Методические рекомендации к выполнению сюжетной работы в технике пластилинографии
консультация по аппликации, лепке (средняя группа)

Осипова Елена Владимировна

   Лепка из пластилина – традиционный вид изобразительной деятельности, который давно и успешно используется в работе с детьми младшего, дошкольного, школьного возраста.

       Предлагаемая методика называется «Пластилиновая картина»,  техника пластилинография. Эту методику можно использовать для развития творческих способностей, мелкой моторики, а также использовать пластилин в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. При работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.

       Совокупность этих факторов позволяет рекомендовать эту методику не только как развивающую, но и как коррекционную – для проведения реабилитационных занятий с детьми после травм или дефектом рук.

       Основными целями и задачами обучения учащихся данной технике являются:

       Цель - выполнение декоративно-прикладной работы в технике «Пластилиновая картина».

Задачи:      

•             формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

•             освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их  помощью сюжетных картин; 

•             развитие мелкой моторики;

•             ознакомление с окружающим миром;

•             развитие эмоциональной сферы ребенка  и фантазии.

       В процессе обучения учащихся пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ученикам радость общения, познания труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. 

       А чтобы ученики лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.

       Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и, развитию детского воображения, художественного и пространственного мышления, будит фантазию, побуждает учащихся к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

       Практика показала, что целесообразно начинать изучение этой техники на основе небольших, сюжетных картин. Ознакомить учащихся с последовательностью работы в пластилинографии, отработать основные приёмы, довести работу до законченного, цельного произведения - эти задачи лучше реализовывать  на маленьком формате. А так же, нужно познакомить учеников с организацией рабочего места, с материалами и инструментами.

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография

       Освещение. В связи с тем, что данная работа связана с цветоразличением, рабочее место ученика должно быть хорошо освещено. Свет должен быть естественным, падать равномерно и не давать бликов на рабочую плоскость.

       Одежда. Обязательным атрибутом в данном виде деятельности является фартук или халат и давно забытые нарукавники. Нарукавники легко изготавливаются из ткани. Для этой же цели можно использовать рукава от старого свитера или гольфы с отрезанной носочной частью, они одеваются резинкой в сторону запястья. Эта спецодежда позволит не испачкаться пластилином в процессе работы.

       Посадка. Во время работы необходимо следить за правильной посадкой учащихся. Ребёнок не должен низко наклоняться над столом. Поскольку при близком рассматривании теряется восприятие цельности работы. Ученики начинают дробить, мельчить детали сюжетной картины. А так же, идет нагрузка на позвоночник, ученик быстро устает, испытывает боль и напряжение в области шейных позвонков. Обязательно нужно проводить физкультминутки. 

       Поддержание чистоты и порядка. При любой творческой деятельности поверхность стола накрывают, для того чтобы она оставалась чистой. Учитывая специфические особенности пластилина, лучше использовать прямоугольник из светлого линолеума, или полиэтилен.

       Коробка с пластилином должна оставаться чистой, красивой и аккуратной на протяжении всего процесса выполнения сюжетной картины. Для этого пластилин отрезают ножом или стеком, маленькими порциями. Если образовались неиспользованные кусочки пластилина, их нужно присоединить к куску соответствующего цвета. Особенно следует следить, чтобы пластилин не падал на пол.

       В конце каждого занятия необходимо уделить достаточно времени для наведения порядка. Поверхность стола, покрытая линолеумом легко очищается ножом или стеком для пластилина. Для достижения идеальной чистоты рабочего места, всё можно протереть тряпочкой смоченной в растительном масле. После чего протирается бумажной салфеткой.   Руки протираются тряпкой в растительном масле. Излишки масла смываются мылом и теплой водой.

Материалы и инструменты

       Пластилин. В настоящее время существует большое разнообразие пластилина по качеству и цветовой гамме. Качеству пластилина надо уделить особое внимание. Некоторые виды пластилина очень мягкие и от этого плохо держат заднюю форму, некоторые, наоборот, очень твёрдые – с ним трудно работать, пальцы быстро устают, времени затрачивается на работу больше, учащиеся не получают удовлетворения от работы. Учитывая опыт работы с данным материалом, для пластилиновых картин, я рекомендую использовать «Гамма» (производство г. Москва), он достаточно пластичный, мягкий и податливый для выполнения мелких деталей.

