Педагогический совет - тренинг «Речевое развитие дошкольников: проблемы и пути развития»
методическая разработка

Сокольникова Галина Ивановна

   Педсовет – это одно из главных методических мероприятий, которые проводятся в учебном заведении. Нужно стремиться организовать педсовет таким образом, чтобы вовлечь в работу весь педагогический коллектив, добиться активного участия и обсуждения вопросов повестки дня. Для этого рекомендуется использовать не только устные доклады, но и интерактивные игры или тренинги на педсовете.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_-_trening.docx32.08 КБ
Office presentation icon govorim_pravilno.ppt1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет:

«Речевое развитие дошкольников: проблемы и пути развития»

 Цель: создание условий для речевого развития дошкольников, формирование речевой культуры педагогов.

План педсовета

1. часть Вводно – организационная.

1.1. Создание благоприятной атмосферы.

Педагог – психолог ДОУ Майорова Л.П.

2 часть. Теоретическая:

2.1. «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Итоги тематического контроля.»

Старший воспитатель Сокольникова Г.И.

2.2.  – «Речевые патологии: причины и способы их коррекции»

Учитель - логопед Шолохова Л.И.

2.3. «Стимулирование развития речи детей раннего возраста»

Воспитатель группы раннего возраста Жилина И.В.

2.4. «Особенности современных форм, методов работы в -  ДОУ по развитию речи дошкольников»

Воспитатель 2 младшей группы  Бушкова Т.О.

3 часть. Тренинг

 «Говорим правильно - нам подражают дети»

Старший воспитатель Сокольникова Г.И.

4. Решение педсовета

Ход педсовета.  Вводная часть начинается ритуалом приветствия и разминкой.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем педсовете. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.

Поэтому эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение

«Свободный разговор»:

— Поговорим?
— О чем?
— О разном и о прочем.
О том, что хорошо,
И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты.
А что-то мне известно.
Поговорим?
— Поговорим.
Вдруг будет интересно.

Упражнение «Профессиональный комплимент»

цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

  Педагоги передавая друг другу воздушный шарик говорят друг другу профессиональные комплииенты.

2 часть. Теоретическая:

Актуальность

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской.  В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

    Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т. е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности (регулирующая функция).

    Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

    Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

     21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

   В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.  Тема педагогического совета: «Речевое развитие дошкольников: проблемы и пути развития» и начнем наш тематический педсовет с анализа содержания работы по речевому развитию в группах ДОУ.

 Справка по тематическому контролю.

Сообщения педагогов по темам:

 - «Речевые патологии: причины и способы их коррекции»

-«Стимулирование развития речи детей раннего возраста»

-«Особенности современных форм, методов работы в -  ДОУ по развитию речи дошкольников»

3 часть. Тренинг

 «Говорим правильно - нам подражают дети»

    Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор.

 1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения. 

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

     Многие недооценивают устную речь, относятся к ней небрежно.    Чаще обращаем внимание на умение грамотно писать. Красивую речь сейчас редко услышишь даже по радио и по телевиденью. Очень часто мы с вами не замечаем, как говорим (неряшливое произношение, масса неправильных ударений и речевых ошибок, использование местного диалекта). Не случайно ученые и общественные деятели говорят о кризисе литературного языка, особенно в сфере устного общения.

   Постоянно имея перед собой образец правильной речи или неправильной речи, ребенок невольно начинает подражать ему, спонтанно усваивая тем самым норму или ненорму устной речи. Как часто сами не замечая, мы говорим:

«Седня вы хорошо работали»

 «Ничо не надо трогать»

«Щас будем заниматься»

«Ляжь на правый бок»

«Вот здеся у меня картинки»

«Ложи сюда одежду»

  Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения, поэтому преобладающее место в речи взрослых должен занимать нейтральный стиль, стиль литературного произношения.

