Педсовет «Развитие речевой активности дошкольников: проблемы и пути их решения»
учебно-методический материал
Педсовет «Развитие речевой активности дошкольников: проблемы и пути их решения» в рамках ФОП ДО
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия города Благовещенска», ул. Широкая 51
Протокол Педагогического Совета №3
От 23.01.2025 г.
Тема: «Развитие речевой активности дошкольников: проблемы и пути их решения»
Председатель: Финошина Е.А.
Секретарь: Кравченко Ю.В.
Присутствовало: 13 человек
Отсутствовало: 8
(по уважительной причине)
Форма проведения: традиционный.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации работы по развитию всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФОП ДОО.
Повестка дня:
- Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Докладчик: Лузина М.А. – 5 мин.
- Итоги тематической проверки «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты» Докладчик: Финошина Е.А. – 5 мин.
- Выступление из опыта работы «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста» Докладчик: Кравченко Ю.В. – 15 мин.
- Мастер-класс «Влияние на речевое развитие модельно-схематических средств» Докладчик: Богой Т.Г. – 15 мин.
- Мастер-класс «Эффективные игровые технологии в речевом развитии дошкольников» Докладчик: Тарасенкова Л.В. –15 мин.
- Буклеты-памятки для родителей «Играя – развиваем речь» Докладчик: Простокишина Т.Л.. – 5 мин.
- Деловая игра «Вспомнить все!» Докладчик: Слукина О.О. –10 мин.
- Принятие решения педагогического совета
Ход педсовета:
По первому вопросу СЛУШАЛИ: Лузину М.А., которая озвучила актуальность проблемы речевого развития детей. Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Формирование связной речи – одна из главных задач речевого воспитания дошкольника. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется. Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно. Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д.
Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей. Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания.
Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.
Решили: Воспитателям продолжать работу по речевому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФОП ДО.
Проголосовали:
«за»- 13 чел.
«против»-0 чел.
«воздержались»-0чел.
По второму вопросу СЛУШАЛИ: Зав. уч. частью Финошину Е.А., которая озвучила результаты тематической проверки. Так, в ходе тематической проверки было выявлено следующее. Тон общения у детей доброжелательный и спокойный. У детей наблюдается в общении друг с другом сдержанность в жестах, мимике, они стараются выслушать воспитателя, или детей не перебивая, ожидая очереди. Хотя наблюдаются случаи невнимания, неумения слушать. Анализ характеристики коммуникативных умений детей показал: дети владеют речевыми оборотами, присутствуют инициативность. Тон общения воспитателя преобладает доброжелательный, спокойный. Воспитатель внимателен к вопросам детей. При высказываниях детей воспитатели дают возможность детям высказаться, не перебивая их. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод по тематическому контролю. Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: Планируется развитие диалогической речи через рассматривание картин и иллюстраций, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с природой. Диалог проходит через сюжетно-ролевые игры, речевые игры, игры-драматизации, театрализованную деятельность, планируются задачи по культуре общения.
Решили: Воспитателям обратить внимание на подбор демонстрационного и раздаточного материала, его эстетику, рациональность размещения, оправданность и рациональность выбора методов и приемов работы с детьми.
Проголосовали:
«за»- 13 чел.
«против»-0 чел.
«воздержались»-0чел.
По третьему вопросу СЛУШАЛИ: воспитателя Кравченко Ю.В., которая выступила с докладом из опыта работы «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста» Юлия Васильевна рассказала, что существует 3 метода: словесный, наглядный, практический. Наглядный и практический :рассматривание игрушек, книг, картин, игры на липучках, дидактические настольные игры, лото, пазлы, мозаики и др., пальчиковые игры, театрализованные игры, спортивные подвижные игры, зарядка с проговариванием стихотворений, наблюдение, музыкальные игры и тд. Словесный : чтение произведений, звукоподражание, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, речевые разминки и т.д.
Решили: Использовать элементы опыта работы педагога в развитии речи детей как в образовательном процессе, так и в режимных моментах.
Проголосовали:
«за»- 13 чел.
«против»-0 чел.
«воздержались»-0чел.
По четвертому вопросу СЛУШАЛИ: воспитателя Богой Т.Г., которая продемонстрировала мастер-класс по теме «Влияние на речевое развитие модельно-схематических средств» . На сегодняшний день образная, богатая синонимами речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое.
В речи существует множество проблем:
-односложная речь
-бедность речи
-употребление не литературных слов и выражений
-бедная диалогическая речь
-отсутствие навыков культуры речи
-плохая дикция
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное дело. Необходимо научить детей связно последовательно, грамматически грамотно излагать свои мысли.
Решили: Использовать полученные знания как в образовательном процессе, так и в режимных моментах.