       Инструменты. Для освоения приёмов лепки пластилином необходимо заготовить инструменты, которые помогут ученику с успехом справиться с поставленными задачами: Деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей. Это набор стеков и пластмассовых ножей, разной конфигурации и размера, для нарезки, обработки пластилиновой массы (стеки – это небольшие пластмассовые или деревянные ножички для вырезания, выравнивания и деталировки изображаемых предметов); Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал); Различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и др. приспособления - для придания поверхности определенной структуры; Пластиковые медицинские или кондитерские шприцы - для выдавливания пластичной массы; Канцелярский нож для резки картона; Копировальная бумага, для перевода рисунка на поверхность картона; Эскиз будущей картины, выполненный в масштабе картона; Простой карандаш; Пластмассовая и металлическая линейка длиной 40 см; Лак для волос «Прелесть», для лакирования готовой картины; Флакончик с растительным маслом для облегчения очистки рук и поверхности от налипания пластилина; Хлопчатобумажная ткань или бумажные салфетки для вытирания рук и рабочего места.

       Картонная основа для сюжетной картины. Лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой. Такой картон не изгибается, а при надавливании немного амортизирует под пальцами, это создает определённый комфорт при намазывании пластилина. Формат картона лучше брать с учётом будущего паспарту и рамы. Припуски на паспарту делать по традиционным канонам.

Сюжетная картина из пластилина.

       Работу по методике «Пластилиновая картина», рекомендуется начинать с сюжетной картины. Сама же техника универсальна для работы с детьми любого возраста, просто сюжеты картины должны соответствовать уровню развития ребенка. Например, для малышей, это могут быть отдельные предметы на цветном фоне: яблоко, груша, грибок, домик, мячик, машина и т.д. Для дошкольников и младших школьников, подходит более сложный вариант – для выбора сюжета можно использовать книжные раскраски. Для детских художественных школ, учащимися разрабатывается индивидуальный сюжет будущей картины.

       Этапы работы над сюжетной картиной:

1.            Вводное занятие, знакомство с инструментами, материалом с организацией рабочего места, работа над эскизом.

2.            Выполнение подготовительных упражнений.

3.            Перевод рисунка на картон и работа с фоном.

4.            Работа над фрагментами основного изображения.

5.            Работа с накладными деталями, завершение работы.

6.            Лакирование. Вырезание паспарту, оформление в раму.     

       В зависимости от способностей детей любому этапу нужно посвятить столько времени, сколько потребуется для успешной и психологически комфортной творческой деятельности. Формирование творческой личности – процесс очень тонкий, он требует индивидуального подхода. Педагогу необходимо проявить всё мастерство и опыт, чтобы создать для учащихся комфортную творческую среду и атмосферу психологического успеха.

       Вводное занятие.

       Для вводного занятия необходимо подготовить выставку работ из пластилина. Выставка должна содержать помимо скульптурных работ, сюжетных картин и простых натюрмортов сложные сюжетные, жанровые композиции с большим количеством элементов. Занятие начинается с рассматривания экспозиции выставки. У педагога должна быть специальная картина, к которой каждый ребёнок может прикоснуться своими пальчиками. Здесь преследуется несколько целей. Первая – ученик получает определённые ощущения от соприкосновения с работой из пластилина. Вторая – через короткое время, ученики заметят, что рисунок на картине может деформироваться от прикосновения, это поможет им бережно относиться к своей работе в процессе выполнения. Третья – показать, что неудачный кусок в работе легко исправить. Необходимо продемонстрировать, как стеком снимается не получившееся место картины, на основу наложить новый слой, и работа может быть сделана заново.

       После просмотра экспозиции, переходим к выбору сюжета для будущей «Пластилиновой картины». В качестве сюжета ученикам художественного отделения можно предложить выполнить: цветочные композиции, несложный натюрморт из трех предметов быта, натюрморт их фруктов, изобразить животных или птиц. После освоения приёмов и навыков в технике пластилинографии, ученики могут выполнять более сложные сюжетные композиции. Эскиз сюжетной картины выполняется на бумаге, в натуральную величину и  лишь потом переводиться на заготовленный картон.