   Дошкольники перенимают опыт речевого общения у окружающих его взрослых людей. Прежде всего – родителей и воспитателей. Поэтому так важно, чтобы ребенок всегда слышал правильную, грамотную речь. И сегодня мы приглашаем Вас принять участие в тренинге  «Говорим правильно – нам подражают дети».

Особое место в русском языке занимает ударение. Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь.

1. Игра – тренинг «Ударение»

Задача упражнения  —  расставить ударение в предложенном наборе слов.

Каталог, красивее, свекла, сироты, цемент,  начался, простыня, звонишь, договор, досуг, квартал, избаловать, алкоголь

Посмотреть правильные ответы на слайде

В помощь воспитателям предложить памятки со стихами, которые помогут запомнить правильное ударение в некоторых словах (приложение 1)

  Сегодня каждого из нас окружает множество речевых ошибок. Не секрет, что воспитатели и родители часто путают назначение глаголов «надевать и одевать».

2. Блиц – викторина «Почувствуй разницу»

Воспитатели получают текст, где вместо точек необходимо написать нужный глагол (надевать или одевать)

 «Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала …..шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать). Что можно надевать на себя? А одевать? (кого – нибудь: ребенка, брата, куклу).

3. Упражнение «Найди и исправь ошибки»

Вовнутрь здания попасть было невозможно.

Взади нас ехала машина с грузом.

Мы сделали работу зазря, ее никто не оценил.

Сперва садятся девочки, а потом мальчики.

Первым прибежал Сережа, а опосля всех прибежал Саша.

Я сдеся впервой.

Все пришлось покрасить по – новой.

Длиньше всех коса у Вари.

Чтобы было поровну, делим напополам.

По лестнице идем один за одним. (приложение 4)

Поговорим об интонационной выразительности. Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.

4.Упражнения на интонационную выразительность

 Передать интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором. Воспитатели делятся на две группы, обговаривают и представляю отрывки из детских произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» (приложение 3)

Итак, из всего сказанного можно сделать для себя следующие выводы:

— надо постоянно совершенствовать культуру речи;

— развивать навыки выразительности устной речи;

— критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения

произносительных норм.

Решение педсовета

1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течении учебного года)

- оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника", ответственные педагоги групп срок март месяц).

2.Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственный ст. воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно)

3.Провести в группах родительские собрания по теме "Развитие речи дошкольника"

Приложение 1

Стихи для запоминания ударений в словах

Мама сына баловАла,

 Вместо супа торт давАла.

 Он очень образОванный, 

И вовсе небалОванный. 

Ударение в слове каталОг 

Падает всегда на третий слОг! 

Мы у тёти ФЕклы

 Ели борщ из свЕклы! 

У меня хороший дрУг, 

Проводим вместе мы досУг. 

М ы прошли немало –целых два квартАла

Ногти лучше не грызи и задерни жалюзИ.

В офис к нам прокрался вор и похитил договОр.

Баба испекла пирог, да забыла про творОг.

 Был, должно быть, дОрог на базаре твОрог.

(обе формы в рамках нормы)

Нам оставил он в залог сто рублей и каталОг.

Надевая шорты, вспомнил он про тОрты.

Кто на площади стоит, по мобильному звонИт?

Чтобы слез не проливать лучше уж не баловАть.

Быть куда красИвее поможет платье синее.

Приложение 2

«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала надевать куртку стала надевать, шапку стала надевать. А потом стала сына одевать. Что можно надевать на себя? А одевать? (кого – нибудь: ребенка, брата, куклу).

Приложение 3

Правильные выражения

Внутрь здания попасть было невозможно.

Позади нас ехала машина с грузом.

Мы сделали работу зря, ее никто не оценил.

Сначала  садятся девочки, а потом мальчики.

Первым прибежал Сережа, а после всех прибежал Саша.

Я сдесь первый раз.

Все пришлось покрасить снова.

Длиннее всех коса у Вари.

Чтобы было поровну, делим пополам.

