Выступление "Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие дошкольника""
методическая разработка по аппликации, лепке
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 8 детский сад «Елочка» Уренского муниципального района Нижегородской области
Семинар
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Разработал ст. воспитатель Лебедева Г.Р.
Цель: уточнить представления педагогов об образовательной области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников», развивать умение аналитически рассматривать и решать поставленные проблемы.
Уважаемые коллеги!
Слайд 1
Тема нашего семинара «Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Семинар этот установочный, он открывает серию семинаров по этой области, на которых мы будем рассматривать методику развития в основном изобразительной деятельности, т.к. методику развития конструктивной и музыкальной деятельности мы уже рассматривали.
Поскольку при введении ФГОС ДО мы подробно рассматривали все 5 образовательных областей, то сегодня целью нашего семинара уточнение ваших представлений об этой области
Семинар будет проходить в форме круглого стола, поэтому прошу активно участвовать в обсуждениях, чтобы не затягивать время.
Итак, давайте обсудим вопрос : «Что предполагает образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»?
Программа «От рождения до школы» дает конкретный ответ на этот вопрос:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и пониманий произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
( изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Мне хотелось обратить обратить ваше внимание на то, что при проверке календарных планов я не вижу систематической работы , направленной на восприятие художественной литературы и развитие у детей понимания поступки героев, оценки их действий, сопереживания героям. В основном, чтение проводится перед сном, когда нет времени на обсуждение произведения. Так же при планировании фактически не проходит слушание музыки, планирование деятельности в музыкальном уголке, книжном уголке.
Давайте подумаем почему и что вы там можете планировать? /обсуждаем/
Давайте на это обращать внимание.
Итак, после обсуждения, что предполагает художественно - эстетическое, вам легко будет определить направления этой образовательной области. Она включает… (педагоги перечисляют):
- Приобщение к искусству;
- Изобразительную деятельность;
- Конструктивно-модельную деятельность;
- Музыкальную деятельность
Включаю 2 слайд для проверки.
Следующий вопрос к вам: «Что определяет по данной области программа «От рождения до школы? ( «что мы в ней можем найти ?») После ответов воспитателей включаю слайд 3 и обобщаю:
Основные цели и задачи области «художественно-эстетическое развитие»; содержание психолого-педагогической работы по направлениям по возрастным группам, методическое обеспечение ; требования к созданию условий для самовыражения средствами искусства ; примерный музыкальный репертуар, перечень развлечений и праздников; целевые ориентиры в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования
Включаю слайд 4 Давайте остановимся на требованиях к созданию условий для самовыражения средствами искусства. Воспитатель должен
- Планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;
- создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;
- Оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;
- Предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел;
- Поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;
- Организовывать события, мероприятия, выставки проектов, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей разных групп и родителей.
Давайте обсудим, какие из этих пунктов самые проблемные. Обсуждаем каждый пункт с примерами.
На 4 и 5 привожу примеры из практики ( 4 – примеры , когда педагоги вывешивают на доску образцы и не убирают ,а дети их копируют, и это видно даже по выставочным постам в группах для родителей вк.
Пример: рисование «Клубочки». Игр.мотивация – игрушка кошка, которой грустно. Воспитатель предлагает детям помочь исправить кошке настроение. Ребенок предлагает нарисовать ей друзей, воспитатель «рубит инициативу на корню» и говорит, что будем рисовать клубочки для кошки.)
5 слайд Особенности организации РППС для самовыражения средствами искусства
Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.
Все требования к РППС ( уголкам книжным , музыкальным и пр) вы можете посмотреть в книге Т.Н.Дороновой «Материалы и оборудование для детского сада», журнале контроля и оценки РППС в ДОУ ,методическими рекомендациями для работников ДОУ по организации РППС в соответствии с ФГОС ДО и др.
После обсуждения подвожу итог:
Для того, чтобы был реализован ФГОС ДО и программа, необходимо, чтобы данные условия были вами созданы.
СЛАЙД 6
По Программе «От рождения до школы» и ФГОС ДО мы работаем 5 лет. Поэтому перечислять задачи каждой возр.группы по данным направлениям мы не будем ( делали это когда, рассматривали программу в целом), а поиграем и выберем лучшего знатока программы. Для этого нужно соотнести пр.задачу с возр. группой ( за ответ – фишка, кто наберет больше)
- Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора (ср.гр)
- Подводить дошкольников к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.(ст .гр)
- Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора (ср.гр)
- Подводить дошкольников к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. Д (ст.гр)
- Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (ст.гр)
- Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов. (Подг.гр)
- Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.(под.гр)
- Учить детей сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.(ст. гр)
- Учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.(мл.гр)
- . Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне (ср.гр)
- Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст. (ср.гр)
Слайд 7. Целевые ориентиры
Программа ставит перед нами следующие целевые ориентиры, к которым мы должны стремиться развивая и воспитывая детей:
Ребенок раннего возраста
- Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства
- С пониманием следит за действиями героев кукольного театра, проявляет желание участвовать в театрализованных играх
- Проявляет интерес к продуктивной деятельности
Ребенок на этапе завершения дошкольного образования
- Проявляет инициативу и самостоятельность в видах деятельности
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства( музыку, танцы, театр. деятельность, изобразительную и пр.)
Мы уточнили основные направления области художественно-эстетического развития детей,
что поможет вам более системно планировать детскую деятельность и свою работу. Успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника"
Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка....
Выступление на семинаре "Социально-личностное развитие дошкольников как условие формирования успешной личности" Тема:" Методы личностного развития дошкольников"
Выступление на семинаре: "Методы личностного развития дошкольников"...
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...
03.02.2020 Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника". ...
Игротренинг по обмену опытом развития игровой дея-тельности дошкольников «Сюжетно-ролевая игра как фактор воспитания и развития дошкольников»
Протокол игротренинга по обмену опытом развития игровой деятельности дошкольников...