Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
методическая разработка на тему

Калашник Наталья Сергеевна

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад первой категории №1 «Русалочка»

п. Гигант Сальского района

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 5

 

Тема: «Речевое развитие дошкольников:

проблемы, пути и решения»  

(Комплексный подход к организации работы

по развитию речи ребенка-дошкольника

в условиях ДОУ)

п. Гигант

Февраль 2018 г. 

Тема: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения»  (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Форма проведения: деловая игра

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития   речи у детей;

2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

Повестка дня:

  1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета.
  2. Вступительное слово «Актуальность проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста»
  3. Сообщение старшего воспитателя на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста».
  4. Аналитическая справка по итогам тематического контроля
  5. Сообщение - мини-игра «Речь педагога особенна» (учитель-логопед Останкова Е.И.)
  6. Рекомендации к проведению образовательной деятельности по развитию речи.
  7. Деловая игра.
  8. Вынесение решений педагогического совета.

Педсовет я хотела бы начать со слов  Л.С. Выготского.

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».            

                                                               

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Развитие речи – главный показатель умственного развития. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. 

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

1. Половина детей  дошкольного возраста,  отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

- связные высказывания короткие;

- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

При проведении занятия педагог видит себя и приемы,  но не видит ребенка, т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

2. Недостаточная подготовка к занятию.

При  рассматривании картины,  проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

3. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

- Речь педагога четкая, ясная,  полная, грамматически правильная;

- В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

4. Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться  с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, объединяет и обобщает их результаты. По существу речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность».

В последние годы в нашем детском саду наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что, так или иначе, сказывается на их развитии.

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области «Речевое развитие» детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Сообщение старшего воспитателя на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и  уровня развития.

Сегодня в центре внимания  - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.    

 Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия  для практического  овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы  и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада  направлена на формирование  у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль.

         Основные задачи развития речи:

  • воспитание звуковой культуры речи,
  • обогащение и активизация словаря,
  • формирование грамматического строя речи,
  • обучение связной речи

решаются на протяжении  всего дошкольного возраста

Формирование связной речи – одна из главных задач речевого воспитания дошкольника. Развитие связной речи  ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка.

Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется. 

Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно. 

Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д. 

Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей. 

Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания. 

Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения. 

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. 

При  использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников,  значительно возрастает их интерес, повышается  уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют  представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов.  Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет». Здесь можно найти  иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в  основном  предназначены  для увеличения словарного запаса детей; дидактические  игры и упражнения, конспекты занятий,   разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и  динамический (анимации, видеоматериалы).

Аналитическая справка по итогам тематического контроля

Мини-игра «Речь педагога особенна» - учитель-логопед Останкова Е.И.

Каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания.

Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. В странах Африки дети до 3-х лет опережают в речевом развитии наших детей, так как постоянно находятся в сумке-рюкзаке за спиной у матери.

Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель.  Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Что же такое «Культура речи»? 

Перед воспитателем стоит серьезная задача: он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка. Язык воспитателя должен быть для ребят эталоном.

С помощью этого сильнейшего оружия и тончайшего инструмента педагог развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово 

Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, и она интонационно правильно оформлена.

Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили

  • мое фамилие,
  • мое день рождение,
  • десять курей,
  • вперед меня,
  • отнеси в тумбочку (вместо шкафчика) Небольшой, невысокий шкафчик, ставящийся, в основном, у кровати,
  • аполовник. Поло́вник (поварёшка) — большая (объём от 100 мл и более) разливательная ложка с длинной ручкой. В XIX веке более распространённым было название уполовник (в некоторых областях ополовник).
  • жилётка. Жилетка – слово пишется только через букву “и” в первом слоге, для проверки можно использовать существительное “жилет”. Во втором слоге следует писать и произносить букву “е” (не “ё”). Правильность написания слова зафиксирована во всех словарях русского языка.

У меня очень удобная жилетка

Эта жилетка пришлась мне кстати

В магазине большой выбор мужских жилеток

Жилетка очень удобный вид одежды

  • оденьтеся, обуйтеся, поиграйтеся.
  • колидор.

Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем, они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения,

Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл.

Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь.

  • Произношения слова досУг с ударением на первом слоге («дОсуг») является грубо ошибочным, абсолютно недопустимым. Однако то и дело возникают сомнения, как правильно поставить ударение в этом слове. Причина в том, что ударение в существительном досУг на первом слоге свойственно речи, но это противоречит нормам русского языка.
  • Нас часто спрашивают о том, как правильно ставить ударение в слове договор. Это не удивительно, потому что слово активно используется и не только в официально-деловом общении. Отметим сразу, что в орфоэпических словарях русского языка указаны два варианта: договОр (ударение на 3-ем слоге) и дОговор (ударение на 1-ом слоге).

Строгая литературная форма предписывает ставить ударение на 3-м слоге, т.е. на букву О и подтверждает сей факт великий русский поэт А.С. Пушкин:

Меж ними все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договОры,

Плоды наук, добро и зло…

Может быть, после слов Александра Сергеевича стоило бы поставить жирную точку, оставив единственный вариант, который признают самые авторитетнейшие словари, но…

Современные правила русского языка, их еще называют рекомендованными, допускают при произношении акцент на первый слог – «дОговор». Правда, этот вариант рекомендуют использовать только в быту, в непринужденной устной речи.

