Рабочая программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Cулайманова Василя Маратовна

Кружок «Умелые ручки» предполагает занятия по программе художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки», автор Лыкова И. А., которая представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch.programma.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение детский сад №11 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

                                                                                                                                                         

                     УТВЕРЖДАЮ:

                                                               и.о. заведующего МАДОУ д/с № 11

                                   ___________________Тагирова С.А.                                                              Приказ № 200 «16» сентября 2019 г.

Рабочая программа кружка

«Умелые ручки»

На 2019-2020 учебный год

                                                    Разработала: воспитатель Сулайманова В.М.

г. Нефтекамск

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и, формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе взаимодействия его с разными материалами. Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является художественно-эстетическое развитие (рисование, аппликация, лепка).

Новизна.

Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает художественное – эстетическое развитие детей, которое является приоритетным направлением деятельности детского сада.

Актуальность.

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода -детства.

Направленность программы кружка «Умелые ручки»

Начавшийся процесс обновления дошкольного воспитания выдвинул на первый план новые приоритеты целей и задач дошкольного образования. Одной из таких целей является: повышение качества дошкольного образования через занятия эстетического цикла.

Кружок «Умелые ручки» предполагает занятия по программе художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки», автор Лыкова И. А., которая представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

 Цель и задачи реализации программы.

Цель:

Развитие творческих способностей, воображения;

развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного

возраста в играх,

( лепка).

Задачи:

воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим

(доброжелательность, чувство товарищества); художественного вкуса; усидчивости, целенаправленности.

развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов; мелкой моторики пальцев, кистей рук;  совершенствование движений рук;

познавательных психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти; развития речи детей.

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

практических умений и навыков;

обучение различным навыкам работы с пластилином.

Принципы и подходы к реализации программы.

Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

• обеспечение эмоционального благополучия детей;

• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

• развитие детской самостоятельности  (инициативности, автономии и

ответственности);

• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах

деятельности;

• обогащения сенсорно-чувствительного опыта;

• взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности;

• принцип культурного обогащения;

• принцип организации тематического пространства;

• принцип естественной радости.

Этапы реализации программы.

Реализация Программы осуществляется на русском языке – государственном языке Российской Федерации, являющемся родным для всех воспитанников детского сада. 

При организации этапов реализации кружковой программы учитывается принцип интеграции образовательных областей (физическое развитие, познавательное и речевое развитие, социально – коммуникативное и художественно – эстетическое) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 

Реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, при решении проблемных ситуаций, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. 

Образовательная деятельность, в зависимости от программного содержания, осуществляется фронтально, по подгруппам или индивидуально. Педагогам предоставляется право варьировать место осуществления непосредственно образовательной деятельности в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, интереса детей. 

Характер взаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий и гуманистический.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств       реализации программы. Основные формы организации с детьми.

Количество детей посещающих кружок: 13 человек.

Кружковая работа проводится с группой и подгруппой детей, так же в индивидуальной форме.

Формы работы:  непосредственно – образовательная деятельность, рассматривание иллюстраций, наблюдение, беседы, игры, выставки, дидактические игры.

Принципы проведения занятий:

системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;

доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.

Просветительская работа с родителями проводится в форме родительских собраний, консультаций,наглядной информации, знакомства с семейными традициями, анкетирование родителей, бесед с родителями, бесед с детьми о семье, наблюдения за общением родителей и детей, педагогической поддержки, проведения семейных конкурсов.

Способы и направления поддержки детской инициативы.

- предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел

- поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств

- организовывать события, мероприятия, выставки проектов, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей разных групп и родителей

Материально- техническое обеспечение программы.

– ватные палочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

- природный и бросовый материал;

- трафареты и шаблоны;

- пластилин, стеки, дощечки.

Методическое обеспечение программы.

И.А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с.

Хордина Рос , Пере Эстаделла «Большая книга развивающих занятий для детей», 2008.

Организация развивающей предметно- пространственной среды.

Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок в той или иной форме - выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться («выдохнуть») в рисунке, в поделке, в игре или в слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно - выразить то, что он хочет и как он хочет. Для этого в нашей группе существует центр творчества, где находится все необходимое для творчества детей: карандаши, фломастеры, трафареты, доска для рисования мелками, пластилин. Сейчас очень популярен пластилин плэй до, он яркий, эластичный, безопасный. Мы приобрели вот такую кондитерскую фабрику, дети с удовольствием лепят разное пирожное, печенье. Свои работы по лепке ребята выставляют на выставку – на яркую, красочную лесенку « Наше творчество» оформленную в приемной группы.

Заключение.

Дети должны владеть навыками лепки.

Владеть первичными навыками лепкой.

Ожидаемые результаты работы кружка:

- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Перспективное планирование

ОКТЯБРЬ

Первая неделя

Аппликация

 «Большие и маленькие мячи»

-Учить детей предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета и наклеивать их. Формировать навыки аккуратной работы. Вызвать у детей радость от полученного изображения. Развивать чувство ритма. Воспитывать эстетическое восприятие в системе «глаз-рука».

Третья неделя

Лепка

 «Ягодки на тарелочки»

-Учить детей лепить шар раз­ными способами: круговыми движениями ладоней для получения тарелки и паль­цев - для ягодок. Показать возможность преобразования (сплющивания) шара в диск для получения тарелочки и подни­мания (загибания) бортиков, чтобы «ягодки не выкатились». Вызвать интерес к созданию пластической композиции из одного большого предмета (тарелки) и 5-10 мелких (ягодок). Развивать глазо­мер, мелкую моторику, чувство формы.

Четвертая неделя

Лепка

 «Бублики да  баранки»

-Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов. Формировать умение раскатывать столбики (цилиндры) разной длины и толщины (для баранок – длинные и широкие, для бубликов – короткие и узкие) и замыкать в кольцо. Показать варианты оформления лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание  дырочек карандашом, пластиковой вилкой или зубочисткой). Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику.

ОКТЯБРЬ

Первая неделя

«Витамины»

-Учить детей скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями. Формировать умение отщипывать куски пластилина поменьше от большого кома и лепить шарики. Развивать продолжать у детей интерес к лепке. Воспитывать аккуратность в работе.

Вторая неделя

Лепка

 «Мой веселый, звонкий мяч….»

-Вызвать у детей интерес к лепке как виду изодеятельности, позволяющему создавать объемные изображения (как настоящие, с которыми можно играть). Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Координировать и синхронизировать движения обеих рук. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

Третья неделя

Лепка

 «Ягодки на тарелочки»

-Учить детей лепить шар раз­ными способами: круговыми движениями ладоней для получения тарелки и паль­цев - для ягодок. Показать возможность преобразования (сплющивания) шара в диск для получения тарелочки и подни­мания (загибания) бортиков, чтобы «ягодки не выкатились». Вызвать интерес к созданию пластической композиции из одного большого предмета (тарелки) и 5-10 мелких (ягодок). Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы.

Четвертая неделя

Аппликация

 «Укрась юбочку барыне»

-Познакомить детей с дымковской игрушкой, особенностями ее росписи. Учить рисовать узор, состоящий из кругов, колечек и точек. Знакомить детей с колоритом дымковского узора. Закреплять умение рисовать ватными палочками. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма творческую активность. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

НОЯБРЬ

Первая неделя

Лепка

 «Осенний листопад»

-Учить детей скаты­вать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расп­лющивать их пальцем сверху. Формировать умение  изображать с помощью движений слова физкультминутки. Развивать наблюдательность.

Вторая неделя

Аппликация

 «Листопад, листопад – листья по ветру летят»

-Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Листопад». Учить  раскладывать готовые формы (листочки) разного цвета и размера на голубом фоне, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать. Продолжать знакомить с техникой обрывной аппликации (разрывать полоски бумаги на кусочки). Познакомить с теплыми цветами спектра. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы

Третья неделя

Четвертая неделя

Лепка

 «Рябина»

-Учить детей  в отщипывании маленьких кусочков пластилина от целого куска. Упражнять в раскатывании тонких палочек. Формировать умение катать комочки и выкладывать из них гроздь. Закреплять знание красного, зеленого и коричневого цвета. Воспитывать интерес к природе и бережное к ней обращение.

ДЕКАБРЬ

Первая неделя

Лепка

 «Бревенчатый колодец»

-Учить детей конструировать из вылепленных «бревен» колодец. Закреплять умение раскатывать  из комков пластилина, между ладонями  «колбаски-бревнышки». Развивать у детей интерес к лепке. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.