       На вводном занятии ученики так же знакомятся с инструментами, материалами и с организацией рабочего места.

       Дети знакомятся с основными правилами работы с пластилином:

1.            Перед началом работы рабочую плоскость стола накрывают линолеумом или клеёнкой.

2.            Обязательно надевается фартук или халат, нарукавники.

3.            Во время работы внимательно следить за тем, чтобы пластилин не падал на пол, не брать пластилин в рот.

4.            В ходе работы грязные руки оттирать от прилипшего пластилина с помощью промасленной хлопчатобумажной тряпки или бумажной салфетки.

5.            Ножи и стеки содержать в чистоте, а протяжении всей работы.

6.            На рабочем месте и в коробке с пластилином поддерживать чистоту и порядок.

7.            После окончания работы привести рабочее место в порядок, вымыть руки с мылом.

       Выполнение подготовительных упражнений.

       При выполнении картины из пластилина нужно научить учеников правильно обращаться с бруском пластилина. Объяснить, что брусок будет выполнять роль тюбика с красками. И мы будем от целого куска отделять маленькие кусочки для работы. Так быстрее идёт процесс изготовление картины, а сам пластилин долгое время сохраняет аккуратный вид.

       Работе с цветом много времени уделяется на занятиях по живописи и станковой композиции, при работе с красками. Работа с цветом в пластилиновой технике – явление новое. Этому моменту следует уделить достаточно времени. Новый цвет можно получить, смешивая пластилин разных цветов, принцип смешивания такой же как в красках.  Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется. Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. Не стоит смешивать более двух цветов одновременно. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества. Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень интересный. Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми. Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с горячей водой.

       Нужно научить учеников катать тонкие колбаски. После колбасок нужно научить формировать маленькие шарики – сначала вращательными движениями ладошек, а затем вращательными движениями ладошек по столу. Самое трудное, делать шарики одинакового размера. Для этого раскатанную колбаску разрезают стеком на равные части, из полученных частей получают одинаковые шарики.

       Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

       Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

       Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

       Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

       Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

       Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.

       Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

       Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

       Перевод рисунка на картон и работа с фоном.

       На вырезанный по формату картон переводиться отрисованный эскиз сюжетной картины. Перевод эскиза осуществляется при помощи копировальной бумаги. Такая бумага бывает разного цвета, тонкая, легко рвущаяся. На одну сторону копировальной бумаги нанесена специальная краска, которая пачкается, и именно это позволяет бумаге оставлять след при надавливании.

       Педагог демонстрирует последовательность перевода эскиза на картон. Нужно проследить, чтобы копировальная бумага легла на картон красящей стороной. Копирка перекрывается сверху эскизом, скрепляется скрепками. Переводить рисунок нужно внимательно, чтобы не пропустить какие либо фрагменты. Можно обводить рисунок авторучкой, тогда легко отличить отработанные места. А если необходимо сохранить картину для многоразового использования, то обводка делается карандашом белого цвета или шариковой ручкой без чернил. После того как рисунок переведён, сняты скрепки и копировальная бумага, полученное на картоне изображение надо обвести карандашом, для того чтобы изображение стало чётким.

       Итак, картон готов, можно приступать к фону. Перед началом, внимательно рассматривается картина и словесно проговаривается, какие места будут являться фоном. Объяснить, что фон – это то, что находиться за основным изображением. Ученик уясняет, какую площадь (большую или маленькую) займёт фон и его картина. Работа начинается с определения цвета фона. Контурное изображение на данном этапе работы остаётся незакрытым. Сначала вымешивается цвет, необходимого оттенка. Потом формируется колбаска которая выкладывается на фон и прижимается к картону. Дальше размазывается пластилин по всему пространству фона, сохраняя ровную линию около контура изображения (рис 1). Вне контуров, на остальной площади фона, пластилин примазывается маленькими сформированными кусочками. Картон, на котором ученик изображает сюжетную картину, может поворачиваться в любом направлении.

