Методические рекомендации для выполнения домашних заданий в группе для детей с ОНР (памятки для родителей)
методическая разработка (старшая группа) на тему

Громова Елена Вячеславовна

Данный материал поможет в совместной работе логопеда и родителей по коррекции речи детей с общим недоразвитием речи. Памятки разработаны для выполнения домашних заданий на закрепление знаий и навыков звуковокого анализа  слов, при работе над предложением и связной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для выполнения

домашних заданий в группе для детей с ОНР

(памятки для родителей)

                                                                                                                                          Разработала учитель – логопед

                                                                                                                                        МАДОУ «Детский сад № 284»  

                                                                                                                                         Громова Елена Вячеславовна

г. Уфа

2014                                  

Памятка № 1

(правила о звуках)

1) Звуки бывают речевые (говорят люди) и неречевые (шум воды, ветра, тикают часы, едет машина, лает собака, звуки музыкальных инструментов и.т.д.).

2) Звуки бывают гласные и согласные.

3) Гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э) можно петь («голосок дрожит» - проверяем, приложив ладошку к шеи), у них нет преграды (губы и зубы открыты), обозначаются красным квадратом .

4) Согласные звуки бывают:

звонкие (контроль ладошкой– голосок дрожит) –

Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р ;

 глухие (контроль ладошкой – голосок не дрожит)-             П ,Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ ;

твёрдые – Б, В, Г, Д, Ж,  З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ш, (обозначаются синим квадратом ) ;

 мягкие – Бь, Вь, Гь, Дь, Зь, Кь, Ль, Мь, Нь, Пь, Рь, Сь, Ть, Фь, Хь, Ч (обозначаются зелёным квадратом );

5) согласные звуки всегда имеют преграду для воздуха при произношении (губы, зубы, язык).

6) Звуки Ж, Ш, Ц всегда бывают только твёрдыми, а звуки  Ч, Щ – только мягкими.

7) Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

Памятка № 2

(игры на выделение звука в слове)

1) Игра «Назови первый звук». Ребёнку предлагаются звукосочетания, слоги или слова, и он должен определить и назвать первый звук. Например,  взрослый произносит слово «аист», акцентируя голосом на первом звуке. Затем просит ребёнка назвать, какой звук стоит первый, в начале слова (звук [А]).

2) Игра «Назови первый и последний звук». Проводится аналогично, но ребёнок должен назвать первый и последний звук (в слове «коза» первый звук [К]; последний, в конце слова звук [А]).

3) Игра  «Назови гласные звуки». Взрослый произносит слог или слово и просит назвать гласные звуки (в слове «муха» два гласных звука - [У], [А]).

4) Игра «Назови согласные звуки». Проводится аналогично, но ребёнок должен назвать согласные звуки (в слове «баран»  согласные звуки [Б], [Р], [Н]).

5) Игра «Где живёт звук». Взрослый произносит слог или слово, акцентируя голосом на том звуке, который нужно угадать. Ребёнок должен угадать и сказать, где живёт звук: вначале, в середине или в конце слова. Например, в слове «финик» звук [Фь] живёт в начале слова; в слове «конь» звук [Нь] живёт в конце слова и.т.д.

Памятка № 3

(как выполнять звуковой анализ звукосочетаний,

слогов и слов)

Например, в тетради даётся задание выполнить звуковой анализ звукосочетания АУИ.

1) Предложить ребёнку послушать, как звучит звукосочетание (слог, слово) и громко, четко произнести его, как – бы пропевая.

2) Затем ребенок произносит звукосочетание (слог, слово) самостоятельно.

3) Взрослый просит назвать первый звук, затем второй  (в середине) и последний звуки.

4)  Затем выполняется полный анализ звукосочетания с зарисовкой в тетради:

« Первый звук [А], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом. Второй звук [У], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом. Третий звук [И], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом».

По мере анализа зарисовываются квадратики соответствующего цвета

 Звуковой анализ слогов:

МА –  в слоге МА первый звук [М], он согласный, твёрдый, звонкий (контроль голоса), у него есть преграда, обозначается синим квадратом. Второй звук [А], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом.

ПИ –  в слоге ПИ первый звук [Пь], он согласный, у него есть преграда, глухой (контроль голоса), мягкий, обозначается зелёным квадратом.Второй звук  [И], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом.              

Памятка №4

(звуко - слоговой анализ слов)

ЛЕС – первый звук в слове [Ль], он согласный, звонкий (контроль голоса), мягкий, обозначается зелёным квадратом; второй звук [Э],( если долго произносить звук [Е] -слышится [Э]),  он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом; третий звук [С], он согласный, твёрдый, звонкий (контроль голоса), у него есть преграда, обозначается синим квадратом; в слове один гласный звук, значит один слог.    