И уж совсем грубой акцентологической ошибкой будет постановка ударения во множественном числе также на первый слог: дОговоры, дОговоров, дОговорам, дОговорами, дОговорах.

Как произносится «договор» во множественном числе?

Кроме ударения еще существует большая путаница с «договорным» множественным числом. Напомним, существительные мужского рода 2-го склонения во множественном числе, как правило имеют окончания – и или – ы (столы, телефоны, компьютеры, круги). Окончания –а или –я характерны для имен существительных среднего рода: села, озера и т.д. 

           Игра – тренинг «Ударение» — написать слова под диктовку, расставить ударение (Договор, красивее, звонит, средства, флюорография, водопровод, творог, щавель, жалюзи, магазин, баловать, алфавит, документ,  километр, столяр, дремота, каталог,  сверлит, банты, кулинария, сливовый, петля, досуг, ремень).

Игра – конкурс «Исправь ошибки».

«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».

Блиц – викторина «Почувствуй разницу».

«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала …..шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать). Что можно надевать на себя? А одевать? (кого – нибудь: ребенка, брата, куклу). Надевать что-то, одевать – кого-то.

Поговорим об интонационной выразительности.

Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.

Общее сочинение на тему «Почему речь воспитателя детского сада должна быть образцом для …»  

 

Каждый на узком листе пишет фразу, (как он считает), почему речь воспитателя должна быть образцом. – прикрепить на магнитной доске и зачитать.

Сообщение старшего воспитателя

«Рекомендации по проведению образовательной деятельности

по развитию речи»

Необходимо  учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребенком речи окружающих зависит, прежде всего, от натренированности мускулатуры его органов речи, в плане необходимо предусмотреть максимум речевой активности детей не только на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи, но и на всех видах занятий.

На ОД по развитию речи в детском саду, воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов ОД,  живая разговорная речь и художественная литература, на ОД является не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения. Поэтому при проведении каждой ОД важно на фоне общепедагогических задач особо выделять языковые, которые предстоит решать на данной ОД.

Усвоение грамматического строя речи в дошкольном возрасте идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением как единицы речи. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5-10 минут, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. ОД должна проходить непринужденно, живо.

Воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно вводить игровые персонажи, особенно при повторении материала. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые связи включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.

Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Это такие приемы, как:

1 образец речи педагога

2 указания

3 мотивировка учебного материала (придумайте предложение со словом пианино. Напоминаю, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый из вас должен научиться говорить правильно и красиво)

4 сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разного рода, окончания существительных). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы

5 сопряженная речь, отраженная речь

6 исправление, подсказка.

Планируя ОД по развитию речи, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.

Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план (где было, когда, с чего начиналось, что было потом, чем закончился рассказ?), он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.

Метод разговора - беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, конструкциями предложений. При этом в младших группах воспитатель использует прием опоры на натуральные объекты и их модели (игрушки), на картинки, а в старших группах – на словесные дидактические игры.

Метод пересказа широко используется в работе с детьми начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующей цели, то «старшие» дети уже владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить. С помощью этого метода обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонации). Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речи на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений- отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы.

Метод сочинения также предполагает  использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению), воображению.

Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому, рассуждения, что для занятия по развитию речи лучше брать всего одну задачу, что позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале, является ошибочным. Необходимо на одном занятии решать сразу несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие-сопутствующими.

Решение нескольких языковых задач требует различных приемов работы и более сложной структуры занятия, но желательно, чтобы весь материал был объединен по содержанию тематически.

При проведении занятия важно предусмотреть закрепление получаемых детьми знаний, умения и навыков, а значит, необходимы повторные упражнения на однородном материале, дифференцированно (облегченном или усложненном в зависимости от успехов).

Выбор приемов работы обусловлен как содержанием языковой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика), так и уровнем развития речевых навыков к моменту проведения данного занятия.

Особое место в плане ОД занимает текстовый дидактический материал- сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности, и т.д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность).

Основой для анализа образовательной деятельности должно быть не общее впечатление от нее, а объем и уровень выполнения детьми языковых задач.

Деловая игра

Коллектив педагогов делится на 2 команды

Раунд I  Мозговой штурм

Перед командами лежат вопросы. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы.

Вопросы: 

1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи) 

2  Что мы понимаем под развитием речи ребёнка?

(Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи). 

3 Каковы задачи словарной работы?

(Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей). 

4  Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? (Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.) 

5 Что такое диалог и монолог?

(диалог - Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией, монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям ). 

6 Рассказ – описание – это …...

(Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему).

7  Рассказ – повествование – это ……

(Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени)

8 Какие виды речи вам известны?

(Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)

Раунд II     Разминка 

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д. Ушинский)

Упражнение "Шушаника Минична"

Содержание. Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Лариса Ивановна". В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно, Лариса Ивановна, с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя Лариса Ивановна». После этого Лариса Ивановна задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Глориоза Провна

Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична

Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна

Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна

Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна

Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна

Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна

Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна

Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна

Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна

Фессалоникия Якубовна

Иракия Довментьевна

Магда Виленовна

Лукерья Инокентьевна

Сафрентия Макуловна

Юфеза Гермогеновна

Таирия Коловратовна

Дросида Саммерсентовна

Инфигения Евлогиевна

Словесная игра «Закончи слово»

Играющие располагаются по кругу. Ведущий бросает кому-либо мячик и говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «Ма...».Участник игры, которому бросили мяч, ловит его и прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности составило бы целое слово. Например: ведущий говорит: «Ма...», поймавший отвечает: «...ма» (Мама) — и бросает мячик ведущему. Слова надо подбирать короткие и знакомые детям, вначале игры ведущий может сказать, что это будут имена тех, кто стоит в круге. Ди-ма, Ми-ша, Све-та, Ле-на и т. д.

Постепенно, раз за разом, игру можно усложнять, вводя слова из трех слогов. Например: ведущий говорит: «Ма...» и бросает мяч ребенку, поймавший отвечает: «ши» и бросает мячик другому игроку. Тот заканчивает слово: «на» (Ма-ши-на) и бросает мяч ведущему и т.д.

«Литературная страница»

Вступление «Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову» 

Игра  «расшифруй русские народные сказки» В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

- кашечрохав    («Хаврошечка»)

- боклоко            («Колобок») 

- зоркомо            («Морозко»)

- очвокамйюд     («Дюймовочка»)

- дыродйом         («Мойдодыр»)                            

- гукароснеч      («Снегурочка»)

- комерет           («Теремок»)

- щеинакатар     («Тараканище»)

- рожахико         («Жихорка»)

«Говори правильно» (по одному игроку из команды)

  • Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара сильно карала

Карла за кражу кораллов!

  • Корабли лавировали, лавировали

Да не выловировали,

Ведь не веровали в вероятность вылавировать.

Вот маловеры: веровали бы - вылавировали бы.

«Взрослые ответы на детские вопросы»

Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:

1. Что такое этажерка?

Предмет мебели в виде нескольких горизонтальных полок, соединенных между собой ажурными стойкам

2. Что такое наблюдение?

Исследование какого-либо объекта (предмета), с целью изучения его свойств.

3. Почему коньки так назвали?

Слово «конек» — исконно русское. Это уменьшительное от слова «конь». И такое название было дано не спроста. В древних коньках переднюю часть украшали изображением головы коня. Мол, несут они человека, как маленькие кони.

4. Почему говорят «дело в шляпе»?

Иногда объясняют происхождение этого выражения тем, что во времена Ивана Грозного некоторые судебные дела решались с помощью жребия. Судьи тянули из шляпы жребий – бумажки с надписью «виновен» или «невиновен». Дело на самом деле было в шляпе.

Есть и ещё одно объяснение.

Несколько столетий назад, когда ещё не существовало почты, все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. По проезжим дорогам тогда бродило немало разбойников, и сумка с пакетом могла бы привлечь внимание грабителей. Поэтому важные бумаги – «дело» – зашивали под подкладку шляпы или шапки. Но сколько бы версий не было, смысл фразеологизма дело в шляпе заключается в том, что начатое дело сделано, но не до конца. И оставшаяся часть дела вполне выполнима. Но так могут говорить, и когда дело полностью закончено.

5. Почему говорят «Время истекло»?

Одни из самых первых часов-водяные (клепсидра) , в них промежутки времени измерялись каплями и кол-вом воды, перетекающей из одного сосуда в другой, соединенный с первым. Отсюда и это выражение.

6. Почему красный цвет так назвали?

Многие лингвисты считают, что ранее у людей было определение только для двух цветов – белого и черного. И как раз рассматриваемый цвет стал следующим, который получил свое определение. Прежде у этого цвета было много других названий. Некоторые из них используется и сейчас. Так, например, багровый, алый. Сейчас они скорее обозначают определенный оттенок.

Также было распространено слово «червленый», происхождение которого объяснялось тем, что красители этого цвета получали при помощи червей особого вида. Так почему красный назвали красным, если было столько других слов, обозначающих его? Лингвисты связывают это, по большей части, с переосмыслением значения слова в том плане, что это красивый, хороший цвет, который вызывает наибольшее количество положительных эмоций. Знаете, как раньше говорили, «красна девица», «красно солнышко». Отсюда и перешел корень «крас» на цвет, и это достаточно объясняет, почему красный назвали красным, по предположениям ученых, занимающихся изучением происхождения слов.

7. Как понять выражение «лубяная избушка»?

В сказке "Заюшкина избушка" у зайчишки была избушка лубяная, это выражение созвучно народному промыслу росписи на лубке, в простонародье носили название потешные листы/ простовики; лубок или луб - раскрашенный срез подкорья дерева, срединная часть перед заболонью, тонкая пластина, которой можно и домишко обшить и картинку сверху нарисовать. Прилагательное "лубяной" встречается и в древнерусских летописях, и в русских народных сказках. Лубяными могли быть - крыши домов, коробки, сундуки, даже избушки (как в известной сказке). Луб - верхняя часть коры - широко использовалась в крестьянском хозяйстве.