Работа над фрагментами основного изображения.

       После того как будет закрыт основной фон, можно переходить к фрагментам основного изображения. Эта работа будет проходить в три этапа.

       Подготовка контура изображения: Необходимо проверить, насколько видна контурная линия основного изображения. Если линии контура, закрылись пластилином, то с  помощью стека нужно их очистить. Всё изображение должно хорошо просматриваться и ученик ориентировался в изображении.

       Работа с фрагментами основного изображения: Для того чтобы закрыть пластилином фрагменты основного изображения, пластилин нужно подготовить. Нельзя работать рваными, несформированными кусочками, так как в этом случае трудно сохранить линии контура. С приёмами работы в технике пластилиновой картины мы уже знакомы. Чтобы линия контура изображения получалась ровной и аккуратной, сначала скатывается колбаска, прижимается с контуром изображения, не закрывая его, и примазывается в нужном направлении, то есть внутрь контура (рис 2). Для закрепления деталей сложной формы или очень мелких фрагментов можно скатать маленькие шарики. А затем шарик, также как и колбаска примазывается в нужном направлении.

       Выделение контурных линий: Когда всё изображение закрыто пластилином, остаются не закрытыми контурные линии. Для того чтобы усилить зрительное ощущение от нашей картины, можно на контурные линии наложить очень тонкие колбаски из пластилина черного цвета и прижать их. Колбаски, можно заменить на маленькие шарики.

       Есть и ещё один способ выделения контурных линий. Для этого руки ученика должны быть теплые. Нужно теплой ладошкой прогреть место линии контура и потом просто сдвинуть изображения пальцами в нужном направлении, пока края изображения не соединяться, а линии не спрячутся под слоем пластилина.

Работа с накладными деталями, завершение работы.

       Когда всё изображение закрыто пластилином, ученику кажется, что работа готова. Но на самом деле теперь начинается самый интересный творческий этап – это работа с накладными деталями. Эти детали очень оживляют работу.

Познакомим с выполнением некоторых деталей в пластилинографии.

       Трава: На «земле» можно сделать накладные траву и цветы. Траву можно процарапать стеком, но лучше поступить по-другому.

1.            Сделать тонкие зеленые колбаски разного оттенка, кроме зеленого можно использовать жёлтый и коричневый пластилин.

2.            Разогреть тёплой ладошкой место, где нужно сделать травку.

3.            Прижать травки под разным наклоном так, чтобы они не потеряли рельефность.

       Маленькие цветы в траве: Для изготовления маленьких цветов необходимо.

1.            Скатать шарики из разного пластилина диаметром около 5 мм.

2.            Прижать каждый шарик продавить к намеченному месту, чтобы получилась лепёшка.

3.            Взять не остро заточенный карандаш или шариковую ручку, в которой закончились чернила, и продавить серединку цветка.

4.            Скатать из жёлтого пластилина маленький шарик величиной с бисиринку и вложить его в середину цветка.

5.            Лепестки можно изготовить двумя способами. Первый – просто сделать шариковой ручкой пять дырочек вокруг серединки. Второй – сделать пять насечек, разделив лепёшку на пять лепестков.

       Сборный цветок: Самый простой цветок, составленный из отдельных деталей, собирается по следующему принципу.

1.            Слепить пять одинаковых шариков, например красного цвета.

2.            Вытягивая пластилин шариков в одну сторону, придать ему форму капелек.

3.            Прогреть ладошкой или пальцами то место, куда нужно прикрепить цветок.

4.            Наметить центр цветка, надавив карандашом.

5.            Придавить лепестки в форме капелек, равномерно расположив около намеченного центра. Придавливая лепестки, мы их расплющиваем, но не очень сильно, так, чтобы они сохранили свою рельефность.

6.            По лепесткам вдоль сделать три насечки ножом или стеком, этим мы зрительно оживим цветок.

7.            Скатать шарик жёлтого цвета и придавить его в центр цветка так, чтобы получилась лепешка.

8.            Остро отточенным карандашом сделать много дырочек в этой лепёшке (рис 4).