    По лестнице идем друг за другом

Приложение 4

Отрывок из произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

 

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

 

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

Отрывок из произведения К.И. Чуковского «Федорино горе»

А бедная баба одна,

И плачет, и плачет она.

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушел.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре,

Горе!

6

А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет.

И чайник шепнул утюгу:

«Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца:

«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:

«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдо сказало: «Гляди,

Кто это там позади?»

 

И видят: за ними

из темного бора

Идет-ковыляет Федора.

 

Но чудо случилося с ней:

Стала Федора добрей.

Тихо за ними идет

И тихую песню поет:

 

«Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

 

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять,

А поганых тараканов я

повыведу,

Прусаков и пауков я

повымету!»

   Педсовет – это одно из главных методических мероприятий, которые проводятся в учебном заведении. Нужно стремиться организовать педсовет таким образом, чтобы вовлечь в работу весь педагогический коллектив, добиться активного участия и обсуждения вопросов повестки дня. Для этого рекомендуется использовать не только устные доклады, но и интерактивные игры или тренинги на педсовете.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры педагогов ДОУ .

Слайд 2

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения. 2. Общение ребёнка с другими детьми. 3. Речь взрослого – образец для подражания. 4. Развитие мелкой моторики рук. 5. Чтение детской художественной литературы. 6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Слайд 3

«Седня вы хорошо работали» «Ничо не надо трогать» «Щас будете заниматься» «Ляжь на правый бок» «Вот здеся у меня картинки» «Ложи сюда одежду»

Слайд 4

Катал о г, крас и вее, св е кла, сир о ты, цем е нт, началс я , звон и шь, догов о р, дос у г, кварт а л, избалов а ть алког о ль Нефтепров о д, балов а ть, жалюз и, крас и вее.

Слайд 5

Конечно, невозможно запомнить ударение во всех русских словах. но вполне возможно : не делать грубых ошибок и не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях

Слайд 6

Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье одела , а кофту решила не одевать, а потом стала сына надевать.

Слайд 8

— постоянно совершенствовать культуру речи; — развивать навыки выразительности устной речи; — критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения произносительных норм.

Слайд 10

Наречия – слова неизменяемые, поэтому морфологических ошибок не возникает. Но есть ошибочные варианты состава слова наречия. НОРМА: Сзади (НЕ взади, назаду) Назад ( НЕ взад) Позади (НЕ взаду) Взад вперед ( НЕ взад назад) Внутрь (НЕ вовнутрь) Куда (НЕ куды) Туда (НЕ туды) Сюда ( НЕ сюды). В норме нет слов тудой, сюдой Там (НЕ тама) Здесь (не здеся) Т ут (НЕ тута) Около (НЕ коло) Зря (НЕ зазря) Сразу (НЕ зараз) Сначала ( НЕ сперва, перво-наперво ) Потом ( НЕ опосля) Впервые (НЕ впервой) Снова ( НЕ по-новой) Глубоко (НЕ глЫбоко) Безразлично (НЕ без разницы) По правде (НЕ взаправду) Нарочно (НЕ понарошке) Зря (НЕ зазря) Нарочно (НЕ понарошке, но вполне допустимо у детей) Шире (НЕ ширше) Длиннее (НЕ длиньше) Пополам (НЕ напополам) Один за другим (НЕ один за одним)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Выступление на педагогическом совете совместно с родителями по теме: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников»

Для того, чтобы развить  у  ребенка чувство прекрасного и любовь к  искусству, нужна систематическая целенаправленная работа всех участников образовательного процесса: педагогов, родите...

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения"

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения&qu...

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников»

Выступление на педагогическом совете в детском саду. "Детское Экспериментирование - как метод познавательного развития дошкольников"...

Доклад на тему "Инновации в воспитании" на педагогический совет "Воспитание: традиции и инновации, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"

Выступление "Инновации в воспитании" (из опыта работы) на педагогическом совете по теме "Воспитание: традиции, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"...