Конечно, сейчас изделия из луба ушли в прошлое, уступив место современным более пластичным материалам. Однако лубяные изделия до сих пор сохраняют свою притягательность - своей натуральностью, близостью к природе, какой-то через века пронесенной историей.

Лубяная избушка из сказки ассоциируется с чем-то небольшим, но очень уютным, с чем-то добрым, дарящим тепло и покой.

8. Почему кровать для младенца называется «люлькой»?

Слово произошло от глагола люлить - т. е. нянчить, качать в колыбели.

«Поучительный фольклор»

В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.


Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями
Задание. Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу


Карточка № 1


1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)

2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)

3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

Карточка № 2

1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)

2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)

3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

Раунд III   Методическая  копилка

БЕСЕДА

  • Назовите структурные компоненты беседы и опишите содержание каждого

Структурные компоненты:

1.Начало

2.Основная часть

3. Окончание

Начало беседы.

Цель его – оживить в памяти детей полученные впечатления с помощью вопроса – напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фото, предмета. А также необходимо сформулировать тему и цель предстоящей беседы.

Основная часть

Она разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т.е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. В процессе каждого этапа педагог заключительной фразой обобщает высказывания детей и делает переход к следующей микротеме.

Конец беседы

Он краток по времени. Эта часть беседы может быть практически действенна: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение.

  • Какой прием считается ведущим при организации беседы?     (вопрос)

  • Какие виды вопросов педагог использует при организации беседы?

- Вопросы поискового и проблемного характера

(Почему? Зачем? Из – за чего? Каким образом? Для чего?)

- Обобщающие вопросы

(Чем похожи? Как узнать?)

- Репродуктивные вопросы

(Что? Где? Сколько?)

Не случайно существует выражение: «Правильно заданный вопрос – половина ответа».

  • В какой последовательности должны располагаться различные виды вопросов в каждой законченной части беседы (микротеме)?

1.Репродуктивные вопросы

2.Поисковые вопросы

3.Обобщающие вопросы

МОНОЛОГ

  • Какие виды монологической речи существуют?

1. Пересказ

2. Рассказывание по картине

3. Рассказывание об игрушке

4. Рассказывание детей из опыта

5.Творческие рассказы

  • Назовите словесные методы и приемы развития речи.

Методы:

1.Чтение и рассказывание художественных произведений

2.Заучивание наизусть

3. Пересказ

4. Беседа

5.Рассказывание по картинке, об игрушке, из опыта

6. Творческое рассказывание

Приемы:

1.Вопрос

2. Повторение

3. Объяснение

4.Речевой образец

  • Назовите наглядные методы развития речи

Методы:

1.Наблюдения

2.Экскурсии

3.Осмотры помещения

4. Рассматривание натуральных предметов.

5.Рассматривание игрушек, картин, фотографий,

6.Моделирование

Приемы:

- показ картинки, игрушки, движения или действия

- показ положения органов артикуляции при произнесении звуков

  • Назовите практические методы развития речи

- Дидактическая игра

-Игра – драматизация

- Трудовая деятельность

  • Какие виды занятий по развитию речи могут быть использованы в работе педагога?

(вводные, обобщающие, занятия, посвященные изучению нового материала)

  • Назовите методы и приемы работы, виды упражнений по развитию связной речи в процессе работы над предложением.

Для упражнений используются картинки двух видов:

  1. Картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие
  2. Картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия

По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений различной структуры.

По картинкам первого вида составляют предложения:

– субъект – действие (выраженное непереходным глаголом), например, Мальчик бежит

– субъект – действие (выраженное нерасчленяемой группой сказуемого), например, Девочка катается на велосипеде.

– субъект – действие – объект, например, Девочка читает книгу.

– субъект – действие – объект – орудие действия, например, Мальчик забивает гвоздь молотком.

По картинкам второго вида составляют предложения:

- субъект – действие – место действия (орудие, средство действия), например, Ребята играют в песочнице

При обучении детей составлять предложения используется постановка соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. Последний применяется в начале работы с данным видом картинок, а также в дальнейшем – при затруднениях.

В случае необходимости подсказывается первое слово фразы или его начальный слог. Может быть применено

-  и совместное составление предложения 2-3 детьми (один составляет начало фразы, другие продолжают)

- и составление предложений по картинкам с использование фишек.

В старшем дошкольном возрасте осуществляется переход к составлению предложений более сложной структуры:

- предложения с однородными сказуемыми (Дедушка сидит в кресле и читает газету)

- сложносочиненные конструкции из двух симметричных частей, где вторая часть по структуре дублирует первую (Заяц любит морковку, а белка любит орехи).

Далее от составления предложения по отдельной ситуационной картинке в последующем можно перейти к составлению фразы по нескольким предметным картинкам (вначале по 3-4, затем по 2).