ДЕНЬ - первый звук в слове [Дь], он согласный, звонкий (контроль голоса), мягкий, обозначается зелёным квадратом; второй звук [Э], (если долго произносить звук [Е] - слышится [Э]),  он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом; третий звук [Нь], он согласный, мягкий, звонкий (контроль голоса), у него есть преграда, обозначается зелёным квадратом; в слове один гласный звук, значит один слог.  

Зи-на - первый звук в слове [Зь], он согласный, звонкий  (контроль голоса), мягкий, обозначается зелёным квадратом; второй звук [И], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным квадратом; третий звук [Н], он согласный, твёрдый, звонкий (контроль голоса), у него есть преграда, обозначается синим квадратом; в слове два гласных звука, значит два слога.

 

 Внимание!

 Звуки Е, И, Я, Ю после согласных смягчают их.

Например, пень -[Пь], корзина - [Зь] и.т.д.

Памятка № 5

(слова и предложения)

1) Всё, что мы говорим – это слова.

2) Слова – предметы бывают живые и неживые.

Живые слова – предмета отвечают на вопрос Кто это? и обозначаются одной линией  (мама, кошка, бабочка и.т.д.)

Неживые слова–предметы отвечают на вопрос  Что это? обозначаются одной линией (часы, машина, дерево и.т.д.)

3) Слова – действия отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Что делают? Что сделали? и обозначаются двумя линиями     (бегать, умыться, читать, петь, летают, уплыли и.т.д.)

~~

4) Слова – признаки отвечают на вопросы Какой? Какая? Какие? и обозначаются волнистой линией

 (добрый, пушистая, весёлые и т. д.)

5) Из слов можно составить предложение. Предложение состоит из слов.

Предложения бывают короткими (Наступила осень.) и длинными (Наступила красивая, золотая, дождливая, пасмурная осень.)

6) Если в предложении к слову нельзя поставить выше указанные вопросы, такое слово называем  пустым и обозначаем пустой полоской.    

     

7) В конце предложения ставится точка. ●

8) В предложении слова не соединяются друг с другом, между ними есть расстояния – окошечки.

9) Перед каждым словом, в окошечке, прячется вопрос. 

К каждому слову вопрос свой.

10) В предложении могут «жить» маленькие слова, это

предлоги, они обозначаются квадратиком.

11) Из предложений можно составить рассказ.

Памятка № 6

(работа над предложением и составлением схем)

1) Придумать предложение из двух слов, например:

Наступила осень. Мама одевается. Дети играют. Едет машина. Падает снег.

Придумать предложение из трёх слов,  например: Наступила золотая осень. Дождливый, хмурый день. И др.

2) Работа над составлением схемы предложения.

Ребёнку даётся задание придумать предложение из двух слов и составить его схему.

   а) Девочка танцует.

         

Ребенок дает полный анализ предложения:

В предложении два слова. Первое слово «девочка». Задается вопрос к этому слову: кто это? (девочка). Слово «девочка» - это слово предмет, стоит в предложении первым, обозначается одной полоской с флажком. Зарисовывается одна полоска флажком.

Второе слово «танцует». Задается вопрос к слову «танцует»; что делает? (танцует). Слово «танцует» - это слово-действие, обозначается двумя полосками. Зарисовывается две полоски.

В предложении слов больше нет, значит, ставим точку. Зарисовывается точка.

   б) Едет пассажирский автобус.

~~

           

   

   в) Яблоко лежит в вазе.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации и домашние задания для развития общей осведомленности и познавательной сферы у дошкольников (1 неделя апреля)

Методические рекомендации и домашние задания для развития общей осведомленности и познавательной сферы у дошкольников (1 неделя апреля)...

Методические рекомендации и домашние задания для развития общей осведомленности и познавательной сферы у дошкольников (1 неделя апреля)

В материале представлены темы, которые изучают дошкольники нашего ДОУ на первой неделе апреля. А так же даны домашние задания для совместной работы родителей с детьми на выходных днях....

Рекомендации по формированию и развитию игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Памятка для родителей.

Цель данной презентации - помочь родителям особых детей сориентироваться в большом разнообразии игрушек. Материал расположен с учётом возрастных особенностей дошкольников....

Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста).

Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста)....

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ компенсирующих групп для детей с ТНР: "Игры и упражнения для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-6 лет с ОНР"

Данные методические рекомендации будут полезны для воспитателей ДОУ, работающих в группах компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ТНР. Методические рекомендации построены на основе 30 лексич...