Проголосовали:
«за»- 13 чел.
«против»-0 чел.
«воздержались»-0чел.
По пятому вопросу СЛУШАЛИ: воспитателя Тарасенкову Л.В., представившую на рассмотрение мастер-класс «Эффективные игровые технологии в речевом развитии дошкольников» Людмила Владимировна поинтересовалась,что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответы слушателей).
- Конечно же - это игра.
Далее педагог объяснила, что игровые технологии в речевом развитии можно представить следующими разделами:
• Игры для развития фонематического восприятия;
• Игры для коррекции звукопроизношения;
• Игры для развития мелкой моторики;
• Игры для развития связной речи;
• Голосовые и логоритмические игры;
• Игры для профилактики и преодоления нарушений письма и чтения;
Людмила Владимировна акцентировала внимание на том, что для детей игра является приятным времяпрепровождением. А в играх по развитию речи ребенок:
- приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;
- развивает речь;
- развивает любознательность;
- осваивает опыт человеческой деятельности;
- развивает творчество и фантазию;
- развивает память;
- развивает внимание;
- развивает мыслительную деятельность;
- развивает навыки общения.
1.Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.
Игра-упражнение «Машина»
Цель: обучение постепенному выдоху воздуха.
Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.
2.Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Пальчиковая игра «Шаловливые сосульки» (Ст. дошкольный возраст)
Шаловливые сосульки (Поднимаем обе руки вверх, пальцы складываем щепоткой, острием вниз)
Сели на карниз. (Кладем левую руку на правую, как в школе)
Шаловливые сосульки (Так же)
Посмотрели вниз. (Кладем левую руку на правую, смотрим вниз)
Стали думать, чем заняться? (Чешем голову то левой рукой, то правой)
«Будем каплями кидаться!». (Поднимаем руки вверх, кистями вниз. Взмахиваем кистями рук одновременно)
Целый день идет трезвон: (Кистями рук рисуем в воздухе круг)
Дили-дили, дили-дон! (Взмахиваем кистями рук по очереди.)
3.Физминутка: Мышка быстренько бежала
Мышка хвостиком виляла
Ой, яичко уронила
Поглядите-ка разбила.
4.Развитию мелкой моторики способствует также и Су-джок терапия. Су джок – в переводе с корейского языка Су - означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. Для детей по методу Су-Джок терапии используются специальные шарики, кольца, игры и упражнения.
Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(Катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
5.Следующий метод называется кинезиология. Кинезиология - наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.
Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Выполняя упражнения у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.
6. Подвижно – речевые игры.
Игра «Два круга» Дети строятся в два круга – внешний (большой) и внутренний (3-4 человека) Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… фрукты». Игроки большого круга должны быстро назвать любой фрукт, например яблоко. Ребенок первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («… с собою берем посуду, мебель, животное, и т. д.) Последний взрослый, оставшийся в большом круге должен выполнить какое-либо задание.
Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до… ») С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем.
2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Слова утешения», «Ласковые слова для мамы»….
- Следуюший метод совместных рассказываний, где можно использовать такие игровые приемы как: Упражнения с речевым сопровождением
«Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение» и т д . Попробуем?
- Пошел первый…. (воспитатель предлагает придумать несколько вариантов ответов)
- Утром дети …
- Девочка Маша играет… .
Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
«Доскажи словечко».
- Посмотрите-ка, ребята, Ведь играют тут... (котята).
- Вот пустилось что-то вскачь. Рассмотрели - это… (мяч).
- Очень чисто вымыт пол, На него поставим… (стол).
Но, так как мы с вами взрослые люди, я хочу немного усложнить задание.
Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.
• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля)
• Дернуть за веревочку – такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)
• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)
• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)
• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)
• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)
• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)
• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)
• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)
• У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда)
- Молодцы, у вас все получилось.
- Следующее игровое упражнений «Почемучки».
- Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, начиная со слов «потому что».
- И так, начнем.
Игра «Почемучки».
Почему улетают птицы?
• Почему зимой нельзя купаться?
• Почему засыхают цветы?
• Почему весной тает снег?
• Почему летом не носят шубы?
• Почему люди берут зонты?
• Почему пришел врач?
• Почему деревья мокрые?
• Почему мяч катится?
• Почему ребята не едят яблоки?
