Методические рекомендации по организации РППС в группе для детей снарушением зрения
статья по коррекционной педагогике

Рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

При организации предметно-развивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям:

- создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;
- профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;
- вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.

Стены помещений групповых ячеек и оборудования окрашены матовыми красками светлых тонов. Окраска дверей и дверных наличников, мебели и оборудования контрастирует с окраской стен.

Много места для передвижения для развития двигательной активности.

Помещения групповых оборудуется комбинированной системой искусственного освещения.

Игрушки многофункциональные. Игрушек немного, подобраны в соответствии с целями и задачами.

Нет цветовой перенасыщенности – условия для расслабления глаз.

Мебель и оборудование

Групповые помещения комплектуются мебелью и оборудованием в соответствии с ростовыми особенностями и состоянием зрения детей.

- столы устанавливаются вдоль окон в один ряд так, чтобы свет падал слева

- столы для слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1 независимо от их размера ставиться ближе к преподавателю и доске

Столов окрашены в цвета натуральной древесины, классная доска - темно - зелено цвета.

Во время занятий по рисованию используются мольберты.

В группах создана необходимая соответствующая предметно-развивающая среда. Развитие среды происходит с опорой на общедефектологические принципы, а также на дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с амблиопией и косоглазием. Среда решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения (Плаксина Л.И., Сековец Л.С.). Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка (Наумкина Т.Н.).

1. Оформление стен групповых комнат и спален различными зрительными тренажёрами.

2. Подбор дидактических игр и игрушек для развития сенсорного восприятия дошкольников.

В группах созданы центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры. Кроме того, пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в центре искусств, а в центре математики размещены пособия по развитию формовосприятия и восприятия величины.

Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а также имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группах и в саду созданы условия для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности.

Воспитатели сочетают создание физкультурного уголка со зрительным тренажёром и с дидактическим пособием по математике. Работа с этим пособием позволяет решать сразу несколько задач: закрепление цвета и форм геометрических фигур, упражнение в метании мяча по удалённой цели; тренировка мышц глаза; развитие внимания. Такие упражнения полезны при амблиопии и монокулярном характере зрения, т.к. дают возможность ребёнку оценить расстояние до удалённых предметов.

В дефектологической зоне имеется методический материал, изготовленный руками воспитателей и дефектолога, основываясь на методических рекомендациях Л.И. Плаксиной (зав. кафедрой коррекционной педагогики Российской академии образования)

Материал позволяет правильно организовать коррекционно – воспитательную работу, которая тесно связана с лечебно- восстановительной работой.

Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур. Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.

Заслонённые изображения предметов.

Изображения меняются в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды.

Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Исследования Селезнёвой показали, что в процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения полностью доверяются поступающей зрительной информации.

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития:

  зрительного восприятия;

  тактильного восприятия;

  слухового восприятия;

  обоняния.

Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа: скатывания шара с горки, «продвинь фигурку» и др.

Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Поэтому в группе большое внимание обращается на наполнение игровых зон конструктивной и графо-моторной деятельности.

Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций мы применяем различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения. Дифференцированный подход в различных коррекционных приёмах: например, использование красного и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазие способствуют закреплению успехов ортоптического лечения.

Для развития слухового внимания необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды. Для решения этой задачи на музыкальных занятиях используем детские музыкальные инструменты: трещётка, кастаньеты, коробочка, тон-блок, бубенцы, треугольник, ксилофон, металофон, маракас, бубен, колокольчики. Групповые музыкальные центры оснащены самодельными музыкальными инструментами и игрушками, изготовленными воспитателями, родителями, музыкальными руководителями. Обогащению представлений о звуках реального мира помогают аудиозаписи: «Звуки природы», «Звуки улицы».

Таким образом, коррекционно-развивающая среда, способствующая развитию сенсорного восприятия детей с учётом их особенностей в зависимости от заболевания, помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по обогащению РППС старших групп ДОУ по ДНВ

Рекомендации для педагогов ДОУ. осуществляющих ДНВ дошкольников...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"...

Методические рекомендации по организации РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Представлены методические рекомендации по организации РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Методические рекомендации по организации РППС

рекомендации для педагогов по ПРС с требованиями ФГОС...

Методические рекомендации по созданию РППС в группе ( проект)

Можно использовать материал при создании развивающей - предметно- пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС ДО ....

Методические рекомендации по организации совместной деятельности родителей и детей средней группы

Методические рекомендации по организации  совместной деятельности родителей и детей средней группы «Непоседы»Тема недели «1 июня- День защиты детей» «Вот и лето к на...