Вторая неделя

Аппликация

«Снежинки-сестрички»

-Учить  детей наклеивать полоски бумаги в форме снежинки на основе готового круга или шестигранника. Побуждать к дополнению аппликативного образа декоративными элементами (штрихами, пятнышками, мазками), нарисованными красками или фломастером (по выбору). Развивать  наглядно – образное мышление, воображение. Воспитывать интерес к  природе и отображению своих впечатлений в изодеятельности.

Третья неделя

Лепка

 «Пирамидка»

-Продолжать учить детей раскатывать комочки глины  между ладонями круговыми движениями. Формировать умение расплющивать шар между ладонями. Упражнять в  составлении предмета из нескольких частей, накладывая одну часть на другую. Закреплять знание и умение называть основные цвета. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Четвертая неделя

Лепка

 «Елочный шарик»

-Учить детей украшать объемное изделие маленькими пластилиновыми шариками. Развивать речь и мышление. Вызвать интерес к изготовлению елочных украшений. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

ЯНВАРЬ

Аппликация

 «Праздничная елочка»

-Продолжать учить детей составлять аппликативное изображение леса  из готовых форм, с частичным наложение элементов друг на друга. Учить клеить половинки силуэтов.  Создать условия для экспериментирования с художественными инструментами (ватные палочки). Развивать чувство формы, цвета, ритма. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Вторая неделя

Лепка

«На деревья, на лужок тихо падает снежок»

-Учить детей скаты­вать маленькие белые шарики из пластилина и расп­лющивать их пальцем сверху. Закреплять умение раскатывать «колбаски». Формировать наблюдательность. Развивать интерес  к  лепке. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Третья неделя

Аппликация

 «Мишка-неваляшка»

-Учить детей передавать в аппликации образ игрушки; изображать предмет, состоящий из нескольких частей; располагать детали в порядке уменьшающейся величины. Закреплять знание цветов. Развивать восприятие цвета. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.

Четвертая неделя

Лепка «Ежики»

-Учить детей скатывать пластилин круговыми движениями, учить оттягивать пальцами отдельные детали и использовать стеку для изображения колючек. Развивать у детей интерес к лепке. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином и стекой.

ФЕВРАЛЬ

Первая неделя

Лепка «Снеговик»

- Учить детей лепить предметы, сос­тоящие из трех шариков. Закреплять умение доводить изде­лие до нужного образа с помощью дополнительного матери­ала. Развивать речь и мышление. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Вторая неделя

Лепка «Кролик»

- Учить делить ко­мок пластилина  на нужное количество частей; при лепке туловища и го­ловы пользоваться приемом раскатывания пластилина кругообразными движениями между ладонями, при лепке ушей — приемами раска­тывания палочек и сплющивания. Закреплять умение прочно соеди­нять части предмета, прижимая их друг к другу. Развивать интерес к лепке знакомых предметов, из нескольких частей. Воспитывать бережное отношение к животным.

Третья неделя

Аппликация

 «Узор на тарелочке»

-Учить детей располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине; составлять узор в оп­ределенной последовательности: вверху, внизу, справа, слева — боль­шие круги, а между ними — маленькие. Закреплять умение намазы­вать клеем всю форму. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность.

Четвертая неделя

Лепка

 «Самолеты стоят на аэродроме»

-Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлиненных кусков глины. Закреплять умение делить комок глины на глаз на две равные части, раскатывать их продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями для получения нужной формы. Вызывать радость от созданного изображения. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

МАРТ

Первая неделя

Аппликация

«Букет цветов для мамочки»

-Знакомить с бумажным фольклором как видом народного декоративно – прикладного искусства. Учить составлять композицию из готовых элементов (цветов) на сложной форме(букет – ваза). Вызвать интерес к созданию красивых композиций из цветов по мотивам народной аппликации (букет, вазон, гирлянда). Воспитывать любовь к маме.

Вторая неделя

Лепка

 «Бревенчатый домик для зайчика и петуха»

-Продолжать учить детей раскатывать из куска пластилина «бревнышки». Формировать умение детей дово­дить изделие до нужного образа. Развивать желание пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации и отображать их в лепке. Воспитывать умение работать в паре.