       Листок:

1.            Сформировать в пальцах небольшой шарик из зелёного пластилина.

2.            Вытянуть шарик в две стороны и приплюснуть его – получиться листик.

3.            Прижать листок на разогретый стебель цветка.

4.            Остро отточенным карандашом, стеком или ножом для пластилина проложить на лепестках прожили (рис 3).

       Лапки или когти: Можно сделать зверушкам лапки с коготками.

1.            Скатать шарик нужного размера в зависимости от размеров зверюшки а картине.

2.            На место коготков придавить шарики нужного размера и в нужном положении – то есть в сторону лапки – размазываем только одну половину каждого шарика, оставляя выпуклой другую половину. Такой оригинальный приём размазывания пластилина, делает работу рельефной и интересной.

3.            Ножом сделать насечку на выпуклой части шарика – получаться коготки (рис 5).

       Лакирование. Вырезание паспарту, оформление в раму.

       Когда картина полностью закончена, необходимо нанести лаковое покрытие, чтобы она не запылилась, так как пластилин сильно притягивает пыль. Для этого можно использовать лак для волос. Педагог проводит лакирование самостоятельно. Лак для волос высыхает очень быстро, он безопасен и нетоксичен. Кроме лака для волос можно использовать лак для мебели.

       Работа окончена. Лак высох. Переходим к вырезанию паспарту. Цвет паспарту может быть не только белый, но и цветной. Цвет паспарту выбирается исходя из общего колорита сюжетной картины. Вырезается паспарту с учётом припусков, сверху и по бокам 4-5 см, снизу 6-7 см. Окошко для картины вырезается чуть больше, чтобы паспарту перекрыло края работы.

       Рама для сюжетной работы может быть узкой или широкой, деревянной или пластиковой, цветной или из натурального материала (дерево). Картон в раму крепиться при помощи гвоздей или специально приспособленных креплений, которые зажимают работу.

       При хранении пластилиновых картин желательно на располагать их вблизи отопительных приборов или на солнце. Со временем картон впитывает в себя некоторое количество масляной составляющей пластилина и изображение немного затвердевает.

       Организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Учащиеся получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.

       Рекомендуемая литература:

       1. Величко Н. В. «Поделки из пластилина».

       2. Давыдова Т. «Лепим из пластилина и соленого теста».

       3. Кард В., Петров С. «Пластилин. Игрушки из пластилина».

       4.Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина».

       5. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». 

       6. Морозова. О. «Волшебный пластилин» 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для выполнения домашних заданий в группе для детей с ОНР (памятки для родителей)

Данный материал поможет в совместной работе логопеда и родителей по коррекции речи детей с общим недоразвитием речи. Памятки разработаны для выполнения домашних заданий на закрепление знаий и навыков ...

Методические рекомендации по формированию навыков работы с тестом у детей средней группы в технике "Тестопластика"

Цель: формирование навыков работы с тестом у детей среднего дошкольного возраста при изготовлении поделок в технике "Тестопластика"Задачи:1. познакомить детей с основными приемами тестопластики: раска...

Методические рекомендации для воспитателей по работе в технике "ниткография"

Данные рекомендации помогут организовать работу с детьми в новой технике "ниткография". Эту технику можно использовать  с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, она даёт прекр...

Выставка работ,выполненных в нетрадиционной технике "Пластилинография".

ЭТО ФОТООТЧЕТ ,В КОТОРОМ Я ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛА ,КАКИЕ КАРТИНЫ МОЖНО ВЫПОЛНИТЬ С ДЕТЬМИ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ"ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ"....

Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

Крактое описание правильного выполнения артикуляционной гимнастики....

Методические рекомендации к выполнению физических упражнений для реализации оздоровительной направленности

В материале перечислены упражнения, которые нежелательно использовать на занятиях с дошкольниками....

Занятие по выполнению коллективной работы по пластилинографии в подготовительной группе по сказке «Три поросёнка»

1. Закрепить знание детьми сюжета английской народной сказки «Три поросёнка», и особенностях внешнего облика героев.2. Продолжать осваивать приемы в технике пластилинография.3. Учить дости...