  • Назовите эффективные, инновационные методы развития связной речи у детей дошкольного возраста (моделирование, синквейн, ТРИЗ)
  • Составьте синквейн на тему «Зима»
  • Назовите три модели составления загадок по методике ТРИЗ
  • Составьте загадку о домашнем (диком) животном по любой из модели.
  • Инновационная технология «Карты Проппа» (презентация)

Молодцы. Итак, «Педагогом премудрым» стала ………………. Поздравляем! (вручаем грамоту).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с задержкой речевого развития у детей. Мы отмечаем, что дети нуждаются в комплексной коррекции, где коллегиально должны работать воспитатель и специалисты – логопед, дефектолог, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и обязательно родители.

Решения педагогического совета:

  • Доработать раздел «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми группы комбинированной направленности» в Рабочей программе воспитателей. Срок – до 20.03.2018 г. Ответственные – воспитатели групп комбинированной направленности, учителя-логопеды, старший воспитатель.
  • Пополнять методический кабинет учебно-методической литературой, дидактическим материалом по разным разделам программы развития речи детей дошкольного возраста. Срок – систематически. Ответственный – старший воспитатель Калашник Н.С.
  • Систематизировать планирование досугов и развлечений по разделу «Речевое развитие» в Рабочих программах воспитателей группы комбинированной направленности на 2018-2019 уч.год. Срок – до 01.08.2018 г. Ответственные – воспитатели групп комбинированной направленности.
  • Усовершенствовать подходы к методам и приемам организации образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми по развитию речи, в рамках самообразования. Срок – систематически. Ответственные – воспитатели групп комбинированной направленности.
  • Оформить речевой уголок в группах комбинированной направленности, для индивидуальных занятий с воспитанниками по заданиям учителей-логопедов. Срок до 01.03.2018 г. Ответственные – воспитатели групп комбинированной направленности, учителя-логопеды.
  • Организовать проведение специалистами тренингов занятий с воспитателями по развитию и формированию культуры речи . Срок – систематически.
  • Продолжать внедрение в практику работы педагогов комплексной программ О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 3-7 лет» и парциальной программы Н.В. Нищевой «Обучение грамоте». Срок до 01.09.2022г.  
  • Продолжить изучение современных образовательных технологий по развитию речи детей дошкольного возраста. Срок – систематически.
  • Воспитателям всех возрастных групп вести педагогическую диагностику, в целях оценки индивидуального развития каждого ребенка, анализа уровня усвоения программного материала. Срок – систематически.
  • Воспитателям групп отражать индивидуальную работу по реализации индивидуальных карт развития воспитанников, прошедших через ПМПк. в календарных планах воспитательно-образовательной работы с детьми.  Срок – систематически.
  • При выявлении отклонений в развитии воспитанника (не усвоение разделов основной образовательной программы),  предоставлять данную кандидатуру воспитанника на ПМПк МБДОУ, для дальнейшего построения образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития.  Срок – систематически. Срок – систематически.

Правила для смелых и упорных педагогов

  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью… но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.

  • После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

  • Если рассказ не получился или получился с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!



Памятка для воспитателей.

3 метода ознакомления детей с литературой :

(словесный, практический и наглядный) приемы, соответствующие каждому методу.

Словесный 

Чтение произведение 
Вопросы к детям по содержанию произведений 
Пересказ произведения 
Заучивание наизусть 
Выразительное чтение 
Беседа по произведению 
Прослушивание грамзаписи 

Практический 

Элементы инсценировки 
Игры-драматизации 
Дидактические игры 
Театрализованные игры 
Использование разных видов театра 
Игровая деятельность 


Наглядный 

Показ иллюстраций, картинок, игрушек 
Элементы инсценировки 
Движение пальцами, руками 
Схемы 
Алгоритмы 
Просмотр видеофильмов, диафильмов 
Оформление выставки

Основные правила культуры речи:

1) Избегать многословия в любой ситуации общения. Если хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

2) Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулировать для себя цель предстоящего общения.

3) Стараться всегда говорить кратко, понятно и точно.

4) Стремиться к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения нужно находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций подготовлено, тем выше станет речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.

5) Научиться находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдать принципы культуры речи, быть вежливым и дружелюбным.

6) Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускаться до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, человек продемонстрирует только отсутствие собственной культуры речи.

7) Научится быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Стараться всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечать собеседнику, если видишь, что он нуждается в совете или внимании. Помнить, когда не отвечаешь на слова собеседника, то грубейшим образом нарушаешь речевой этикет.

8) Следить за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали разум. Сохранять самоконтроль и самообладание.

9) Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.

10) Общаясь с собеседником, не перенимать его стиль общения: придерживаться своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, теряешь свою индивидуальность.



Предварительный просмотр:

Вставь ударение в словах.

Договор, красивее, звонит, средства, флюорография, водопровод, творог, щавель, жалюзи, магазин, баловать, алфавит, документ,  километр, столяр, дремота, каталог,  сверлит, банты, кулинария, сливовый, петля, досуг, ремень

Вставь ударение в словах.