Данное упражнение направлено на формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос, учитывая установку воспитателя.
Решили: Использовать полученные знания как в образовательном процессе, так и в режимных моментах.
Проголосовали:
«за»- 13 чел.
«против»-0 чел.
«воздержались»-0чел.
По шестому вопросу СЛУШАЛИ: воспитателя Простокишину Т.Л., Педагог рассказала и продемонстрировала буклеты памятки для родителей по данной теме.
Решили: : Использовать данную памятку в работе.
Проголосовали:
«за»- 13 чел.
«против»-0 чел.
«воздержались»-0чел.
По седьмому вопросу СЛУШАЛИ: воспитателя Слукину О.О., которая предложила деловую игру «Вспомнить все!»
«Развитие фонематического слуха и восприятия».
1 задание «Придумай рифму к слову».
(Кошка – окошко, улитка – калитка, корзина – картина, жучок – паучок).
2.задание «Напишите самое длинное слово».
Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв. (Самоуничтожение, газонокосилка, высокопревосходительство).
3.задание «Определите место звука в слове».
«Если в слове, которое я произнесу, звук [л] будет стоять в начале слова, поднимите руки вверх и потянитесь; если в середине – поставьте руки на пояс; если в конце – наклонитесь и поставьте руки на колени». (Лампа, кулак, стол, колба, осёл, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко)
4.задание «Работа с пословицами». продолжить пословицу.
С волками жить – (по-волчьи выть).
С миру по нитке – (голому рубаха).
Всяк сверчок – (знай свой шесток).
Двое пашут - (а семеро руками машут).
Кончил дело – (гуляй смело).
Гром не грянет – (мужик не перекрестится).
А теперь нужно поочерёдно перевести пословицы на русский язык.
Молчаливый рот – золотой рот. (Германия.)
(Слово – серебро, а молчание - золото.)
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия.)
(Язык до Киева доведет.)
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция.)
(Обжёгшись на молоке, дует на воду.)
Закончить я бы хотела притчей «4 свечи»
В комнате горело 4 свечи.
- Первая сказала: «Я-СПОКОЙСТВИЕ».
К сожалению, люди не умеют меня хранить и погасла.
- Вторая сказала: «Я-ВЕРА». К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего обо мне слышать, поэтому нет смысла гореть дальше. И погасла.
- Очень опечалившись, третья свеча произнесла: «Я – ЛЮБОВЬ.
У меня нет сил гореть дальше. Люди не ценят и не понимают. Они ненавидят тех, кто их больше всего любит – своих близких. И через мгновение и эта свеча угасла.
Вдруг…. В комнату зашел ребенок. И увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал: «Что вы делаете? Вы должны гореть! Я боюсь темноты!!!!» Произнеся это, он заплакал.
- Взволнованная 4 свеча произнесла: «Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно зажечь и другие свечи. Я-НАДЕЖДА!»
Уважаемые педагоги! Пусть НАДЕЖДА всегда будет с вами и не дает погаснуть ЛЮБВИ, ВЕРЕ и СПОКОЙСТВИЮ, которые очень нужны и взрослому и ребенку для счастья! И пусть они всегда сопровождают вас и не дают друг другу погаснуть!
Подвела итог педагогического совета зав уч.частью Финошина Е.А.
Решение педсовета:
- Создавать условия в ДОУ для развития речевой активности детей, побуждая их к речевому общению с взрослыми и между собой.
- Педагогам продолжать работу по формированию коммуникативно - речевой активности у дошкольников через использование разнообразных методов и приемов, вовлекать в работу родителей.
- Использовать таблицы мнемотехники в развитии речи детей в образовательном процессе, так и в режимных моментах.
Председатель: Финошина Е.А.
Секретарь: Кравченко Ю.В.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия города Благовещенска», ул. Широкая 51
Решение педагогического совета №3
Тема: «Развитие речевой активности дошкольников: проблемы и пути их решения»
От 23.01.2025 г.
- Создавать условия в ДОУ для развития речевой активности детей, побуждая их к речевому общению с взрослыми и между собой.
- Педагогам продолжать работу по формированию коммуникативно - речевой активности у дошкольников через использование разнообразных методов и приемов, вовлекать в работу родителей.
- Использовать таблицы мнемотехники в развитии речи детей в образовательном процессе, так и в режимных моментах.
Секретарь _________ Кравченко Ю.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность дошкольников: проблемы и пути их решения"
выступление на семинаре-совещании для руководителей декабрь 2012г...

Деловая игра для проведения педагогического совета на тему: «Развитие математических способностей дошкольников: проблемы и пути их решения»
Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...

«Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»
Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...

Статья "Здоровый образ жизни дошкольников. Проблемы и пути их решения"
статью составила воспитатель ГБДОУ детского сада № 31 Василеостровского района г. Санкт - Петербурга...

консультация «Речевое развитие детей раннего возраста. Проблемы и пути их решения»
Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...

Педагогический совет «Развитие речевой активности дошкольников проблемы и пути их решения».
Педагогический совет для воспитателей ДОУ «Развитие речевой активности дошкольников проблемы и пути их решения»...

«Речевое развитие детей дошкольного возраста. Проблемы и пути их решения»
Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей...
