к более сложным. При их отборе следует учитывать простоту очертаний, возможность использования декоративных элементов.

Несложность технических средств, доступность и возможность создания шедевров делают вытынанки популярным и любимым творчеством как взрослых, так и детей. Работа с ножницами, шаблонами способствуют развитию внимания, мышления, фантазии, м. м. рук, воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса.

В технике вытынанки можно делать много красивых вещей: картины (панно), открытки, украшение на окна, оригинальное оформление  помещений. Из вырезанных картинок можно составить коллаж.

Всё, что понадобится для работы - это белая или цветная бумага, ножницы разного размера и/или макетный нож (резак), специальный коврик (можно заменить на плотную досточку).

Распечатывается понравившийся шаблон или рисуется.

Вначале вырезаются мелкие детали. Прорезанные детали убираются, чтобы был виден результат.

Далее вырезаются крупные детали во внутренней части изображения.

В заключении вырезаем весь рисунок по контуру.

Убираем обрезки бумаги – Ваша работа готова.

Знакомство с традициями вырезания узоров из бумаги развивает творческие способности детей, художественный вкус и способствует возрождению национальных традиций русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: Ознакомление дошкольников с народным декоративно - прикладным искусством

Знакомство воспитателей с традициями и обычаями народа, решение задач нравственно-патриотического воспитания через ознакомление дошкольников с народным прикладным искусством, формы работы с детьми по ...

Консультация на тему "Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана"

Консультация  на тему:«Народное декоративно – прикладное искусство Башкортостана»В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова &laqu...

Консультация для родителей "Народное декоративно-прикладное искусство и его место в ДОУ"

              В современной культуре народное искусство живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые...

Консультация для педагогов. Тема: «Прикладное творчество» и «Народное декоративно- прикладное искусство в старшей и подготовительной к школе группе»

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...