Договор, красивее, звонит, средства, флюорография, водопровод, творог, щавель, жалюзи, магазин, баловать, алфавит, документ,  километр, столяр, дремота, каталог,  сверлит, банты, кулинария, сливовый, петля, досуг, ремень

Вставь ударение в словах.

Договор, красивее, звонит, средства, флюорография, водопровод, творог, щавель, жалюзи, магазин, баловать, алфавит, документ,  километр, столяр, дремота, каталог,  сверлит, банты, кулинария, сливовый, петля, досуг, ремень

Вставь ударение в словах.

Договор, красивее, звонит, средства, флюорография, водопровод, творог, щавель, жалюзи, магазин, баловать, алфавит, документ,  километр, столяр, дремота, каталог,  сверлит, банты, кулинария, сливовый, петля, досуг, ремень

Вставь ударение в словах.

Договор, красивее, звонит, средства, флюорография, водопровод, творог, щавель, жалюзи, магазин, баловать, алфавит, документ,  километр, столяр, дремота, каталог,  сверлит, банты, кулинария, сливовый, петля, досуг, ремень

Вставь ударение в словах.

Договор, красивее, звонит, средства, флюорография, водопровод, творог, щавель, жалюзи, магазин, баловать, алфавит, документ,  километр, столяр, дремота, каталог,  сверлит, банты, кулинария, сливовый, петля, досуг, ремень

Вставь ударение в словах.

Договор, красивее, звонит, средства, флюорография, водопровод, творог, щавель, жалюзи, магазин, баловать, алфавит, документ,  километр, столяр, дремота, каталог,  сверлит, банты, кулинария, сливовый, петля, досуг, ремень

Вставь ударение в словах.

Договор, красивее, звонит, средства, флюорография, водопровод, творог, щавель, жалюзи, магазин, баловать, алфавит, документ,  километр, столяр, дремота, каталог,  сверлит, банты, кулинария, сливовый, петля, досуг, ремень

Вставь ударение в словах.

Договор, красивее, звонит, средства, флюорография, водопровод, творог, щавель, жалюзи, магазин, баловать, алфавит, документ,  километр, столяр, дремота, каталог,  сверлит, банты, кулинария, сливовый, петля, досуг, ремень

Глориоза Провна

Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична

Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна

Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна

Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна

Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна

Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна

Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна

Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна

Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна

Фессалоникия Якубовна

Иракия Довментьевна

Магда Виленовна

Лукерья Инокентьевна

Сафрентия Макуловна

Юфеза Гермогеновна

Таирия Коловратовна

Дросида Саммерсентовна

Инфигения Евлогиевна

Карточка № 1


1.Не в золоте счастье. 

2.Чьи хоромы, того и хлеб.

3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком.

        

Карточка № 2

1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья.

2.В тесноте, да не в обиде.

3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло.

Правила для смелых и упорных педагогов

  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью… но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
  • После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
  • Если рассказ не получился или получился с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!

Памятка для воспитателей.

3 метода ознакомления детей с литературой

(словесный, практический и наглядный) приемы, соответствующие каждому методу.

Словесный 

Чтение произведение 
Вопросы к детям по содержанию произведений 
Пересказ произведения 
Заучивание наизусть 
Выразительное чтение 
Беседа по произведению 
Прослушивание грамзаписи 

Практический 

Элементы инсценировки 
Игры-драматизации 
Дидактические игры 
Театрализованные игры 
Использование разных видов театра 
Игровая деятельность 


Наглядный 

Показ иллюстраций, картинок, игрушек 
Элементы инсценировки 
Движение пальцами, руками 
Схемы 
Алгоритмы 
Просмотр видеофильмов, диафильмов 
Оформление выставки

Основные правила культуры речи

1) Избегать многословия в любой ситуации общения. Если хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

2) Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулировать для себя цель предстоящего общения.

3) Стараться всегда говорить кратко, понятно и точно.

4) Стремиться к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения нужно находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций подготовлено, тем выше станет речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.

5) Научиться находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдать принципы культуры речи, быть вежливым и дружелюбным.

6) Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускаться до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, человек продемонстрирует только отсутствие собственной культуры речи.

7) Научится быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Стараться всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечать собеседнику, если видишь, что он нуждается в совете или внимании. Помнить, когда не отвечаешь на слова собеседника, то грубейшим образом нарушаешь речевой этикет.

8) Следить за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали разум. Сохранять самоконтроль и самообладание.

9) Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.

10) Общаясь с собеседником, не перенимать его стиль общения: придерживаться своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, теряешь свою индивидуальность.


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад первой категории №1 «Русалочка» п. Гигант Сальского района

ПАМЯТКА

«Правила для смелых и упорных педагогов»



Предварительный просмотр:


Методика  обучения детей

составлению рассказа – описания

Поэтапное обучение:

  1. Подготовительные упражнения к описанию предметов (игровые упражнения на узнавание предмета по его описанию – тематическое лото, сравнение предметов по основным признакам – «Предмет и изображение», на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета)
  2. Описание предметов по основным признакам (с помощью педагога по вопросам)

Подбираются игрушки с ярко выраженными признаками. Простое описание – 4-5 предложений, включающие его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и его некоторые отличительные свойства. Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог.