Третья неделя

Аппликация

 «Лоскутное одеяло»

-Продолжать учить наклеивать готовые формы на основу. Упражнять в составлении коллективной композиции из индивидуальных работ. Подвести к практическому освоению понятия «частное и целое». Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков. Воспитывать аккуратность.

Четвертая неделя

Лепка

 «Сосульки – воображульки»

-Учить детей лепить предметы в форме конуса. Вызвать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. Побуждать самостоятельно сочетать разные приемы для усиления выразительности образов: сплющивать, скручивать, вытягивать, свивать. Показать возможность смешивания в одном комке пластилина 2-3 цвета. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности.

АПРЕЛЬ

Первая неделя

Аппликация

 «Скворечник»

-Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. Формировать умение определять форму частей и закреплять умение правильно называть их(прямоугольная, круглая, треугольная). Развивать цветовое восприятие. Воспитывать любовь к живой природе.

Вторая неделя

Лепка

 «Ракета»

-Учить детей создавать ракеты рациональным способом: делить кусок пластилина на три меньших куска (большой - нос ракеты, два маленьких - крылья). Развивать комби­наторные способности. Совершенство­вать обрывную технику: изображать «хвосты» кометы и огонь из сопла раке­ты. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению получен­ных представлений в лепке.

Третья неделя

Аппликация

«Цыплята на лужайке»

-Вызвать интерес к созданию выразительного образа пушистого одуванчика в технике обрывной аппликации. Уточнить представление детей о внешнем виде одуванчика и показать возможность изображения желтых и белых цветов. Развивать чувство цвета и формы, мелкую моторику. Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус.

Четвертая неделя

Лепка

- «Птичка-свистулька»

Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить оттягивать от всего куска пластилина или глины такое количество материала, которое понадобится для моделирования головы птицы; свободно применять знакомые приемы лепки (оттягивание  части материала для головы, прищипывание хвостика, вытягивание клювика). Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать бережное отношение к птицам.

МАЙ

Аппликация

 «Флажки  такие разные»

-Учить детей составлять линейную композицию из флажков, чередующихся по цвету и /или форме. Вызвать интерес к оформлению флажков декоративными элементами. Развивать чувство формы, цвета, ритма. Воспитывать дружелюбие в совместной деятельности.

Вторая неделя

Лепка

 «Мостик»

-Учить выравнивать пластилиновые детали (столбики-бревнышки) по длине, лишнее отрезать стекой. Вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 «бревнышек» и созданию весенней композиции (ручеек, мостик, цветы). Развивать чувство формы и величины (длины), способности композиции. Воспитывать умение доводить начатое до конца.

Третья неделя

Лепка

 «Маленькая Маша»

-Учить детей лепить маленькую куколку: шубка - толстый столбик, головка - шар, руки – папочки. Продолжать формировать умение раскатывать глину прямыми движениями (столбик-шубка, палочки — рукава) и кругообразными движениями (головка). Закреплять умение  составлять изображение из частей. Вызывать чувство радости от получившегося изображения. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

человека: круг или овал — голова; конус — сарафан; колбаски — ру­ки; украшение -- ритмичные, повторяю­щиеся элементы. Развивать интерес к рус­ской истории. Воспитывать аккуратность при работе с краской.

Четвертая неделя

 Итоговое занятие. Аппликация

«Радуга-дуга»

-Продолжать учитm детей работать в коллективе: уступать друг другу, оказывать посильную необходимую помощь. Формировать интерес к искусству аппликации. Продолжать упражнять детей в  выкладывании готовых  элементов и составлении из них сюжетной композиции. Закреплять знание основных цветов и оттенков: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, голубой и фиолетовый. Воспитывать навыки аккуратной работы.

Литература:

Программа кружковой работы составлена на основе:

-Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Колокольчик»

- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.

- интернет ресурс https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka

- Ребенок в детском саду» журнал

- «Обруч» журнал под редакцией Т.Дороновой.

- «Ручной труд» под редакцией И.Климовой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умелые ручки".

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Программа была реализована в 2012-2013уч. г. во второй младшей группе....

Рабочая программа "Умелые ручки" (младшая группа)

Программа художественно-эстетической направленности для младшей группы....

Рабочая программа "Умелые ручки" (средняя группа)

программа кружка художественно-эстетической направленности...

Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год...