При затруднении используется прием дополнения предложения, начатого педагогом.

  1. Обучение развернутому описанию предмета (по предварительному плану - схеме). В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов.
  1. Определить объект описания
  2. Перечисление признаков предмета в определенной последовательности
  3. Указание на принадлежность предмета к той или иной группе и на его назначение, приносимую пользу.

При затруднении используются приемы – жестовые указания, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, условные наглядные символы, параллельное описание педагогом и ребенком двух однотипных предметов, коллективное составление плана

Описание может быть непосредственно воспринимаемого предмета, описание предмета по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения), по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.

  1. Закрепление полученных навыков составления рассказа – описания проходит на игровых занятиях, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, самостоятельное составление детьми рассказа – описания.
  2. Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов. Используются игровые упражнения: дополнение предложений, начатых педагогом, нужным словом, обозначающим признак предмета (У гуся шея длинная, а у утки…), составление предложений по вопросам (Каковы на вкус лимон и апельсин?), выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов (апельсин большой, а мандарин маленький), последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой – либо одной группы (ель и береза, белый гриб и мухомор). Используется прием параллельного описания двух предметов – педагогом и ребенком.

Методика обучения детей

составлению рассказа по картинке

В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине. Это рассматривание картины и ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине.

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей.

На занятиях применяют загадки, потешки, поговорки, стихи, а также игровые приемы (показать картину любимой игрушке, познакомить с картиной гостя).

Со средней группы начинается непосредственное обучение детей рассказу по картине (рассказывание по вопросу, образцу).

Структура занятия:

  1. Подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных героев, все виды театров)
  2. Рассматривание картины в целом
  3. Вопросы к картине воспитателя
  4. Образец рассказа по картине воспитателя
  5. Рассказы детей

Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.

В конце года вводится план рассказа, используется прием наглядного моделирования.

В старшей и подготовительной группе возможно использование не только сюжетных картин, но и серии сюжетных картин для составления рассказа с завязкой, кульминацией, развязкой. Учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины в деталях в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.

Структура занятия:

  1. Подготовка к эмоциональному восприятию картины
  2. Лексико – грамматические упражнения по теме занятия
  3. Рассматривание картины в целом
  4. Вопросы воспитателя по содержанию картины
  5. Составление плана рассказа педагогом вместе с детьми
  6. Рассказ по картине сильного ребенка, как образец
  7. Рассказы 4-5 детей
  8. Оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя

В подготовительной группе возможно обучение рассказыванию по пейзажной картине.

Методика обучения детей составлению рассказа по памяти

Обучение рассказам по памяти начинается со старшей группы. В этой возрастной группе детям предлагаются легкие темы из общего, коллективного опыта, оставившие яркий след в сознании и чувствах ребенка. В подготовительной группе предлагаются темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений. Рассказывание по памяти из общего коллективного опыта.

Выделено 2 вида занятий по обучению рассказыванию:

  1. Общую тему целесообразно разделить на мелкие подтемы и составить рассказ по частям. Одну и ту же подтему можно предложить последовательно нескольким детям.
  2. Составление письма

Рассказывание по памяти из индивидуального (личного) опыта

В старшей группе предлагается рассказать об единичных фактах (описать любимую игрушку и т.п.), далее темы усложняются: описать какое-нибудь событие (как прошел день рождения). В подготовительной группе добавляются темы этического характера. (мой друг и.т.п).

Методика обучения детей пересказыванию

В младшей группе – подготовка к обучению пересказу.

Методика обучения пересказу детей 3-4 лет:

1.Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых сказок, построенных на повторе действий

2. Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности? Настольного или кукольного театра

3. Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из теста или 1-2 слов из предложения.

Методика обучения пересказу детей 4-6 лет:

1.Вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме

2.Выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание

3.Беседа по содержанию и форме текста

4.Составление плана пересказа. План бывает устным, картинным, картинно – словесным и символическим. В средней и старшей группах план составляется воспитателем вместе с детьми, в подготовительной группе – детьми.

5.Повторное чтение текста с установкой на запоминание

6.Пересказ текста детьми

7. Оценка детского пересказа. В средней и старшей группах дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети.

Короткий текст пересказывается полностью, длинный – по цепочке.

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:

- из нескольких текстов дети выбирают один, по желанию

- дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии

- драматизация детьми литературного произведения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ) Педагогический совет №

Слайд 2

Задачи: вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи у детей; развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников; создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми; Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Слайд 3

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Л.С. Выготский

Слайд 4

связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий. Причины низкого уровня развития речи

Слайд 5

договор красивее средства звонит водопровод творог щавель жалюзи магазин баловать алфавит документ километр столяр дремота каталог сверлит флюорография банты кулинария сливовый досуг петля ремень

Слайд 6

догов о р крас и вее ср е дства звон и т водопров о д твор о г щав е ль жалюз и магаз и н балов а ть алфав и т докум е нт килом е тр стол я р дрем о та катал о г сверл и т флюорогр а фия б а нты кулинар и я сл и вовый п е тл я дос у г рем е нь

Слайд 7

Дети в садик бежат . Ты за ними бежи . Из домика вылазь . Ехай на лисопеде . Видишь, как я ездию . Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить , положь . Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня». «Исправь ошибки»

Слайд 8

Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала …..шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать) Что можно надевать на себя? А одевать? (кого – нибудь : ребенка, брата, куклу). ! Надевать что-то, одевать – кого-то. «Почувствуй разницу»

Слайд 9

«Почему речь воспитателя детского сада должна быть образцом для …»

Слайд 10

обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи Задачи развития речи у детей дошкольного возраста

Слайд 11

Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи

Слайд 12

Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему Рассказ-описание

Слайд 13

Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени Рассказ-повествование

Слайд 14

- кашечрохав - боклоко - зоркомо - очвокамйюд - дыродйом - гукароснеч - комерет - щеинакатар - рожахико «Расшифруй сказку» « Хаврошечка » «Колобок» « Морозко » « Дюймовочка » « Мойдодыр » «Снегурочка» «Теремок» « Тараканище » « Жихорка »

Слайд 15

Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара сильно карала Карла за кражу кораллов! Корабли лавировали, лавировали Да не выловировали , Ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы - вылавировали бы.

Слайд 16

Картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие субъект – действие (выраженное непереходным глаголом) субъект – действие (выраженное нерасчленяемой группой сказуемого)

Слайд 17

субъект – действие – объект субъект – действие – объект – орудие действия

Слайд 18

Картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия субъект – действие – место действия (орудие, средство действия)

Слайд 19

Предложения сложной структуры предложения с однородными сказуемыми сложносочиненные конструкции из двух симметричных частей, где вторая часть по структуре дублирует первую

Слайд 20

www.themegallery.com Алгоритм составления синквейна Модель синквейна Предмет (тема) – одно слово-существительное. Два прилагательных по теме. Три глагола по теме. Предложение по теме. Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Слайд 21

На полотне изображен характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Художник изобразил лес, «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», и нашел выразительное многоцветье красок для описания прелестной осенней поры. Золото листвы красиво оттеняет прозрачную воду реки и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущей реки еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реке, словно в зеркале, отражаются прибрежные деревья, кусты и высокое небо. На картине запечатлен теплый, безветренный день. Все дышит тишиной и осенним покоем.

Слайд 22

И.И. Левитан «Золотая осень »

Слайд 23

2.Сюжет картины навеян темой сиротства, страдания детей, русской народной сказкой. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни. Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит девочка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета она бедно. На ней старенький, порванный кафтан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень. Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой девочки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищают ее от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленый и красно-коричневые цвета. Картина очень поэтична.

Слайд 24

В.М. Васнецов «Аленушка»

Слайд 25

3.Картина производит особое, задушевное впечатление. Веет от нее чем-то близким и родным. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на покрытом тающим ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые кривые березы. На их голых ветвях расположились грачиные гнезда, а вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих домишек. На втором плане виден освещенный весенним солнцем бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со сладами не растаявшего снега. Этот скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной.

Слайд 26

А.К. Саврасов «Грачи прилетели »

Слайд 27

4.Перед нами дощатый, чисто выскобленный чьей-то заботливой рукой розовый стол. Он источает едва уловимый запах древесины. На столе – небольшой самовар, стакан на блюдце, яйца, букет полевых цветов, фонарик и коробок спичек. Предметы лежат перед нами как на ладони. Весело сверкают грани начищенного до блеска самовара. В его зеркальной поверхности видно отражение стола. Солнечные блики играют на стакане с чаем, на яйцах, на фонарике, на вазе. В прозрачной стеклянной вазе – букет полевых цветов: голубые, как бы склонившиеся перед нами в поклоне, колокольчики и желтые ромашки, похожие на маленькие солнца. В верхнем углу художник поместил большого, рыжего, вислоухого пса. Умная собака терпеливо ждет своего хозяина, который незримо присутствует на картине. Кажется, что он где-то рядом. Картина вся сияет, словно прозрачное солнечное утро. Она полна яркого света, покоя и чистоты. Отчего ощущение радости становиться еще сильнее.

Слайд 28

К.С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность дошкольников: проблемы и пути их решения"

выступление на семинаре-совещании для руководителей декабрь 2012г...

Тематический педагогический совет На тему: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи:1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;2) развива...

Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ

Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов, в том числе и...

Деловая игра для проведения педагогического совета на тему: «Развитие математических способностей дошкольников: проблемы и пути их решения»

Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...

Педагогический совет - тренинг «Речевое развитие дошкольников: проблемы и пути развития»

 Педсовет – это одно из главных методических мероприятий, которые проводятся в учебном заведении. Нужно стремиться организовать педсовет таким образом, чтобы вовлечь в работу весь пе...

Статья "Здоровый образ жизни дошкольников. Проблемы и пути их решения"

статью составила воспитатель ГБДОУ детского сада № 31 Василеостровского района г. Санкт - Петербурга...